Напоминание

"Занимательная математика, как средство развития интеллектуальных способностей дошкольника"


Автор: Чепарухина Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ Солнышко"
Населённый пункт: п.г.т.Октябрьское, Ханты-Мансийский АО - Югра
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Занимательная математика, как средство развития интеллектуальных способностей дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

Обобщение педагогического опыта

по теме индивидуального плана самообразования.

«Занимательная математика, как средство развития

интеллектуальных способностей дошкольника»

за 2016-2017 учебный год

воспитателя Чепарухиной И. А.

Чепарухина И. А.

Воспитатель 1 кв. категории

Средне специальное педагогическое образование.

Тема, над которой я работаю « Занимательная математика, как средство развития

интеллектуальных способностей дошкольника». В течение многих лет я

наблюдала за детьми , как им трудно иногда бывает запомнить геометрические

фигуры, цвет, счет, сравнивать два предмета по размеру ( длиннее- короче,

шире -уже, выше -ниже, больше- меньше), ориентироваться в пространстве во

времени. Таким образом , создалась проблемная ситуация, чтобы решить ее я

поставила перед собой цель: в процессе увлекательной игры развивать у детей

память, внимание, творческие способности, логическое и образное мышление.

Научить детей мыслить , рассуждать, находить правильные ответы, через

занимательную математику.

Для достижения выбранной цели нужно было решить следующие задачи:

1.Изучить индивидуальные особенности детей, уровень их математического

развития,

2. Знания полученные НОД закрепить в разных областях продуктивной

деятельности рисование, лепка, конструирование.

3. Продолжать работу по ознакомлению детей с цифрами от 1-5.

На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила литературу по

данной проблеме:

1. « Детство» Программа развития и воспитания в детском саду. В. И. Логинова,

Т. И. Бабаева.

2. « Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова-кандидат пед. наук.

3. Е. В. Колесникова. Математика для детей 4-5 лет.

2

4. Т.А Фалькович, Л. П. Барылкина « Формирование математических

представлений»

5. Формирование элементарных математических представлений « От рождения

до школы» И. А. Пономарева.

6. « Развиваем восприятие, воображение» А Левина.

7. «Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.

8. «Играем в числа» - серия пособий.

Изучение темы начала с раздела: « Формирование элементарных математических

представлений у детей 4-5 лет в детском саду» Изучила тему математические

игры 4-5 лет, подобрала материал для математических игр и изготовила

картотеку по ФЭМП. Провела консультацию для родителей «Играйте вместе с

детьми», «Математика дома». Провела семейный клуб на тему « Занимательная

математика», Провела открытое занятие по математике

« Путешествуем вместе с Колобком»

Разработала

программу

дополнительного

образования

кружка

«

В

гостях

у

Волшебного квадрата». Занятие оригами позволяют детям удовлетворить свои

познавательные интересы, этот вид искусства благоприятно

воздействует на

развитие внимания и формирование памяти, логического мышление. Оригами –

один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и

координацию

движений

и

воздействуют

на

интеллектуальное

развитие.

Составила перспективный план кружковой работы для детей средней группы.

Дети познакомились с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,

треугольник, угол, сторона, вершина.

Занятия в кружке проводились один раз в неделю длительностью 20минут.

В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от

занятий время следующие игры:

1. Дидактические игры:

* «Сложи предмет из геометрических фигур»

«Подбери ключик к замочку»

« Не ошибись»

«Найди свою пару»

2. Игры –путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:

3. Игры –соревнования:

4.Сюжетно

–ролевые

игры

с

использованием

дидактического

материала

по

ФЭМП.

« Магазин игрушек»

«Зоопарк» счет

«Прогулка в лес»

5. Игровые математические знания с театрализацией:

«Математика в сказках»

6. «Настольно- печатные игры:

«Лото»

«Парные картинки»

«Домино»

«Цветная мозаика»

«Пазлы»

«Собери сказочного героя»

3

«Кто больше найдет отличий»

В группе есть магнитная доска, набор карточек на сопоставление цифры и

количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены

различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор

игр

на

развитие

мелкой

моторики

руки.

При

выборе

игр

предпочтение

отдавалось

способности

игр

стимулировать

развитие

детей.

Такими

играми

являются

развивающие

игры

«Цветные

счетные

палочки

Кюизенера»,

«Разрезной

квадрат»

Никитина,

«Логические

блоки

Дьенеша»,

«Танграм»,

«Колумбово яйцо». Такие игры вызывают интерес у детей необычностью и

занимательностью,

требуют

умственного

и

волевого

напряжения,

развивают

смекалку, сообразительность.

На

заключительном

этапе

выполнения

плана

по

самообразованию

я

проанализировала проведенную работу и сделала выводы:

Что

занимательная

математика,

как

средство

развития

интеллектуальных

способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно,

включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры,

НОД,

прогулки,

трудовую

деятельность.

Особое

внимание

следует

уделять

индивидуальной

работе

с

детьми

по

ФЭМП.

Следовательно,

работа

должна

пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.

Работа кружка и разнообразные дидактические игры научили детей внимательно

слушать, отвечать на вопросы, у них улучшилась память, логическое мышление,

счет,

научились

решать

задачи-шутки.У

детей

сформировался

навык

самоконтроля и самооценки.

В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей.

Планирую продолжить работать по данной теме в следующем учебном году,

составить перспективный план работы для детей старшей группы.

4

Фотоотчет

Иследовательская деятельность

Плоскостное конструирование

Логические блоки Дьенеша

5

Соотношение чисел

Ориентировка во времени

Знакомство с геометрическими фигурами

6

Знакомства с цифрами

Соотношение цифр с количеством предметов

7

Кружок в гостях у Волшебного квадрата

Развевает творчество и координацию движений, логическое мышление,

знакомит с геометрическими понятиями.

8

Достижение детей.

№ Ф.И.

Название

мероприятия

Дата

Результативность

1.

Пилипенко Полина

Муниципальный

конкурс.

«Математический

знайка»

Октябрь

2016

Участие

2.

Рахлинский Матвей

Муниципальный

Октябрь

2016

Участие

3.

Сафарова Евгения

Муниципальный

Октябрь

2016

Участие

4.

Солдатова

Ангелина

Муниципальный

Октябрь

2016

Участие

5.

Черкашин Саша

Муниципальный

Октябрь

2016

Участие

6.

Иванских Иван

Муниципальный

Октябрь

2016

Участие

7.

Вехшкурцев

Кирилл

Муниципальный

Октябрь

2016

Участие

14,8

66,6

18,6

Диаграма освоение детьми по ФЭМП

Нет достижений

Частично достиг

Достиг полностью

9



В раздел образования