Автор: Камакина Ольга Петровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАОУ"СОШ № 145 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ"
Раздел: начальное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Камакина Ольга Петровна,
учитель- логопед МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»
Для
нашего
времени
характерно
стремительное
развитие
информационно-
коммуникативных
технологий,
которые
существенно
перестраивают логопедическую практику. Они все плотнее входят в нашу
жизнь, и открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с
у н и ка л ь н ы м и
в о зм ож н о с т я м и
с о в р е м е н н ы х
ком п ь ют е р о в
и
телекоммуникаций.
Компьютер
может
использоваться
на
всех
этапах
формирования
и
развития
детской
речи.
При
этом
для
обучающихся
он
выполняет различные функции: источника информации, служит наглядным
пособием,
тренажёром,
а
для
учителя
является
рабочим
инструментом,
средством диагностики и контроля.
Использование
разнообразных
нетрадиционных
методов
и
приёмов
предотвращает
утомление
детей,
поддерживает
их
познавательную
активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Из собственного опыта хочется отметить что, использование ИКТ на
логопедических
занятиях
не
только
позволяет
повысить
эффективность
обучения, но и более рационально и экономно использовать время и силы
учителя-логопеда. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует
длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Использование же
компьютерных
средств
позволяет
значительно
повысить
мотивационную
готовность детей к занятиям.
На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения
нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной
речи
у
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
С
этой
целью мною была создана информационно-практическая база, включающая
разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры:
1
«Маша и медведь», «Лунтик», «Уроки Мудрой совы», собственные, и взятые
из интернета мультимедийные презентации.
Главным
положительным
результатом
применения
компьютерных
развивающих
игр
является
значительное
снижение
перегрузки
и
утомляемости
детей.
Игровой
материал
подбирается
с
учётом
возраста
ребёнка и направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на
совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и
синтеза, на обучение грамоте.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ
представления
информации
с
помощью
компьютерных
программ.
Он
сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые
наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие
на два важнейших для развития речи органа восприятия (слух и зрение)
позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Авторские презентации использую
как на подгрупповых, так и на
индивидуальных
занятиях,
в
зависимости
от
поставленных
задач
и
психофизиологических
возможностей
обучающихся
с
речевыми
нарушениями.
Они
реализуют
принцип
интерактивности
обучающих
программ - ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и
осуществляется
обратная
связь
-
оценка
результатов
деятельности.
Роль
логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: «педагог - компьютер –
ребенок»
постепенно
из
лидирующей
позиции
может
переходить
в
пассивную наблюдательскую.
Поскольку
у
детей
хорошо
развито
непроизвольное
внимание,
то
учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для
ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных
технологий
становится
особенно
целесообразным,
так
как
предоставляет
информацию в такой форме, которая не только ускоряет запоминание, но и
делает его осмысленным и долговременным.
2
Особо
хочется
отметить
принцип
объективной
оценки
результатов
деятельности ребенка.
Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране
в виде мультипликационных образов/символов, исключающих субъективную
оценку,
ученик
видит
результаты
своей
деятельности,
что
добавляет
п о л ож и т е л ь н у ю
э м о ц и о н а л ь н у ю
о к р а с ку
в
т а к и е
з а н я т и я .
Хочется
также
отметить,
что
в
моей
работе
решение
учебных
и
коррекционных
задач
с
помощью
различных
компьютерных
технологий
встраивается
в
систему
общей
коррекционной
работы
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями
и
коррекционно-образовательными
потребностями ребенка.
Использование
ИКТ
уместно
на
любом
этапе
изучения
темы
и
на
любом этапе логопедических занятий. Учителя начальных классов также
могут использовать предложенные материалы на своих уроках.
Рекомендации для логопедов:
1.
Для работы над звукопроизносительным компонентом речи использую
программу
«Домашний
логопед».
Она
помогает
в
автоматизации
поставленных
звуков,
предоставляя
более
500
красочных
слайдов-
картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия
на
определённый
звук.
Кроме
того,
в
программе
записаны
образцы
правильного звукопроизношения (изолированный звук, в слогах, словах в
чистоговорках, в скороговорках).
Также при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова,
по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи
использую «Интерактивные речевые игры» разработанные логопедической
службой в соответствии с ФГОС.
2.
Фонематические
процессы у
детей
развиваются
в
речевых
играх,
при
составлении
звуковых
схем,
при
обучении
чтению.
Применение
компьютерных
игр
с
игровыми
заданиями
вызывает
особый
интерес.
Яркие
изображения,
реальное
звуковое
сопровождение,
ясный
голос
3
диктора,
который
непосредственно
и
искренне
восхищается
успехами
ребёнка
3.
«Учимся говорить правильно» («Диск»), созданный при участии опытных
логопедов.
Виды
заданий
разнообразны:
«послушай
–
определи
нужный
звук
(изолированный,
в
слоге,
в
слове)»,
«распредели
картинки
по
наличию
звука», «посчитай слоги», развитие лексико – грамматических навыков и
связной речи.
4.
Для подготовки к обучению грамоте эффективны компьютерные игры.
1)
«Учимся читать»- эта компьютерная игра позволяет ученику соединить
звук
с
буквой.
Обучающимся,
которым
трудно
даётся
запоминание
букв,
позволяет
увидеть
образ
буквы.
Дети
слушают
рассказ
о
приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и
должны выделить определённую букву во всех словах текста.
2)
Коррекция
письменной
речи.
Основная часть
работы
логопеда
–
коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма).
При этом нарушении использую диск Ефименковой Л.Н. «Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью
фонематического
восприятия, фонематического слуха».
Это систематизированный хорошо подобранный текстовой материал в
виде карточек, рекомендованный для развития фонематических процессов
удобен как для индивидуальной работы с ребёнком на компьютере, так и для
распечатывания раздаточного материала всей группе обучающихся.
3)
Для
развития
орфографической
зоркости,
словарного
запаса,
интеллекта обучающихся использую игры «Поле чудес», «Наборщик»,
«Слово рассыпалось»
Большой плюс информационных технологий в том, что система сама
обеспечивает
контроль,
даёт
возможности
самопроверки.
Значительное
повышение
качества
демонстрационных
материалов
–
иллюстраций,
возможность
показа
видеофрагментов,
оперативность
управления
и
4
возможность
компактного
хранения
больших
объёмов
информации.
Экономия времени учителей- логопедов при составлении планов, отчётов.
Таким образом, информационные технологии существенно помогают
мне в моей работе. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного
материала,
создание
карточек
с
индивидуальными
заданиями
и
дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы
мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок,
подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё
это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий
результат
в
обучении
детей
с
нарушениями
речи.
Применение
на
логопедических
занятиях
информационных
технологий
позволяет
оптимизировать
педагогический
процесс,
индивидуализировать
обучение
детей
с
речевыми
рушениями,
а
также
способствует
положительному
состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность
работы учителя-логопеда.
5