Напоминание

"Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"


Автор: Струкова Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ СОШ №135
Населённый пункт: Московская область, Можайский район, г.Можайск-10
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Раздел: среднее образование





Назад




ФГКОУ СОШ №135 г. Можайск-10

Учитель русского языка и литературы

Струкова Ольга Ивановна

I-ой квалификационной категории

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» на доске

Цели:

Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;

умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация

знаний по рассказу;

Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой

деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое

мышление, монологическую речь учащихся;

Воспитывающая: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;

Коммуникативная: обучение культуре речевого общения и этикету.

Ход урока:

1. Мотивация. «Узнай героя»

Сегодняшний урок я предлагаю провести под девизом «Деятельность – единственный

путь к знанию».

Итак, я надеюсь на вашу активную деятельность в работе над прочитанным рассказом

«Кавказский пленник».

Внимание! Узнайте героя.

Этот герой:

служил на Кавказе, “невелик ростом, а удал, имеет лошадь охотницкую (он за нее

сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)”

“ на всякое рукоделье мастер был”. ( Жилин)

Этот герой:

служил на Кавказе, офицер, “мужчина грузный, толстый”.

“товарищ смирный”, “ он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют”.

(Костылин)

2. Проверка ДЗ

Рассказы учащихся о Жилине и Костылине.

Работа в группах. Правила групповой работы.

3. Составьте синквейн на тему Жилин и Костылин.

На экране схема синквейна

2. Замысел рассказа

1) Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский пленник».

Почему «пленник» в ед. числе, героев же, попавших в плен двое?

Рассказ назван так, потому что здесь главный герой Жилин и о нем как бы идет

речь, а о Костылине почти нечего не сказано.

2) Попробуйте соединить стрелками, с кем у Жилина сложились отношения, кто идёт

на контакт с ним, а кто настроен враждебно?

На доске

Вывод: Жилин общается со всеми жителями села, но не все идут на контакт

Почему? Они джигиты, воины «много русских убили», для них война - это дело чести.

Иноверцев они не потерпят. Толстой сравнивает их с волками. На Жилина они смотрят

«как на зверя»

Вывод: люди из враждующих лагерей могут найти общий язык, но только тогда,

когда прекращается насилие, война. В труде, в мирных занятиях завязываются различные

отношения.

Но как только начинаются военные действия, все связи рушатся. Во время войны

зло порождает новое зло, но в больших размерах (смерть татарина - отомстить, разорили

семью, убили сыновей у татарина в чалме- отомстить) Причём, Толстой не выделяет ,кто

прав- кто виноват. Насилие одинаково с обеих сторон: и русских, и татар.

Учитель: Пленников не убили, только потому, что татары пытаются извлечь себе выгоду,

т.е. выкуп. С этой целью пленников заставляют писать письма домой. Л.Н.Толстой не

описывает содержание писем. Я предлагаю пофантазировать, что именно писали наши

герои в своих письмах..

Напишите письма от имени Жилина (1 группа) и от имени Костылина (2 группа).

Представители групп зачитывают письма.

-

Ребята, вы хорошо поработали и теперь мы немного отдохнем и ответим на вопросы

кроссворда.

1.

Определите

героя

по

описанию:

«…

девочка,

тоненькая,

худенькая,

лет

тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина)

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное, объединенное

сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». (Рассказ)

Жилин

Дина

Абдул- Мурат

Красный

татарин

Старик в

чалме

Рыжий

татарин

Жители

аула

Дети

3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. (Пушкин)

4.

Определите

значение

термина:

«Цепь

событий,

происходящих

в

произведении».

(Сюжет).

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник,

который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот

учебник? (Азбука)

6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (Антитеза)

На доске: противопоставление = антитеза

д

и

н

а

р

а

с

с

к

а

з

п

у

ш

к

и

н

с

ю

ж

е

т

а

з

б

у

к

а

а

н

т

и

т

е

з

а

-

Ключевое

слово

нашего

кроссворда

дружба.

Всё

творчество

Л.Н.Толстого

пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский

пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для

других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой

ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

Лев

Николаевич

Толстой

пробуждает

в

нас

добрые

чувства,

стремление

к

справедливости и красоте.

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

Каждый из вас, ребята, обязательно после этих уроков по рассказу Л.Н.Толстого должен

сделать свои выводы. Я предлагаю сейчас каждому самостоятельно написать небольшое

эссе по рассказу «Кавказский пленник».

Что такое эссе? Внимание на экран.

Эссе́

— литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной

композиции.

В помощь вам предлагаю примерные клише, на которые вы можете опираться. Внимание

на экран.

Рассказ заставил задуматься о….

Больше всего мне понравился эпизод…

Я переживал за …

Герои, которых я полюбил (за что) …

Желающие зачитывают свои эссе.

Давайте закончим наш разговор об этом рассказе подбором соответствующих пословиц к

его содержанию, основному замыслу Л.Н.Толстого.

Прочитайте пословицы и отметьте те, которые соответствуют главной мысли

рассказа

“Кавказский пленник”.

1.Друзья познаются в беде.

2.Человек без друзей, что дерево без корней.

3.Из огня да в полымя.

4.Чужбина-калина, родина-малина.

5.Лучше пропасть, чем терпеть напасть.

6.Не зная броду, не суйся в воду.

7.Сиди у моря - жди погоды.

8.Мир не без добрых людей.

9.Маленькое дело лучше большого безделья.

д/зЧерновой вариант сочинения «Жилин и Костылин: разные судьбы» Использовать

вспомогательную сравнительную таблицу «Жилин и Костылин».



В раздел образования