Напоминание

"Значение авторитета бабушки в воспитании духовно-нравственных начал ребенка в семье"


Автор: Чокурова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад "Мастерок"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Значение авторитета бабушки в воспитании духовно-нравственных начал ребенка в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Значение авторитета бабушки в воспитании духовно-нравственных начал

ребенка в семье
«Бабушка « и «детство»-слова ,которые хочется поставить рядом.С именем бабушки ребенок связывает все доброе, незабываемое на долгие годы-уют в доме и вечернюю сказку, веселую потешку и колыбельную песню, ласковое прикосновение рук и слово, исцеляющее ребячьи огорчения. Бабушка-воспитатель своих детей в прошлом и воспитатель внуков в настоящем. Какова ее роль в семье, как строятся отношения между бабушкой и внуками? Авторитетна ли она для детей своих детей? Опыт внутрисемейных отношений ,приобретенный ребенком в дошкольные годы, не может не сказаться в дальнейшем : каким сыном или дочерью он станет, каким вырастет человеком , как будет обращаться с окружающими людьми. Окунуться в мир своей семьи ,где из поколения в поколение передаются забота и любовь, духовные силы ,нравственные устои и традиции рода,- значит признать неоценимую роль бабушки. Бабушка и дедушка после мамы и папы –самые родные для ребенка люди. Но отношение старшего поколения к внукам имеет другую эмоциональную основу. Они в большей степени ,чем их взрослые дети , осознают самоценность детства и каждого радостно и содержательно прожитого дня. Они умеют развеять страхи, возникающие у их взрослых детей от недостатка опыта, создать спокойное настроение, предупредить спешку и нервозность, проявить терпение ,что благотворно влияет на нервную систему ребенка. Бабушки и дедушки –не только хранители семейного очага,но источник исторических знаний. Их рассказы ,подкрепленные семейными реликвиями,не только приближают ребенка к истории своей семьи. Через эту призму «высвечивается» история всей страны. Дети начинают осознавать ,что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Формируются новые представления о преемственности поколений.
При хороших отношениях в семье между бабушками и внуками существует эмоциональная связь и психологическая совместимость, которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах: совместные прогулки, сказки, песни, загадки, пословицы, игры, чтение, ручной труд. У бабушки чаще ,чем у их родителей, находится время и, главное ,желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды. Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания. Задача педагога-показать своим воспитанникам, что их бабушки-не «просто бабушки», жизнь которых ограничена домашними заботами, что, кстати, не всегда замечает и ценит ребенок. Используя различные методы-разговоры и беседы с детьми, чтение художественной литературы и др.-педагог поднимает авторитет бабушки в глазах ребенка, помогает увидеть ее образ в ином,социально значимом аспекте:бабушка-мать мамы (папы) самая старшая в доме,с ней советуются,с ее мнением считаются.Бабушка- труженица:сколько у нее обязанностей по дому,и это облегчает жизнь всех членов семьи.Бабушка-человек,уважаемый окружающими людьми. В беседе с детьми мы старались узнать,какой бы они хотели видеть свою бабушку.В результате появился идеальный образ- добрая,умная,ласковая,нежная,веселая,милая,трудолюбивая,сильная,богата я бабушка.Она никогда не ругает,любит смотреть телевизор,читать,заниматься с котом,вязать,гулять,ходить в гости,красиво одеваться.А еще она любит внуков и с удовольствием ходит с ними в цирк,кино,театр,играет в карты,покупает игрушки,читает книги,готовит разные «вкусности». В нашей группе стало традицией проводить праздник День пожилых людей.Мы готовим стихи, песни, у нас обязательно бывает премьера сказки и обязательно бывает чаепитие. На праздник приходят не только бабушки,но и прабабушки и даже дедушки, иногда даже специально приезжают из деревни. Это надо видеть ,с какой нежностью ,большой любовью дети провожают их в зал и как приглашают на чаепитие, заботливо усаживают за
стол, угощают. Организация этих праздников необычна еще и потому, что во время чаепития создается другая очень трогательная обстановка, когда дети сидят рядышком с бабушкой или прабабушкой, с дедушкой, стараются угостить сначала их самым вкусным. Вов тут и проявляется забота, любовь и гордость за своих близких. Многие бабушки способны понимать своих внуков лучше ,чем их родители. Духовная забота требует больших усилий, вместе с тем она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное для близкого человека, с уважением относиться к другим людям. Литература: 1.Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду 2.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи


В раздел образования