Напоминание

"ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Бухарина Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СОШ № 145 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бухарина Светлана Васильевна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»

Основные задачи начального общего образования: развитие личности

школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование

желания и умения учиться, воспитание нравственных и эстетических чувств,

эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих

задач

возможно,

если

исходить

из

гуманистического

убеждения,

опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны

успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые

условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к

ребёнку

с

опорой

на

его

жизненный

опыт,

опыт

самостоятельной

деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности,

определяющие современное качество содержания образования.

Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует

не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и

навыков,

а,

в

большей

степени,

развивать

познавательные

и

креативные

возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем

сможет успешно реализовать свои возможности.

Для

реализации

образовательных

задач,

возникла

необходимость

изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную

методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока –

введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не

получать их в готовом виде.

Я работаю учителем двадцать пять лет. Мне всегда было интересно

заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными,

продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы

заинтересовать детей предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они

захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.

Современные

информационные

технологии

открывают

моим

учащимся

доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать

принципиально новые формы и методы обучения. Появилась необходимость

внедрения

в

свою

педагогическую

практику

инновационных

технологий,

как: технологию

продуктивного

чтения,

технологию

проблемно-

диалогического обучения, технологию оценивания учебных достижений.

Также

в

своей

практике

я

использую

и

другие

современные

педагогические технологии:

- технологию критического мышления;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно- коммуникативные технологии;

- технология учебного взаимодействия;

- технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности

у младших школьников;

- технология организованного общения младших школьников;

- технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной

творческой деятельности;

- технология проектно-исследовательской деятельности,

В настоящее время в образовательной деятельности не обойтись без

современных педагогических технологий, без использования электронных

образовательных

ресурсов.

На

многих

уроках

использую

презентации.

Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть

то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике.

С какой целью используются презентации?

Во -первых - это представление чего-либо нового. Она представляет

сочетание

компьютерной

анимации,

графики,

видео,

музыки

и

звукового

ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация

имеет

сюжет,

сценарий

и

структуру,

организованную

для

удобного

восприятия информации.

Во-вторых, презентация - это новый вид работы, применяемый в школе

н а уроках, повышающий интерес к предмету, развивающий умственную

активность. Ребёнок не только воспринимает информацию, но и лучше ее

запоминает, когда видит на экране.

В-третьих,

презентация помогает учителю при проведении уроков,

мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать

о

красоте,

о

любом

авторе

произведения,

о

памятниках

архитектуры.

Презентации учат детей грамотной научной речи, развивают кругозор, дают

ясное

и

чёткое

восприятие

действительности.

В

результате

достигается

устойчивое позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование

социально ценных форм и привычек поведения.

Компьютер я использую не только для создания презентаций к урокам,

но и для работы с ресурсами интернета, а также для использования готовых

обучающих программ.

Одним

из главных предметов, требующих дополнительные средства

обучения, является урок математики. Я учу детей по учебнику М. И. Моро

«Математика» образовательной системы «Школа России». По федеральному

государственному

образовательному

стандарту одной

из

главных

задач

образования

является

развитие

творческих

способностей

ребенка.

В

математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям

предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, блицы, числовые

головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и

занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие

задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу,

проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация

этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. «Ожившие»

картинки

помогают

ребятам

класса

лучше

усвоить

новый

материал

и

повышают их интерес к предмету.

На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных

видов

задач.

Такие

схемы

использует

каждый

учитель

при

составлении

краткой

записи

к

задачам.

В

зависимости

от

условия

задачи

схема

видоизменяется

самим

учеником.

Использование

таких

схем

приносит

положительные

результаты.

Также

в

своей

работе

применяю

единый

алгоритм

решения

задач,

«круговые»

схемы

задач,

комплекты

карточек

разрядных чисел.

На

уроках

русского

языка

применяю

разные

формы

представления

учебного

содержания,

учебных

задач

(символами,

схемами,

таблицами,

алгоритмами). Использую единую памятку «Пишу грамотно». Кроме этого,

пользуемся

карточками

орфограммами.

Ученики

быстрее

запоминают

трудные

понятия,

формируется

алгоритм

ответа

при

комментированном

письме.

Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды

памяти,

материализует

орфографические

понятия,

позволяет

развивать

наблюдательность,

формирует

умение

анализировать,

сравнивать,

делать

выводы.

На уроках литературного чтения я использую справочные материалы.

Часть

презентаций

можно

предложить

подготовить

самим

учащимся,

составление

рассказов

и

выборочное

чтение,

использование

отрывков

из

фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом

и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д.)

В обучении русскому языку и литературному чтению использую так же

игровые технологии.

Большое место в учебном процессе применение здоровьесберегающих

технологий.

Применение

в

учебном

процессе

здоровьесберегающих

технологий способствует созданию положительного эмоционального фона и

атмосферы

психологического

комфорта,

ситуаций

успеха,

укрепляющих

уверенность в своих силах, сохранению и укреплению физического здоровья

детей.

Считаю,

что

физкультминутки

естественный

элемент

урока

в

начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в

двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных

мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Развивать творческие способности обучающихся стараюсь на каждом

уроке. Большие возможности для этого имеют уроки технологии. Например,

на первом уроке дети выполняют изделие по образцу и алгоритму. Дети

справляются

с

заданием.

На

втором

уроке

подобное

задание

усложняю,

изменяю.

Вот

тут

то

не

каждый

ученик

справляется

с

заданием.

Им

приходится добывать информацию из дополнительных источников (учебника,

инструкционно – технологической карты или дополнительной литературы).

На каждом уроке формирую культуру труда, развиваю творческое мышление,

умение

самостоятельно

ориентироваться

в

задании,

умение

планировать

свою работу, умение выбрать оптимальный способ деятельности. Учащиеся

сами

объясняют

значимость

выполняемой

работы,

осуществляют

самоконтроль, самооценку.

На

уроке

использую

метод

проблемных

вопросов,

работу

в

малых

группах, метод презентации, а также проектную деятельность

Таким

образом,

технология

полностью

даёт

возможность

для

формирования

универсальных

учебных

действий

младших

школьников,

помогает адаптироваться в современных жизненных условиях для развития

инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Использование

данных

технологий

способствует

повышению

мотивации учащихся к освоению предметов на уровне начального общего

образования, развитию личности школьника и формированию универсальных

учебных действий, что в свою очередь позволяет мне достигать желаемых

результатов.



В раздел образования