Напоминание

"Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека".


Автор: Еремина Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ "КРОЦ"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Сообщение на теоретическом семинаре
Тема: "Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека".
Раздел: начальное образование





Назад




Сообщение на теоретическом семинаре «Единство систем воспитания,

обучения, образования и развития человека».

Тема сообщения: « Возрастные особенности социализации детей с ОВЗ».

Сообщение подготовила воспитатель ГБУ «КРОЦ»

Еремина Елена Алексеевна

2017 год

Возрастные особенности социализации детей с ОВЗ.

Исторически, длительное время процесс формирования человека шел

независимо от того, насколько сам человек мог его осмыслить. Со временем

акцент сместился на ребенка, которому в разное время жилось по-разному.

История детства - это история становления личности ребенка в семье. Рож-

дение больного ребенка ставило семью в особое положение, когда особенно

остро вставала проблема обучения, воспитания такого ребенка. На современ-

ном этапе изменилось видение проблемы обучения и воспитания детей с раз-

личными нарушениями. На смену термину ребенок-инвалид пришел ребенок

с ОВЗ, или ребенок с особенностями развития ИЛИ ОСОБЕННЫЙ РЕБЕ-

НОК.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключает-

ся в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедно-

сти контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с

природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элемен-

тарного образования.

Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося

общественного сознания, которые санкционируют существование недоступ-

ной для таких детей архитектурной среды, общественного транспорта, соци-

альных служб. Ребёнок, с особенностями развития, может быть также спосо-

бен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но

обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу об-

ществу ему мешает неравенство возможностей.

Но такой ребёнок – не пассивный объект социальной помощи, а развиваю-

щийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних со-

циальных потребностей в познании, общении, творчестве. Государство при-

звано не просто предоставить ребенку, определенные льготы и привилегии,

оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систе-

му социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятству-

ющие процессам его социализации и индивидуального развития.

На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрега-

ционными (

Сегрега́

ция — политика принудительного отделения какой-либо группы на-

селения, дискриминация по какому либо признаку)

, что носит дискриминационный

характер и выражает «навешивание социального ярлыка». В этой связи разви-

вается система образования для детей с особыми потребностями по типу ин-

теграции.

В

области

специального

образования

с

конца

80-х

годов

XX

века

обо -

значается понятие «социализация».

Социализация — совокупность всех социальных процессов благодаря кото-

рым

индивид

усваивает

и

воспроизводит

определенную

систему

знаний,

норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправ-

ного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

В про-

цессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания,

умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

В нашей стране издавна существовала покровительская позиция общества и

государства по отношению к детям с проблемами развитии. Такая позиция

нарушает нормальные взаимоотношения человека и окружающей среды, вы-

рабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченными возможно-

стями. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограни-

ченными возможностями справедливо предполагает предоставление для всех

людей равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и

видах социальной активности.

Основная проблема социализации детей с ОВЗ - это отклонения от нор-

мального становления личности детей с ограниченными возможностями

здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении соци-

ального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизован-

ности и

целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению

«силы личности».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заклю-

чается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести

и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необхо-

димые для жизни в обществе.

Социализация и интеграция особенных детей процесс длительный и слож-

ный. В свое время, специальное исследование Б.И. Пинского выявило, что у

некоторых детей обнаруживается пониженная и хрупкая самооценка; эти

дети очень зависимы от внешней оценки. У других, самооценка повышена;

такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. Следует учесть наличие ка-

жущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть

даже у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам

и создавшим себе своего рода защитный барьер от внешней оценки.

Физиологической основой эмоций и чувств является взаимодействие связей,

образующихся в коре больших полушарий и в подкорковой области.

Ослабление деятельности всей высшей нервной системы и снижение уровня

и темпа психического развития ребенка с ОВЗ его эмоциональным процессам

присущ ряд специфических особенностей.

Ребенка с ОВЗ часто характеризует слабость и неустойчивость намерений, ко-

торые проявляются в том, что ребенок не испытывает желания активно дей-

ствовать, а склонен к короткой и близкой мотивации. Ослабление силы воле-

вых действий, связанное с недостатком стойких побуждений, обусловлено

снижением функциональной активности мозга и ослаблением тонуса эмоцио-

нальной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня

импульсивности, без которого волевой акт состоятся не может. Ребенок с ОВЗ

зачастую не доводит до конца задуманное и начатое дело, забывает о нем.

Известно, что эмоциональное самочувствие воспитанников в коллективе в

значительной мере зависит от его взаимоотношений с одноклассниками. В

специальной школе деловые и личные отношения между учениками часто

совпадают. В исследованиях И.Г. Еременко проанализированы особенности

личных взаимоотношений между детьми с ОВЗ: недостаточная и часто оши-

бочная мотивация выбора товарища, индифферентное отношение к своему

положению в коллективе, лабильность в отношениях. Причину этих особен-

ностей автор объясняет низким уровнем самосознания ученика, недоразвити-

ем

его

общественной

направленности,

ограниченностью

мотивационной

основы его деятельности и сложностью формирования характера.

Говоря об уровне социализации школьников, необходимо изучить вопрос об

особенностях делового общения. Наиболее полная информация по этому во-

просу получена в исследованиях Е.И. Разуван. Автор отмечает, что дети с

ОВЗ испытывают затруднения при общении с окружающими. У них недоста-

точно развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знако-

мыми людьми, с большим трудом - с незнакомыми. Школьники всегда испы-

тывают смущение, страх, что в непривычной обстановке может привести к

прекращению общения. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно разви-

тое умение анализировать полученную информацию и применять получен-

ные знания на практике.

Одним из решающих факторов, определяющих возникновение вторичных де-

фектов в личности ребенка с ОВЗ, являются нарушения их социальных свя-

зей с окружающими, неудовлетворенная потребность в общении. Исследова-

ниями доказано, что поступление в специальную школу создает такому ре-

бенку оптимальный режим общения, который обеспечивает в значительной

мере его правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки об-

ращения с окружающими, формирует коллективные отношения.

Н.П. Долгобородова в своих исследованиях по формированию коллектива и

межличностных отношений в специальной школе подчеркивает, что основой

всего является специфика состава учащихся. Особенности психики и сла-

бость развития высших психических процессов и свойств личности ребенка с

ОВЗ сужают круг его отношений и связей, сферы и масштаб их действия бо-

лее ограниченны, более элементарны и просты, менее интимны и разнооб-

разны, отличаются прямым, непосредственным характером. Образующиеся

внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознан-

ный и малообобщенный характер, часто эти связи находятся на уровне пере-

живаний. Эти отношения менее гибки, менее устойчивы, часто обусловлены

чисто ситуационно.

Проблемой формирования положительных черт личности при подведении к

выбору профессии учащихся специальных школ достаточно серьезно занима-

лась М.И. Кузьмицкая. На основании полученных данных она констатирует,

что относительно благополучные по своему интеллектуальному развитию

подростки ко времени выпуска их из школы приобретают некоторый реаль-

ный уровень притязаний, интересы учащихся к будущей трудовой деятельно-

сти неуклонно развиваются, углубляется и мотивация деятельности вообще,

самооценка при выборе профессии становится правильнее. Но автор отмеча-

ет, что мотивы, которыми руководствуются выпускники специальных школ

при выборе профессии, в большинстве случаев являются подражательными.

Ученики часто не понимают действительного содержания той или иной про-

фессии, основной критерий для них - привлекательная и непривлекательная

профессия. К седьмому - восьмому классу у подростков появляется потреб-

ность

обсуждать

вопросы

будущего

в

доступной

им

сфере

кон-

кретно-практической деятельности.

Таким

образом,

исследователи

отмечают

динамику

профессио нальной

направленности личности подростка с ОВЗ, которая является следствием

личностного роста в результате целенаправленной коррекционно-воспита-

тельной работы.

Исследования учащихся 8-9-х классов специальных коррекционных школ по-

казали низкую степень готовности к самостоятельной жизни выпускников по

большинству адаптационных факторов. Так, А.Н. Гамаюнова отмечает следу-

ющие факторы: чрезвычайно беден круг познавательных интересов детей, у

воспитанников

специальных

интернатов

преобладают

установки

на

бли-

жайшее будущее, слабо сформирована оценка себя как личности, почти от-

сутствует стремление к самопознанию. Представления о готовности к само-

стоятельной жизни показывают, что зачастую основная часть детей с ОВЗ

считают себя полностью подготовленными к жизни, что может быть обуслов-

лено как их завышенной самооценкой, так и недостатком развития контактов

с окружающей действительностью, они не проявляют беспокойства о своей

будущей жизни.

Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирова-

ния системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентации.

Своеобразие ценностных ориентации у детей с ОВЗ рассматривается в иссле-

дованиях В.В. Воронковой, Н.П. Долгобородовой, С.Л. Мирского, А.Н. Смир-

новой, Ж.И. Шиф и др.

В частности, В.В. Воронкова отмечает, что наличие интеллектуального де-

фекта затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного пове-

дения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном по-

ведении личности; нарушения познавательного развития затрудняют фор-

мирование убеждений, регулирующих поведение. Неумение разобраться в си-

туации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его ре-

зультатом является истинной причиной нарушения поведения детей. Незре-

лость эмоций, личностная направленность детей на удовлетворение прими-

тивных потребностей, снижение критичности и самокритичности, наличие

повышенной внушаемости, нарушения в развитии воли - все это является

факторами, значительно затрудняющими воспитание учащихся коррекцион-

ной школы. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к

тому, к снижению уровня социализации. Своеобразие развития особенного

ребенка затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного пове-

дения.

И.Г. Еременко отмечает слабое развитие у детей с невысоким интеллектом

эстетического восприятия и вкусов. Дети зачастую не различают прекрасное

и уродливое, красивое и некрасивое. У них несколько приглушен живой ин-

терес к красивой игрушке, мелодии колыбельной песни, свойственный нор-

мально развивающемуся ребенку. Переживания своего отношения к эстетиче-

скому у них поверхностны, нечетки, слабо дифференцированы. Улыбка, ра-

дость, удовольствие редко проявляется после соприкосновении с прекрас-

ным. Чаще всего они получают удовольствие от яркого, блестящего. При этом

проникновение в содержание того, что вызвало эти эмоции, не происходит

даже в более позднем возрасте. С большим опозданием и не всегда адекватно

формируются у детей эстетические оценки, которые ограничиваются сужде-

ниями: нравится - не нравится, красивое - некрасивое и т. п. Эстетическое

развитие умственно ослабленных детей в значительной мере осложняется на-

личием у них серьезных нарушений эмоциональной сферы, обусловленных

патологическим преобладанием процессов торможения или возбуждения.

Авторы

отмечают,

что

выявленные

недостатки

эстетического

развития

детей с ОВЗ не представляют собой какого-то стабильного состояния. Под

влиянием воспитания и коррекции удается добиться значительного продви-

жения детей вперед в этом направлении. «Благодаря таким изменениям лич-

ность аномального ребенка поднимается на более высокий уровень духовного

развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воз-

действия патологической возбудимости и заторможенности на эмоциональ-

ное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесня-

ясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психи-

ческого оздоровления личности, ее гуманизация». Каждый ученик коррекци-

онной школы имеет свою личную жизнь, которая реализуется им в свободном

времени. Многолетние наблюдения за жизнью детей с ОВЗ показывают, что

они обычно безболезненно включаются в производительный труд по данной

им специальности и относительно легко и успешно адаптируются в трудовых

коллективах. Основные трудности возникают в иной сфере, не связанной с

собственно профессионально-практической деятельностью, в сфере исполь-

зования свободного времени и в адекватном определении своего места в не-

производственном коллективе. Свободное время может быть организовано

разнообразно, но, прежде всего, необходимо предусмотреть такие занятия,

реализация которых способствовала бы подростков с ОВЗ в самостоятельную

жизнь, повысила бы уровень сформированности их социального опыта. К

ним относится организация разнообразных мероприятий, ставящих задачи

всестороннего физического и эстетического воспитания, углубления и со-

вершенствования трудовых умений и навыков, а также формирования опреде-

ленных психических качеств личности. Среди видов деятельности, обычно

используемых подростками в свободное время, можно назвать следующие:

танцы, пение, музыка, общение и товарищеские игры, спорт, туризм, посеще-

ние

кинотеатра,

цирка,

встречи

с

людьми

культуры

и

искусства,

изо-

бразительное искусство, посещение выставок, музеев. Правильно организо-

ванное свободное время имеет огромное влияние на нравственное и физиче-

ское развитие подростков; в этой работе важно обеспечить единство требо-

ваний к подросткам со стороны педагогов, родителей, молодежных органи-

заций и производственных коллективов.

В личности ребенка с ОВЗ исследователями выделяются такие особенности,

которые будут препятствовать его социальному становлению. Предложенный

в работах Андросовой Г.Л. вариант изучения этих особенностей условно де-

лит их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир» - позволяет

систематизировать их и акцентировать свое внимание на природе и структуре

содержания этих особенностей.

Для первой проекции характерны такие особенности, как неадекватность

самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, ведущего вида дея-

тельности и неспособность к целеустремленным действиям.

Во второй проекции эти особенности просматриваются через межличностное

и деловое общение, через особенности поведения. В этом плане отмечается

импульсивность,

необдуманность

поступков,

недостаточная

возможность

критически их осмыслить. В межличностных отношениях отмечается ла-

бильность, индифферентное отношение к своему положению в коллективе.

Для делового общения характерна затрудненность при общении, неудовле-

творенная потребность в общении.

В третьей проекции выделены особенности склонностей личности и ее про-

фессиональной направленности, своеобразие представлений об окружающем

мире, понятия о ценностных ориентациях. Отмечается незрелость профес-

сиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчивость, пред-

ставления об окружающем мире фрагментарны и неточны, не отражают су-

ществующих взаимоотношений.

Несмотря на наличие этих особенностей, все исследователи отмечают имею-

щиеся возможности личностного развития детей, т.е. можно говорить о пси-

хологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ.

Эффективность социальной интеграции детей с ограниченными возможно-

стями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологиче-

ских факторов:

– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой гра-

мотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образова-

тельных учреждений;

– психологической толерантности к детям с ОВЗ и воспитания её в общеоб-

разовательных школах, а также желания и умения оказать детям помощь в их

самореализации.

Учёт

этих

факторов

необходим

для

социальной

интеграции

и

создания

комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaби-

литации. Одним из направлений решения проблемы социализации детей с

ограниченными возможностями здоровья является определение социально-

психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагопри-

ятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие

и самореализацию этих детей.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными воз-

можностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни,

поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для

чего, прежде всего необходимо создать условия в семье и образовательных

организациях для социальной адаптации детей.

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей

с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педа-

гогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в

различных формах деятельности.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается

путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической ре-

абилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с

особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, шко-

лы помощника социального педагога и др.).

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциа-

ла детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его

успешную социализацию, включает:

– развитие духовных и физических способностей детей;

- поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и мораль-

ных сил, а также душевного равновесия;

– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение сво-

бодного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

– содействие в получении соответствующей школы образования, включая

подготовку к нему;

– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможно-

сти окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим

навыкам;

– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможно-

стями, по мнению Филонова Г. Н., является отсутствие специальных законов

и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государ-

ственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций

за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реаби-

литацию и независимое существование.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, свя-

занных с включением их в общество может быть только комплексным, с уча-

стием органов управления социальной защиты населения, экономики, здраво-

охранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры,

а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реа-

билитации.

При комплексном взаимодействии различных государственных и обществен-

ных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченны-

ми возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой по-

сильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоро-

вья зависит от действия универсальных психологических и социально-психо-

логических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с

ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия чело-

века с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми.



В раздел образования