Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ФГОС НОО С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ


Автор: Беспалова Светлана Вадимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СОШ № 145 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ФГОС НОО С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ФГОС НОО С УЧЕТОМ

НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ

Беспалова Светлана Вадимовна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»

Живу я в глубине России.

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки-сини

Горы-сини

И в синих отсветах металл…

И лица те же, что в Рязани,

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани,

В Урале Русь отражена.

Л. Татьяничева

В

современных

условиях,

когда

происходит

огромнейшее

влияние

общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает

воспитание

в

человеке

экологической

культуры.

Ведь

человек

-

это

единственный в мире зоологический вид, который нарушает экологическое

состояние природы и Планеты в целом. Люди наделены разумом, и чем

окружающий

мир

изощреннее

становится,

тем

больше

накапливается

пробелов

и

упущений

в

его

экологических

знаниях.

На

данный

момент

времени

можно

сказать

без

преувеличений,

что

большинство

людей

на

планете

не

имеют

абсолютно

никаких

знаний

и

навыков

о

состоянии

окружающей

среды.

Более

того,

многие

даже

нисколько

не

пытаются

приобрести эти знания, умения и навыки для улучшения экологического

состояния мира.

К

счастью,

потерю

экологической

грамотности,

заключающуюся

в

культуре народа, можно возродить скорейшим постоянным экологическим

1

воспитанием и образованием. Разрушение природных комплексов нарастает с

каждым днем и, возможно, на другой путь просто не останется времени. Но

для успешного экологического воспитания и образования необходимо, на мой

взгляд, по крайней мере, три основных условия:

полная

и

беспрекословная

готовность

общества

усвоить

основные

экологические идеи и знания, а также готовность соблюдать их;

наличие

множества

учебников,

периодических

изданий

и

прочих

пособий для изучения экологии и их достаточно популярный уровень;

подготовленность педагогов любой специализации для преподавания

экологии,

а

также

наличие

многочисленных

экологов

в

народном

образовании страны.

Особое

внимание

к

проблемам

экологического

образования

детей

младшего

школьного

возраста

можно

объяснить

двумя

основными

причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как

непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного

обучения

и

актуальностью

формирования

элементарной

экологической

культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия

ребенка с природой.

Действительно, аксиомой уже является положение о том, что человек

не

может

расти

и

развиваться,

не

взаимодействуя

с

окружающей

его

природной средой. Это взаимодействие жизненно необходимо человеку, и

оно

становится

все

более

актуальным

по

мере

роста

самостоятельности

ребенка и расширение сфер его деятельности. Более того, его чувства и разум

развиваются соответственно тому, какой характер носит его отношение с

природой.

Именно

поэтому

так

важен

начальный

этап

школьного

обучения

в

экологическом

воспитании,

когда

стихийные

знания

о

культуре

взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Экологическими

умениями

согласно

требованиям

Федерального

государственного стандарта являются:

2

сформированность уважительного отношения к России, родному краю,

своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной

жизни;

осознание ценности окружающего мира, освоение основ экологической

грамотности,

элементарных

правил

нравственного

поведения

в

мире

природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и

социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,

запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением

информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом

информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи

в окружающем мире.

Таким образом, в Федеральном государственном стандарте начального

общего

образования

говорится

о

необходимости

усиления

экологической

грамотности в обучении окружающего мира. В школьных

программах по

окружающему миру, созданных различными авторскими коллективами, среди

приоритетных направлений образования названо экологическое.

Содержание учебно-методических комплектов по окружающему миру

обладает значительными возможностями в плане формирования у учащихся

прочных осознанных знаний в области рационального природопользования,

что, в свою очередь, требует усвоения учащимися элементов экологических

знаний уже в младшем звене общеобразовательной школы.

Я работаю по учебно- методическому комплекту «Школа России».

В

этом

комплекте

есть задачи, которые нацеливают учителей на

формирование экологической грамотности младших школьников, при изучении

курса «Окружающий мир». Следует отметить, что в программе А.А.Плешакова

задачей предметных результатов является формирование именно экологической

грамотности.

3

Анализ эколого-ценностного потенциала

комплекта показал, что в

программе

преимущественно

представлен

знаниевый

компонент,

отражающий ценности потребления и ценности сбережения. В программе

А.А. Плешакова это прослеживается в таких темах: «Что нас окружает»,

«Дикие и домашние животные», «Будь природе другом».

Экологическая деятельность в данных программе проектируется через

знакомство

с

вопросами

охраны

природы

и

участием

в

элементарной

экологической

деятельности

(уход

за

комнатными

растениями,

уход

за

домашними животными, зимняя подкормка птиц, посадка растений).

Материал в учебных пособиях по окружающему миру подобран с

учётом возрастных особенностей, содержится материал для всестороннего

развития ребёнка, есть над чем подумать и поразмышлять. Многие темы,

проекты по окружающему миры связаны с краеведением и экологией:

1 класс

Проект «Моя малая Родина».

Проект «Моя семья».

Проект «Мой класс и моя школа».

2 класс

Проект «Родной город».

Проект «Красная книга».

Проект «Родословная».

3 класс

Тема «Что такое экология».

Тема «Экологическая безопасность».

Тема «Экономика и экология».

Проект «Разнообразие природы родного края».

Проект «Экономика родного края».

4 класс

Раздел «Родной край- часть родной страны».

4

При организации образовательной деятельности в начальном общем

образовании

необходимо

учитывать

национальные,

региональные

и

этнокультурные особенности. Об этом говорится Федеральный закон № 273-

ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(статья

3),

который

формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание

взаимоуважения,

гражданственности,

патриотизма,

ответственности

личности,

а

также

защиту

и

развитие

этнокультурных

особенностей

и

традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального

государства».

Достаточно

ли

педагогу

учебника

для

максимально

эффективной

реализации

учебных

задач?

Конечно

же,

нет.

Поэтому

каждый

учитель

сталкивается с проблемой поиска дополнительной информации, составления

различных заданий

.

Большим

подспорьем

для

учителя

при

подготовке

к

урокам

окружающего мира является учебное пособие серии «Моя малая родина».

Учебное

пособие

«Моя

малая

Родина+СD»

содержит

множество

красочных рисунков, карт и фотографий.

В пособии раскрыты следующие темы: моя школа, мой класс, моя

семья,

погода,

календарь,

формы

поверхности

земли,

живые

богатства:

растения и животные, природа и человек: охрана окружающей среды, красная

книга,

заповедники

и

национальные

парки,

твой

город/село,

твой

край,

народы.

Закреплению

материала

служат

вопросы,

понятия

и

выводы,

расположенные

в

конце

каждой

темы.

К

изданию

прилагается

диск

с

коллекцией фотографий по темам издания.

Рабочие тетради предназначены для самостоятельных и контрольных

работ обучающихся.

В атласе этой серии имеются контурные карты.

5

На

любом

уроке,

где

необходим

материал

по

краеведению,

можно

использовать сборник об истории нашего поселка, который написал Пашков

Антон, ученик нашей школы.

Формирование

экологических

понятий

у

младших

школьников

осуществляется

с

помощью

заданий,

которым

целесообразно

придавать

экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны

раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные

нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к

родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще

будут

вовлекаться

в

самостоятельный

поиск,

учиться

прогнозировать

последствия

поведения

и

деятельности

в

окружающей

среде,

овладевать

практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Большую

роль

в

формировании

экологической

грамотности

играют

занимательные

тематические задания, которые легко придумать и самим.

Это

ребусы

и

кроссворды.

Ребусы

составлены

по

темам

«Города

Челябинской области»», «Реки Челябинской области», «Озера Челябинской

области».

Все

имеющиеся

материалы

в

школе

мы

располагаем

в

сетевом

окружении. Ими может воспользоваться каждый учитель нашей школы.

Эти материалы можно использовать для уроков, а также для подготовки

к участию в различных конкурсах, олимпиадах, акциях, таких как:

интеллектуальный марафон краеведческой направленности

городской экологический марафон

предметная олимпиада по окружающему миру

экологический конкурс «Тропинка»

экологическая акция «Моя планета»

экологическая акция «Вода на земле»

экологическая акция «Покормите птиц».

Конечно,

для

формирования

экологической

грамотности

младших

школьников

важны

не

просто

уроки

окружающего

мира,

отдельные

6

мероприятия, а хорошо продуманный спланированный непрерывный процесс

деятельности

по

изучению,

сохранению

и

улучшению

природной

среды.

Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно

придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки - праздники и

тематические

уроки.

Содержание

таких

натуралистических

праздников

может быть различным, но принципы организации их в основном одни и те

же. Неважно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное,

чтобы

он

был

направлен

на

всестороннее

развитие

школьников,

формирование

их

активной

жизненной

позиции,

гражданской

ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти

всех его участников. «Охрана природы - долг всех и каждого» - вот основная

идея, которая красной нитью должна проходить через все дела и всю жизнь

человека.

Большую

часть

воспитательной

нагрузки

несет

на

себе

период

коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки надо

стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников;

поддерживать все их идеи и согласовывать с их пожеланиями. Желательно

избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и

проведения урока-праздника, разрабатывает задания и поручения ребятам.

Каждому можно предложить домашнее задание: например, подготовить свой

«добрый

сюрприз».

Учитель

может

помочь

сориентироваться

в

выборе

сюрприза, им может быть все, что угодно: от любого выращенного плода до

чего-то более масштабного.

Ключ

к

успеху

уроков-праздников

-

в

преодолении

формализма

и

штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в

программы

тематических

уроков-праздников

театрализованные

кукольные

представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки,

аукционы,

ярмарки,

поддерживать

импровизированное

самодеятельное

творчество

учащихся.

К

этим

урокам

можно

подготовить

специальные

7

выпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-

миниатюр о полюбившемся уголке природы.

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры.

Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой

сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений.

Например,

конкурс

знатоков

природы

может

включать

несколько

этапов:

Конкурс на лучшего знатока тайн природы.

Конкурс

рисунков

(«Природоохранительные

знаки»:

командам

предлагается

нарисовать

различные

природоохранительные

знаки,

которые можно установить

в лесной зоне заботы, на экологической

тропе).

Эстафета

эрудитов

(она

проводится

цепочкой:

первая

команда

задает

вопрос второй, вторая - третьей и т. д.).

Конкурс устных рассказов на тему «Красная книга природы» (участники

турнира

должны

рассказать

о

самом

удивительном,

на

их

взгляд,

представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги).

Для конкурса можно предложить и такие темы: «Самый красивый уголок

нашего края», «Удивительное растение (животное) Челябинской области».

Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают запись с голосами

птиц, других животных. Ее включают 2-3 раза. Необходимо написать

названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса).

Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе

турнира).

Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются

представители флоры или фауны.

Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам

турнира в целом и всех участников награждают приятными подарками от

самой матушки-природы (фрукты).

8

Необходимо

педагогу

и

привлечь

родителей

к

работе

над

формированием экологической грамотности. При знакомстве с родителями на

собрании можно провести анкетирование (анкета в раздаточном материале).

По

результатам

анкетирования

можно

понять,

кого

из

родителей

можно

привлечь к этой работе. И затем с их помощью можно готовить детей и к

конкурсам,

различным

акциям,

праздникам.

Подготовка

детей

осуществляется

в

очной

и

заочной

форме

(через

интернет)

в

группе

в

контакте.

Педагогический смысл работы по формированию экологической

грамотности младших школьников состоит в том, чтобы помочь ребенку

продвинуться от элементарных знаний о природе к более высокому уровню,

где требуется самостоятельность принятия решения и свой экологический

выбор.

Успешность

данного

вида

деятельности

в

формировании

экологического воспитания и образования младшего школьника зависит от

грамотности

педагога,

разнообразия

применяемых

им

методов

и

эмоциональном отклике детей.

9



В раздел образования