Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ"


Автор: Камакина Ольга Петровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАОУ"СОШ № 145 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ"
Раздел: начальное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Камакина Ольга Петровна,

учитель- логопед МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»

Для

нашего

времени

характерно

стремительное

развитие

информационно-

коммуникативных

технологий,

которые

существенно

перестраивают логопедическую практику. Они все плотнее входят в нашу

жизнь, и открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с

у н и ка л ь н ы м и

в о зм ож н о с т я м и

с о в р е м е н н ы х

ком п ь ют е р о в

и

телекоммуникаций.

Компьютер

может

использоваться

на

всех

этапах

формирования

и

развития

детской

речи.

При

этом

для

обучающихся

он

выполняет различные функции: источника информации, служит наглядным

пособием,

тренажёром,

а

для

учителя

является

рабочим

инструментом,

средством диагностики и контроля.

Использование

разнообразных

нетрадиционных

методов

и

приёмов

предотвращает

утомление

детей,

поддерживает

их

познавательную

активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Из собственного опыта хочется отметить что, использование ИКТ на

логопедических

занятиях

не

только

позволяет

повысить

эффективность

обучения, но и более рационально и экономно использовать время и силы

учителя-логопеда. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует

длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Использование же

компьютерных

средств

позволяет

значительно

повысить

мотивационную

готовность детей к занятиям.

На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения

нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной

речи

у

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

С

этой

целью мною была создана информационно-практическая база, включающая

разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры:

1

«Маша и медведь», «Лунтик», «Уроки Мудрой совы», собственные, и взятые

из интернета мультимедийные презентации.

Главным

положительным

результатом

применения

компьютерных

развивающих

игр

является

значительное

снижение

перегрузки

и

утомляемости

детей.

Игровой

материал

подбирается

с

учётом

возраста

ребёнка и направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на

совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и

синтеза, на обучение грамоте.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ

представления

информации

с

помощью

компьютерных

программ.

Он

сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые

наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие

на два важнейших для развития речи органа восприятия (слух и зрение)

позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Авторские презентации использую

как на подгрупповых, так и на

индивидуальных

занятиях,

в

зависимости

от

поставленных

задач

и

психофизиологических

возможностей

обучающихся

с

речевыми

нарушениями.

Они

реализуют

принцип

интерактивности

обучающих

программ - ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и

осуществляется

обратная

связь

-

оценка

результатов

деятельности.

Роль

логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: «педагог - компьютер –

ребенок»

постепенно

из

лидирующей

позиции

может

переходить

в

пассивную наблюдательскую.

Поскольку

у

детей

хорошо

развито

непроизвольное

внимание,

то

учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для

ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных

технологий

становится

особенно

целесообразным,

так

как

предоставляет

информацию в такой форме, которая не только ускоряет запоминание, но и

делает его осмысленным и долговременным.

2

Особо

хочется

отметить

принцип

объективной

оценки

результатов

деятельности ребенка.

Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране

в виде мультипликационных образов/символов, исключающих субъективную

оценку,

ученик

видит

результаты

своей

деятельности,

что

добавляет

п о л ож и т е л ь н у ю

э м о ц и о н а л ь н у ю

о к р а с ку

в

т а к и е

з а н я т и я .

Хочется

также

отметить,

что

в

моей

работе

решение

учебных

и

коррекционных

задач

с

помощью

различных

компьютерных

технологий

встраивается

в

систему

общей

коррекционной

работы

в

соответствии

с

индивидуальными

возможностями

и

коррекционно-образовательными

потребностями ребенка.

Использование

ИКТ

уместно

на

любом

этапе

изучения

темы

и

на

любом этапе логопедических занятий. Учителя начальных классов также

могут использовать предложенные материалы на своих уроках.

Рекомендации для логопедов:

1.

Для работы над звукопроизносительным компонентом речи использую

программу

«Домашний

логопед».

Она

помогает

в

автоматизации

поставленных

звуков,

предоставляя

более

500

красочных

слайдов-

картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия

на

определённый

звук.

Кроме

того,

в

программе

записаны

образцы

правильного звукопроизношения (изолированный звук, в слогах, словах в

чистоговорках, в скороговорках).

Также при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова,

по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи

использую «Интерактивные речевые игры» разработанные логопедической

службой в соответствии с ФГОС.

2.

Фонематические

процессы у

детей

развиваются

в

речевых

играх,

при

составлении

звуковых

схем,

при

обучении

чтению.

Применение

компьютерных

игр

с

игровыми

заданиями

вызывает

особый

интерес.

Яркие

изображения,

реальное

звуковое

сопровождение,

ясный

голос

3

диктора,

который

непосредственно

и

искренне

восхищается

успехами

ребёнка

3.

«Учимся говорить правильно» («Диск»), созданный при участии опытных

логопедов.

Виды

заданий

разнообразны:

«послушай

определи

нужный

звук

(изолированный,

в

слоге,

в

слове)»,

«распредели

картинки

по

наличию

звука», «посчитай слоги», развитие лексико – грамматических навыков и

связной речи.

4.

Для подготовки к обучению грамоте эффективны компьютерные игры.

1)

«Учимся читать»- эта компьютерная игра позволяет ученику соединить

звук

с

буквой.

Обучающимся,

которым

трудно

даётся

запоминание

букв,

позволяет

увидеть

образ

буквы.

Дети

слушают

рассказ

о

приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и

должны выделить определённую букву во всех словах текста.

2)

Коррекция

письменной

речи.

Основная часть

работы

логопеда

коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма).

При этом нарушении использую диск Ефименковой Л.Н. «Коррекция

ошибок,

обусловленных

несформированностью

фонематического

восприятия, фонематического слуха».

Это систематизированный хорошо подобранный текстовой материал в

виде карточек, рекомендованный для развития фонематических процессов

удобен как для индивидуальной работы с ребёнком на компьютере, так и для

распечатывания раздаточного материала всей группе обучающихся.

3)

Для

развития

орфографической

зоркости,

словарного

запаса,

интеллекта обучающихся использую игры «Поле чудес», «Наборщик»,

«Слово рассыпалось»

Большой плюс информационных технологий в том, что система сама

обеспечивает

контроль,

даёт

возможности

самопроверки.

Значительное

повышение

качества

демонстрационных

материалов

иллюстраций,

возможность

показа

видеофрагментов,

оперативность

управления

и

4

возможность

компактного

хранения

больших

объёмов

информации.

Экономия времени учителей- логопедов при составлении планов, отчётов.

Таким образом, информационные технологии существенно помогают

мне в моей работе. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного

материала,

создание

карточек

с

индивидуальными

заданиями

и

дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы

мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок,

подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё

это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий

результат

в

обучении

детей

с

нарушениями

речи.

Применение

на

логопедических

занятиях

информационных

технологий

позволяет

оптимизировать

педагогический

процесс,

индивидуализировать

обучение

детей

с

речевыми

рушениями,

а

также

способствует

положительному

состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность

работы учителя-логопеда.

5



В раздел образования