Автор: Козлова Марина Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Ростовский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: город Азов, Ростовская область
Наименование материала: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Тема: Обучение в сестринском деле
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
« РОСТОВСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЕДЖ»
ПМ.07 «Выполнение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям служащих
( выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными)»
для специальности 31.02.01
«Лечебное дело»
МДК.07.01. «Безопасная среда для пациента и персонала»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
ПО ТЕМЕ:
Обучение в сестринском
деле
г. Ростов-на-Дону
МОТИВАЦИЯ
Важной функцией медперсонала является обучение пациентов, членов
их семей по вопросам, касающихся их здоровья. В одних случаях – это
обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, в других – подготовка к
тому или иному обследованию, приему лекарственных средств ( например
технике
введения
инсулина
),
в
третьих
–
рациональному
питанию
(диетическому).
Обучая
пациентов
сестра
помогает
им
адаптироваться,
приспособится,
чтобы
сохранить
максимально
возможный
для
пациента
уровень жизни.
Обучение может протекать в формальной обстановке ( в лечебном
учреждении или дома у пациента ),когда сестра обучает новым приемам
выполнения привычных (повседневных ) действий ( умывание, хотьба и т.д. )
или
неформальной
,
когда
сестра
при
выполнении
своих
повседневных
обязанностей
беседует
о
волнующих
людей
проблемах
(
например:
как
уберечь себя от ВИЧ-инфекции, предоставляя информацию, необходимую
для создания здорового образа жизни.
Обучая,
медсестра
помогает
пациенту
улучшить
качество
жизни,
закрепить
навыки
полученные
им
у
других
специалистов
(
например,
комплекс упражнений лечебной физкультуры).
Компетентный
специа лист
–
профе ссиона л,
вл а д е ю щ и й
профессиональными компетенциями в области обучения пациентов.
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Освоение профессиональных компетенций (ПК):
ПК 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.
ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики .
ПК 7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и
самоухода.
ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 7.9. Участвовать в санитарно- просветительской работе.
ЗНАНИЯ
1.
Задачи обучения в сестринском деле.
2.
Цели обучения.
3.
Факторы, способствующие и препятствующие обучению.
4. Приемы и методы обучения.
УМЕНИЯ
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ
1.
Применить сестринский процесс для решения проблем пациента,
связанных с дефицитом знаний/умений.
2.На первом этапе – оценить потребность пациента, его семьи в обучении;
оценить исходный уровень знаний и умений; готовность пациента к
обучению.
3.На втором этапе – интерпретировать проблемы пациента, связанные с
дефицитом знаний.
4.На третьем этапе – сформулировать цели обучения.
5.На четвертом этапе – составит индивидуальный план с использованием
конкретных методов и приемов обучения, реализовать его.
6.На пятом этапе оценить качество и эффективность обучения, при
необходимости – внести коррективы.
План практического занятия № 5
Тема занятия: « Обучение в сестринском деле».
Методы обучения
:
индуктивный, репродуктивный, частично – поисковый.
Тип занятия : формирование умений.
Вид занятия : практическое занятие.
Освоение общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством,
потребителями.
Освоение профессиональных компетенций:
ПК 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.
ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и
самоухода.
ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 7.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
Цели занятия:
Учебные:
– закрепить знания по теме «Обучение в сестринском деле»
– обучить студентов моделированию профессиональных ситуаций;
– формировать профессиональные компетенции ПК 7.1, ПК 7.2;ПК 7.4.,ПК
7.6.,ПК 7.9..
–
формировать умение воспринимать и систематизировать учебный
материал.
Развивающие:
развивать:
- умение конспектировать полученную информацию;
- коммуникативные умения;
- логическое и клиническое мышление при решении проблемных и
ситуационных задач;
- умение анализировать ошибки.
Воспитательные:
воспитывать:
– воспитывать коллегиальность,
внимание;
- бережное отношение к чувствам больных и их родственников;
- профессиональную аккуратность, чувство уважения и взаимопонимания в
общении с пациентом;
–
формировать ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6.
Внутрипредметные связи:
− основы биомедицинской этики – уважение прав пациента и соблюдение
принципов биоэтики;
–
профессиональное общение – обучение партнерскому взаимодействию в
лечебной деятельности;
–
обучение в сестринском деле – обучение пациента или родственников
элементам ухода;
–
дезинфекция
–
дезинфекция
изделий
медицинского
назначения,
утилизация изделий однократного применения.
Интегративные связи:
–
психология: культура профессионального общения, использование знаний
психоэмоционального отношения пациентов к болезни;
–
основы
латинского
языка
и
медицинской
терминологии:
использование медицинской терминологии;
–
основы
микробиологии
и
иммунологии: обеспечение
инфекционной
безопасности пациента и персонала.
Обеспечение занятия:
– мультимедийная презентация;
-
учебно–программная
документация:
ФГОС
СПО
«Лечебное
дело»,
рабочая программа профессионального модуля, тематический план;
Информационное обеспечение:
Основная:
1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций,
сестринские технологии; под общей ред. В.В. Морозова; Феникс, 2014. – с.
443-457.
2. Басихина Т.С., По основам сестринского дела; под ред. А.И. Шпирна–
Москва, ГОУ ВУНМЦ: 2003. – с. 452-466.
3. Харди И. Врач, сестра ,больной. Медицина 2002(переизд.)
4.
Мухина
С.А.,
Тарновская
И.И.
Практическое
руководство
к
предмету
«Основы сестринского дела». М. 2010 г. – 352 с.
Дополнительная:
1. Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. Пос./ Под общ. ред.
С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2004.
2. Хетагурова А.К. « Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской
сестры» приложение к журналу « Сестринское дело» №1 2008 г.
3. Дмитриева З.В., Теплова А.И. Организация учебно – исследовательской
работы студентов. // «Сестринское дело» № 2 2012 г., стр. 18 – 19.
4. Этический кодекс медсестер России.
Информационные электронные ресурсы:
- медицинская библиотека
- поисковый сервер Google
- викепедия – свободная многоязычная энциклопедия
- архив электронных книг и журналов
Структура и содержание занятия
№ п/п
Содержание учебного
материала
Резуль
таты
освое-
ния
ПК,
ОК
Основные показатели,
оценка результатов
Время,
мин
Формы и методы
контроля и оценки
1
2
3
4
5
6
I.
Организационная
часть: приветствие,
внешний вид,
готовность к занятию,
проверка
отсутствующих
ОК 1
ОК 2
Проявление
заинтересованности и
внимания к занятию
2
Наблюдение за
деятельностью
студентов в
период подготовки
к началу занятия
II.
Сообщение темы,
целей, плана занятия
ОК 2
Обоснование значимости
информационного
материала в
профессиональной
деятельности
8
Наблюдение и
оценка
способности
анализировать
полученную
информацию
III.
Контроль и коррекция
исходного уровня
знаний
ОК 1
ОК 2
ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.4
ПК 7.6
ПК 7.9
Знание задач обучения в
сестринском деле, сферы
и способы их
применения,
формулировать цели
обучения, приемы и
методы. Знать факторы,
препятствующие и
способствующие
обучению.
30
Оценка исходного
уровня знаний.
Фронтальный и
индивидуальный
опрос, работа с
дневником
IV.
Демонстрация
преподавателем
сестринских
технологий
ОК 2
ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.4
ПК 7.6
ПК 7.9
Проявление интереса к
сестринским
технологиям.
30
Наблюдение за
вниманием
студентов
V.
V
Самостоятельная
работа студентов
Выполнение
сестринских
технологий:
-оценка потребности
пациента и/или его
семьи в обучении.
- оценка исходного
уровня знаний и
умений пациента.
- интерпретирование
проблем пациента.
- формулирование
целей и составление
индивидуального
плана обучения.
- оценка качества и
эффективности
обучения.
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.4
ПК 7.6
ПК 7.9
Демонстрация
способности
самостоятельно
выполнять
сестринские
технологии
согласно
алгоритму.
90
Наблюдение
з а
выполнением
последователь
ности
сестринских
технологий.
VI.
Демонстрация
освоения сестринских
технологий на оценку
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.4
ПК 7.6
ПК 7.9
Демонстрация уровня
освоения практических
умений по обучению в
сестринском деле.
40
Оценка и анализ
практической
деятельности
студентов
.
VII.
Решение
ситуационных задач
(работа малыми
группами)
ОК 6
ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.4
ПК 7.6
ПК 7.9
Проявление способности
осуществлять анализ и
синтез полученной
информации.
Демонстрация
способности работать в
коллективе, в команде.
30
Наблюдение за
развитием
клинического
мышления,
проявление
инициативы,
принятия решения
в нестандартных
ситуациях.
VIII.
Контроль и коррекция
итогового контроля
знаний
ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.4
ПК 7.9
Проявление
компетентности студентов
по обучению в
сестринском деле
20
Оценка итогового
уровня знаний:
решение заданий в
тестовой форме с
выбором 1
варианта ответа.
IX.
Подведение итогов
занятия
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ПК 7.1
ПК 7.2
Демонстрация степени
усвоения теоретического и
практического материала,
освоения ОК и ПК
10
Оценка и анализ
всех видов
деятельности
студентов
ПК 7.4
ПК 7.6
X.
Домашнее задание
Тема: Профилактика
внутрибольничной
инфекции.
1. Работа с учебником
Л.И.Кулешова,
Е.В.Пустоветова
«Основы
сестринского дела:
курс лекций,
сестринские
технологии»;
изучение
информационного
блока, стр. 195-
207.
ответы на
контрольные
вопросы с. 238;
изучение
сестринских
технологий.
2. Подготовка
рефератов по
темам:«Потенциальны
е парентеральные
инфекции в лечебных
организациях»,
«Перинатальный путь
передачи
гемоконтактных
инфекций», «Виды
возбудителей
внутрибольничной
инфекций».
ОК 4
ОК 5
ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.6
Проявление интереса к
учебному материалу
10
Работа с
учебником,
лекционным
материалом.
Оценка
возможностей
студентов работать
информационными
источниками.
МДК.07.01 « БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ДЛЯ
ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА»
КОНТРОЛЬ
УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Тема : «Обучение в сестринском
деле»
Контрольные вопросы
Освоение компетенций: ОК 1, ОК 2, ПК 7.1, ПК 7.2, ПК 7.4, ПК 7.6,
ПК 7.9.
Вопросы для фронтального опроса
1.
Определение сестринского обучения.
2.
Задачи обучения в сестринском деле.
3.
Функции обучения.
4.
Сферы обучения.
5.
Методы обучения.
6.
Приемы обучения.
7.
Формальные и неформальные методы обучения.
8.
Факторы обучения.
9.
Динамичность сестринского процесса.
10. Оценка эффективности обучения.
Вопросы для индивидуального опроса
1.
Сформулировать понятие о педагогике.
2.
Виды восприятия информации пациентами и их родственниками.
3.
Перечислить и охарактеризовать методы обучения.
4.
Дать понятие мотивации.
5.
Перечислить факторы обучения.
6.
Как оценить исходный уровень знаний ,умений и способностей пациента
к обучению.
7.
Создание благоприятной для обучения обстановки.
8.
Как оценить качество и эффективность обучения.
9.
Какие принципы биоэтики, медицинской этики, деонтологии применимы
в обучении.
10. Значение личностных качеств медсестры в обучении.
Критерии оценки к контрольным вопросам
Фронтальный опрос
Оценка 5 (отлично) – правильный, чётко структурированный, грамотный,
лаконичный ответ, свободная ориентация в учебном материале;
оценка
4
(хорошо)
–
правильный,
чёткий,
лаконичный
ответ,
свободная
ориентация в учебном материале; могут быть допущены 2-3 неточности
или
незначительные
ошибки,
исправленные
студентом
с
помощью
преподавателя;
оценка
3
(удовлетворительно)
–
недостаточно
полный
и
недостаточно
развернутый
ответ,
логика
и
последовательность
изложения
имеют
нарушения, ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов;
оценка
2
(неудовлетворительно) –
разрозненные
знания,
ошибки
в
определении понятий, искажение смысла, неуверенность в ответах;
или ответ на вопрос полностью отсутствует ;
или отказ от ответа.
Индивидуальный опрос
Оценка 5 (отлично) – правильное, грамотное изложение информационного
мат е р и а л а в
чёткой
логической
последовательности,
свободная
ориентация в учебном материале, аргументированные высказывания и
суждения по ходу изложения;
оценка
4
(хорошо)
–
в
целом
правильное,
грамотное
изложение
информационного
материала,
содержание
и
форма
ответа
имеют
отдельные
неточности
или
незначительные
ошибки,
исправленные
студентом с помощью преподавателя;
оценка
3
(удовлетворительно)
–
нелогичное
изложение
основных
положений
изучаемого
материала,
фрагментарность
ответа,
неспособность обосновать свои мысли, суждения; дополнительные и
уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа
студента, неграмотная речь;
оценка
2
(неудовлетворительно)
–
фрагментарность
ответа,
ошибки
в
раскрытии понятий, употреблении терминов, неспособность выделять
главное и второстепенное;
или ответ на вопрос полностью отсутствует;
или отказ от ответа.
МДК.07.01 « БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ДЛЯ
ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА»
Самостоятельная работа студентов
Тема: « Обучение в сестринском деле»
Самостоятельная работа студентов
Освоение компетенций:
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 7.1, ПК 7.2, ПК 7.4, ПК 7.6, ПК 7.9.
Выполнение сестринских технологий:
1. Применение сестринского процесса для решения проблем пациента.
2. Оценка потребности пациента и / или его семьи в обучении.
3. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента.
4. Интерпретирование проблем пациента.
5. Формулирование целей и составление индивидуального плана обучения.
6. Выполнение плана обучения.
7. Оценка качества и эффективности обучения.
МДК. 07.01 «БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ДЛЯ
ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА»
СЕСТРИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тема: «ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ
ДЕЛЕ»
Сестринские технологии
Формирование ОК 1, ОК2, ОК 5, ПК 7.1, ПК 7.2,ПК
7.4,
ПК 7.6,ПК 7.9.
Применение сестринского процесса для решения проблем пациента.
Последовательность действий:
1.
На первом этапе необходимо оценить потребности пациента, его семьи в
обучении. Оценить исходный уровень знаний о заболевании, умений,
готовность пациента к обучению (его физическое и эмоциональное
состояние).
2.
На втором этапе – интерпретировать проблемы пациента ,связанные с
дефицитом знаний(выявить приоритетные).
3.
На третьем этапе сформулировать цели обучения( мини-лекция по
интересующему вопросу, обеспечение научно-популярной литературой,
демонстрация видеофильма, таблиц, предметы ухода, составление
алгоритма действий по выполнению манипуляций, помощь пациенту при
записи в тетрадь или обеспечение его соответствующей памяткой ).
4.
Составление индивидуального плана с использованием конкретных
методов и приемов обучения ,реализовать его (методы : словесный,
наглядный, практический. Приемы: наблюдение, запоминание, обобщение
)
5.
На пятом этапе оценить качество и эффективность обучения, при
необходимости – внести коррективы ( важна не только сестринская
оценка, но и самооценка: адекватная ,неадекватная, нестабильная ) .
Критерии оценки
выполнения сестринских технологий
5 «отлично» – рабочее место оснащено с соблюдением всех требований к
подготовке
выполнения
сестринских
технологий;
практические
действия студент выполняет четко и последовательно в соответствии с
алгоритмом
манипуляций;
логически
обосновывает
свои
действия,
связывает
теорию
с
практикой;
соблюдает
правила
санэпидрежима,
требования
безопасности
пациента
и
медперсонала;
отчетная
документация
оформлена
в
соответствии
с
установленными
требованиями.
4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащено для
выполнения сестринских технологий; практические действия студент
выполняет последовательно в соответствии с алгоритмом манипуляций,
но
не
уверенно,
с
уточняющими
вопросами
преподавателя;
обосновывает свои действия, связывает теорию с практикой, допуская
небольшие погрешности в ответе; соблюдает правила санэпидрежима,
требования
безопасности
пациента
и
медперсонала;
отчетная
документация
оформлена
в
соответствии
с
установленными
требованиями.
3
«удовлетворительно»
–
рабочее
место
не
полностью
оснащено
для
выполнения сестринских технологий; студент действует неуверенно,
нарушает
последовательность
выполнения
манипуляций;
для
обоснования
действий
необходимы
наводящие
и
дополнительные
вопросы
и
комментарии
преподавателя;
соблюдает
правила
санэпидрежима, требования безопасности пациента и медперсонала;
отчетная документация оформлена небрежно.
2 «неудовлетворительно» – студент испытывает затруднения при оснащении
рабочего
места,
неспособен
самостоятельно
продемонстрировать
сестринские
технологии;
нарушает
правила
санэпидрежима,
требования
безопасности
пациента
и
медперсонала;
отчетная
документация оформлена небрежно.
Проблемно-ситуационные задачи.
Формирование ОК 6, ПК 7.1, ПК 7.2,ПК 7.4, ПК 7.6, ПК 7.9.
Ситуация № 1
Вы – семейная медицинская сестра .
К вам обратилась инженер – строитель С.И. Иванова,40 лет, с просьбой
научится рассчитывать и разводить антибиотики для в/м введения маме 65
лет, в домашних условиях.
Осуществите обучение С.И. Ивановой.
Задание :
1.Выявите факторы, способствующие обучению
2.Обучите С.И. Иванову рассчитывать и разводить антибиотики.
Ситуация № 2
Вы – палатная медицинская терапевтического отделения.
Пациент
К.
71
год,
выписывающийся
из
отделения,
попросил
вас
обучить его правилам пользования карманным ингалятором при приступах
бронхиальной
астмы.
Ранее
ингалятором
не
пользовался,
диагноз
бронхиальная астма установлен впервые. Пациент переживает, что во время
приступа не успеет воспользоваться карманным ингалятором.
Задание :
1.Выявите факторы способствующие обучению.
2. Обучите пациента К. правилам пользования карманным ингалятором.
Ситуация № 3
Вы – участковая медицинская сестра.
К вам обратилась И.П. Зайцева, 47 лет, работник музея, с просьбой
научить ее измерять артериальное давление тонометром на даче. Эти умения
необходимы ей для динамического наблюдения за показателями АД мужа 50
лет, страдающего гипертонической болезнью.
Задание:
1.Выявите факторы, способствующие обучению.
2.Обучите
И.П.
Зайцеву
самостоятельно
измерять
и
оценивать
показатели АД.
Ситуация № 4
Вы – медицинская сестра процедурного кабинета.
К вам обратилась пациентка А.П. Петрова, 43 года, выписывающаяся из
терапевтического
отделения,
с
просьбой
научить
ее
самостоятельному
набиранию и внутримышечному введению витаминов, назначенных лечащим
врачем
на
период
реабилитации.
А.П.Петрова
живет
одна,
волнуется
по
поводу болезненности при инъекциях.
Задание :
1.
Выявите факторы, способствующие обучению.
2.
Обучите пациентку А.П.Петрову набиранию и внутримышечному
введению препарата.
Инструкция к выполнению заданий в тестовой форме
Дорогой коллега!
Вам предлагается проверить свои знания путём выполнения двадцати
заданий в тестовой форме. Каждое задание имеет только один правильный
ответ, правильный ответ оценивается в один балл.
Критерии оценки
Количество
баллов
Процент
правильных
ответов
Абсолютное
количество
неправильных
ответов
Оценка
27 – 30
100 – 90
0 – 3
отлично
26 – 24
89 – 80
4 – 6
хорошо
23 – 21
79 – 70
7 – 9
удовлетворительно
20 и менее
69 и менее
10 и более
неудовлетворительно
Выполните задание в тестовой форме
Формирование ПК 7.1, ПК 7.2, ПК 7.4, ПК 7.6,ПК 7.9.
1. Педагогический прием:
1. обеспечение предметами ухода
2. обеспечение спецлитературой
3. беседа
4. знание
2. Развитие памяти, мышления – это функция обучения:
1. психомоторная
2. воспитательная
3. образовательная
4. развивающая
3. Учебно – наглядные пособия:
1.
фантомы
2.
предметы ухода
3.
медицинский
инструментарий
4.
приборы
4. Основное условие сестринской деятельности:
А.эмоциональная
неустойчивость
Б. жесткость руководства
В. узкая эрудиция
Г. профессиональная
компетенция
5. Наглядность обучения:
1.
беседа
2.
демонстрация
3.
спецлитература
4.
предметы ухода
6. Сфера обучения :
1.
познавательная
2.
образовательная
3.
воспитательная
4.
развивающая
7. Функции обучения:
1. образовательная
Б. познавательная
В. чувственная
Г. психомоторная
8. Умение высшей степени освоения:
1.
обучение
2.
навык
3.
знание
4.
обучаемость
9. Неблагоприятный фактор обучения:
1.
достаточная вентиляция
2.
тишина
3.
усталость
4.
достаточное освещение
10. Количество этапов лечебного процесса:
1. 5
2. 4
3. 3
4. 2
11. Благоприятный фактор обучения:
1. достаточная вентиляция
2.
усталость
3.
недостаточное освещение
4. желание и готовность
12. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента-это этап учебного
процесса:
1.
пятый
2.
четвертый
3.
третий
4.
первый
13. Третий этап учебного процесса:
1.
оценка результатов обучения
2.
оценка исходного уровня
знаний
3.
планирование обучения
4.
реализация планов обучения
14. В учебном процессе реализация планов обучении – этап:
1.
четвертый
2.
третий
3.
второй
4.
первый
15. Качество и эффективность обучения позволяют определить этап учебного
процесса:
1.
пятый
2.
четвертый
3.
третий
4.
второй
16. Планирование содержания обучения – это этап:
1.
четвертый
2.
третий
3.
второй
4.
первый
17. Объективная информация о предметах, процессах и явлениях
окружающего мира:
1.
умение
2.
навык
3.
обучение
4.
знание
18. Достаточное освещение является фактором обучения:
1.
благоприятным
2.
отвлекающим
3.
неблагоприятным
4.
нежелательным
19. Желание учится :
1.
мотивация
2.
сфера
3.
фактор
4.
метод
20. Познавательный интерес:
1. мотив
2. причина
3. метод
4. фактор
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Проблемно-ситуационные задачи
Ситуация № 1
1.Факторы,способствующие обучению:
- молодой возраст;
- желание научиться;
-стремление помочь родному человеку.
Проблема
Цель
Индивидуальный план
обучения
Оценка результата
Дефицит
з н а н и й
п о
р а с ч е т у
и
разведению
антибиотиков
Научить
С.И
Иванову
р а с ч е т у
и
разведению
антибиотиков
1.Выбрать
удобное
в р е м я
и
м е с т о
обучения.
2.Провести беседу по
вопросам
соблюдения
правил
асептики
и
а н т и с е п т и к и
п р и
работе
с
флаконами,
а м п у л а м и
и
шприцами.
3.Научить
проводить
обработку рук.
4.Научить
р а сч е ту
антибиотиков,
составить памятку.
5 . П р е д л о ж и т ь
и
записать
а л го р и тм
выполнения
манипуляции.
6.Продемонстрировать
последовательность
действий.
7.Дать
возможность
С . И .
И в а н о в о й
повторить
разведение
антибиотика
О д н о в р е м е н н о
с
се строй,
п р о в е с т и
коррекцию
по
ходу
выполнения.
8.Выполнить
манипуляцию
с а м о с т оя т е л ь н о
в
присутствии м/с.
Иванова
С.И.
научилась
расчету
и
разведению
антибиотиков;благодарна
м е д с е с т р е
з а
возможно сть
п ом оч ь
маме.
Ситуация № 2
1.Факторы способствующие обучению:
-желание научиться оказывать себе помощь,
-осознание необходимости пользования препаратом.
2.Факторы препятствующие обучению:
- пожилой возраст;
-возможное волнение.
Проблема
Цель
Индивидуальный план
обучения
Оценка результата.
Неумение
пользоваться
карманным
ингалятором.
Научить
пациента
К.
пользоваться
карманным
ингалятором.
1.Выбрать
удобное
в р е м я
и
м е с т о
обучения.
2.Провести
беседу
о
правилах
пользования
карманным
ингалятором.
3.Продемонстрировать
и
записать
алгоритм
использования
препарата.
4.Дать
возможность
пациенту К. повторить
алгоритм действий по
использованию
аэрозоля,(распыляя
в
воздух).
5. Успокоить пациента
К . , ч т о
в о
в р е м я
приступа
бронхиальной
астмы
он обязательно успеет
воспользоваться
препаратом, т.к. будет
постоянно носить его
с
с о б о й ,
и
ч т о
пользоваться
карманным
аэрозолем
очень легко и удобно.
Пациент
К.
научился
пользоваться
карманным
ингалятором,благодарен
медсестре за оказанную
помощь и внимание.
Ситуация № 3
1.Факторы, способствующие обучению:
-желание и готовность научится;
-осознание необходимости контроля показателей АД;
-стремление предупредить возможные осложнения гипертонической болезни.
Проблема
Цель
Индивидуальный план
Оценка результата
Оценка результата
Неумение
измерять
артериально
е давление
Научить
Зайцеву И.П.
измерять
артериально
е давление
1.Выбрать удобное время
и место обучения.
2.Провести
беседу
по
в о п р о с а м
р а б о т ы
с
приборами
(тонометром,
фонендоскопом),правилам
измерения.
3.Предложить приобрести
электронный прибор.
4.Продемонстрировать
и
з а п и с а т ь
а л г о р и т м
выполнения манипуляции.
5 . Д а т ь
в о з м о ж н о с т ь
Зайцевой
И.П.
повторить
и з м е р е н и е
А Д
н а
м ед с е с т р е ;
п р о в е с т и
ко р р е к ц и ю
п о
х о д у
выполнения.
6.Измерить
АД
мужу
в
присутствии медсестры и
зафиксировать
полученный результат.
Вариант №1
З а й ц е в а
И . П .
научилась
измерять
АД, уверена в своих
действиях.
Вариант № 2
З а й ц е в а
И . П . н е
уверена
в
точности
измерения,
волнуется,
что
не
сможет
самостоятельно
выполнить
манипуляцию
бе з
контроля со стороны
медработника.Готова
приобрести
электронный прибор.
Ситуация № 4
Факторы ,способствующие обучению:
-молодой возраст;
-желание научится оказывать себе помощь.
Факторы, препятствующие обучению:
-возможное волнение;
-одиночество.
Проблема
Цель
Индивидуальный
план
обучения
Оценка результата
Неумение
н а б и р а т ь
и
вводить
лекарственные
препараты.
Научить
А.П.Петрову
набирать
и
безбоязненно
вводить
1 . В ы б р ат ь
уд о б н о е
время и место обучения.
2.Провести
беседу
по
вопросам
соблюдения
п р а в и л
а с е п т и к и
и
Вариант №1
П е т р о в а
А . П .
научилась наби-
рать и вводить
себе витамины, не
Тр е в о г а
п о
поводу
болезненности
при
введении
витаминных
препаратов.
витамины.
антисептики при работе
с
л е к а р с т в е н н ы м и
препаратами.
3.Научить
проводить
обеззараживание рук.
4.Составить
памятку-
а л го р и т м
в в е д е н и я
витаминов.
5.Продемонстрировать
последовательность
действий на фантоме.
6.Дать
во зм ож н о с т ь
А . П .
П е т р о в о й
повторить манипуляцию
на
фантоме,
провести
коррекцию
по
ход у
выполнения.
7.Выполнить
манипуляцию
на
себе
с а м о с т о я т е л ь н о
в
присутствии м/с.
испытывает
с т р а х а
б о л и .
Медсестра
о д о б р и л а
е е
действия.
Вариант №2
Петрова А.П нау-
чилась набирать,
но боится вводить
препараты себе.
Медсестра
готова
оказывать
профессиональную
помощь.
Эталоны ответов на задания в тестовой форме с выбором одного верного
ответа.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
В
Г
А
Г
Г
А
А
Б
В
А
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Г
Г
В
А
В
Б
Г
А
А
А
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ
Анализ – обобщение, коррекция.
Запоминание – повторение.
Мотив – познавательный интерес.
Наблюдение – восприятие.
Обучение – процесс овладения знаниями, умениями и навыками
под руководством опытных лиц.
Педагогика – наука о воспитании человека.
Прием обучения– действия, направленные на достижение
желаемого результата обучения.
Профессиональные навыки– умение, выработанное
упражнениями , привычкой.