Автор: Манутова Татьяна Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: п. Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование
Формирование познавательных универсальных учебных действий на
уроках окружающего мира.
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих
школьникам
умение
учиться,
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию.
В
широком
значении
"универсальные
учебные
действия"
–
саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного
присвоения
нового
социального
опыта.
В
более
узком
(собственно
психологическом
значении)
"универсальные
учебные
действия"
–
это
совокупность
действий
обучающегося,
обеспечивающих
его
культурную
идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого
процесса.
Изменения,
которые
произошли
в
нашем
обществе,
повлекли
за
собой
изменение
целей
современного
образования,
и,
следовательно, всех составляющих методической системы работы учителя.
Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На
это
направлен
стандарт II
поколения.
Учитель
начальной
школы,
реализующий
этот
стандарт,
должен
не
только
научить
читать,
писать,
считать, но и сформировать универсальные учебные действия.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся
активно
рассматриваются
А.Г.
Асмоловым,
Г.В.
Бурменской,
И.А.
Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон. Так, концептуальная идея
формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г.
Петерсон,
состоит
в
следующем:
универсальные
учебные
умения
формируются
тем
же
способом,
что
и
любые
умения.
А
формирование
любого умения у школьников проходит следующие этапы: Представление о
действии, первичный опыт и мотивация. Приобретение знаний о способе
выполнения
действия.
Тренинг
в
применении
знаний,
самоконтроль
и
коррекция. Контроль умения выполнять действие. [3, с. 3]. Следовательно,
этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
Остановимся
более
подробно
на
формировании
познавательных
универсальных учебных действиях. Познавательные универсальные учебные
действия включают : общеучебные действия, действия постановки и решения
проблем,
илогические
действия и
обеспечивают
способность
к
познанию
окружающего
мира:
готовность
осуществлять
направленный
поиск,
обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся
умения:
осознавать
познавательную
задачу;
читать
и
слушать,
извлекая
нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах
учебников,
рабочих
тетрадей,
другой
дополнительной
литературе;
осуществлять
для
решения
учебных
задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в
материализованной
и
умственной
форме;
понимать
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной,
модельной
форме,
использовать
знаково-символичные
средства
для
решения
различных
учебных задач. Например, чтобы научить ребёнка ставить и формулировать
проблемы,
надо:
вначале
сформировать
у
него
опыт,
умение
видеть
проблемы; затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому
уметь ставить и формулировать её, как это делать; научиться сознательно
формулировать
проблемы;
в
завершении,
проконтролировать
его.
Достижение
ожидаемого
результата
-
умения
ставить
и
формулировать
проблему
дело
не
одного
урока.
Только
планомерное
систематическое
использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического
метода на уроках, на наш взгляд, позволит сформировать это познавательное
универсальное
учебное
действие
у
учащихся.
А.
И.
Савенков
в
книге
«Методика исследовательского обучения младших школьников» определяет
проблему, как затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему,
требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с
данной проблемной ситуацией [4, с. 12]. В книге предлагаются задания для
развития умений видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы,
делать
умозаключения
и
выводы.
Учителю,
очень
важно
продумывать
задания, вопросы, упражнения к уроку. Приведём примеры заданий, которые
помогут
педагогу
формировать
у
детей
познавательные
УУД
на
уроках
окружающего
мира
в
начальной
школе.
I.
Задания,
которые
позволяют
учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира. 1.
Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься
ты. Чем они различаются? Чем похожи? 2. Рассмотри фотографии птиц.
Какая
из
птиц
обитающая
на
территории
Татарстана,
вероятнее
всего,
питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ. 3. У Оли и Лены
были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в
одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили
рассаду, высадили рассаду в положенные сроки на грядки в саду. Через
некоторое
время
дети
сравнили
растения
и
увидели,
что
они
очень
отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается рассмотреть
фотографии)
Возможно,
Оля
и
Лена
по-разному
ухаживали
за
своими
растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера. II.
Использование знаково-символических средств представления информации
для
создания
моделей
изучаемых
объектов
и
процессов,
схем
решения
учебных
и
практических
задач.
1)
Расскажи
по
схеме
«Какой
бывает
транспорт?». 2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные
натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.
III. Фрагмент урока окружающего мира в первом классе по теме «Питание.
Почему надо есть много овощей и фруктов? ». - Попробуем выяснить, что
значит
быть
здоровым?
Выберите
слова
для
характеристики
здорового
человека. - А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие
действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем
воздухе, хорошо питаться.) - Сегодня на уроке мы будем говорить о питании
человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а
правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь. Анализ ситуации
1. Вспомните одного из любимых сказочных героев - Винни-Пуха, когда он
был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в
гостях, не смог выйти через дверь наружу.) - Какой совет дадите Винни-
Пуху? (Не переедать.) Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать
сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была
дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась
беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась?
(Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна
быть
разнообразной.)
-
Итак,
подведём
итог.
Какую
информацию
мы
выяснили
пока
о
правильном
питании?
(Питание
должно
быть
разнообразным. Не нужно переедать.) - Есть такие продукты, которые люди
должны
есть
каждый
день.
А
что
это
за
продукты
вы
сейчас
узнаете.
Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с
базара пришла…» - Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку,
капусту…) Как это всё назовём? (Овощи.) - Какие овощи ещё вы знаете?
(Лук, чеснок…)- Как отличить овощи от фруктов? (Они растут на грядках.) -
Откройте
учебник
на
странице
38
(2
часть).
Самостоятельно
соедините
название овоща с рисунком.Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть
ошибки, исправьте. - Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.) -
Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно сладкие,
кроме лимона.) - Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком.
Посмотрите
на
экран.
Проверьте
себя,
если
есть
ошибки,
исправьте.
-
Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов –
красным. - Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей
местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку
необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.) Чем полезны
? Если учащиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение.
Вполне возможно, что кто-то из детей может дать ответ, что в овощах и
фруктах содержатся витамины. - Какие витамины содержатся в овощах и
фруктах?
Сможете
ли
распределить
эти
овощи
и
фрукты
на
группы
в
зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся? Как правило,
учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи
и фрукты на группы. - С чем встретились? (С затруднением.) Таким образом,
на
этапе
актуализации
знаний
мы
формируем
у
детей
следующие
познавательные
УУД:
общеучебные:
умение
структурировать
знания,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - Какое задание
выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи. Пытались ответить
на вопрос: почему надо есть много овощей и фруктов? Какие витамины
содержатся в овощах и фруктах?) - Почему возникло затруднение? (Мы не
знаем,
какие
витамины
содержатся
в
овощах
и
фруктах,
для
чего
эти
витамины
нужны
человеку.)
На
этапе
выявление
места
и
причины
затруднения
мы
формируем
у
детей
познавательные
УУД:
умение
структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание. - Какую цель мы
поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и фрукты.). -
Сформулируйте тему нашего урока. - Что нужно делать, если чего-то не
знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать
самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.) - Каким
путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на
вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?
Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный
вопрос, поработать самостоятельно. - Предлагаю вам поработать в группах.
Составим
план
работы.
1.
Узнать,
что
такое
витамины.2.
Узнать,
какие
бывают витамины.3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости
от
витаминов,
которые
в
них
находятся.
(Составить
эталон.)
На
этапе
построения
проекта
выхода
из
затруднения
мы
формируем
у
детей
познавательные
УУД
:
общеучебные:
знаково-символические
–
моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в
зависимости от конкретных условий. Таким образом, большинство сведений,
подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить
индуктивным
путём,
через
наблюдение,
сопоставление
фотографий,
рисунков,
выполнение
заданий,
а
также
решение
на
уроках
проблемных
ситуаций.
Индуктивный
и
проблемный
подходы,
требующие
от
детей
размышлений
и
доказательств,
способствуют
формированию
и
развитию
познавательных универсальных учебных действий.
Литература:
1.
Бондаревская
Е.В.
Гуманистическая
парадигма
лич но с т но -
ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - №
4. - С. 11 - 17.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:
от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
— 151с.
3. Петерсон Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по
формированию
общеучебных
организационно-рефлексивных
умений
и
связанных
с
ними
способностей
и
личностных
качеств
у
учащихся
1-4
классов
общеобразовательной
начальной
школы.
–
М.:
УМЦ
«Школа
2000…», 2009. -40с.
4.
Савенков
А.И.
Методика
исследовательского
обучения
младших
школьников.-
2-е
изд.,
испр.
и
доп.
–
Самара:
Издательство
«Учебная
литература», 2007. – 208с
5.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000