Напоминание

"Первые уроки с начинающими по специальности баян в ДМШ и ДШИ"


Автор: Хабибуллина Айгуль Зуфаровна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ с.Зирган
Населённый пункт: с.Зирган,Мелеузовский район,р.Башкортостан
Наименование материала: реферат
Тема: "Первые уроки с начинающими по специальности баян в ДМШ и ДШИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования «Детская школа искусств»

с. Зирган муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан

Реферат

Тема: «

Первые уроки с начинающими по специальности

баян в ДМШ и ДШИ»

Подготовила: преподаватель по классу баяна Хабибуллина А.З.

с.Зирган 2017г.

Оглавление

Введение …………………………………………… 3

Задача первых уроков ……………………………... 5

Постановка игрового аппарата ……………………. 6

Освоение правой клавиатуры …………………….. 7

Изучение нот ……………………………………….. 8

Размер,тактовая черта,такт,затакт ………………… 9

Меховедение ……………………………………….. 10

Игра левой рукой ……………………....................... 11

Игра двумя руками ………………………………… 12

Заключение ………………………………………… 13

Список используемой литературы……………….... 15

Введение

Отзвук детских впечатлений, связанный с миром музыкальных звуков, не

отъемлем от образа педагога. От того кто будет преподавателем зависит

музыкальная судьба ребенка. Впечатления музыкального детства сохраняется

в памяти навсегда. Обучение игре на баяне – протяженный во времени,

многогранный и очень сложный процесс, требующих больших усилий, как со

стороны учителя, так и со стороны ученика. Трудно перечислить все качества,

необходимые преподавателю в его нелегком труде. Детский педагог должен

обладать целым комплексом различных дарований, он должен многое знать и

многое уметь. Однако самое главное, что требуется от него, это любовь к

детям. Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем,

первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести непоправимый

ущерб ученику. Детский педагог обязательно должен быть добрым

человеком. Всякое насилие, крик, жестокость с его стороны внушают ребенку

иррациональный ужас, калечит психику, тормозят развитие личности,

притупляют ум и волю. Жесткий педагог может лишь убить любовь к музыке

– зародить ее он не может. Если преподаватель в несдержанной форме

высказывает свое мнение о способностях ученика или дает отрицательную

оценку его природным данным, это может привести к психологическому

срыву ребенка. Он не только потеряет самоуважение и веру в свои силы,

зачастую дети отказываются от обучения, не желают ни играть, ни слушать

музыку, ведь она еще долгое время будет ассоциироваться с тяжелыми

душевными переживаниями. Работа с детьми может быть успешной только

тогда, когда педагог опирается на глубокое знание детской психологии,

понимает особенности детского возраста. Внимание к душевному состоянию

ребенка – непременное условие работы с детьми. Нельзя начинать урок, если

не создана благоприятная атмосфера душевного комфорта.

3

Каждый ребенок, который заходит в класс – это уникальный мир,

единственное в своем роде сочетание особенностей личности, характера,

темперамента. Важно уметь определить настроение ребенка, уловить его

душевное состояние, успокоить легко возбудимого, поднять эмоциональный

настрой инертного, раскрепостить «зажатого», собрать «непоседу». Очень

важно найти правильную тональность общения – с одним можно

разговаривать только тихо и ласково, с другим необходимо использовать все

богатство эмоционально раскрашенной речи. Но в любом случае одно из

основных требований к педагогу – безмерное чувство такта и абсолютное

уважение к ученику. Работа с детьми – это всегда в значительной степени

импровизация, что в свою очередь не отменяет подготовку и продумывание

каждого урока с каждым конкретным учеником. Импровизационная форма

занятий требует от преподавателя эмоциональной гибкости, артистичности,

интуиции. Каждый ученик – особый мир. Приходится искать особые

подходы, приемы, методы обучения, прежде всего потому, что у детей разные

темпераменты, характеры, способности. Разумеется, в любом случае дети

нуждаются в поощрении, тем более во время музыкальных занятий.

Педагогика – это всегда поиск и творчество. Преподаватель достигнет

больших успехов, если облечёт свои уроки в интересную творческую работу.

Во время урока опытный педагог всегда «дозирует» нагрузку, учитывая

индивидуальные особенности ученика. Нет никакой необходимости всегда и

обязательно строго придерживаться заранее продуманного плана занятия,

импровизация – реакция на конкретную ситуацию, на сегодняшнее

настроение ребенка, могут оказаться гораздо более действенными и

эффективными. Педагог способен заразить ученика творческой энергией

настолько, что все существо ребенка будет выражать стремление к

сотворчеству, к предельному самовыражению. Чтобы развить и сохранить в

ребенке личность, способную на самовыражение, педагог мыслящий

категориями взрослого человека, не должен требовать от 7 летнего ученика

4

логического осмысления, чистоты и доскональной точности исполнения

нотного текста. Излишняя требовательность может вызвать нервное

перенапряжение и страх перед игрой. Ребенок становится легко утомляемым,

у него появляется негативное отношение не только к обучению, но и к самой

музыке. В этом случае музыка из способа самовыражения превращается в

моральную и физическую пытку. Надо учитывать, что путь к чистоте

исполнения зачастую зависит от богатства образных ощущений, ведь ребенок

в течение довольно долгого времени воспринимает окружающий мир

интуитивно, образно, он не способен на логическое осмысление. Всему свое

время. У преподавателя всегда должен присутствовать педагогический

оптимизм. Что бы ни происходило в личной жизни, он обязан входить в класс

с доброжелательной улыбкой. Дети очень внимательно следят за нами,

обращая внимание и на внешний вид, и на малейшие нюансы настроения,

голоса и поведения. Истинный педагог – прежде всего настоящий друг. Если

между педагогом и учеником не возникает невидимой духовной «ниточки»,

то даже самый талантливый ребенок не будет работоспособен самостоятелен.

Первый год обучения на инструменте – очень ответственный период, от него

зависит, будет ли ребенок заниматься музыкой в дальнейшем, поэтому

преподавателю важно вызвать интерес к занятиям. Недопустимо когда

обучение начинается с нотной грамоты, без соответственной подготовки ,без

опоры на музыкальные представления и на музыкальный опыт ученика.

Такая система снижает интерес к музыкальным занятиям, в ней нет места для

творчески активного ученика.

Задача первых уроков следует решать комплексно, в разумной

последовательности, с использованием различных форм показов, а также с

обязательным активным участием самого ученика.

Большое внимание отводится в проведении 1-х занятий, началу игровых

навыков ученика. В начале следует освоить правильную посадку с

5

инструментом и положение рук.

1.Стул должен соответствовать росту и быть жёстким .Сидеть на половине

стула, слегка наклонив корпус вперёд.

2. Устойчивость ног (обе ноги полной стопой стоят на полу, в колене угол

сгиба образует 90 градусов, если нет, значит нужно сменить стул на более

низкий, либо подставить под ноги учащемуся скамеечку).

3. Ремни (надо подогнать их под плечи ребенка, причем от корпуса

инструмента до груди оставить пространство, примерно с вашу ладонь).

4. Упор грифа инструмента в правую ногу.

5. Положение рук. Плечи ребенка опущены и расслаблены (ни в коем случае,

не надо позволять ему удерживать инструмент плечами, это признак

больших плечевых ремней, надо убавить их еще). Рука согнута в локте и

поставлена на клавиши (каждый палец на свою клавишу, в ладони –

«прячется мячик»).

6. Нажатие пальцев на клавиши. Необходимо выработать ощущение лёгкости

игровых действий, сразу же устранять излишнее напряжение в процессе

игры, ибо от этого зависит дальнейшее овладение инструментом.

Это 6 самых основных признаков правильной посадки за инструментом и

постановки руки, за которыми преподавателю специальности необходимо

следить все годы обучения ребенка игры на баяне, особенно первые два-три

года. Для правильного извлечения звука на инструменте ученику надлежит

освоить два игровых приёма:

1.Нажатие клавиши.

2.Ведение меха.

Нажимать клавиши следует подушечками, полусогнутых пальцев , локоть

6

правой руки отводится при этом в сторону от корпуса. Усвоив эти положения

рук ученик может приступать к игре отдельных звуков на правой

клавиатуре.Ему важно убедиться, что сила звука зависит от интенсивности

ведения меха, а не от нажима пальца на клавишу.

Начинающий баянист должен научиться находить на ощупь вертикальные

ряды правой клавиатуры, для чего ему надо нажимать с каждого ряда

клавиатуры вниз и вверх, а затем переходить с ряда на ряд.

Усвоение хроматической гаммы даёт возможность ученику играть тремя

пальцами.

Подбирать простые попевки от различных звуков следует параллельно с

постановкой исполнительского аппарата. Первые мелодии для игры на баяне

должны иметь простую ритмическую организацию.

Услышанную мелодию ученику надо сначала повторить голосом, простучать

её ритмический рисунок, определить движения мелодии вверх и вниз, затем

только приступить к подбору на инструменте. Постепенно ученик

приобретает навык, позволяющий легко подбирать мелодию от разных

клавиш.

Параллельно с постановкой игрового аппарата и посадкой, проходим новую

тему: Изучение нот.

Ребенок может осмысленно читать ноты, играть по нотам, только тогда, когда

он имеет отчетливое представление о них – как, где, зачем и почему, поэтому

изучение нотной грамоты, процесс трудоемкий, требует от преподавателя

досконального объяснения. Берется за внимание темперамент учащегося,

усидчивость, внимание, память и другие психофизиологические процессы.

На первом уроке достаточно объяснить ребенку, что нот всего семь; что есть

нотоносец – «дом», в котором «живут» эти нотки, состоящий из пяти

линеечек – «этажей», которые считаются снизу-вверх, к этим пяти

7

можно «надстраивать» и добавочные линейки, которые можно надставлять

как сверху, так и снизу. Если ребенок трудно запоминает, или часто

отвлекается, можно ограничиться только этой информацией, повторив ее

снова и снова. Хорошим средством для проверки знаний учащегося может

быть вопросно-ответная структура урока – «Я спрашиваю, ты отвечаешь», а

потом наоборот. На последующих уроках заучивается скрипичный ключ,

обязательно с прорисовкой его в тетрадке (по образцу), именно со второй

линеечки, где пишется нотка соль. Последовательность нот: до, ре, ми, фа,

соль, ля, си (вверх и вниз), и их местоположение («между» и «на» линейках)

В основном, учитывая сложность восприятия информации в раннем возрасте,

изучать следует не все ноты сразу, а постепенно – по две, по три ноты в урок

(Домашним заданием может быть рисование нот 1-2 строчки с написанием

названия ноты). Помимо «сухого» заучивания нот можно и нужно давать

детям творческие задания. Например, закрасить в тетрадке все нотки соль

желтым карандашом, ре – зеленым, или найти ноты в словах: черепаха,

синица, фартук, дом, соль и т.д. Вставить пропущенные нотки, либо

дорисовать их. Если не умеет читать и писать, можно использовать систему

карточек, где всю информацию можно донести с помощью зрительных

ассоциаций. Когда ноты разучены и ребенок ориентируется в них, называя их

вверх и вниз, может нарисовать все нотки по порядку и вразброс, можно

приступать к следующей теме.

Длительности. При изучении этой темы ребенку можно показать, что нотки

могут быть как «прозрачными» (показать в тетрадке) так и «закрашенными»

(показать). Кроме того у них могут появиться штили, которые можно ставить

как вверх, так и вниз. Дать учащемуся самому нарисовать «незакрашенные»

ноты и закрасить их, к этим же ноткам попросить добавить вертикальную

палочку – штиль. При желании ученика поставить написать палочку вниз,

нужно ему объяснить, что штиль ставиться вниз к нотам только после 3-ей

8

линеечки, т.е. к нотам которые выше ноты си (следует следить за

аккуратностью выполнения заданий, и внимательностью учащегося). Только

после этого можно рисовать таблицу длительностей и объяснять, как такие

нотки называются и считаются.

Размер, тактовая черта, такт, затакт. Начать нужно с того, что размеры

бывают разные, и обозначаются они цифрами. Размер выставляется сразу

после скрипичного ключа. Для начала рисуем в тетрадке скрипичный ключ

(берется во внимание одна строчка нотной тетради). Объясняем: Нотоносец –

это «дом», а тактовая черта – это стена, которая отделяет «комнаты» для

ноток (разделить строчку на четыре одинаковых отрезка тактовой чертой),

каждая «комната» в доме называется тактом (провести дугу над тактом). У

каждого такта есть свой размер, именно он и выставляется около

скрипичного ключа (нарисовать цифры около ключа, например 2\4). Размеры

бывают двухдольные, трехдольные и четырехдольные: В тетрадке это

выглядит примерно так: Двухдольный размер обозначает, что в такте

находятся 2 доли: одна сильная и одна слабая. Трехдольный размер

обозначает, что в такте находятся 3 доли: одна сильная и 2 слабые, а в

четырехдольном размере доли чередуются, 1 доля сильная – 2 слабая, 3 доля

сильная – слабая. Затем вписываются нотки в такты, для этого учащемуся

необходимо объяснить, что верхняя цифра показывает количество долей,

сколько их должно быть, а нижняя – качество, какими длительностями. Опять

же если написано 4\4 или С, значит в такте должно быть только 4 четверти,

если написано 2\4, значит в такте должно быть 2 четверти, соответственно,

если написано 3\4, значит в такте присутствует не больше и не меньше трех

четвертей.

Исключением может быть только затакт – это неполный такт, и вместе с

последним тактом они образуют целый такт (стоит остановиться на этой теме

9

подробнее, когда ребенок изучит основные размеры и паузы, и будет

безошибочно ориентироваться в них). Также следует показать и подписать

вставленные длительности. После того как вы вместе «заселили»

длительности в такты предложите ребенку самостоятельно сделать то же

самое в размере 2/4. Домашним заданием с этого урока будет вписывать

нотки в такты. Благодаря этому заданию, учащиеся понимают структуру

размера, заучивают счет длительностей и в последующем хорошо

ориентируются в счете пьес при игре.

Помимо песенного материала следует использовать в работе и упражннения

для выполнения определённых задач. Играть упражнения следует легко, с

участием кисти так, чтобы чувствовать в каждом суставе полную гибкость и

свободу.

Меховедение. Мех инструмента является необходимым средством

звукоизвлечения. И ребенка нужно приучать думать о том, что от движения

меха зависит качество и динамика звука. В первую очередь необходимо

научиться плавно и медленно расжимать и сжимать мех. Для этого следует

нажимать клавишу и одновременно расжимать мех левой рукой, затрачивая

на это минимальные усилия, не дергая рукой и не форсируя звуком.

Расжимать его не до конца – только на половину руки. Таким же образом

производить движение меха в сжим. Так же следует проследить, чтобы

мышцы руки чрезмерно не напрягались, и усилия меховедения у ребенка

были минимальными. Для усвоения основных навыков извлечения звука

можно пробовать расжимать и сжимать мех на одном звуке, при этом

преподавателю необходимо сразу обратить внимание на правильную

постановку корпуса и упор грифа баяна в ногу ребенка. Кроме этого при

извлечении звука учащимся, преподавателю (сидя рядом) необходимо

контролировать свободу движения руки и пальцев ребенка.Пальцы должны

быть не напряженными, следите за положением руки, внутри ладошки

10

«прячем мячик» – все подушечки пальцев смотрят вниз. В дальнейшем, при

исполнении пьес или выполнении упражнений рекомендуется равномерно

отсчитывать каждую длительность вслух. Важно, чтобы ученик нажимал

клавиши указанными пальцами и менял направление меха как можно чаще,

на начальном этапе нужно выработать привычку ребенка менять мех по 1

такту, иначе он растянет мех далеко и не сможет вернуть его обратно, со

временем можно увеличивать количество тактов. На счете «раз» нажимается

следующая клавиша, и строго одновременно с этим меняется направление

меха, чтобы момент смены меха совпадал с моментом перехода от одной

клавиши на другую.

После приобретения навыка плавного ведения меха (нужно) можно

приступать к игре левой руки. Первые игровые действия следует связать с

выработкой ощущения вертикальных и продольных рядов и нахождением на

ощупь басов и их аккордов. При разжиме меха кисть упирается в левый

ремень, а при сжиме меха следует упираться основанием большого пальца в

крышку инструмента. Важно отрегулировать ремень так, чтобы руке было

обеспеченно свободное передвижение по клавиатуре. После выработки

навыка свободной игры на трёх верхних продольных рядах основных басов и

их мажорных аккордов, можно перевести руки для игры тех же последований

от баса «до» подготавливая этим исполнение аккомпанимента к основным

мелодиям.По формуле Т,Д,Т,S ученик усваивает аккомпанемент к русской

народной пляске «Барыня»и играет с большим удовольствием.

Как только ученик справится с басо-аккордовым аккомпанементом, будет

безошибочно попадать на басы и аккорды, которые вы ему предлагаете,

можно переходить к игре двумя руками, сначала на небольших примерах, а

затем и к пьесам из сборников для подготовительного класса. Сразу обратите

внимание, что при игре двумя руками, басы от аккордов берутся отдельно,

«не слипаясь» между собой. Если упустить этот момент, то еще очень долгое

11

время вы посвятите избавлению от этой «вредной» привычки.

Начните пока с таких пьес, которые требуют последовательного вступления

рук. Например: «Лошадка», «Бобик», «Черепашка», «Петя барабанщик» из

сборника «Первая ступенька», О. Шплатовой. Позже подключайте

одновременное нажатие звуков на инструменте, изучая такие пьесы как

«Солнышко», «Дождик» (там же) или сюита «Для маленьких» из сборника

для подготовительного класса В. Ушенина «Юному музыканту, баянисту-

аккордеонисту». Важно разучивать пьесы при разборе отдельными руками,

когда ноты и паузы в обеих руках будут просчитаны и освоены, попробуйте

соединить обе руки, при этом старайтесь приучить ребенка считать вместе с

вами вслух, не путая аппликатуру и, правильную смену меха при игре.

Разбор каждой пьесы трудоемкий процесс, требующий от учащегося

внимания на уроке и домашней подготовки. Многократный повтор пьесы на

уроке, может навредить и оттолкнуть внимание ребенка от возникших

проблем, поэтому нужно следить за настроением и физическими силами

ученика, строго «дозируя» нагрузку на уроке. Не нужно в течение

длительного времени разбирать одно произведение, надо давайть отдых или

менять задание. Похвала является мощным средством на пути к преодолению

трудностей. Даже небольшой отрезок, сыгранный без ошибок, заслуживает

положительной оценки исполнения, поддержка и уверенность преподавателя,

внушение им положительных эмоций ученику приведет в конечном итоге к

отличному результату.

12

Заключение.

1. Надо наладите контакт с учеником, только искреннее отношение к себе

дети хорошо понимают.

2. Первые шаги должны быть медленными - спешка, завышение сложности

губительны для среднего ученика.

3. Урок должен увлекать, заинтересовывать ребенка, поэтому задания должны

быть не большие и разнообразные.

4. Репертуар надо подбирать индивидуально. Что хорошо одному, не

подходит другому. Все пьесы должны быть высокого художественного

уровня.

5. Обучение лучше строить на основе нескольких школ – тогда, всегда будет

большой выбор репертуара.

6.Нужно помнить, что дети 7 лет не могут долго сосредотачиваться на одной

проблеме, поэтому урок надо стараться составлять разнообразно.

7. Дети легко воспринимают и также легко забывают. «Десять раз одно и

тоже!» Надо стараться не раздражаться. Ребенок не должен чувствовать, что у

него что- то не получается.

8. Помните, что мышление у ребенка медленное, не торопитесь, отвечать за

него.

9. Дети хотят играть, но не хотят работать, результаты труда не видны сразу,

как в танце или рисунке. Надо постепенно приучать сидеть ребенка за

инструментом. Тут важные стимулы – интерес и поощрение. Достижение,

даже самое малое, подчеркните, похвалите!

10. Надо добиваться цели ни на одном произведении. Это долго и скучно.

13

Пусть с тем же заданием поиграет 2-3 произведения.

11. Увеличивая объем изучаемых произведений, не надо забывать о

музыкальном развитии. Слушайте музыку, говорите о ней.

12.Нужно помнить, что цель начального обучения – не загружать огромным

количеством произведений, а заинтересовать ребенка музыкой!

14

Использованная литература и нотные издания:

1.. Аккордеонно - баянное исполнительство: Вопросы методики, теории и

истории. Ред.-сост. О. Шаров. – С./Пб., 2006г. (136 стр.).

2.. Липс Ф. Искусство игры на баяне – М.:Музыка 1998г.

3. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. – М.: Советский

композитор, 1991г.

4. Новый музыкальный букварь для самых маленьких: учебно-методическое

пособие /О. Иванова, И. Кузнецова.- изд. Ростов н/Д: Феникс, 2012г.(48 стр.).

5. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-

аккордеонистам: 4-5 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ред.-сост.

В.В. Ушенин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 г. (85 стр.) раздел Ежедневные

упражнения.

6. Онегин А.. Школа игры на баяне.- М.:Музыка,1990г. 11. Первая ступенька:

юным аккордеонистам и баянистам: учебно - методическое пособие /О.

Шплатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.(23 стр.).

7. Хрестоматия для баяна и аккордеона. I–III годы обучения. Часть 4.

Зарубежная классическая музыка. Ред.сост.- А. Скуматов. – С./Пб., 2007г. (84

стр.)

8. Хрестоматия баяниста, 1-2 кл. для ДМШ – М.:Музыка, 1979г.

9. Хрестоматия баяниста, 1-3 кл. для ДМШ/сост. Судариков А.-

М.:Музыка,1995г.

15



В раздел образования