Автор: Кныш Ростислав Александрович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ В(С)Ш №46
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Реализация ФГОС в образовательном процессе
Раздел: полное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Рабочая программа
учебного предмета «ОБЖ»
для 5-6 классов
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Кныш Ростислав Александрович,
учитель русского языка и литературы
СОГЛАСОВАНО
Методист:
______________С.С.Алексеева
УТВЕРЖДАЮ.
Приказ №________от_________2016г.
Директор школы:_________________
Н.В.Суворова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 5-6 классов разработана в соответствии с
ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г.№ 1897, с изменениями,
утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 и от 31.12.2015 г. № 1577, с
учетом следующих документов:
примерной
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
(одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 8 апреля 2015 г. № 1/15));
авторской
программы:
Ю.Л.
Воробьев.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Ю.Л. Воробьёва. 5-9 классы. - М.:
«АСТ: Астрель», 2014.
Учебный предмет «ОБЖ» является составной частью обязательной образовательной области
«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с учебным планом
МКОУ Новониколаевской СОШ на 2016-2017 учебный год для изучения ОБЖ
в 5-6 классах
предусмотрено 70 учебных часов.
Года обучения
Количество часов
в неделю
Количество
учебных недель
Всего часов за
учебный год
5 класс
1
35
35
6 класс
1
35
35
Итого: 70 часов
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
«Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс. Под редакцией Ю.Л. Воробьева. М.:
АСТ: Астрель, 2014г.;
«Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс. Под редакцией Ю.Л. Воробьева. М.:
АСТ: Астрель, 2014г.
Рабочая программа учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и
способствует
формированию
у
учащихся
умения
безопасно
использовать
учебное
оборудование,
проводить
исследования,
анализировать
полученные
результаты,
представлять
и
научно
аргументировать полученные выводы.
Данная программа направлена на достижение следующих целей:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью
как
индивидуальной
и
общественной
ценности,
к
безопасности
личности,
общества
и
государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в
различных
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях
природного,
техногенного
и
социального
характера;
развитие
потребности
соблюдать
нормы
здорового
образа
жизни;
подготовку
к
выполнению
требований,
предъявляемых
к
гражданину
Российской
Федерации
в
области
безопасности жизнедеятельности;
освоение
знаний:
об
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях,
о
влиянии
их
последствий
на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты
населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой
медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области
безопасности жизнедеятельности;
овладение
умениями:
предвидеть
возникновение
опасных
и
чрезвычайных
ситуаций
по
характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой
из
различных
источников;
принимать
обоснованные
решения
и
разрабатывать
план
своих
действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Промежуточная аттестация
проводится за три недели до окончания учебного года
в форме
стандартизированной письменной работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 – 6 классы
Личностные результаты:
-
развитие
духовных
и
физических
качеств,
обеспечивающих
защищенность
личных
интересов
в
повседневной жизни подростка;
- понимание важности сохранения своего здоровья и начало формирования потребности соблюдения
норм здорового образа жизни;
- формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека.
Метапредметные результаты:
- овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать, видеть причины опасности
и понимать их влияние на человека и окружающую среду;
- овладевать навыками безопасного поведения в повседневной жизни; оценивать свои поступки;
- моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;
- приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать
выводы;
- развитие умения формулировать свои мысли, умения принимать точку зрения собеседника, понимать
право существования иного мнения;
- освоение алгоритмов действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной жизни: дома, на
улице, в транспорте, в школе и других общественных местах.
Предметные результаты:
5 класс
Учащийся научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде
и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с
использованием бытовых приборов;
классифицировать
и
характеризовать
причины
и
последствия
опасных
ситуаций
при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических
походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
характеризовать
безопасный
и
здоровый
образ
жизни,
его
составляющие
и
значение
для
личности, общества и государства;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при ожогах;
Учащийся получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать
и
характеризовать
причины
и
последствия
опасных
ситуаций
в
туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи.
6 класс
Учащийся научится:
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических
походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище
в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать
и
характеризовать
причины
и
последствия
опасных
ситуаций
в
туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс – 35 часов
I. Основы безопасности личности, общества и государства – 32 часа
Основы комплексной безопасности - 32 часа
Человек
и
окружающая
среда.
Мероприятия
по
защите
населения
в
местах
с
неблагоприятной
экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде,
почве.
Бытовые
приборы
контроля
качества
окружающей
среды
и
продуктов
питания.
Основные
правила
пользования
бытовыми
приборами
и
инструментами,
средствами
бытовой
химии,
персональными
компьютерами
и
др.
Безопасность
на
дорогах.
Правила
безопасного
поведения
пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его
причины
и
последствия.
Правила
поведения
при
пожаре
при
пожаре.
Первичные
средства
пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания
помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила безопасности в
ситуациях
криминогенного
характера
(квартира,
улица,
подъезд,
лифт,
карманная
кража,
мошенничество, самозащита
покупателя).
Элементарные
способы
самозащиты. Информационная
безопасность подростка.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 3 часа
Основы здорового образа жизни – 1 час
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи – 2 часа
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при ожогах.
6 класс – 35 часов
I. Основы безопасности личности, общества и государства – 24 часа
Основы комплексной безопасности - 24 часа
Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях.
Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 11 часов
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи -11 часов
Основы
оказания
первой
помощи.
Первая
помощь
при
наружном
и
внутреннем
кровотечении.
Извлечение
инородного
тела
из
верхних
дыхательных
путей.
Первая
помощь
при
ушибах
и
растяжениях,
вывихах
и
переломах.
Первая
помощь
при
ожогах,
отморожениях
и
общем
переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания ,их профилактика. Первая
помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе
насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме.
Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел
Содержание модуля, раздела
Количество
часов
5 класс – 35 часов
I.
Личная
безопасность в
повседневной
жизни
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите
населения в местах с неблагоприятной экологической
обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных
веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля
качества окружающей среды и продуктов питания. Основные
правила пользования бытовыми приборами и инструментами,
средствами бытовой химии, персональными компьютерами и
др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения
пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства
32
индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и
последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре.
Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной
защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания
помощи на воде. Правила безопасности в туристических
походах и поездках. Правила безопасности в ситуациях
криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт,
карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя).
Элементарные способы самозащиты. Информационная
безопасность подростка.
II.
Основы
медицинских
знаний и
здорового
образа жизни
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при ожогах.
3
Итого:
35
6 класс – 35 часов
I.
Безопасность
человека в
опасных и
экстремальных
природных
условиях
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Правила
безопасности
в
туристических
походах и
поездках.
Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия,
способы их подачи и ответы на них.
24
1.
Экстремальная
ситуация в
природе и
первоочередные
действия
человека,
попавшего в неё
3
2.
Пребывание
человека в
различных
климатических
условиях
2
3.
Способы
выживания
человека в
условиях
автономного
существования в
природной среде
19
II.
Основы
медицинских
знаний.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при
наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного
тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при
ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь
при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные
неинфекционные и инфекционные заболевания ,их
профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая
помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при
укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке
сердечной деятельности. Первая помощь при коме.
Особенности оказания первой помощи при поражении
электрическим током.
11
4.
Оказание первой
помощи в
экстремальных
ситуациях
11
Итого:
35