"Значение авторитета бабушки в воспитании духовно-нравственных начал ребенка в семье"
Автор: Чокурова Любовь Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: детский сад "Мастерок" Населённый пункт: город Абакан Наименование материала: статья Тема: "Значение авторитета бабушки в воспитании духовно-нравственных начал ребенка в семье" Раздел: дошкольное образование
Значение авторитета бабушки в воспитании духовно-нравственных начал
ребенка в семье
«Бабушка « и «детство»-слова ,которые хочется поставить рядом.С именем
бабушки ребенок связывает все доброе, незабываемое на долгие годы-уют в
доме и вечернюю сказку, веселую потешку и колыбельную песню, ласковое
прикосновение рук и слово, исцеляющее ребячьи огорчения.
Бабушка-воспитатель своих детей в прошлом и воспитатель внуков в
настоящем. Какова ее роль в семье, как строятся отношения между бабушкой
и внуками? Авторитетна ли она для детей своих детей? Опыт
внутрисемейных отношений ,приобретенный ребенком в дошкольные
годы, не может не сказаться в дальнейшем : каким сыном или дочерью
он станет, каким вырастет человеком , как будет обращаться с
окружающими людьми.
Окунуться в мир своей семьи ,где из поколения в поколение передаются
забота и любовь, духовные силы ,нравственные устои и традиции рода,-
значит признать неоценимую роль бабушки.
Бабушка и дедушка после мамы и папы –самые родные для ребенка люди.
Но отношение старшего поколения к внукам имеет другую эмоциональную
основу. Они в большей степени ,чем их взрослые дети , осознают
самоценность детства и каждого радостно и содержательно прожитого дня.
Они умеют развеять страхи, возникающие у их взрослых детей от недостатка
опыта, создать спокойное настроение, предупредить спешку и нервозность,
проявить терпение ,что благотворно влияет на нервную систему ребенка.
Бабушки и дедушки –не только хранители семейного очага,но источник
исторических знаний. Их рассказы ,подкрепленные семейными
реликвиями,не только приближают ребенка к истории своей семьи. Через
эту призму «высвечивается» история всей страны. Дети начинают
осознавать ,что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем
предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди,
события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Формируются
новые представления о преемственности поколений.
При хороших отношениях в семье между бабушками и внуками существует
эмоциональная связь и психологическая совместимость, которые
проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах:
совместные прогулки, сказки, песни, загадки, пословицы, игры, чтение,
ручной труд. У бабушки чаще ,чем у их родителей, находится время и,
главное ,желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания,
разделить его радости и беды.
Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи
эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных
традиций. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств
формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям
старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Задача педагога-показать своим воспитанникам, что их бабушки-не «просто
бабушки», жизнь которых ограничена домашними заботами, что, кстати, не
всегда замечает и ценит ребенок. Используя различные методы-разговоры и
беседы с детьми, чтение художественной литературы и др.-педагог
поднимает авторитет бабушки в глазах ребенка, помогает увидеть ее образ в
ином,социально значимом аспекте:бабушка-мать мамы (папы) самая
старшая в доме,с ней советуются,с ее мнением считаются.Бабушка-
труженица:сколько у нее обязанностей по дому,и это облегчает жизнь всех
членов семьи.Бабушка-человек,уважаемый окружающими людьми.
В беседе с детьми мы старались узнать,какой бы они хотели видеть свою
бабушку.В результате появился идеальный образ-
добрая,умная,ласковая,нежная,веселая,милая,трудолюбивая,сильная,богата
я бабушка.Она никогда не ругает,любит смотреть
телевизор,читать,заниматься с котом,вязать,гулять,ходить в гости,красиво
одеваться.А еще она любит внуков и с удовольствием ходит с ними в
цирк,кино,театр,играет в карты,покупает игрушки,читает книги,готовит
разные «вкусности».
В нашей группе стало традицией проводить праздник День пожилых
людей.Мы готовим стихи, песни, у нас обязательно бывает премьера сказки и
обязательно бывает чаепитие. На праздник приходят не только бабушки,но и
прабабушки и даже дедушки, иногда даже специально приезжают из
деревни. Это надо видеть ,с какой нежностью ,большой любовью дети
провожают их в зал и как приглашают на чаепитие, заботливо усаживают за
стол, угощают. Организация этих праздников необычна еще и потому, что во
время чаепития создается другая очень трогательная обстановка, когда дети
сидят рядышком с бабушкой или прабабушкой, с дедушкой, стараются
угостить сначала их самым вкусным. Вов тут и проявляется забота, любовь и
гордость за своих близких.
Многие бабушки способны понимать своих внуков лучше ,чем их родители.
Духовная забота требует больших усилий, вместе с тем она рождает в сердце
ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать
приятное для близкого человека, с уважением относиться к другим людям.
Литература:
1.Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду
2.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи