Напоминание

"Роль семейного чтения в формировании личности ребенка"


Автор: Никитина Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кугесьский лицей"
Населённый пункт: п.Кугеси, Чебоксарский р-он, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семейного чтения в формировании личности ребенка"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательских интересов и интереса к книге у детей в

частности начинается в семье задолго до поступления ребенка в школу.

Совместное чтение книги и общение по поводу прочитанной книги сближает

членов семьи, объединяет их духовно. Но в последнее время в большинстве

семей

книга

перестает

быть

темой

для

разговора,

исчезают

домашние

библиотеки.

Такая

утрата

традиций

семейного

чтения

крайне

негативно

сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию

ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.

Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и

выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной

нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к

миру книги.

Главное отличие семейных чтений от других его видов - классного,

внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу,

начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка,

формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения - это разговор

родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого

является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором

произведения

и

миром

его

идей.

Это,

наконец,

своеобразный

монолог

ребенка,

в

котором

он

размышляет

над

нравственным

содержанием

произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать

условия

для

познавательной

деятельности

ребенка,

стимулировать

ее,

направлять

его

размышления

-

вот

главная

задача

родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных

чтений.

В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой

является проблема семейного чтения. Общественная жизнь резко изменилась

таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники,

компьютеров отодвинули книгу на второй план. Чтение вслух матерью всем

детям в семье стало редким явлением в наши дни. В русской педагогике

всегда заботились о домашнем чтении детей. Так, в XIX в. даже выходили

специальные издания для чтения и бесед в кругу семьи.

Сохранить и обогатить традиции совместного чтения и обсуждения

книг

взрослыми

и

детьми

одна

из

насущных

задач,

требующих

непременного решения в современной методике обучения чтению.

В настоящее время традиции прекрасного обычая вечерних семейных

чтений восстанавливаются. Об этом свидетельствует издание современной

литературной хрестоматии для учащихся начальной школы под названием

«Книга

для

семейного

чтения».

В

предисловии

авторы

хрестоматии

обращаются к ребенку: «Наш юный читатель, предложи каждому из членов

своей

семьи

подсесть

к

столу,

вместе

почитать

и

послушать

чтение

произведений, вошедших в эту хрестоматию».

«Просто

чтение

с

ребенком»,

во-первых,

приносит

младшим

школьникам

радость

и

сохраняет

у

них

приоритетную

любовь

к

книге,

эмоциональность восприятия литературы; во-вторых, помогает накоплению у

детей

разнообразных

читательских

переживаний,

приобретению

читательского

опыта,

связанного

с

восприятием

произведений

разных

жанров,

разной

тематики,

разных

авторов,

а

это,

безусловно,

расширяет

читательский кругозор ребенка-читателя; в-третьих, такое чтение приучает к

совместной

деятельности

с

взрослым:

к

совместному

размышлению,

обсуждению,

воссозданию

изображенных

картин,

формирует

умение

выслушать другого, понять его точку зрения и высказать свою. И наконец,

такое

совместное

чтение

дает

возможность

ребенку

найти

во

взрослом

читателе единомышленника, разделяющего его чувства и мысли, способного

понять и поддержать переживаемые чувства.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями

убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного

общения

с

книгой.

Без

разнообразного

книжного

окружения

и

знания

широкого круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии

совместных

со

взрослым

читательских

переживаний,

обсуждения

прочитанного в разновозрастном коллективе, т.е. в семье.

Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать.

Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети

полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю

жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность

приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна

прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не

состояться!

В некоторых современных учебных книгах по литературному чтению

предлагаются конкретные задания, которые советуют ребенку обратиться к

взрослым членам семьи за разъяснениями для обсуждения прочитанного, или

побуждают к привлечению читательского опыта старших для выработки у

учащихся

собственного

отношения

к

читаемому,

или

отсылают

детей

к

домашней.

Рекомендации по чтению вслух вместе с детьми есть почти во всех

современных

программах

для

начального

литературного

образования

школьников.

Так

авторы

программы

«Литературное

ч т е н и е »

предусматривают введение в учебный план уроков литературного слушания,

основной целью которых является поддержание устойчивого эмоционального

интереса

к

литературе,

книге

и

чтению,

формирование

первоначальных

умений

работы

с

книгой

и

читательской

деятельности,

развитие

навыка

полноценного восприятия литературного текста.

В программе «Начальное литературное образование», разработанной

В.А. Левиным, для решения ряда учебных задач, нацеленных на развитие у

школьников умений и навыков деятельности с произведением, выдвинуто

условие: «...необходимо... просто читать с детьми». А это, в свою очередь,

способствует

формированию

эмоционально

целостного

восприятия

художестввенного

произведения,

развитию

способности

у

учащихся

чувствовать гармонию произведения и радоваться ей, понимать условный

художественный

мир,

выстроенный

автором.

Именно

«просто

чтение»

взрослого вместе с детьми, утверждает автор, когда более опытный взрослый

читает

произведение не для ребенка, а для себя вместе с ребенком, когда

ребенок имеет возможность сопереживать героям произведения вместе со

взрослым, обсуждать читаемое, делиться своими чувствами, вызванными

прочитанным, и формирует читателя.

«Просто

чтение

с

ребенком»,

во-первых,

приносит

младшим

школьникам

радость

и

сохраняет

у

них

приоритетную

любовь

к

книге,

эмоциональность восприятия литературы; во-вторых, помогает накоплению у

детей

разнообразных

читательских

переживаний,

приобретению

читательского

опыта,

связанного

с

восприятием

произведений

разных

жанров,

разной

тематики,

разных

авторов,

а

это,

безусловно,

расширяет

читательский кругозор ребенка читателя; в-третьих, такое чтение приучает к

совместной

деятельности

со

взрослым:

к

совместному

размышлению,

обсуждению,

воссозданию

изображенных

картин,

формирует

умение

выслушать другого, понять его точку зрения и высказать свою. И наконец,

такое

совместное

чтение

дает

возможность

ребенку

найти

во

взрослом

читателе единомышленника, разделяющего его чувства и мысли, способного

понять и поддержать переживаемые чувства.

В

н а с т оя щ е е

в р е м я

н а бл юд а е т с я

д е ф и ц и т

с п о ко й н о г о

доброжелательного обогащения ребенка нужным ему для жизни опытом. Это

выражается, прежде всего, в типичном осложнении отношений ребенка со

взрослыми.

Зачастую

причиной

таких

осложнений

является

постоянная

занятость

родителей

или

отклонения

в

их

поведении,

связанные

со

стрессами,

утратой

духовных

и

нравственных

ценностей.

Все

это,

бе зу с л о в н о ,

н а ру ш а е т

е с т е с т в е н н ы е

с о ц и а л ь н ы е

н о рм ы

в о

взаимоотношениях

и

образе

жизни

родителей

и

детей

и

негативно

сказывается на формировании детского мироощущения.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями

убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного

общения с книгой, разнообразного книжного окружения и знания широкого

круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии совместных

со

взрослым

читательских

переживаний,

обсуждения

прочитанного

в

разновозрастном коллективе, т.е. в семье. Чтение должно стать для ребенка

очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником

богатой

духовной

жизни.

Именно

такая

ориентация,

активизирующая

духовную, эмоциональную жизнь школьника актуальна в настоящее время,

особенно для работы с детьми младшего школьного возраста, поскольку в эти

годы закладывается фундамент эмоциональной отзывчивости.

Говоря о выборе книг для семейного чтения, мы хотим остановиться на

творче стве Альберта

Анатольевича

Лиханова,

поскольку

проблема

взаимоотношения и понимания взрослыми детей, а детьми взрослых всегда

волновала

писателя.

Не сколько

лет

назад

в

одном

из

с во и х

публицистических изданий он заметил, что великая педагогическая мудрость

заключается в том, чтобы взрослым и детям жить одной жизнью — и в дни

радости, и в часы испытаний. Этот нравственный опыт вынесен писателем из

военного лихолетья, для которого характерна одна черта, объединяющая и

детей, и взрослых, — понимание.

Два поколения — подрастающее и взрослое — в произведениях А.А.

Лиханова

всматриваются

в

глаза

друг

другу,

как

в

зеркало.

Маленькие

смотрят на взрослых, а взрослые на маленьких с желанием быть понятыми.

Дети думают о взрослых, а взрослые о детях. Но не только думающие, но и

совершающие

поступки,

страдающие,

добивающиеся,

деятельные

дети

и

взрослые предстают перед нами в произведениях этого автора. Мир един, и

он одинаков для маленьких и больших, и чем пристальнее мы вглядываемся в

этот мир с помощью писателя с обеих сторон, тем очевиднее становится это

единство.

Основа

произведений

А.А.

Лиханова

жизненна.

Они

передают

разновозрастный

опыт

непосредственных

эмоциональнооценочных

ощущений действительности, идущих от сердца. По словам И. Мотяшова,

детство

и

отрочество

входят

в

лихановские

повести

как

своего

рода

нравственный камертон, по которому выверяется подлинность и ценность

всего, что происходит со взрослыми персонажами.

Одно из наиболее драматичных произведений, входящих в круг чтения

младших

школьников,

повесть

о

военном

детстве

«Последние

холода».

Вместе

с

тем

она

адресована

и

непосредственно

взрослым

(учителям,

воспитателям групп продленного дня, родителям). Произведение написано от

лица третьеклассника Коли в форме его раздумий о самом себе, о родителях и

учителях,

о

своих

друзьях,

о

жизни.

Эта

повесть

интонационно

близка

другим произведениям автора — «Магазин ненаглядных пособий», «Детская

библиотека», рассказывающим не только о военном детстве, но и о том

естественном

чувстве

ответственности

ребенка

за

свое

поведение,

возникающем в силу создаваемой жизненными обстоятельствами ситуации, в

которой он оказывается и действует. На это раннее чувство ответственности и

важно обратить внимание наших современных детей. Герои произведений

А.А.

Лиханова

отстаивают

не

только

право,

но

и

обязанность

каждого

человека на самоуважение, на высокое чувство собственного достоинства.

Такая

внутренне

осмысленная

позиция,

считает

писатель,

делает

людей

сильными, способными осознавать себя человеком.

Обсуждая

вместе

с

детьми

прочитанное,

взрослые

помогут

им

задуматься

над

истоками

вражды,

возникшей

между

одноклассниками

в

повести «Последние холода», над оценкой, анализом этой ситуации, а также

поступков

и

действий

главного

героя

произведения,

который

всегда

чувствовал себя человеком, в котором свое! временно развивалось чувство

собстве ного достоинства и потребность понимать других людей.

Эстетическое

восприятие

это

всегда

переживание:

соучастие,

сочувствие,

эмоционально

заинтересованное

принятие

или

непринятие

позиции

героя

произведения.

Однако

высшим

критерием

эстетического

восприятия

является

ощущение,

понимание

авторской

позиции,

умение

чувствовать ее и видеть, находить формы ее проявления в произведении.

Книги

А.А.

Лиханова

никого

не

оставляют

равнодушными.

Их

невозможно читать без волнения, а иногда и без слез, потому что написаны

они с сочувствием и любовью к человеку, который по возрасту зависит от

старших, нуждается в их поддержке и помощи, не всегда может постоять за

себя. Ведь «стены непонимания», о которых пишет прозаик в предисловии к

книге «Благие намерения», возникают не только как следствие эгоизма и

душевной

глухоты,

чаще

они

являются

признаком

незащищенности,

повышенной ранимости, неосознанной попыткой оградить себя от унижений

и обид. Вот почему писатель учит своих героев, а следовательно, и читателей

любви

и

внимательному

отношению

к

окружающим,

доверию

к

жизни,

противоборству злу. Безусловно, такая авторская позиция обостряет чувства

читателей и открывает их сердца для сострадания и пони! мания.

Воспитание творческого читателя, его эстетического вкуса, понимания

эстетической

сущности

и

ценности

произведений

литературы

имеет

несомненное значение для того, чтобы уберечь начинающих читателей от

«дурного чтива», повысить их интерес к тому, что составляет подлинное

богатство

духовной

культуры

народа,

усилить

ее

воздействие

на

формирование нравственно зрелой личности школьника читателя. И в этом

огромная роль принадлежит именно взрослым — родителям, учителям.



В раздел образования