Автор: Некрасова Елена Викторовна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МАОУ"СОШ № 145 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "СКОРОЧТЕНИЕ" КАК РЕЗУЛЬТАТ САМООБРАЗОВАНИЯ И ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: начальное образование
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СКОРОЧТЕНИЕ» КАК РЕЗУЛЬТАТ
САМООБРАЗОВАНИЯ И ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Некрасова Елена Викторовна
учитель- дефектолог МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»
Залогом профессионального успеха
уже не могут служить полученные один раз
в жизни знания. На первый план выходит
способность людей ориентироваться
в огромном информационном поле,
умение самостоятельно находить
решения и их успешно реализовывать.
В.В.Путин.
Модернизация современного образования нацелена на построение и
реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его
жизненного пути.
Она невозможна без понимания учителя о надобности
преобразовании
себя
в
процессе
педагогической
деятельности,
так
как
педагог становится перспективой развития ученика.
Вне самообразования идея личностного и профессионального развития
учителя
неосуществима.
Под
самообразованием
понимается
собственная
активность
педагога
в
раскрытии
и
обогащении
своих
духовных
потребностей, творчества, всего личного потенциала. Самообразование есть
необходимое
условие
профессиональной
деятельности
педагогического
работника, важный фактор оценки качества образовательной деятельности.
Недавно в рамках самообразования, я освоила курс “Скорочтение” на базе
детского развивающего центра, где и работала по данному направлению.
Программа была ориентирована на детей шести лет в онтогенезе. Целью
программы являлось увеличение скорости чтения дошкольников.
Так как специфика моей работы в МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»
связана
с
детьми
с
задержкой
психического
развития,
программу
я
адаптировала под данную категорию обучающихся.
Цель проекта – развитие навыка чтения у обучающихся с задержкой
психического развития.
Задачи проекта: 1. Дать понятие о “слоге” и “слове”.
2. Развить функции артикуляционного аппарата.
3. Развить внимание, мышление.
Занятие проводится в форме тренинга по определенной структуре в
рабочих
тетрадях.
На
протяжении
всех
занятий
усложняется
качество
материала, но не его форма. Рассмотрим подробнее каждый этап.
1. Приветствие.
Проводится для создания благоприятной рабочей обстановки.
2. Артикуляционная гимнастика.
Необходима
при
развитии
навыков
чтения.
Хорошая
работа
и
подвижность артикуляционного аппарата обеспечивает правильное и четкое
произношение
звуков
родного
языка.
Существует
много
вариантов
артикуляционной
гимнастики:
видео-уроки,
картинки,
скороговорки,
пантомимы.
Как
показывает
опыт,
дети
с
удовольствием
выполняют
предложенные упражнения и знают много их вариантов с логопедических
занятий.
3. Чтение слогов по таблицам.
На этом этапе отрабатывается техника сливания букв в слоги. Так как
наши
дети
имеют
определенные
особенности
развития
–
на
этот
этап
отводится десять минут от урока. И он является базисным в развитии навыка
чтения у детей с задержкой психического развития.
4. Развитие внимания.
На
этом
этапе
мы
формируем
концентрацию
внимания
и
беглость
зрительного анализатора путем отыскивания слов в кроссворде. Эти функции
являются определяющими при чтении.
Нашим детям сложно отыскивать
самостоятельно слова в кроссворде. Поэтому обязательно нужен образец, по
которому ребенок будет работать. Предыдущий этап является достаточно
сложным
для
детей
с
задержкой
психического
развития.
Отгадывание
кроссвордов очень нравится ученикам и даже служит в качестве релаксации.
5. Составление текста из слогов.
Сначала мы из слогов составляем слова, потом предложения и только
затем
целые
тексты.
Значение
этого
этапа
тоже
важно.
Формируется
представление о словообразовании. На этот этап так же отводится десять
минут.
Можно проанализировать и сделать вывод, что третий, четвертый и пятый
этапы
являются
основными
в
формировании
навыка
чтения
у
детей
с
задержкой психического развития.
6. Видео-урок.
Для этого этапа подбираются видео, обучающие читать правильно.
Сначала
мы
предлагаем
детям
посмотреть
видео
со
звуком,
на
котором
правильно читают по слогам. Затем просим прочитать слова без звука. Так
как видео сопровождается опорными картинками, все ученики находятся в
ситуации успеха.
7. Развитие мышления
Наиболее
важные
характеристики
мышления
при
формировании
навыка чтения у детей с задержкой психического развития – анализ и синтез.
Составить
целое
слово
из
частей
и
разделить
слово
на
слоги
–
это
формирующие упражнения. Поэтому развитие данных функций необходимо.
8. Рефлексия.
В
конце
занятия
мы
подводим
итоги,
обсуждаем
успехи
каждого
обучающегося.
Данная программа находится на стадии апробации с сентября 2016 года,
но уже имеет положительные результаты: на начало учебного года все дети
читали до пяти слов в минуту. К концу третьей четверти показатель вырос до
30-35 слов.
Предварительные результаты проделанной работы говорят о том, что в
процессе реализации программы навык чтения формируется – дети начали
читать. Исходя из этого можно сформулировать цель на будущий учебный год
– увеличение скорости чтения у обучающихся второго класса с задержкой
психического развития.