Автор: Петрова Оксана Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАОУ"СОШ № 145 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Раздел: начальное образование
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Петрова Оксана Николаевна,
педагог- психолог в МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»
Сказкотерапия может использоваться педагогом-психологом для работы с
педагогами, родителями и обучающимися.
Применение сказкотерапии в работе с педагогами
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Гармонизация внутреннего состояния.
Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Сказкотерапия в психодиагностике и коррекции семейных проблем
Сказка способствует:
более глубокому пониманию родительско-детских отношений
укреплению детско-родительских отношений
приводит к изменению поведения детей
Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько
психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики
при
этом
являются
методы
беседы
и
метод
включенного
наблюдения.
Однако
функционирование психологических защит человека приводит к тому, что далеко не обо
всех своих проблемах он готов говорить откровенно. Причем часто утаиваются наиболее
важные события, в искаженном виде освещаются значимые отношения. Психолог может
столкнуться как с сознательной ложью, так и с неосознанным вытеснением и введением
в
заблуждение.
С
целью
преодоления
этих
трудностей
успешно
используются
проективные приемы и методики, в том числе техника рассказывания сказок.
Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии,
то
возникнут
определенные
сложности.
Это
будет
связано
с
тем,
что
в
различных
контекстах,
этот
термин
используют
по-разному.
Сказкотерапию
используют
и
в
воспитании,
и
в
образовании,
и
в
развитии,
и
в
тренинговом
воздействии,
и
как
инструмент психотерапии.
Сказкотерапия как инструмент передачи «из уст в уста»
1
Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ
воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.
Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых
моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и
преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и
обсуждения
сказки
у
ребенка
развиваются
необходимые
для
эффективного
существования
фантазия,
творчество.
Он
усваивает
основные
механизмы
поиска
и
принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие
тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более
эффективный способ решения жизненных задач.
Сказкотерапия как нарратив
Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий,
формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им
одну
и
туже
сказку
по
много
раз.
В
некоторых
психотерапевтических
подходах
(например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам
уделяется особое внимание.
Сказкотерапия как психотерапия.
Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту.
Сказкотерапевт
создает
условия,
в
которых
клиент,
работая
со
сказкой
(читая,
придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и
проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Сказка-ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
Сказки несут для нас чрезвычайно важные идеи:
Окружающий нас мир-живой. В любой момент всё может заговорить с нами.
Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они
имеют право на свою собственную жизнь.
Разделение добра и зла, победа добра.
Вокруг нас множество помощников.
2
Жанры, используемые в сказкотерапии:
Притча.
Басня.
Анекдот.
Легенда, былина, сага, эпос.
Миф.
Сказки.
Сказки любят все
Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо
мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою
проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного
героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот
выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки
всегда хорошо кончаются.
Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов
психотерапии.
Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался
жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного
жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, любой психотерапевтический подход
сам по себе не идеален, поэтому я попытаюсь предложить и некоторые, на мой взгляд, не
психотравмирующие способы работы со сказками. Описываются также некоторые игры,
органично включающиеся в работу со сказками.
Методические особенности психологической работы со сказками
Метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие
возможности личностных проекций.
Знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже
дословное знание текста.
Сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних
подробностей.
Динамичность.
Разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику.
3
Соответствие национальному характеру.
Трудности использования известных авторских сказок
Возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже
известен.
Зачастую множество
сюжетных
линий
делает
сказку
слишком
длинной,
непригодной
для
краткосрочной,
тем
более
экстренной,
терапии,
а
также
для
некоторых видов групповых занятий.
Авторская сказка
обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда
созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента. (Я не пытаюсь уверить
читателя в том, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система
понятий сказки, система ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж
задают
обсуждению
определенные
рамки,
программируют
комплекс
основных
идей.).
В
авторской
сказке,
как
каждое
произведение
искусства,
требует
к
себе
бережного
отношения,
поэтому
не
в с е гд а допустимо
изменение
сюжета,
предлагаемое
психологом
в
качестве
метода
работы.
Изменение
может
восприниматься
как
разрушение,
порча
сказки,
что,
конечно
же,
нарушает
атмосферу психологического контакта.
Методические приёмы, облегчающие применение сказок в психологической работе
Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить
на три группы в соответствии с задачами.
Методы «разогрева» группы или настройки клиента
Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную
работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты
сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку.
При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив
какую-либо
«сказочную»
деталь,
или
обыграть
любой
имеющийся
предмет
как
сказочный. Можно предложить группе изменить обстановку в помещении, создав из
мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи,
обозначающие место действия. Можно выделить из участников группы «глашатая»,
«герольда» или другой персонаж, обозначающий перемену места действия. Этот же
4
персонаж может передавать указания психолога, который может и сам сыграть этот
персонаж (или любой другой).
Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что можно сделать,
например,
мелодичным,
чуть
монотонным
пением;
минутой
внутреннего
сосредоточения
в
тишине,
когда
каждый
зовет
сказку
про
себя;
придумыванием
эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо:
«Мы
ждем
сказку...Какую?
—
Ласковую,
увлекательную,
чуть-чуть
страшную,
мудрую, неизвестную, справедливую и т.д.».
До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо
известную
и
попробовать
с
ней
«поиграть».
В
качестве
игры
можно
применить
изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать
с позиции внучки, мышки или репки. Можно поиграть в «осовременивание» сказки
или замену персонажей.
Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю
на темы взаимоотношений, работы, даже погоды, и попросить группу превратить эту
историю в волшебную сказку. При этом возможно разбиение группы на подгруппы и
сравнение получившихся сказок, желательно с выделением сходства, а не различий.
Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы добавляет по нескольку
фраз.
Получившийся
текст,
кстати,
до
некоторой
степени
проецирует
проблемы
участников и стратегию их поведения в группе.
Приёмы, используемые для знакомства с текстом
Знакомство группы или клиента со сказкой может осуществляться разными
способами, главное — не разрушить сказочную атмосферу.
1. Экземпляры текста сказки психолог раздает участникам группы, и они читают сказку
до начала занятия. (Правда, этот способ может снизить интерес к занятию.)
2.
Психолог
читает
сказку
вслух,
по
возможности
выразительно,
с
паузами
для
обсуждения. Возможно чтение не до конца, с тем, чтобы группа пыталась угадать, чем
она закончится. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рассказывается.
3.
Сказка читается в группе различными участниками отрывками, с тем, чтобы она
«раскрывалась» по частям.
4. Сказка прочитывается по ролям, обязательно читается и текст от автора.
5
5. Сказка играется как спектакль, экспромтом. Психолог распределяет роли (назначает,
распределяет по жребию, вызывает желающих и т. п.), обрисовывает игровую ситуацию и
просит сочинять монологи, либо произносить текст с долей импровизации, выступая в
роли «суфлера». Желательно, чтобы все участники группы получили какую-либо роль
(даже неодушевленных предметов) и участвовали в спектакле. Стены замка, деревья,
городские ворота могут также играть свои роли, иногда со словами, иногда без слов.
Приёмы, используемые для анализа сказки
Группа или клиент, обратившийся за индивидуальной консультацией, анализируют
сказку, опираясь на вопросы, задаваемые психологом. Анализ сказки может быть и
«домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии.
Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль,
то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к
обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться
имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более
разносторонним.
Анализ
сказки
для
группы
делает
психолог.
Группа
имеет
возможность
дискутировать, причем последнее слово не обязательно остается за психологом.
Анализ сказки начинается с рисунка, который может украшать помещение заранее
или
может
быть
показан
после
чтения
сказки.
Группа
анализирует
рисунок,
постепенно
подходя
к
анализу
сказки.
Этот
способ
анализа
желателен
в
тех
случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональную
вовлеченность участников.
Группа
создает
рисунки
к
сказке,
устраивается
«вернисаж»
с
обсуждением
(конечно же, не качества рисунков, а концепций художников).
Группа придумывает рисунки и обсуждает их. «Я бы хотел нарисовать по поводу
этой сказки такую картину......
При знакомстве со сказкой устраивается перерыв (или несколько перерывов) для
обсуждения. Обсуждаются варианты поведения героя, либо варианты дальнейшего
развития сюжета или окончания сказки.
Использование сказок для индивидуального консультирования
6
Сказки
для
индивидуального
консультирования
можно
использовать
на
различных
этапах
консультационного
процесса.
Например, на стадии установления
контакта с клиентом психолог может сказать о том, что пишет сказки или любит
использовать сказки в своей работе. Если клиент выказывает определенный интерес,
говорит о том, что любит сказки или о том, что тоже пишет сказки, то это может быть
первым основанием для использования сказок для психологической помощи.
Сказка может быть предложена также на стадии формулирования первоначального
запроса
Когда мы имеем дело с подростком, то должны быть готовы к тому, что он (или
она) абсолютно не готов не только четко сформулировать, но и назвать свою проблему.
Это связано и со слабым представлением о себе, и с отсутствием психологических
знаний
(вместо
них
зачастую
присутствуют
различные
мифы
о
человеке
вообще
вперемежку
с
гороскопами),
а
также
с
застенчивостью.
Следует
помнить,
что
для
подростка
контакт
с
психологом
является
не
обдуманным
решением,
а
скорее
эмоциональным импульсом, поэтому степень готовности к разговору у него ниже, чем у
взрослого клиента. При этом подростки часто используют метафоры, описывая свою
ситуацию или свое состояние. («Как трудно к Вам подниматься!» — сказала пришедшая
на консультацию девушка, и я не стала ей напоминать, что консультационный кабинет
находится
на
первом
этаже
и
отделен
от
коридора
лишь
невысоким
порогом.)
Метафорическое
описание
проблемы
помогает
сделать
следующий
шаг
—
разворачивание метафоры в сказку.
На стадии ориентировки в проблеме психолог может предложить несколько
сказок, особенно те, которые носят прожективный
характер (прожективными», или
«проективными»,
называют
такие
объекты
-тесты,
рисунки,
тексты
и
др.,
которые
«проецируют»
проблемы
человека
и
тем
самым
делают
их
явными
или
более
пригодными для интерпретации),
или даже все тексты, для того, чтобы клиент мог выбрать «свою» и с ее помощью
подойти к осмыслению проблемы. В дальнейшей работе иногда полезно предложить
клиенту
написать
собственную
сказку,
поскольку
процесс
написания
несет
в
себе
большой
психотерапевтический
потенциал.
Иногда
в
ходе
консультации
сказка
сочиняется устно, подчас вместе с психологом, когда клиент не знает, как герой может
7
выйти из какого-либо сложного положения. При этом сказочный сюжет открывает новые
возможности для психологического решения проблемы.
И еще один аспект действия сказки. Сочиненные специально для психологической
работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на
желательность осмысления своей жизни, отношений, на необходимость принятия себя
как личности и борьбы с некоторыми своими негативными пристрастиями.
Композиция сказки
Сказочные композиционные элементы (присказки, зачины, концовки)
Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить
аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной
обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере сказки, подчинить воле
рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть сказки.
Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
слушателя к действительности.
Зачины
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых
полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Концовки
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не
попало.
А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я
там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот
не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
8
Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за
окончание сказки – по рюмочке винца.
Стали жить-поживать – добра наживать.
И сейчас живут – хлеб жуют
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Герои сказок
Положительные герои:
Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший
сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,
королевичи, царевна-лягушка и т.д.
Баба Яга
Баба Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и
мира мертвых).
Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е.
повернуть к миру живых.
Баба Яга связана с ночью и тьмой. Изображается всегда старой (костяная нога).
Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»).
Баба Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей пищей (пищей другого
мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых».
После этого Баба Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь.
Кощей Бессмертный
Сказочный
Кощей
–
насильник,
коварный
убийца,
скряга,
жестокий
губитель.
Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими глазами. По
сказкам, он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен: смерть его скрыта
в яйце, а яйцо – в гнезде. А гнездо – на дубе, а дуб – на острове, а остров – в
безбрежном море.
В древнерусском языке «кощей» означал раба, пленника, слугу.
По Далю, Кощей – это «сказочное лицо, вроде вечного жида, с прилагательным
бессмертный, вероятно, от слова кастить, но переделано в Кощей от кости, означая
измождённого, непомерно худого человека, особенно старика, скрягу, скупца и
ростовщика, корпящего над своей казною».
9
Д.Сперанский,
исследователь
литературы
Древнего
Египта,
имя
Кощея
исторически связывал с легендарным князем Битну – сначала правителем области
Каушну, т.е. Эфиопии, а затем – фараоном Древнего Египта.
Дети особенно восприимчивы к сказкам, к их воспитывающему потенциалу. Сказки
преображают
мир,
дают
возможность
человеку
увидеть
его
красоту
и
гармонию,
почувствовать себя сопричастным чуду, творцом сказочного мира. Конечно, сказка – не
панацея
от
всех
бед,
но
хорошее
дополнительное
средство
воспитания,
которое
обязательно нужно использовать родителям и педагогам.
Осознанно
применяя
сказкотерапию,
родители
могут
не
только
помогать
психологическому развитию личности своего ребенка, но даже корректировать некоторые
поведенческие реакции.
10