Напоминание

"Дециметр"


Автор: Рябчинская Нина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лорис-Меликовская СОШ"
Населённый пункт: Омская область Называевский район село Лорис-Меликово
Наименование материала: урок математики
Тема: "Дециметр"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики в 1 классе УМК «Школа России»

Тема урока: «Дециметр»

Цели урока:

Научиться измерять длины отрезков в дм.

Планируемые результаты:

предметные:

использовать для измерения длины отрезков новую единицу длины –

дециметр.

выполнять простейшие геометрические построения.

переводить мелкие единицы длины в более крупные и крупные в более

мелкие, используя соотношения между ними.

метапредметные:

регулятивные УУД

определять цель предстоящей работы и составлять план

деятельности по ее достижению с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

оценивать правильность выполнения заданий на уровне адекватной

оценки.

коммуникативные УУД

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками

принимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к

общему решению.

познавательные УУД

ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от

известного; добывать новые знания, используя демонстрационный

материал, учебник и информацию, полученную на уроке.

личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу.

осознавать ценности изучаемого предмета и совместной учебной

деятельности

формировать способность к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, учебник

«Математика», карточки с заданиями для самостоятельной работы, линейки,

тетради, ручки, простые карандаши, цветные карандаши, мерки в 1 см,

мерки в 1 дм, бруски, «карточки успеха».

Ход урока

I Организационный момент

Цель: эмоционально настроить учащихся на работу

проверить готовность к уроку ( наличие необходимых школьных

принадлежностей).

Формируемые УУД: положительное отношение к учению, познавательной

деятельности.

Учитель: «Громко прозвенел звонок

Ну – ка, посмотри, дружок,

Ты, готов начать урок?

Всё ль на месте? Все ль в порядке?»

На парте должны лежать учебник, линейка, тетрадь, ручка, простой

карандаш, цветные карандаши.

Учитель «Математика, друзья, абсолютно всем нужна,

На уроке работай старательно

И успех тебя ждёт обязательно!»

Так давайте пожелаем друг другу успеха.

II Актуализация знаний

Цель: создать ситуацию успеха при решении практической задачи на

знакомом материале.

Формируемые УУД:

познавательно-структуирование знания

регулятивные – выделение и осознание того, что уже известно, а также

осознание качества и уровня усвоения материала

-

На доске карточка

Учитель. Прочитайте запись, скажите, что она обозначает?

Ученики. Так в математике сокращённо записывают единицу измерения

длины – сантиметр.

Учитель. Поработайте в паре: расскажите друг другу, какие задания вы

можете выполнять, используя данную единицу измерения длины.

см

Ученики. Умеем чертить отрезки заданной длины, измерять длины отрезков в

см, сравнивать отрезки различной длины.

Учитель. Предлагаю выполнить задание самостоятельно по карточке №1.

Проверка. Ученики сверяют свою работу с образцом на доске.

Iв – 5 см < 7 см

II в – 6 см > 4 см

Учитель. Оцените правильность выполнения задания в «карточке успеха»

«Карточка успеха»

1

2

3

4

5

Справился с

заданием

Справился с

заданием, но

допустил

ошибку

Не справился с

заданием

Учитель. Если справились с заданием, то поставьте «плюс» зеленым цветом

Если справились с заданием, но допустили ошибку поставьте «плюс» желтым

цветом.

Если не справились с заданием, то поставьте «плюс»красным цветом

III Выявление места причины затруднения.

Формулирование темы и цели урока.

Цель: способствовать пониманию того, что успешному решению

практической задачи мешает отсутствие каких – то знаний и умений.

организовать постановку целей урока.

Формируемые УУД.

познавательные – самостоятельное выделение и формирование

познавательной цели

Измерить длины отрезков и

сравнить .

см

см

см*** см

Измерить длины отрезков и

сравнить .

смсм

см

см*** см

регулятивные – выделение и осознание того, что уже известно и что еще

подлежит усвоению.

коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками.

На доске запись:

9 см * 12 см

15 см * 20 см

1 дм * 1 см

18 см * 2 дм

Учитель. Сравнить величины.

Ученики записывают ответы на доске ( в двух последних записях ответы

учеников отличаются)

Учитель. Какое задание выполняли7

Ученики. Сравнивали именованные числа.

Учитель. Где возникло затруднение? Почему оно возникло?

Ученики. Мы не знаем, что обозначает запись 1 дм.

Учитель. Оказывается в математике есть другая единица измерения длины

дециметр и сокращенно записывается так дм.

На доске рядом с таблицей вывешивается карточка

Учитель. Встречалось ли раньше на уроках математики слово дециметр?

Ученики. Нет

Учитель. Тогда назовите тему урока.

Ученики. Дециметр

На доске вывешивается карточка

Учитель. Измерять длины отрезков в сантиметрах мы умеем, а в дециметрах?

Ученики. Нет.

Учитель. Сформулируем цель урока.

Ученики. Научиться измерять длины отрезков в дециметрах.

Вывешивается карточка

см

дм

Тема урока:

Дециметр

Цель урока: научиться

измерять длины

отрезков в дм.

IV Открытие нового знания.

Цель: организовать составление совместного плана учебных действий для

реализации цели

регулятивные – способность планировать и действовать по намеченному

плану для достижения результата

коммуникативные – умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

познавательные - принятие учебной задачи, умение строить речевое

высказывание в устной форме.

Учитель. Для того, чтобы достичь цели урока, составим план учебных

действий.

Учитель. Чтобы научиться измерять длины отрезков в дециметрах, что

должны сначала мы узнать?

Ученики. Нужно узнать, что такое дециметр?

Учитель. После того как узнаем, что такое дециметр, сможем ли мы измерять

длины отрезков?

Ученики. Сможем.

Учитель. Какая будет вторая задача.

Ученики. Научиться измерять длины в дециметрах.

Учитель.После того как мы научимся хорошо измерять длины отрезков, где

эти знания будем использовать?

Ученики. Применять единицу измерения длины дм в жизненных ситуациях.

В ходе обсуждения на доске появляется план учебных действий.

1.

Узнать, что такое дециметр

2.

Научиться измерять длины отрезков в дециметрах

3.

Применять единицу измерения длины - дм в жизненных ситуациях.

Физкультминутка.

Цель: предупреждение утомляемости.

Формируемые УУД.

Личностные – принятие ценностей здорового образа жизни.

Регулятивные – саморегуляция. как способность к мобилизации сил и

энергии.

Коммуникативные – умение соблюдать простейшие нормы этикета.

Познавательные – умение слушать и выполнять действия по определенному

плану.

«Раз потопали немножко

Два – похлопали в ладошки.

Влево – вправо посмотрели

На три – четыре тихо сели».

Учитель. Приступаем к решению первой задачи. Узнать. что такое дециметр?

Учитель. Предлагаю выполнить практическую работу.

Дети получают полоски зеленого цвета и синего цвета, картон.

Учитель. Измерьте длину картона с помощью полосок зеленого цвета (мерок

в 1 см). За определенное время ученики не справляются с заданием. Приходят

к выводу, что не всегда удобно измерять длины меркой в 1 см. Предлагают

взять другую мерку. С заданием справляются. Приходят к выводу, что длины

больших отрезков удобно измерять большей меркой.

Учитель. Узнайте, сколько раз мерка в 1 см укладывается в синей полоске.

Ученики. 10 раз.

Учитель. Измерьте по линейке чему равна длина синей полоски.

Ученики. 10 см.

Учитель. Мерка в 10 см называется дециметром.

Вывешивается таблица

Учитель. А где можно проверить правильно, ли мы утверждаем, что

1дм=10см.

Ученики. Нам поможет учебник.

Учитель. Открываем учебник на стр.51 и читаем запись в красной рамочке.

Дети убеждаются в правильности вывода.

Учитель. Узнали, что такое дм?

Ученики. Узнали.

Запомни

1 дм=10см

Учитель. Приступаем к решению второй задачи. Научиться измерять отрезки

в дм.

Выполняем задание второе на стр. 51 в учебнике.

Учитель. Что нам поможет выполнить вторую часть задания?

Ученики. Мерки в 1см, в 1 дм.

Ученики накладывают мерки на отрезок и записывают ответ.

VПервичное закрепление.

Цель: зафиксировать новое знание в речи, организовать устранение

затруднения в выполнении работы.

Формируемые УУД.

коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

познавательные – выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий

Учитель. Выполните задание по карточке №2.

Учащиеся проверяют выполнение задания по эталону.

15 см=1дм 5 см -

13см=1дм 3 см –

16 см=1 дм 6см –

Учитель. Оцените правильность выполнения задания в «листке успеха».

VI Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на

новые знания, самопроверку по эталону.

Формируемые УУД.

Регулятивные – сличение способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличия от эталона

Измерить длину полоски в

дм и см.

Измерить длину полоски в

дм и см.

Измерить длину полоски в

дм и см.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

осуществлять контроль, коррекцию и оценку действия партнеров.

Учитель. Не всегда с вами будут мерки в 1 дм, 1 см, поэтому предлагаю

измерить длины сторон треугольника в дм и см с помощью линейки.

Дети выполняют самостоятельно задания по карточке №3

Ученики проверяют правильность выполнения задания по эталону.

1дм 6см1дм 5см1дм 4 см

1дм 7см1дм 6см1дм 3см

1дм 2см1дм 4см 1дм 5см

Учитель. Оцените свою работу в «листке успеха».

Учитель. Научились измерять длины отрезков?

Ученики. Научились.

Учитель. Тогда приступаем к выполнению III задачи. Применять единицу

измерения длины в жизненных ситуациях.

Учитель. Какие предметы можно измерять в дм?

Ученики. Ширину и длину стола, ширину зеркала…

Учитель. Я предлагаю измерить длину брусков.

Ученикам раздаются бруски различной длины (работу выполняет каждый

индивидуально).

Правильность измерения длины брусков учащиеся проверяют по эталону.

1.

1дм 8см 5. 1дм 7см

Измерить стороны

треугольника в дм и см

с помощью линейки

Измерить стороны

треугольника в дм и см

с помощью линейки

Измерить стороны

треугольника в дм и

см с помощью

линейки

2.

1дм 6см 6. 1дм 2см

3.

1дм 3см 7. 1дм 1см

4.

1дм 5см 8. 1дм 4см

9. 2дм

Учитель. Оцените выполнение задания в «листке успеха»

Игра «Каждой открытке – свой конверт». На мультимедийном

проекторе.Оценивание выполнения задания в «листке успеха»

VII Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку обучающимися с собственной

учебной деятельностью.

Формируемые УУД.

Личностные – самооценка на основе критерия учебной деятельности, умение

ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные – оценка т.е. выделение и осознание того, что уже усвоено и

что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные – умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

и условиями коммуникации.

Познавательные умение строить речевое высказывание в устной форме;

оценивать себя и результат своего труда.

Учитель. Какую цель ставили на уроке?

Ученики. Научиться измерять длины в дм.

Учитель. Достигли цели?

Ученики. Да.

Учитель. Все ли учебные задачи были решены?

Какая была первая задача?

Ученики. Узнать, что такое дециметр?

Учитель. Узнали?

Ученики. Узнали, что 1 дм=10см.

Учитель. Какая была вторая задача?

Ученики. Научиться измерять длины отрезков в дм.

Учитель. Как мы это делали?

Ученики. Использовали мерки в 1см, в 1дм.

Учитель. Какая была третья задача?

Ученики. Применять единицу измерения длины дм в жизненных ситуациях.

Учитель.Длины каких предметов вам уже захотелось измерить дома?

Ученики. Высоту тумбочки, ширину порога и т.д.

Учитель. Вернемся к заданию, которое вы не смогли выполнить в начале

урока.

1 дм * 1 см

18 см * 2 дм

Учитель. А теперь сможем сравнить длины?

Ученики. Сможем, потому что мы узнали что 1дм=10см

Учитель. Составим лесенку успеха класса.

Посчитайте сколько плюсов зеленого цвета у вас получилось и поднимитесь

на определенную ступень.

Ученики прикрепляют кружки на «лесенку успеха»



В раздел образования