Автор: Огаркова Ольга Романовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СОШ № 145 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСУ "ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ЛОГИКИ" КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСУ
«ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ЛОГИКИ» КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Огаркова Ольга Романовна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»
С введением федерального государственного образовательного стандарта,
основанного
на
компетентностном
и
системно-деятельностном
подходе
и
обеспечивающим получение качественного общего образования, основным
образовательным результатом становится воспитание успешной личности,
владеющей адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями и
умеющей учиться. В связи с этим считаю опыт моей работы по подготовке к
конкурсу
ТРПЛ
(технология
развития
памяти
и
логики)
актуальным
и
необходимым.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее»,
«одареннее»?
Конечно,
если
развитием
умственных
способностей
заниматься
также
регулярно,
как
тренируются
в
развитии
силы,
выносливости
и
других
подобных
качеств.
Если
ребенок
постоянно
тренирует
свой
ум,
решает
трудные
задачи,
действует
активно,
самостоятельно
находит
верные
решения
в
нестандартных
ситуациях
–
результат
обязательно
будет.
Ведь
по
мнению
одного
из
ведущих
исследователей
проблем
творчества
(одаренности),
П.
Торренса,
«творчество
–
это
значит
копать
глубже,
смотреть
лучше,
исправлять
ошибки,
беседовать
с
кошкой,
нырять
в
глубину,
проходить
сквозь
стены,
зажигать
солнце,
строить
замок
на
песке,
приветствовать
будущее».
Как
известно,
неспособных
детей
нет,
нужно
просто
помочь
ребенку
развить
его
спо собно сти,
сделать
проце сс
обучен и я
увлекательным и интересным. В этом и может помочь специальный курс
по
развитию
познавательных
способностей.
Я веду в школе курс внеурочной деятельности обще- интеллектуальной
направленности для младших школьников «Умники и умницы».
Программа
курса
составлена
на
основе
авторской
программы
по
развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.
Курс
«Умники
и
умницы»
представляет
систему
интеллектуально-
развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Основные принципы распределения материала:
1.
Системность: задания располагаются в определённом порядке.
2.
Принцип
«спирали»:
через
каждые
7
занятий
задания
повторяются.
3.
Принцип
«от
простого
-
к
сложному»:
задания
постепенно
усложняются.
4.
Увеличение объёма материала.
5.
Наращивание темпа выполнения заданий.
6.
Смена разных видов деятельности.
Особенности курса в том, что на занятиях ребёнку
предлагаются
задания
внеучебного характера.
Так
серьёзная
работа
принимает
форму
игры,
что
очень
привлекает
и
заинтересовывает
младших
школьников.
Таким
образом,
принципиальной
задачей
предлагаемого
курса
является
именно развитие познавательных способностей и универсальных
учебных
действий, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей
познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению
и
поиску,
вызывает
у
него
чувство уверенности
в
своих
силах,
в
возможностях своего интеллекта. Во время занятий по
курсу происходит
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них
исче зает
боязнь
ошибочных
шагов,
снижает ся тревожность
и
необоснованное
беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают
значительных успехов
в
своём
развитии,
они
многому
научаются
и
эти
умения применяют в учебной работе.
Система
представленных
на
занятиях
по
развитию
познавательных
способностей
задач
и
упражнений
позволяет
успешно
решать
проблемы
комплексного
развития
различных
видов
памяти,
в н и м а н и я ,
наблюдательности,
воображения,
быстроты
реакции,
помогает
формированию
нестандартного,
«красивого»
мышления.
Часть
упражнений
готовит
учащихся
к
выполнению
тестовых
заданий.
Тестирование,
как
известно,
активно
используется
во
многих
развитых
странах
мира,
так
как
прослеживается
четкая
зависимость
между
результатами
тестов
на
интеллект
и
школьными
отметками,
отметками
на экзаменах и, в особенности, дальнейшими успехами в обучении.
Конкурс
«Технология
развития
памяти
и
логики»
состоит
из
14
различных конкурсных заданий:
Долговременная.
Логический
тест.
Вырезы и гомоки.
Матрицы.
Квадрат
Шульте
Устный
счет.
Пропавшие
числа.
Ханойские
башни.
Фотографическая.
Цепочки
цифр.
Цепочки
слов.
Позы.
Текст.
Танграм.
Для подготовки к конкурсам использую различные задания.
Упражнения для развития памяти
О н и
н е о б х о д и м ы
д л я
ш е с т и
к о н к у р с н ы х
з а д а н и й
(«Долговременная»,
«Цепочка
слов»,
«Цепочка
цифр»,
«Позы»,
«Текст»,
«Фотографическая»)
применяется
метод
мнемотехники. Мнемотехника-
система
методов
и
приемов,
обеспечивающих
успешное
освоение
знаний,
эффективное
запоминание.
Сохранение
и
воспроизведение
информации.
Мнемонические
цепочки
действительно
работают.
Дело
в
том,
что
наша память предпочитает хранить не сухие факты и ничего не значащие
слова и числа, а образы. Сегодня этот научный факт доступен всем, но мы им
не пользуемся для своего блага.
В древности у египетских жрецов существовала так называемая «наука
образности». Это было тайное учение, бережно хранимое от обычных людей.
Почему образ так важен для нас?
Если вы внимательно проследите за ходом своих мыслей, то поймете,
что
думаете
вы
не
словами
или
цифрами,
а
образами.
Если
слово
ассоциируется с представлением, вы легко его запоминаете, оно даже может
вызвать у вас определенные чувства.
Например, нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи: орехи,
кефир, докторская колбаса, молоток, гайки, шляпа, мыло, салфетки.
Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы
из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером
с
орех
и
так
далее.
Вообще,
с
размерами
можно
экспериментировать:
увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем
быстрее вы их запомните.
Соединяем все наши предметы попарно:
• Представим себе большущий ОРЕХ, который протыкает насквозь пачка
КЕФИРА.
• КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА.
• На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК,
расплющивая ее.
• Ручка МОЛОТКА покрыта ГАЙКАМИ, большими и тяжелыми.
• Каждая ГАЙКА одета в ШЛЯПУ с широкими полями.
• Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями.
• МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все
предметы и продукты из списка.
А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же.
Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
• Снова огромный ОРЕХ, внутри него – пачка КЕФИРА;
• Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение
ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
• На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке
МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.
Существуют еще другие методы запоминания.
Для
развития
памяти
чисел
(цепочка
цифр)
используем
технику
цифробуквенного кода.
Цифробуквенный код.
Техника основана на том, что каждому из чисел от 0 до 9 присваивается
буква, соответствующая названию цифры, например: 1 – р (раз), ноль – н и
т.д. Чтобы запомнить большое число, надо разбить его на пары цифр и
каждой присвоить букву. Затем с этими буквами образуются слова: 58-53
(ПВ-ПТ
–
ПаВлин
ПоТерялся).
Лучше
всего
придумать
несколько
предложений или связный текст, тогда запоминание пойдет гораздо лучше.
«Вешалка» (мнемоническая цепочка).
Эта необычная методика, заключающаяся в том, что на каждое слово
придумывается созвучный или ассоциативный ряд. Затем с этими словами
сочиняется
история
или
сказка.
Для
простоты
запоминания
можно
использовать рифмы, например: один – господин, два – голова и т.д.
Иногда цифры представляют как одну кривую из кнопок на телефоне или
клавиатуре.
Совмещение образов и цифр.
Данная методика обращается к форме написания числа. Например, один
похож на шест или карандаш, ноль – на солнце и т.д. Затем найденные
образы
соединяются
в
какую-нибудь
интересную
запоминающуюся
историю.
Использовать можно только один метод! Не пытайтесь задействовать
сразу все! Это очень сложно и не продуктивно. Методики предназначены для
кратковременного запоминания.
Упражнения на внимание необходимы для выполнения конкурсов
«Квадрат Шультэ», «Вырезы и гомоки», «Пропавшие числа».
Упражнение для увеличения объема внимания
Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы школьнику было
с кем соревноваться.
Варианты материала:
Приготовьте карточки, составленные по образцу. По сигналу «внимание»
покажите учащемуся материал, но не больше, чем на 10 секунд. Учащийся
должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,
например:
РАБЫВУЛАКТМЦ
ЖКПРУЧИДЗОНТК
КЕПТЮНСДУШРВТБЧ……….
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения
внимания
Школьнику предлагается таблица, в которой расположены в беспорядке
числа от 1 до 25. Объясняется, что десять чисел пропущено, и предлагается
за определенное время зачеркнуть в контрольной графе те числа, которые
пропущены в таблице.
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости
внимания
Арифметический диктант, состоящий из нескольких действий. Например,
даны два числа: 6 и 3 … сложи первое и второе … и от полученного числа
отними 2 … затем отними еще 4 … запиши ответ.
Учащимся предлагается выделить и подчеркнуть слова, спрятанные среди
букв: БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖМЕТОКГГЩШЩАТМАШ…
Фотограф снимал на плёнку жителей города. Но что-то случилось с его
фотоаппаратом. Сосчитай, сколько людей он успел сфотографировать.
Упражнения на развитие логического мышления
Для развития логического мышления, которое необходимо для
выполнения конкурсов «Логический», «Матрицы» использую такие задания:
Чем похожи числа:
7 и 71 77 и 17 31 и 38
24 и 624 3 и 13 84 и 754
Продолжи числовой ряд.
Впиши недостающее число.
Дорисовать недостающую фигуру
При подготовке к конкурсу «Устный счет» необходимо развивать
вычислительные навыки. Для этого существует прием сложения и вычитания
многозначных чисел слева направо, прием округления чисел.
Я уже 15 лет готовлю учащихся начальных классов к участию в
конкурсе ТРПЛ. Ежегодно дети становятся призерами конкурса:
2007 год: Дипломы I и II степеней.
2010 год: Дипломы I и III степеней.
2011 год: два Диплома II степени, диплом III степени.
2012 год: Дипломы II и III степеней, грамота.
2013 год: два Диплома III степени, диплом II степени, грамота.
2015 год: три грамоты.
2016 год: Диплом второй степени, два диплома третьей степени.
На
уровне
основного
общего
образования
другой
преподаватель
продолжает готовить этих же детей к участию в данном конкурсе.
Таким
образом,
в
результате
занятий
ребята
до стигают
значительных успехов в своем развитии. Они многому научаются, и эти
умения
применяют
в
образовательной
деятельности,
что
приводит
к
у с п еха м .
А
э то
о з н ач а е т,
ч то
в о з н и ка е т
и н т е р е с
к
у ч е б е .
Дополнительные
сведения
из
различных
областей
жизни,
существенно
расширяют
знания
детей
о
мире,
способствуют
их
нравственному
воспитанию
и
всестороннему
развитию
личности.
«Это невозможно»! – сказала Причина.
«Это безрассудно»! – заметил Опыт!
«Это бесполезно»! – отрезала Гордость!
«Попробуй…» – шепнула Мечта…