Автор: Еремина Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ "КРОЦ"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Сообщение на теоретическом семинаре
Тема: "Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека".
Раздел: начальное образование
Сообщение на теоретическом семинаре «Единство систем воспитания,
обучения, образования и развития человека».
Тема сообщения: « Возрастные особенности социализации детей с ОВЗ».
Сообщение подготовила воспитатель ГБУ «КРОЦ»
Еремина Елена Алексеевна
2017 год
Возрастные особенности социализации детей с ОВЗ.
Исторически, длительное время процесс формирования человека шел
независимо от того, насколько сам человек мог его осмыслить. Со временем
акцент сместился на ребенка, которому в разное время жилось по-разному.
История детства - это история становления личности ребенка в семье. Рож-
дение больного ребенка ставило семью в особое положение, когда особенно
остро вставала проблема обучения, воспитания такого ребенка. На современ-
ном этапе изменилось видение проблемы обучения и воспитания детей с раз-
личными нарушениями. На смену термину ребенок-инвалид пришел ребенок
с ОВЗ, или ребенок с особенностями развития ИЛИ ОСОБЕННЫЙ РЕБЕ-
НОК.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключает-
ся в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедно-
сти контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с
природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элемен-
тарного образования.
Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося
общественного сознания, которые санкционируют существование недоступ-
ной для таких детей архитектурной среды, общественного транспорта, соци-
альных служб. Ребёнок, с особенностями развития, может быть также спосо-
бен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но
обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу об-
ществу ему мешает неравенство возможностей.
Но такой ребёнок – не пассивный объект социальной помощи, а развиваю-
щийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних со-
циальных потребностей в познании, общении, творчестве. Государство при-
звано не просто предоставить ребенку, определенные льготы и привилегии,
оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систе-
му социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятству-
ющие процессам его социализации и индивидуального развития.
На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрега-
ционными (
Сегрега́
ция — политика принудительного отделения какой-либо группы на-
селения, дискриминация по какому либо признаку)
, что носит дискриминационный
характер и выражает «навешивание социального ярлыка». В этой связи разви-
вается система образования для детей с особыми потребностями по типу ин-
теграции.
В
области
специального
образования
с
конца
80-х
годов
XX
века
обо -
значается понятие «социализация».
Социализация — совокупность всех социальных процессов благодаря кото-
рым
индивид
усваивает
и
воспроизводит
определенную
систему
знаний,
норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправ-
ного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
В про-
цессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания,
умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.
В нашей стране издавна существовала покровительская позиция общества и
государства по отношению к детям с проблемами развитии. Такая позиция
нарушает нормальные взаимоотношения человека и окружающей среды, вы-
рабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченными возможно-
стями. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограни-
ченными возможностями справедливо предполагает предоставление для всех
людей равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и
видах социальной активности.
Основная проблема социализации детей с ОВЗ - это отклонения от нор-
мального становления личности детей с ограниченными возможностями
здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении соци-
ального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизован-
ности и
целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению
«силы личности».
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заклю-
чается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести
и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необхо-
димые для жизни в обществе.
Социализация и интеграция особенных детей процесс длительный и слож-
ный. В свое время, специальное исследование Б.И. Пинского выявило, что у
некоторых детей обнаруживается пониженная и хрупкая самооценка; эти
дети очень зависимы от внешней оценки. У других, самооценка повышена;
такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. Следует учесть наличие ка-
жущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть
даже у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам
и создавшим себе своего рода защитный барьер от внешней оценки.
Физиологической основой эмоций и чувств является взаимодействие связей,
образующихся в коре больших полушарий и в подкорковой области.
Ослабление деятельности всей высшей нервной системы и снижение уровня
и темпа психического развития ребенка с ОВЗ его эмоциональным процессам
присущ ряд специфических особенностей.
Ребенка с ОВЗ часто характеризует слабость и неустойчивость намерений, ко-
торые проявляются в том, что ребенок не испытывает желания активно дей-
ствовать, а склонен к короткой и близкой мотивации. Ослабление силы воле-
вых действий, связанное с недостатком стойких побуждений, обусловлено
снижением функциональной активности мозга и ослаблением тонуса эмоцио-
нальной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня
импульсивности, без которого волевой акт состоятся не может. Ребенок с ОВЗ
зачастую не доводит до конца задуманное и начатое дело, забывает о нем.
Известно, что эмоциональное самочувствие воспитанников в коллективе в
значительной мере зависит от его взаимоотношений с одноклассниками. В
специальной школе деловые и личные отношения между учениками часто
совпадают. В исследованиях И.Г. Еременко проанализированы особенности
личных взаимоотношений между детьми с ОВЗ: недостаточная и часто оши-
бочная мотивация выбора товарища, индифферентное отношение к своему
положению в коллективе, лабильность в отношениях. Причину этих особен-
ностей автор объясняет низким уровнем самосознания ученика, недоразвити-
ем
его
общественной
направленности,
ограниченностью
мотивационной
основы его деятельности и сложностью формирования характера.
Говоря об уровне социализации школьников, необходимо изучить вопрос об
особенностях делового общения. Наиболее полная информация по этому во-
просу получена в исследованиях Е.И. Разуван. Автор отмечает, что дети с
ОВЗ испытывают затруднения при общении с окружающими. У них недоста-
точно развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знако-
мыми людьми, с большим трудом - с незнакомыми. Школьники всегда испы-
тывают смущение, страх, что в непривычной обстановке может привести к
прекращению общения. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно разви-
тое умение анализировать полученную информацию и применять получен-
ные знания на практике.
Одним из решающих факторов, определяющих возникновение вторичных де-
фектов в личности ребенка с ОВЗ, являются нарушения их социальных свя-
зей с окружающими, неудовлетворенная потребность в общении. Исследова-
ниями доказано, что поступление в специальную школу создает такому ре-
бенку оптимальный режим общения, который обеспечивает в значительной
мере его правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки об-
ращения с окружающими, формирует коллективные отношения.
Н.П. Долгобородова в своих исследованиях по формированию коллектива и
межличностных отношений в специальной школе подчеркивает, что основой
всего является специфика состава учащихся. Особенности психики и сла-
бость развития высших психических процессов и свойств личности ребенка с
ОВЗ сужают круг его отношений и связей, сферы и масштаб их действия бо-
лее ограниченны, более элементарны и просты, менее интимны и разнооб-
разны, отличаются прямым, непосредственным характером. Образующиеся
внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознан-
ный и малообобщенный характер, часто эти связи находятся на уровне пере-
живаний. Эти отношения менее гибки, менее устойчивы, часто обусловлены
чисто ситуационно.
Проблемой формирования положительных черт личности при подведении к
выбору профессии учащихся специальных школ достаточно серьезно занима-
лась М.И. Кузьмицкая. На основании полученных данных она констатирует,
что относительно благополучные по своему интеллектуальному развитию
подростки ко времени выпуска их из школы приобретают некоторый реаль-
ный уровень притязаний, интересы учащихся к будущей трудовой деятельно-
сти неуклонно развиваются, углубляется и мотивация деятельности вообще,
самооценка при выборе профессии становится правильнее. Но автор отмеча-
ет, что мотивы, которыми руководствуются выпускники специальных школ
при выборе профессии, в большинстве случаев являются подражательными.
Ученики часто не понимают действительного содержания той или иной про-
фессии, основной критерий для них - привлекательная и непривлекательная
профессия. К седьмому - восьмому классу у подростков появляется потреб-
ность
обсуждать
вопросы
будущего
в
доступной
им
сфере
кон-
кретно-практической деятельности.
Таким
образом,
исследователи
отмечают
динамику
профессио нальной
направленности личности подростка с ОВЗ, которая является следствием
личностного роста в результате целенаправленной коррекционно-воспита-
тельной работы.
Исследования учащихся 8-9-х классов специальных коррекционных школ по-
казали низкую степень готовности к самостоятельной жизни выпускников по
большинству адаптационных факторов. Так, А.Н. Гамаюнова отмечает следу-
ющие факторы: чрезвычайно беден круг познавательных интересов детей, у
воспитанников
специальных
интернатов
преобладают
установки
на
бли-
жайшее будущее, слабо сформирована оценка себя как личности, почти от-
сутствует стремление к самопознанию. Представления о готовности к само-
стоятельной жизни показывают, что зачастую основная часть детей с ОВЗ
считают себя полностью подготовленными к жизни, что может быть обуслов-
лено как их завышенной самооценкой, так и недостатком развития контактов
с окружающей действительностью, они не проявляют беспокойства о своей
будущей жизни.
Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирова-
ния системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентации.
Своеобразие ценностных ориентации у детей с ОВЗ рассматривается в иссле-
дованиях В.В. Воронковой, Н.П. Долгобородовой, С.Л. Мирского, А.Н. Смир-
новой, Ж.И. Шиф и др.
В частности, В.В. Воронкова отмечает, что наличие интеллектуального де-
фекта затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного пове-
дения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном по-
ведении личности; нарушения познавательного развития затрудняют фор-
мирование убеждений, регулирующих поведение. Неумение разобраться в си-
туации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его ре-
зультатом является истинной причиной нарушения поведения детей. Незре-
лость эмоций, личностная направленность детей на удовлетворение прими-
тивных потребностей, снижение критичности и самокритичности, наличие
повышенной внушаемости, нарушения в развитии воли - все это является
факторами, значительно затрудняющими воспитание учащихся коррекцион-
ной школы. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к
тому, к снижению уровня социализации. Своеобразие развития особенного
ребенка затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного пове-
дения.
И.Г. Еременко отмечает слабое развитие у детей с невысоким интеллектом
эстетического восприятия и вкусов. Дети зачастую не различают прекрасное
и уродливое, красивое и некрасивое. У них несколько приглушен живой ин-
терес к красивой игрушке, мелодии колыбельной песни, свойственный нор-
мально развивающемуся ребенку. Переживания своего отношения к эстетиче-
скому у них поверхностны, нечетки, слабо дифференцированы. Улыбка, ра-
дость, удовольствие редко проявляется после соприкосновении с прекрас-
ным. Чаще всего они получают удовольствие от яркого, блестящего. При этом
проникновение в содержание того, что вызвало эти эмоции, не происходит
даже в более позднем возрасте. С большим опозданием и не всегда адекватно
формируются у детей эстетические оценки, которые ограничиваются сужде-
ниями: нравится - не нравится, красивое - некрасивое и т. п. Эстетическое
развитие умственно ослабленных детей в значительной мере осложняется на-
личием у них серьезных нарушений эмоциональной сферы, обусловленных
патологическим преобладанием процессов торможения или возбуждения.
Авторы
отмечают,
что
выявленные
недостатки
эстетического
развития
детей с ОВЗ не представляют собой какого-то стабильного состояния. Под
влиянием воспитания и коррекции удается добиться значительного продви-
жения детей вперед в этом направлении. «Благодаря таким изменениям лич-
ность аномального ребенка поднимается на более высокий уровень духовного
развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воз-
действия патологической возбудимости и заторможенности на эмоциональ-
ное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесня-
ясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психи-
ческого оздоровления личности, ее гуманизация». Каждый ученик коррекци-
онной школы имеет свою личную жизнь, которая реализуется им в свободном
времени. Многолетние наблюдения за жизнью детей с ОВЗ показывают, что
они обычно безболезненно включаются в производительный труд по данной
им специальности и относительно легко и успешно адаптируются в трудовых
коллективах. Основные трудности возникают в иной сфере, не связанной с
собственно профессионально-практической деятельностью, в сфере исполь-
зования свободного времени и в адекватном определении своего места в не-
производственном коллективе. Свободное время может быть организовано
разнообразно, но, прежде всего, необходимо предусмотреть такие занятия,
реализация которых способствовала бы подростков с ОВЗ в самостоятельную
жизнь, повысила бы уровень сформированности их социального опыта. К
ним относится организация разнообразных мероприятий, ставящих задачи
всестороннего физического и эстетического воспитания, углубления и со-
вершенствования трудовых умений и навыков, а также формирования опреде-
ленных психических качеств личности. Среди видов деятельности, обычно
используемых подростками в свободное время, можно назвать следующие:
танцы, пение, музыка, общение и товарищеские игры, спорт, туризм, посеще-
ние
кинотеатра,
цирка,
встречи
с
людьми
культуры
и
искусства,
изо-
бразительное искусство, посещение выставок, музеев. Правильно организо-
ванное свободное время имеет огромное влияние на нравственное и физиче-
ское развитие подростков; в этой работе важно обеспечить единство требо-
ваний к подросткам со стороны педагогов, родителей, молодежных органи-
заций и производственных коллективов.
В личности ребенка с ОВЗ исследователями выделяются такие особенности,
которые будут препятствовать его социальному становлению. Предложенный
в работах Андросовой Г.Л. вариант изучения этих особенностей условно де-
лит их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир» - позволяет
систематизировать их и акцентировать свое внимание на природе и структуре
содержания этих особенностей.
Для первой проекции характерны такие особенности, как неадекватность
самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, ведущего вида дея-
тельности и неспособность к целеустремленным действиям.
Во второй проекции эти особенности просматриваются через межличностное
и деловое общение, через особенности поведения. В этом плане отмечается
импульсивность,
необдуманность
поступков,
недостаточная
возможность
критически их осмыслить. В межличностных отношениях отмечается ла-
бильность, индифферентное отношение к своему положению в коллективе.
Для делового общения характерна затрудненность при общении, неудовле-
творенная потребность в общении.
В третьей проекции выделены особенности склонностей личности и ее про-
фессиональной направленности, своеобразие представлений об окружающем
мире, понятия о ценностных ориентациях. Отмечается незрелость профес-
сиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчивость, пред-
ставления об окружающем мире фрагментарны и неточны, не отражают су-
ществующих взаимоотношений.
Несмотря на наличие этих особенностей, все исследователи отмечают имею-
щиеся возможности личностного развития детей, т.е. можно говорить о пси-
хологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ.
Эффективность социальной интеграции детей с ограниченными возможно-
стями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологиче-
ских факторов:
– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой гра-
мотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образова-
тельных учреждений;
– психологической толерантности к детям с ОВЗ и воспитания её в общеоб-
разовательных школах, а также желания и умения оказать детям помощь в их
самореализации.
Учёт
этих
факторов
необходим
для
социальной
интеграции
и
создания
комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaби-
литации. Одним из направлений решения проблемы социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья является определение социально-
психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагопри-
ятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие
и самореализацию этих детей.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными воз-
можностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни,
поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для
чего, прежде всего необходимо создать условия в семье и образовательных
организациях для социальной адаптации детей.
Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей
с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педа-
гогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в
различных формах деятельности.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается
путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической ре-
абилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с
особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, шко-
лы помощника социального педагога и др.).
Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциа-
ла детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его
успешную социализацию, включает:
– развитие духовных и физических способностей детей;
- поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и мораль-
ных сил, а также душевного равновесия;
– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение сво-
бодного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;
– содействие в получении соответствующей школы образования, включая
подготовку к нему;
– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможно-
сти окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим
навыкам;
– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможно-
стями, по мнению Филонова Г. Н., является отсутствие специальных законов
и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государ-
ственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций
за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реаби-
литацию и независимое существование.
Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, свя-
занных с включением их в общество может быть только комплексным, с уча-
стием органов управления социальной защиты населения, экономики, здраво-
охранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры,
а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реа-
билитации.
При комплексном взаимодействии различных государственных и обществен-
ных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченны-
ми возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой по-
сильный вклад в развитие экономики страны.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоро-
вья зависит от действия универсальных психологических и социально-психо-
логических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с
ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия чело-
века с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми.