Автор: Ахметова Галина Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Октябрьский
Наименование материала: доклад
Тема: Использование игр в обучении английскому языку в младших классах
Раздел: начальное образование
Использование игр в обучении английскому языку в младших классах
Галина Михайловна Ахметова, учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №2» г.Октябрьский РБ; gim22005@yandex
Для
проведения
игр
предъявляется
ряд
требований.
Игра
должна
стимулировать
мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее
следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. Игру нужно
хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно,
чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль.
Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной. Игра должна быть
принята
всей
группой.Она
непременно
проводится
в
доброжелательной,
творческой
атмосфере,
вызывает
у
школьников
чувство
удовлетворения,
радости.
Чем
свободнее
чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у
него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с
максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал. Учитель
должен сам верить в ролевую игру, в ее эффективность, тогда он сможет добиться хороших
результатов.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу,
поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или
опровергнуть
его,
умение
целенаправленно
слушать
собеседника,
задавать
уточняющие
вопросы и т.д.
Прежде чем ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести
подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не
только
иноязычного,
но
и
русскоязычного
общения
на
уроке.
Следовательно,
чтобы
организовать общение в рамках игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных
условиях учебного процесса.
Для этого можно использовать следующие тренировочные упражнения, которые помогут
детям научиться взаимодействовать друг с другом на первых порах:
-упражнения
на
тренировку
учащихся
в
умении
реагировать
на
предложенные
утверждения.
Они
призваны
развивать
умения
употреблять
клишированные
фразы,
эквивалентные русским ”Да”, ”Нет", ”Разве? ”, “Как интересно!" и т.д.;
-
невозможно
переоценить
значение
традиционного
начала
диалога.
Хорошо
отработанное, бегло и выразительно предъявленное начало диалога, переходящее из одного
диалога
в
другой,
повышает
уверенность
говорящих
в
своих
силах
и
с
самого
начала
настраивает
их
на
беглую
и
эмоциональную
речь.
Оно
способствует
эффективному
"подключению" очередной темы к сумме уже усвоенных школьниками знаний и навыков;
- упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах, в рамках
предложенной ситуации.
Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их
собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:
сначала
читаем
диалог
по
ролям,
обращая
внимание
ребят
на
реплики,
подлежащие усвоению;
читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;
инсценируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;
самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации.
Составление диалогов с опорой на ключевые слова и выражения в рамках предложенной
ситуации.
Еще
одним
важным
требованием
при
проведении
различного
рода
игр
является
использование всевозможной наглядности.
Кроме того, учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как
соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в
игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и
усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.
Также не стоит забывать и о том, что обсуждая проведенную игру, оценивая участие в
ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры.
Отрицательная
оценка
деятельности
её
участников
неизбежно
приведет
к
снижению
активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь
затем перейти к недостаткам.
Фонетические игры
Фонетическая сторона устной речи и чтения учащихся, как правило, значительно отстаёт
от нормы. Возможно, потому, что на обучение фонетике отводится недостаточно времени в
процессе занятий. При всей напряжённости, многоплановости и многообъектности процесса
обучения английскому языку роль и значение фонетических навыков нельзя недооценивать. От
правильного произношения всего лишь одного звука в слове оно теряет или полностью меняет
смысл.
Фонетические
навыки
относятся
к
числу
наиболее
«хрупких»,
они
больше
других
подвержены деавтоматизации, т.е. разрушению в силу недостаточного или несистематического
подкрепления
(тренировки).
Систематичность
применения
специальных
фонетических
имитационных
упражнений,
фонетически
направленных
игровых
заданий
способствует
формированию основ фонетических навыков.
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить
игры-загадки,
игры-имитации,
игры-соревнования,
игры
с
предметами,
игры
на
внимательность,
игры-лото
со
звуками.В
процессе
фонетической
отработки
новых
лексических единиц и модельных фраз учителя английского языка используют следующие
игровые упражнения.
Какой звук я задумала? (игра-загадка)
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший
первым получает право загадать свою загадку. Назови слово (игра с предметом) Ведущий
бросает мяч участникам игры по очереди, называя звук, ученики возвращают мяч, называя
слово, в котором этот звук слышится.
Слышу – не слышу.
Игра преследует цель – формирование навыков фонетического слуха. Обучаемые делятся
на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором имеется
долгий
гласный,
обучаемые
поднимают
руку.
Выигрывает
команда,
сделавшая
меньше
ошибок.
HUNTERS
На
доске
вывешиваются
слова
в
транскрипции
(разложены
на
парте).
Приглашаются
2
«охотника».
Учитель
называет
слово.
Кто
первый
нашёл
слово,
забирает
добычу
себе.
П о б е ж д а е т
т о т ,
у
к о г о
б о л ь ш е
« д о б ы ч а » .
BUYERS
Игра проводится в группах. Одна команда может покупать слова, с которых буква С читается
как звук [k], а другая команда – как звук [s]. Учитель показывает детям карточки со словами:
cat, city, centre и др. Игра проводится в быстром темпе. Задача для учащихся: успеть «купить»
слово.
POETS
Используется считалка:
One and two and three and four
I am sitting on the floor,
I am playing with the ball
And a little pretty doll.
Учитель показывает две картинки с рифмующимися словами, например: frog-dog, toy-boy, bee-
tree, mouse-house, clock-sock. Дети заменяют ими подчеркнутые слова.
Орфографические игры
Все кроссворды, чайнворды, ребусы, которые предлагаются детям – это орфографические
и г р ы .
О н и
т а к ж е
с п о с о б с т в у ю т
з а к р е п л е н и ю
л е к с и к и .
WORD SEARCH. В этой игре нужно найти слова, спрятанные в клетках. Учащиеся могут
сами изготавливать сетки заранее, а на уроке обмениваться ими. В координатных сетках, в
которых
содержится
беспорядочный
набор
букв,
можно
найти
слова
по
вертикали,
горизонтали, диагонали. Уровень сложности может определять учитель. Предпочтительнее
использовать
слова,
относящиеся
к
одной
определенной
теме
или
разные
слова
на
закрепление.
THE ALPHABET.
У учителя имеется два набора карточек с буквами алфавита. Класс
делится на две команды. Каждая команда получает один набор. Когда учитель произносит
слово, “pen”, учащиеся составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает
очко.
Дежурная буква. Учащимся раздаются карточки, и предлагается написать как можно
больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например,
учитель говорит: “Сегодня у нас дежурная буква “s”, она стоит на первом месте. Кто напишет
б о л ь ш е
с л о в ,
в
к о т о р ы х
б у к в а
“ s ”
с т о и т
н а
п е р в о м
м е с т е ? ”
JUMBLED WORDS.
Учитель даёт учащимся карточки со словами, в которых перепутаны
буквы, с тем, чтобы они составили из них слова. Учащимся сообщается название темы,
например: «Животные», «Школьные предметы». Побеждает тот, кто первым и правильно
составит все слова. предлагаются слова: turebt, twese, yoneh, esehec, grbas. (Ключ: butter, sweet,
h o n e y ,
c h e e s e ,
s u g a r ) .
Вставь букву.
Образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды
записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно
выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Эту игру рекомендуется
проводить
после
каждой
введенной
группе
слов
по
разным
темам
с
целью
закрепить
написание изученных слов.
Лексические игры
Слова хранятся у нас в памяти ассоциативно-тематическими группами. Поэтому,
формируя у учеников базовый словарь, то есть запас «кирпичиков», из которых они будут
строить фразы, нам необходимо вводить новые лексические единицы тематическими
группами. В этой связи учебный материал объединяется вокруг основных лексических тем:
семья, внешность, одежда, дом, школа, еда, домашние животные, звери, цвет и другие. Чтобы
слова и выражения запоминались прочно, их надо очень много раз повторять. А чтобы
повторение не наскучило ученикам, при обучении лексике целесообразно использовать игры
на карточках, картинках или кубиках.
Части тела. Учитель называет части тела, а дети показывают их на себе или друг на
друге.
Числительные. Образуется
две
команды.
Учитель
называет
порядковое
или
количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая –
последующее (соответственно порядковое или количественное числительное).
Больше
слов. Образуется две команды. Каждая команда должна назвать как можно
больше слов на заданную тему. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.
Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд записывают слова на
доске. В этом случае при подведении итогов учитывается не только количество слов, но и
правильность их написания.
Цвета.
Учитель называет цвет. Например, желтый. Задача учащихся назвать как можно
больше
слов
-
названий
предметов
желтого
цвета.
Это
могут
быть
названия
фруктов,
животных, предметов мебели, одежды. Выигрывает команда, которая назвала как можно
больше слов. За каждое названное слово команда получает балл.
Больше слов. Образуются две команды. Учитель называет или пишет на доске букву.
Учащиеся из обеих команд должны написать как можно больше слов, начинающихся с данной
буквы. Учитель может дать время на выполнение задания, затем представитель команды
называет слова или пишет их на доске. Так же учащиеся могут называть слова по очереди,
чтоб не было одинаковых слов в двух командах. Если учащиеся пишут слова на доске, то
учителем так же учитывается правильность написания слов.
Снежный
ком. Учитель называет слово. Учащиеся по цепочке повторяют сказанное
ранее слово, при этом называя новое слово. То есть, учитель называет слово der Himmel,
следующий ученик должен повторить слово der Himmel и назвать новое слово - die Sonne,
второй ученик должен уже повторить предыдущие два слова и назвать свое. Учащиеся могут
передавать
«эстафету»
слова,
передавая
по
цепочке
мягкую
игрушку
или
мячик.
И
так
продолжается, пока кто-то из учеников не собьется. В качестве штрафа за обрывание цепочки,
проигравший ученик должен будет рассказать стишок на языке или рассказать небольшую
историю.