Напоминание

"Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе".


Автор: Маликова Эльмира Рафисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23"
Населённый пункт: город Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе.

Особое значение имеет начало школьной жизни. О степени адаптации

ребенка

к

требованиям

школы

врачи

судят

по

его

утомляемости,

успеваемости, состоянию здоровья. Несомненно, что первые дни обучения в

школе вызывают трудности у всех детей.

В чем же причины затрудненной адаптации детей к школе? Одной из

них специалисты считают несоответствие функциональных возможностей

детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного

развития.

Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том

случае,

если

он

обладает

способностью

анализировать

и

синтезировать

полученную

информацию,

иметь

достаточно

высокий

уровень

развития

второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи. Существенное

значение для успешного освоения школьной премудрости имеют развитие

речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен

и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности.

Школьная

зрелость“

(более

точное

определение

функциональная

готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень

развития у ребенка школьнонеобходимых функций, который позволяет ему

без

ущерба

для

здоровья,

нормального

развития

и

без

чрезмерного

напряжения справляться с учебой в школе.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в

психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед

ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика

еще зависимость от непосредственных влияний окружающего мира, ребенку

очень

трудно

предвидеть

результаты

своего

труда.

Взрослые

нередко

расценивают

это

как

непослушание,

хотя

ребенок

далеко

не

всегда

отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания следовать им.

Очень важны способность тормозить на определенное время высокую

двигательную

активность,

столь

свойственную

детям,

умение

сохранять

необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы

развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук.

“Незрелые“ дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко

это

неуспевание

в

учебе

растягивается

на

несколько

лет.

Но

если

бы

“школьная зрелость” вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта

проблема

так

и

осталась

бы

педагогической.

Между

тем

у

этих

детей,

особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить

требования

школы,

страдает

здоровье:

они

чаще

болеют,

у

многих

формируется

невроз,

страх

перед

школой

и

нежелание

учиться.

Чтобы

предотвратить

такую

ситуацию,

необходимо

прогнозировать

готовность

ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем

развития

организма.

Специалисты,

которые

занимались

диагностикой

готовности

к

школе,

установили,

что

среди

детей

6-летнего

возраста

количество “незрелых“ весьма велико – почти половина. Год, отделяющий 6-

летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период,

как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом

развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте

6,5 лет “незрелых” детей намного меньше – 23–30%, а среди 7-летних – 10–

15%.

В

современной

ситуации

проблема

“школьной

зрелости”

вновь

обострилась. Это связано:

во-первых,

с

уменьшением

числа

первоклассников,

посещавших

до

поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;

во-вторых,

с

утратой

единых

образовательных

программ

в

ДОУ

и

отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на

развитие

и

коррекцию

школьнонеобходимых

функций

( у т р ат а

преемственности);

втретьих, со значительным ухудшением состояния здоровья детской

популяции, снижением функциональных возможностей детей;

вчетвертых,

с

усложнением

учебных

требований,

предъявляемых

школой. Кроме того, несмотря на существующее требование об обязательном

тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей,

проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в

школу, при приеме в те учебные заведения, где программы обучения, как

правило, отличаются большей сложностью.

Между

тем

результаты

гигиенических

исследований

показали,

что

среди

современных

детей

7-го

года

жизни

школьнонезрелые

составляют

более 40%, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е годы и в 2 раза

больше, чем в 80-е годы. Причем среди мальчиков таких детей значительно

больше,

чем

среди

девочек

(48,6

против

28,6%).

Эти

результаты

были

отмечены среди детей, посещающих ДОУ. Полагаем, что среди детей, не

посещающих детский сад, их число будет выше.

Если

у

ребенка

имеются

дефекты

звукопроизношения,

ему

рекомендуются занятия у логопеда. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка

4–5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу

детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются

в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.

Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук,

преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием,

лепкой,

конструированием.

Установлено,

что

больше

всего

различий

в

степени “школьной зрелости” у мальчиков и девочек регистрируется в уровне

развития моторики.

Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в

1-й класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6

месяцев, и даже ранее.

Минобрнауки России прилагает усилия для того, чтобы адаптировать

школы для обучения “шестилеток”, но наши наблюдения показывают, что

необходимые требования для их обучения не столь просто соблюдать. Речь

идет о сокращении продолжительности урока, организации динамической

паузы в середине учебного дня, постепенном наращивании учебной нагрузки

(ступенчатый режим обучения в начале учебного года), обеспечении дневного

сна и трехразового питания для тех, кто остается в школе на продленный

день, и др. Таких школ на сегодняшний день очень мало.

Между тем следует помнить, что “незрелость” не может быть причиной

отказа приема ребенка для обучения в школе. В этом случае ответственность

за его здоровье несут родители.



В раздел образования