Напоминание

"Древний Рим"


Автор: Кирюшкина Ольга Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Школа №112 г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методическая разработка к уроку истории
Тема: "Древний Рим"
Раздел: полное образование





Назад




Сценарий урока

Кирюшкина Ольга Михайловна

МБОУ Школа №7 г.о. Самара

Предмет: История. Класс 5.

Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. 5

класс. М «Просвещение» 2012.

Тема урока: Древнейший Рим.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ, историческая карта, атласы, смайлики, карточки с заданиями.

Цель

урока:

сформировать

представление

о

Древнем

Риме,

как

одном

из

государств Древнего мира.

Задачи урока:

- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной

презентацией

узнать

об

основных

событиях,

связанных

с

возникновением

государства Древний Рим;

- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться

формулировать и решать познавательные задачи;

- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать

навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения

терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях

жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в

коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности

коллектива.

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

4. Физкультминутка (2 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6. Домашнее задание (3 мин.).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-целевой этап (5 мин.)

1. Организационный момент

Добрый

день!

Проверяет,

кто

отсутствует.

Выясняет,

кто

дежурные

и

всё

ли

они

приготовили к уроку (атласы, смайлики) на

каждой парте

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний

Сегодня мы приступаем к изучению нового

раздела в истории - Древнего мира.

Для того чтобы определить тему, предлагаю

выполнить задание.

Я задаю вопросы, если на него ответили, то

снимаем это слово.

На доске прикреплены слова: Греция, Египет,

Спарта, Китай, Македония, Апеннины

Поднимая руку, отвечают на вопросы:

1) Какое государство находится на Балканском

полуострове?

2)

Как

называлось

государство,

где

правили

фараоны?

3)

Назовите

город-полис,

где

слабых

детей

сбрасывали со скалы?

4) Где жил мудрец Конфуций?

5)

В

какой

стране

жил

полководец,

который

убил своего друга, спасшего ему жизнь.

Один из учащихся снимает угаданные слова у

доски.

3. Мотивация

У нас осталось слово - Апеннины.

Как

вы

думаете,

что

может

означать

этот

термин?

Выдвижение различных версий

Представляет первый слайд презентации, где

показан

Апеннинский

полуостров.

Задаёт

вопросы,

построенные

на

интеграции

с

географией

Отвечают по ходу презентации на вопросы:

1) На каком материке расположен Апеннинский

полуостров?

2)

В

какой

части

Евразии

н а ход и т с я

Апеннинский полуостров?

3) Что такое полуостров?

По

желанию

вызывает

к

карте

ученика

и

предлагает

определить

местоположение

Апеннинского полуострова

Определяет

местоположение

Апеннинского

полуострова.

Остальные работают с атласами

Показывает

второй

слайд

презентации

и

поясняет,

что

на

Апеннинском

полуострове

расположена страна - Италия. Задаёт вопрос:

Определите в какой часть Италии находится

Рим?

Хором

отвечают,

где

находится

север,

юг,

восток,

запад.

Определяют

местоположение

Рима

Задаёт вопрос: Как думаете, о чём пойдёт речь

на уроке?

Формулируют

тему

урока,

записывают

её

в

тетрадь

Показывает слайд презентации, где записана

тема урока и изображена открытая дверь.

Сегодня

мы

откроем

дверь

в

новый

неизведанный нами мир Древнего Рима.

Ну что, начнём?

2. Ориентировочный этап (5 мин.)

1. Определение цели урока

Предлагает выяснить, какие вопросы можно

рассмотреть,

если

говорим

о

городе-

государстве Рим

Определяют

вопросы,

которые

необходимо

изучить

По

мере

того

как

учащиеся

определили

перечень вопросов для изучения, открывает на

доске заранее написанный план урока

Сверяют

с

планом

урока,

правильно

ли

они

обозначили вопросы для изучения

Определите источники информации, которые

вы

можете

использовать

для

изучения

материала на данном уроке

Называют

источники

информации:

учебники,

атласы, географические карты, презентация

Каков будет результат нашего урока?

Ф о рм ул и р у ют

ко н еч н ы й

р е зул ьт ат

сформировать представление о древнем городе-

государстве Рим

3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.)

1.

Работ а

в

группах

п о

изучению нового материала

Представляет слайды презентации, где даны

пояснения,

чем

занимаются

Этнографы,

Географы, Мифологи, Политологи.

Предлагает

классу

разбиться

на

группы:

Этнографы,

Географы,

Мифологи,

Политологи

По желанию разбиваются на группы

Каждой

группе

даёт

задание

и

проводит

инструктаж по выполнению заданий:

Этнографы

-

особенности

климата

и

основные занятия жителей Древнего Рима.

Географы

географическое

положение

Древнего Рима.

Мифологи

-

знакомство

с

легендой

об

основании Древнего Рима.

Политологи - управление в Древнем Риме.

Выполняют работу в составе групп:

Этнографы - прочитать текст на стр. 216-217,

п.2. Ответить на вопросы.

Географы

-

прочитать

текст

на

стр.

214.

Ответить на вопросы, используя карту.

Мифологи - прочитать текст на стр. 214, п.1-2,

документ

на

стр.

215.

Подготовить

сжатый

пересказ, заполнить таблицу.

Политологи - прочитать текст на стр. 218 п.3.

Составить

схему

управления,

выписать

термины

Корректирует работу групп.

Предлагает

группам

представить

изученный

материал

Выступление групп

Представляет

слайды

презентации

по

ходу

выступления

групп

и

просит

ответить

на

дополнительные

вопро сы,

исходя

и з

изученного материала

Отвечают на вопросы

Предлагает

другим

группам

з а д а ват ь

уточняющие вопросы, если что-то не понятно

Задают уточняющие вопросы

П о с л е

в ы с ту п л е н и я

ка ж д о й

г р у п п ы

предст авляет

слайды

пре зент ации

с

правильными

ответами,

просит

оценить

выступление группы

Поднимают

смайлики,

оценивая

работы

группы:

желтый – все отлично,

зеленый – есть недочеты в выступлении,

синий – не справились с заданием

4. Физкультминутка (2 мин.)

Включает музыкальное сопровождение

Выполняют

упражнения,

которые

показывает

физорг класса

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)

1.

Систематизация

знаний,

п е р в и ч н о е

з а к р е п л е н и е

изученного материала

Предлагает оценить свои результаты, отвечая

на вопросы викторины

После

заданного

вопроса

оценивают

свои

ответы, поднимая смайлики:

желтый – знаю ответ;

синий – не знаю ответ

П р е д с т а в л я е т

с л а й д

п р е з е н т а ц и и

с

правильным ответом на заданный вопрос

Записывают в тетрадь:

плюс - если ответ правильный,

минус - если ответ не правильный

Предлагает подвести итоги викторины

Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

за 8 плюсов – 4 балла,

за 5 плюсов – 3 балла

2. Рефлексия

Предлагает вспомнить и озвучить тему урока.

Какую цель и задачи ставили в начале урока?

Называют

тему

урока,

сопоставляют

цели

и

результаты

3. Оценка и самооценка урока

Предлагает

оценить

результаты

своей

деятельности на уроке

Оценивают результаты своей деятельности на

уроке, поднимая смайлики:

желтый

я

все

усвоил,

могу

поделиться

знаниями;

зеленый – было сложно, но с помощью записей

смогу рассказать;

синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на

некоторые вопросы

Оценивает

результаты

работы

класс а,

благодарит за участие в работе. Предлагает

оценить результаты деятельности учителя

Сдают смайлики дежурному по классу,

если

урок

понравился,

оставляют

желтый

смайлик на парте

6. Домашнее задание (3 мин.)

Предлагает виды домашнего задания

Записывают

в

дневник

домашнее

задание,

определяя его по уровню своих знаний



В раздел образования