Автор: Тахтаракова Анастасия Владимировна
Должность: педагог -организатор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творчества и досуга"
Населённый пункт: г. Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно-игровая программа с мастер-классом по изготовлению световозвращающих элементов
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ДОСУГА»
Познавательно-игровая программа с мастер-классом по
изготовлению световозвращающих элементов
Автор: Тахтаракова Анастасия Владимировна,
педагог-организатор
г. Черногорск, 2017
Пояснительная записка
По статистике, большее количество дорожно-транспортных происшествий с участием
пешеходов, велосипедистов, в том числе и детей, происходит в темное время суток — их
количество практически в три раза выше, чем в светлое время. Пешеходов, идущих в
темноте, при плохой видимости на неосвещённой дороге зачастую водители замечают
только после того, как транспортное средство полностью к ним приблизится. Это опасная
ситуация – пешеход может быть не только сбит, травмирован, но и получить смертельные
ранения. Ещё более опасная ситуация, когда два водителя на дороге разъезжаются. На
мгновение
ослепленные
светом
фар
они
могут
не
заметить
находящиеся
впереди
препятствия,
идущих
пешеходов
или
едущих
велосипедистов,
и
их
сбить. Как
этого
избежать?
Существенно
снизить
риск
дорожно-транспортного
происшествия
поможет
световозвращатель
—
специальное
световозвращающее
устройство
для
пешехода
(велосипедиста), которое ярко светится в темное время суток в свете фар автомобилей.
Считается, что идеальные условия для торможения создаются, если человек на дороге
виден на расстоянии не менее 200 м. Эта величина определяется многими факторами:
скорость
реакции
водителя,
индивидуальные
особенности
восприятия,
технические
параметры автомобиля, влияющие на длину тормозного пути и прочее. Обозначение
человека на расстоянии даёт возможность водителю вовремя среагировать и применить
торможение. И вот здесь включаются в работу световозвращатели. Водители автомобилей
обнаруживают
пешехода
имеющего
световозвращатели,
со
значительно
большего
расстояния
по
сравнению
с
пешеходами
без
них.
При
движении
с
ближним
светом
расстояние увеличивается с 25-40 до 130-140 метров, а при движении с дальним светом до
300 метров.
Цель: Пропаганда и популяризация использования световозвращающих элементов среди
младших школьников.
Задачи:
Образовательные:
Показать значимость использования световозвращающих элементов;
Научить правильно использовать световозвращающие элементы.
Развивающие:
Вовлечь детей
в деятельность по пропаганде правил безопасности дорожного
движения;
Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
Формировать навыки культурного пешехода;
Воспитывать у детей чувство самосохранения на дороге.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер
Наглядный
материал: Карточки
с
изображением
световозвращающих
элементов,
иллюстрации
Раздаточный
материал:
яркий
фетр,
световозвращающая
лента,
булавки,
шаблоны
фигурок (сердечко, звездочка, елочка, машинка, круг).
Ход занятий
Педагог: Тема нашего занятия
Актуальна и важна.
Избежать чтоб злого рока
Очень каждому нужна.
Мы начнём всё по порядку:
Отгадайте-ка загадку!
Загадка:
Тёмным вечером и ночью
Защитить вас сможет точно.
Ведь шофёру с сотни метров
Станет сразу вас заметно.
Он значок, брелок и стикер.
Что же это? Это… (световозвращатель)
Педагог:
Д о р о г и е
р е бя т а ,
н а ш е
с е год н я ш н е е
м е р о п р и я т и е
п о с в я щ е н о
световозвращающим элементам, и как с их помощью не попасть в беду. Большинство
аварий
происходит
утром
и
вечером,
именно
в
это
время
большинство
людей
направляются на работу, в школу или возвращаются домой. В тёмное время суток человек
воспринимает только 5% информации от той, которую он видит днём. Поэтому частой
причиной ДТП становится то, что водитель не успевает вовремя заметить пешехода и
среагировать. Светлая, яркая одежда или какая-нибудь яркая деталь - жёлтый или белый
шарф, шапка, яркие полосы на куртке и т.д., делают пешехода гораздо заметнее в тёмное
время суток. Но лучше всего использовать элементы из материала со световозвращающим
эффектом, прикреплённые к одежде, школьному рюкзаку или велосипеду.
(слайд 1)
А чтобы раскрыть секрет работы светлячков, предлагаю вам окунуться в историю Древней
Греции.
(слайд 2)
Педагог: Ребята, как вы думаете, кого мы с вами видим? Может быть Евклида?
А знаете ли, ребята, что он более двух тысяч лет назад описал законы распространения и
отражения света и сформулировал знаменитый закон: угол отражения равен углу падения.
(слайд 3)
Педагог: И конечно же вы все должны знать знаменитого древнегреческого физика и
математика Архимеда. И закон Евклида он использовал в военных целях. Когда его родной
город
Сиракузы
атаковал
большой
римский
корабль,
он
велел
защитникам
города
отполировать свои металлические щиты до зеркального блеска, после чего приказал
направить все солнечные зайчики от этих щитов в одну точку на корабле. Деревянная
обшивка римского судна нагрелась до высокой температуры и вспыхнула. В результате
вражеский корабль сгорел.
(слайд 4, 5)
Педагог: В другой раз Архимед предложил воспользоваться законом отражения света для
возведения
маяка.
Этим
он
предвосхитил
изобретение
современного
уголкового
отражателя.
Свет
фары
автомобиля
попадёт
в
отражатель,
прикреплённый
сзади
к
велосипеду или одежде, и вернётся обратно в фару, а не в глаза водителю.
(показ
катафот,
различных
световозращателей
и
одежды
со
световозвращающими
элементами) Приложение 1
(слайд 6)
(слайд 7)
Педагог: Ребята, а знаете ли, что в Древней Греции священным животным считалась
кошка и что ее глаза обладают световозвращающим свойством? Если посадить кошку в
комнату без окон, то в полной темноте не увидишь ни кошки, ни её глаз. Сияние кошачьих
глаз объясняется тем, что они могут отражать свет от внешнего источника. Наши предки
об этом не догадывались, и чёрные кошки со светящимися глазами на протяжении веков
вызывали у них страх и считались спутницами ведьм, а убеждение, что глаза кошек
светятся сами собой, дожило и до наших дней.
Педагог: Ребята, как вы думаете, так ли необходим маленький светлячок на нашей одежде?
(ответы детей). А сейчас я хочу проверить внимательные ли вы.
Викторина.
1.
Что должен сделать пешеход, чтобы стать заметней для водителей?
1.
Махать руками, громко кричать;
2.
Надеть световозвращающий жилет или иметь на одежде световозвращатели;
3.
Кидаться камнями в машину.
2.
Почему у кошек в темноте светятся глаза?
1.
Потому что кошки являются мистическим существом;
2.
Потому что у кошек вместо глаз лампочки;
3.
В них отражается свет от внешнего источника.
3.
Почему световозвращатели имеют именно такое название?
1.
Они возвращают свет в тот источник, откуда он пришёл;
2.
Они вбирают свет Солнца и дарят его людям;
3.
Потому что они возвращают свет, если его отключили.
4.
Почему на велосипеде светятся катафоты?
1.
Потому что внутри сидит кошка, а у нее светятся глаза;
2.
Внутри горит солнце;
3.
Потому
что
он
состоит
из
многогранных
пирамидок
и
отражает
свет
от
внешнего источника.
5.
Какие цвета в одежде должны преобладать в темное время суток?
1.
Светлая, яркая одежда или какая-нибудь яркая деталь;
2.
Черный и серый цвета;
3.
Цвета хаки.
6.
В
какой
стране
началась
история
световозвращателя?
(
Где
сформулировали
знаменитый закон «угол отражения равен углу падения»)
1.
Древняя Греция;
2.
Страна Солнца;
3.
Лампаляндия.
Педагог: Ребята, сегодня мы раскрыли секрет, как работают светлячки безопасности и кто
их придумал. Ведь мы с вами знаем, что самый верный способ защитить себя - это быть
готовым
к
возможному
возникновению
опасности
и
уметь
быстро
принимать
меры
предосторожности. А таких светлячком мы сможем изготовит самостоятельно, что сейчас
и сделаем.
Мастер-класс по изготовлению световозвращающих элементов
Данный
мастер-класс
предназначен
для
детей
6-10
лет,
воспитателей,
педагогов
дополнительного образования, родителей
.
Цель: Изготовление подвески из световозвращающих элементов
Задачи:
Создать условия для положительного эмоционального настроя у детей;
Закрепить умения детей работать с ножницами, клеем;
Развивать
глазомер,
мелкую
моторику,
память,
интерес,
сообразительность,
наблюдательность, творческие способности;
Воспитывать аккуратность в работе, внимание, желание доводить начатое до конца
.
Материал необходимый для работы: картон,
яркий фетр, световозвращающая лента,
булавки, шаблоны фигурок (сердечко, звездочка, елочка, машинка, круг), клей ПВА или
клей-карандаш, ножницы, карандаш простой.
Время изготовления: 20 минут
Правила работы с ножницами и клеем ПВА:
использовать ножницы по назначению;
не оставляй их в раскрытом виде;
при работе не держи ножницы концами вверх;
не оставляй их в раскрытом виде;
ножницы хранить в определенном месте - в подставке или чехле;
необходимо наносить клей ровным тонким слоем;
бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном
этапе;
при работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется;
постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза;
работай ножницами только на своем рабочем месте;
пользуйся салфеткой (убрать лишний клей, протереть при необходимости руки).
Этап выполнения работы:
1.
На фетре рисуем карандашом шаблон для основы световозвращающего элемента
(квадрат).
2.
Берем заготовленные шаблоны и обводим их на световозращающую ленту.
3.
Из светоотражающей ленты вырезаем по шаблону разные фигурки.
4.
Фигурки из светоотражающей ленты накладываем на основу, предварительно
нанести на обратную сторону клей и прижать салфеткой.
5.
Такой фликер, изготовленный своими руками, ребёнок с удовольствием будет
носить на одежде или рюкзаке.
Педагог: Ребята, полезное и нужное было занятие? И теперь мы с вами обязательно
запомним, что
Световозвращатель-
Незатейливый значок,
На дорогах он – спасатель,
Настоящий маячок.
Он в ночное время суток
Защитит надёжно нас.
Сократит наезд, без шуток,
Вам скажу, друзья, в шесть раз!
Педагог: До скорой встречи, ребята!
Приложение 1