Авторы: Шумилина Татьяна Викторовна, Мигунова Ольга Павловна
Должность: инструктор по физической культуре и воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№6"
Населённый пункт: г. Череповец Вологодская область
Наименование материала: Лучшая методическая разработка
Тема: "Упражнения и игры на полусферах"
Раздел: дошкольное образование
Упражнения на полусферах
Выполнение
упражнений
на
балансировочных
досках
или
полусферах
замечательно
способствует
развитию
у
детей
чувства
равновесия.
Усложнение
упражнений
в
равновесии
достигается
за
счет
постоянно
изменяющейся
площади
опоры,
её
положения
в
пространстве,
в
работу
включаются
практически
все
группы
мышц,
производится
более
дифференцированная
их
работа
и
более
четкая
выработка
координации
движений.
Это
способствует
укреплению
мышечного
корсета
и
формированию
правильной
осанки.
Упражнения
направлены
на
развитие
вестибулярного
аппарата,
усиления
воздействия
на
проприорецепторы,
совершенствование
способности
ориентироваться
в
пространстве.
При
выполнении
упражнений
на
полусферах улучшается
сбалансированная
работа правого и левого полушарий, формируется и развивается зрительная и
слуховая системы, тактильная чувствительность.
Работа
на
нестабильной
опоре
дает
особенно
хороший
результат
в
формировании
стопы,
в
отличие
от
обычных
методик
(захватывание
предметов, упражнения на песке, массажные дорожки и т.д.) так как здесь
ребенок получает возможность не просто работать, что для него просто
неинтересно,
а
играть,
преодолевать
препятствия,
ориентироваться
в
пространстве
и
ситуациях.
То
есть
улучшаются
условия
не
только
для
физического развития ребенка, но и улучшения его сенсо- и психомоторных
способностей
и
реализации
основных
факторов
развития
–
тактильного
(ощущения стопы), пространственного, зрительного, вестибулярного. Есть
возможность сознательного решения неожиданных ситуаций, взаимодействия
с
партнером.
Ведь
вариантов
усложнения
заданий
можно
применить
бесконечно много.
Дети
выполняют
комплексы
упражнений
по
нарастающей
сложности
сначала
с
использованием
устойчивой
поверхности
полусферы
(когда
полусфера стоит на основании), потом с качающейся поверхностью (когда
полусфера стоит на верхушке).
Упражнения на полусфере, стоящей на основании
1 упр. И.п.- стойка лицом к полусфере, руки на поясе. 1- шаг правой ногой на
верхушку полусферы; 2- левую ногу приставить к правой; 3- шаг правой
ногой вперед с полусферы на пол; 4- левую ногу приставить к правой; 5-8 то
же движение в обратном направлении. Счет 1-8 повторить, начиная шаг с
левой ноги. Усложнить задание можно, добавив движение руками.
Упражнение выполняется в среднем темпе. Выполняя шаг на полусферу, надо
вставать на самую верхушку, приставляя другую ногу, сохранять равновесие.
Все упражнения на полусферах желательно выполнять босиком.
2 упр. И.п.- стойка на верхушке полусферы, руки вверх. 1- шаг правой ногой
вправо на пол, руки в стороны; 2- левую ногу приставить к правой; 3- шаг
левой ногой на верхушку полусферы, руки вверх; 4- приставить правую ногу
к левой; 5-8 – то же, начиная с левой ноги влево.
В положении стоя на верхушке полусферы – стопы вместе, ноги прямые.
3
упр.
И.п.-
стоя
на
верхушке
полусферы,
руки
в
стороны.
Сохранять
равновесие, стоя с закрытыми глазами 8 счетов.
4 упр. И.п.- стойка на верхушке полусферы, руки на пояс. 1- стойка на правой
ноге, левую прижать к голени опорной; 2-7 зафиксировать позу; 8- и.п.; 9-16
то же, стоя на левой ноге.
Опорная
нога
прямая,
ягодицы
напряжены,
поднятую
ногу
обязательно
прижать к опорной.
5 упр. И.п.- стойка на верхушке полусферы, руки на пояс. 1- наклон головы
вправо; 2-7 зафиксировать данное положение; 8- и.п.; 9-16 то же, выполняя
наклон головы влево. Повторить упражнение с закрытыми глазами.
6 упр. И.п.- то же. 1-8 поворот вокруг себя на 360 градусов в правую сторону;
9-16 то же, поворачиваясь в левую сторону. Повторить задание с закрытыми
глазами.
Поворот выполнять переступанием, сохраняя правильное положение тела и
равновесие.
Полусфера, стоящая на основании может использоваться, как степ платформа
для разнообразных упражнений.
Упражнения на полусфере, стоящей на макушке (качающейся)
И.п.- стоя двумя ногами на полусфере, руки вниз, ноги на ширине стопы.
Слегка поджимая и разгибая пальцы, покачать опору. Полусферу можно
раскачивать в разных направлениях: вперед – назад; из стороны в сторону.
Выполнять 30 секунд, босиком. Упражнение повторить с закрытыми глазами.
Мышцы
стопы
и
голени
напрягаются,
балансируя
на
опоре,
идет
формирование короткой стопы. В то же время, компенсаторно, в работу
включаются все отделы позвоночника и мышцы тела. Переход от «зрячего»
выполнения к «слепому» помогает усилить работу вестибулярного аппарата.
Это упражнение можно усложнять:
- выполнять покачивания, разводя руки в стороны;
- руки вверх;
- в полуприседе;
- стоя на одной ноге, вторая поджата (цапля);
- стоя на одной ноге, вторая в сторону (или назад)
В
каждом
из
упражнений
усиливается
нагрузка
на
разные
отделы
позвоночника,
и
изменяются
условия
формирования
координации
в
пространстве.
На качающейся полусфере можно выполнять все упражнения, перечисленные
на полусфере, стоящей основанием, а так же упражнения, состоящие из
простейших поз и движений, доступных детям. Например:
1.Основная стойка, руки в стороны. Сохраняя равновесие, махи одной ногой
вперед, в сторону, назад. То же, согнутой в колене ногой.
2.То же, но руки к плечам, руки за голову, руки вверх.
3.Стоя на одной ноге, движения рук в разных направлениях.
4.Стоя на двух ногах, подняться на носки, добавляя движения рук.
5. То же, с поворотами головы.
6. Из основной стойки упор присев, встать. То же, поднимая руки в стороны.
Весь этот набор движений можно выполнять сначала с открытыми, потом с
закрытыми
глазами, для
ощущения
себя
в
пространстве
и
выработки
рефлекса правильной осанки.
Упражнения на полусфере с предметами
Выполняя
упражнения
на
полусферах,
используем
так
же
различные
предметы (мячи, обручи, гантели, ленты и т.д.) на этапе закрепления навыка и
совершенствования техники разученных упражнений.
Так,
выполняя
упражнения
с мячом
(броски,
ловлю,
передачи),
дети
выполняют
задания
сначала
на
устойчивой,
потом
на
качающейся
поверхности. После освоения детьми этих упражнений, усложняем задание,
например, передача мяча в парах с отскоком мяча от пола и без отскока –
один
ребенок
стоит
на
основании
полусферы,
другой
на
качающейся
полусфере. Или это же упражнение, но с двумя мячами – один передает по
верху мяч, другой с отскоком от пола.
Упражнения
данного
характера
стимулируют
процессы
развития
произвольной регуляции движений и направлены на:
- стимулирование работы вестибулярного аппарата;
- развитие чувства равновесия;
- координацию движений;
- формирование вестибуломоторной, зрительномоторной, проприоцептивной
координаций;
- укрепление мышечного корсета;
- формирование межполушарного взаимодействия;
- развитие ловкости, точности движений, вестибулярной устойчивости;
- формирование способности ориентироваться в пространстве.
Кроме того, упражнения с предмет
Вращения на полусфере
- стоя на двух ногах, держась за рейку гимнастической лесенки;
- стоя на двух ногах, на середине, без опоры руками;
-
стоя
одной
ногой
на
основании
полусферы,
вторая
нога
на
полу,
отталкивается от пола и задает вращение.
Ходьба по «зыбкой дорожке»
Такая работа очень полезна детям 5-7 лет, у которых не сформирован свод
стопы, имеются отклонения в осанке, а так же для укрепления мышц стопы,
ног, развития чувства равновесия.
Из
5-7
полусфер
можно
составлять
различные
дорожки,
которые
будут
интересны детям:
- зыбкая дорожка – прямая из полусфер, стоящих на выпуклой стороне
(расстояние между «кочками» подбирать индивидуально);
-
дорожка
из
выпуклых
«кочек»
-
бугорков
(полусферы,
стоящие
на
основании, расстояние между ними также меняется);
- дорожка переменная – одна «кочка» - зыбкая, одна – круглая;
- та же дорожка зигзагом.
Варианты дорожек можно представить очень много, в зависимости от задач
занятия. Кроме того, можно усложнять движение, давая вводные команды,
подключая
к
работе
и
выводя
из
нее
зрительный
анализатор,
меняя
положение рук, удерживая мешочек с песком на голове, используя слуховые
сигналы и т.п
Подвижные игры с использованием полусфер
1.Гусеницы на лугу
По периметру зала ставятся полусферы (на верхушку). На середине зала
расставляются кубики (кегли). Выбирается водящий – главная гусеница. Дети
встают
в
упор,
стоя
на
коленях,
и
выполняют
ползание
за
«главной
гусеницей»
между
кубиками
под
музыку.
Как
только
музыка
прервется,
каждая гусеница ползет к своему домику – полусфере, встает на неё и
закрывает
глаза.
Когда
вновь
заиграет
музыка,
дети
снова
выполняют
ползание за «главной гусеницей».
Воспитатель
каждый
раз
дает
задание
«главной
гусенице»
какой
вид
ползания выполнять. Музыку должны быть плавной, медленной. Ползание
выполняется в спокойном темпе.
2.Найди свой домик
По сторонам зала ставятся полусферы (количество на 1 меньше, чем детей).
Звучит легкая веселая музыка, дети бегают, прыгают, кружатся, танцуют. Как
только
музыка
прерывается,
дети
бегут
к
«своему
домику»,
встают
на
полусферу. Тот кто не успел занять место выбывает из игры.
Варианты:
количество
полусфер
по
количеству
детей.
По
сигналу
дети
должны встать на полусферу на одну ногу (закрыть глаза или принять какую-
нибудь позу); дети должны встать на полусферу на одну ногу с наклоном
головы и т.п.
3.Пустое место
Играющие стоят на полусферах, расположенных по кругу. Ведущий ходит за
спинами детей со словами:
Вокруг домиков хожу и в окошечко гляжу.
К одному я подойду и тихонько постучу: тук – тук – тук…
Ребенок: Кто пришел?
Ведущий: (называет имя ребенка) Ты стоишь, ко мне спиной.
Побежим – ка мы с тобой. Кто из нас молодой – прибежит быстрей домой?
Ведущий и ребенок бегут по кругу в разные стороны. Кто быстрее займет
место в домике, считается победителем, а опоздавший становится водящим.
4.Комары и лягушка
Полусферы свободно расположены по залу. Дети «комары» летают по залу
между полусфер, а педагог при этом приговаривает:
Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек,
Свесил ножки под листочек. Спрятался!
На
эти
слова
все
«комарики»
должны
спрятаться
на
своих
«пенечках»
полусферах.
Ребенок
«лягушка»
выскакивает
из-за
своего
укрытия
и
пытается поймать «комариков»
5. Гонка мячей по кругу
Дети стоят на полусферах, расположенных по кругу, в руках у 3-4 человек (по
усмотрению педагога) мячи. По сигналу дети начинают передавать друг
другу
мячи,
стараясь
удержаться
на
полусфере
и
не
выронить
мяч.
Интереснее
когда
дети
передают
мячи
разные
по
весу
и
размеру.
Это
способствует
развитию
дифференцированной
координации
движений,
реализуются
модально
–
специфические
факторы,
особенно
тактильный,
зрительный, пространственный, вестибулярный
Подвижная игра «слушай – беги место займи»
Ход игры: Прослушав вопрос, дети отвечают, подбегая к полусферам.
Примерные вопросы:
!Это командный вид спорта
!В этом виде спорта используется специальная площадка
!Вид спорта где играют на зеленом поле
!В этом виде спорта мяч перекидывают через сетку
!В этом виде спорта две команды по 11 человек (по 6 человек) и т д.
!В этом виде спорта используется самый большой мяч
!цель этой игры рукой забросить мяч в кольцо с сеткой
!цель игры забить гол в ворота соперника
!в этом виде спорта играют деревянными ракетками
В этом виде спорта спортсмены бьют мяч об стол, когда играют
!Основной прием в игре защита ворот