Автор: Гайчук Галина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 10"
Населённый пункт: г. Дальнереченск Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ "БЕРЁЗА БЕЛАЯ ПОДРУГА"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие: «Берёза – белая подруга»
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 10»
г. Дальнереченск Приморский край
воспитатель Гайчук Галина Борисовна
Программное содержание: помочь найти образное сходство между девушкой
и берёзой; научить передавать содержание поэтических строк, используя
изобразительные средства выразительности (колорит, композицию); отразить
настроение берёзки во все времена года, подбирая прилагательные,
сравнения, образные выражения, поэтические строки, разные
цветосочетания, найти самостоятельные приёмы изображения дерева.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Материал: краски (гуашь, акварель), палитра, кисточки (флейц, № 2, 3, 6),
карандаши цветные, пастель, мелки, гелевые ручки.
Оформление: картинная галерея «Берёзовые рощи», образцы рисования
берёзы во все времена года.
Звучит фонограмма песни «Берёзы» в исп. С. Безрукова и гр. «Любэ»
Вос: Сегодня мы с вами поговорим ещё об одном символе России – берёзе, о
русской берёзке. О России говорят – берёзовая Русь и народ песенки
складывал ласковые, нежные:
Берёзонька моя, берёзонька
Берёзонька моя белая, берёза кудрявая!
А какие песенки знаете вы?
Дети: Стоишь ты берёзонька, стоишь ты кудрявая
Посередь долинушки
На тебе берёзонька листья зелёные
Под тобой берёзонька травушка шелковая
Вос: Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Если бы все
деревья сейчас превратились в людей кем стал бы дуб, клён, а в кого
превратилась бы берёза ?
Дети: мудрым старцем, добрым молодцем, девицу – красу.
Вос: Кто скажет, как образно описывает в своих стихах берёзу С.Есенин:
Реб. О, тонкая берёза, что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер, о чём звенит песок?
Иль хочешь в косы ветви ты лунный гребешок?
Вос: Художники воспевали берёзу в своих картинах. Я приглашаю вас в
картинную галерею. Что мы видим на картинах?
Дети: Лес, деревья, берёзовую рощу.
Вос: Одинаково ли изображены берёзы на всех картинах?
Дети: Нет, здесь берёзовые рощи зимой, весной летом и осенью.
Вос: Подберите образные слова и опишите, какие берёзы зимой
Дети: Заснеженные, заиндевелые, запорошенные, русоволосые
Вос: Прочтите стихотворение о зимней берёзе
Дети: Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом/ точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
Вос: Опишите берёзку весной как русскую красавицу
Дети: Зеленокосые, кудрявые, стройные, гибкие/ зеленоглазые, белолиции
Вос: Какие строки посвятил С.Есенин весенней берёзке?
Дети: Зеленокосая в юбчонке белой
Как девушка – тонка, стройна берёзка белая
Вос: Кто скажет, как встречает лето берёзка?
Дети: Берёзка зелёные косы развесила с тонких ветвей
Вся в белое платье одета, встречает горячее лето
Вос: А что можно сказать о молоденьких берёзках?
Дети: Тоненькие, стройные, кудрявые, густой листвой принакрылись.
Вос: А как прекрасна берёзка осенью?
Дети: Как хорошо в гостях у осени среди берёзок золотых
Подольше б золото не сбросили, стоял бы лес багрян и тих
Вос: Опишите осенние берёзы
Дети: Златокудрые, принарядившиеся, водят хоровод, бусы из золотых
листочков, в золото одеты
Вос: Художники, поэты, музыканты всегда воспевали образ русской
красавицы берёзки. Как они любили и любят берёзку русскую?
Дети: Люблю берёзку русскую то светлую, то грустную
Люблю её нарядную, родную ненаглядную
Вос: Сегодня у нас в гостях наша добрая знакомая – королева Кисточка
Посмотрите, какие образцы рисования берёз она для вас приготовила
Королева Кисточка желает знать, как правильно рисовать кисточкой?
Дети: Держать за металлический наконечник тремя пальцами, рисовать по
ворсу, кисточка всегда следует за палочкой. Краски набирать нужное
количество, если рисовать красками нескольких цветов - надо прополоскать
кисточку и просушить её о салфетку.
Вос: Как рисовать ветви берёзки?
Дети: Кончиком кисточки, листочки – способом примакивания Вос:
Королева Кисточка напоминает вам, что дерево рисуем сверху вниз, ветки от
ствола к солнцу, но у берёзы ветки свисают вниз.
Вос: Какие приёмы рисования пастелью?
Дети: Растушёвка, штрихи, линии
Вос: Молодцы! Королева Кисточка посвящает вас в юные художники и
приглашает вас в мастерскую, а произведение П.Чайковского «Времена года»
поможет вам нарисовать свою неповторимую берёзку
Физкультминутка:
Мы вокруг берёзы весело пойдём
Разные листочки дружно подберём
Сразу вверх поднимем, покружим слегка
А потом подбросим прямо в облака
Дети продолжают рисовать, звучит песня «Берёза белая подруга» в исп.
Л.Лещенко.
Анализ работ : Королева Кисточка предлагает выставить ваши работы в
галерее. Посмотрите мы попали в необычный, волшебный лес – в нём все
времена года существуют одновременно. Какая работа нравится? Почему?
Кому нравится своя работа? Почему? Подберите образные и поэтические
слова (инд. анализ, самоанализ, анализ-рассказ, анализ воспитателя в форме
худ. слова)
Вос: Мне нравится работа …
Стих: Берёзка белый сарафан надела
Кудри завила, косы заплела
До чего же хороша – словно девица – душа!
Вос: Королева Кисточка просила передать., что ей понравились ваши работы
и она приготовила для вас в подарок точилки
Вос: Пока наши девочки готовят сюрприз, мы вспомним пословицу и
приметы о берёзе
Дети: 1 Берёза не угроза – где стоит, там и шумит
2
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету
3
Если листья появляются рано – лето будет сухим
4
Если берёза опушается раньше всех – жди сухого лета
Реб: Разбежались по лужайке беззаботной, лёгкой стайкой
Словно девочки – подростки белоствольные берёзки
За руки взялись и вот - закружился хоровод
Девочки танцуют танец «Во поле берёзка стояла»