Автор: Никитина Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кугесьский лицей"
Населённый пункт: п.Кугеси, Чебоксарский р-он, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семейного чтения в формировании личности ребенка"
Раздел: начальное образование
Формирование читательских интересов и интереса к книге у детей в
частности начинается в семье задолго до поступления ребенка в школу.
Совместное чтение книги и общение по поводу прочитанной книги сближает
членов семьи, объединяет их духовно. Но в последнее время в большинстве
семей
книга
перестает
быть
темой
для
разговора,
исчезают
домашние
библиотеки.
Такая
утрата
традиций
семейного
чтения
крайне
негативно
сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию
ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.
Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и
выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной
нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к
миру книги.
Главное отличие семейных чтений от других его видов - классного,
внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу,
начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка,
формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения - это разговор
родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого
является совместное прочтение произведения литературы.
Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором
произведения
и
миром
его
идей.
Это,
наконец,
своеобразный
монолог
ребенка,
в
котором
он
размышляет
над
нравственным
содержанием
произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.
Создать
условия
для
познавательной
деятельности
ребенка,
стимулировать
ее,
направлять
его
размышления
-
вот
главная
задача
родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных
чтений.
В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой
является проблема семейного чтения. Общественная жизнь резко изменилась
таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники,
компьютеров отодвинули книгу на второй план. Чтение вслух матерью всем
детям в семье стало редким явлением в наши дни. В русской педагогике
всегда заботились о домашнем чтении детей. Так, в XIX в. даже выходили
специальные издания для чтения и бесед в кругу семьи.
Сохранить и обогатить традиции совместного чтения и обсуждения
книг
взрослыми
и
детьми
—
одна
из
насущных
задач,
требующих
непременного решения в современной методике обучения чтению.
В настоящее время традиции прекрасного обычая вечерних семейных
чтений восстанавливаются. Об этом свидетельствует издание современной
литературной хрестоматии для учащихся начальной школы под названием
«Книга
для
семейного
чтения».
В
предисловии
авторы
хрестоматии
обращаются к ребенку: «Наш юный читатель, предложи каждому из членов
своей
семьи
подсесть
к
столу,
вместе
почитать
и
послушать
чтение
произведений, вошедших в эту хрестоматию».
«Просто
чтение
с
ребенком»,
во-первых,
приносит
младшим
школьникам
радость
и
сохраняет
у
них
приоритетную
любовь
к
книге,
эмоциональность восприятия литературы; во-вторых, помогает накоплению у
детей
разнообразных
читательских
переживаний,
приобретению
читательского
опыта,
связанного
с
восприятием
произведений
разных
жанров,
разной
тематики,
разных
авторов,
а
это,
безусловно,
расширяет
читательский кругозор ребенка-читателя; в-третьих, такое чтение приучает к
совместной
деятельности
с
взрослым:
к
совместному
размышлению,
обсуждению,
воссозданию
изображенных
картин,
формирует
умение
выслушать другого, понять его точку зрения и высказать свою. И наконец,
такое
совместное
чтение
дает
возможность
ребенку
найти
во
взрослом
читателе единомышленника, разделяющего его чувства и мысли, способного
понять и поддержать переживаемые чувства.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями
убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного
общения
с
книгой.
Без
разнообразного
книжного
окружения
и
знания
широкого круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии
совместных
со
взрослым
читательских
переживаний,
обсуждения
прочитанного в разновозрастном коллективе, т.е. в семье.
Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать.
Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети
полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю
жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность
приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна
прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не
состояться!
В некоторых современных учебных книгах по литературному чтению
предлагаются конкретные задания, которые советуют ребенку обратиться к
взрослым членам семьи за разъяснениями для обсуждения прочитанного, или
побуждают к привлечению читательского опыта старших для выработки у
учащихся
собственного
отношения
к
читаемому,
или
отсылают
детей
к
домашней.
Рекомендации по чтению вслух вместе с детьми есть почти во всех
современных
программах
для
начального
литературного
образования
школьников.
Так
авторы
программы
«Литературное
ч т е н и е »
предусматривают введение в учебный план уроков литературного слушания,
основной целью которых является поддержание устойчивого эмоционального
интереса
к
литературе,
книге
и
чтению,
формирование
первоначальных
умений
работы
с
книгой
и
читательской
деятельности,
развитие
навыка
полноценного восприятия литературного текста.
В программе «Начальное литературное образование», разработанной
В.А. Левиным, для решения ряда учебных задач, нацеленных на развитие у
школьников умений и навыков деятельности с произведением, выдвинуто
условие: «...необходимо... просто читать с детьми». А это, в свою очередь,
способствует
формированию
эмоционально
целостного
восприятия
художестввенного
произведения,
развитию
способности
у
учащихся
чувствовать гармонию произведения и радоваться ей, понимать условный
художественный
мир,
выстроенный
автором.
Именно
«просто
чтение»
взрослого вместе с детьми, утверждает автор, когда более опытный взрослый
читает
произведение не для ребенка, а для себя вместе с ребенком, когда
ребенок имеет возможность сопереживать героям произведения вместе со
взрослым, обсуждать читаемое, делиться своими чувствами, вызванными
прочитанным, и формирует читателя.
«Просто
чтение
с
ребенком»,
во-первых,
приносит
младшим
школьникам
радость
и
сохраняет
у
них
приоритетную
любовь
к
книге,
эмоциональность восприятия литературы; во-вторых, помогает накоплению у
детей
разнообразных
читательских
переживаний,
приобретению
читательского
опыта,
связанного
с
восприятием
произведений
разных
жанров,
разной
тематики,
разных
авторов,
а
это,
безусловно,
расширяет
читательский кругозор ребенка читателя; в-третьих, такое чтение приучает к
совместной
деятельности
со
взрослым:
к
совместному
размышлению,
обсуждению,
воссозданию
изображенных
картин,
формирует
умение
выслушать другого, понять его точку зрения и высказать свою. И наконец,
такое
совместное
чтение
дает
возможность
ребенку
найти
во
взрослом
читателе единомышленника, разделяющего его чувства и мысли, способного
понять и поддержать переживаемые чувства.
В
н а с т оя щ е е
в р е м я
н а бл юд а е т с я
д е ф и ц и т
с п о ко й н о г о
доброжелательного обогащения ребенка нужным ему для жизни опытом. Это
выражается, прежде всего, в типичном осложнении отношений ребенка со
взрослыми.
Зачастую
причиной
таких
осложнений
является
постоянная
занятость
родителей
или
отклонения
в
их
поведении,
связанные
со
стрессами,
утратой
духовных
и
нравственных
ценностей.
Все
это,
бе зу с л о в н о ,
н а ру ш а е т
е с т е с т в е н н ы е
с о ц и а л ь н ы е
н о рм ы
в о
взаимоотношениях
и
образе
жизни
родителей
и
детей
и
негативно
сказывается на формировании детского мироощущения.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями
убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного
общения с книгой, разнообразного книжного окружения и знания широкого
круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии совместных
со
взрослым
читательских
переживаний,
обсуждения
прочитанного
в
разновозрастном коллективе, т.е. в семье. Чтение должно стать для ребенка
очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником
богатой
духовной
жизни.
Именно
такая
ориентация,
активизирующая
духовную, эмоциональную жизнь школьника актуальна в настоящее время,
особенно для работы с детьми младшего школьного возраста, поскольку в эти
годы закладывается фундамент эмоциональной отзывчивости.
Говоря о выборе книг для семейного чтения, мы хотим остановиться на
творче стве Альберта
Анатольевича
Лиханова,
поскольку
проблема
взаимоотношения и понимания взрослыми детей, а детьми взрослых всегда
волновала
писателя.
Не сколько
лет
назад
в
одном
из
с во и х
публицистических изданий он заметил, что великая педагогическая мудрость
заключается в том, чтобы взрослым и детям жить одной жизнью — и в дни
радости, и в часы испытаний. Этот нравственный опыт вынесен писателем из
военного лихолетья, для которого характерна одна черта, объединяющая и
детей, и взрослых, — понимание.
Два поколения — подрастающее и взрослое — в произведениях А.А.
Лиханова
всматриваются
в
глаза
друг
другу,
как
в
зеркало.
Маленькие
смотрят на взрослых, а взрослые на маленьких с желанием быть понятыми.
Дети думают о взрослых, а взрослые о детях. Но не только думающие, но и
совершающие
поступки,
страдающие,
добивающиеся,
деятельные
дети
и
взрослые предстают перед нами в произведениях этого автора. Мир един, и
он одинаков для маленьких и больших, и чем пристальнее мы вглядываемся в
этот мир с помощью писателя с обеих сторон, тем очевиднее становится это
единство.
Основа
произведений
А.А.
Лиханова
жизненна.
Они
передают
разновозрастный
опыт
непосредственных
эмоциональнооценочных
ощущений действительности, идущих от сердца. По словам И. Мотяшова,
детство
и
отрочество
входят
в
лихановские
повести
как
своего
рода
нравственный камертон, по которому выверяется подлинность и ценность
всего, что происходит со взрослыми персонажами.
Одно из наиболее драматичных произведений, входящих в круг чтения
младших
школьников,
повесть
о
военном
детстве
«Последние
холода».
Вместе
с
тем
она
адресована
и
непосредственно
взрослым
(учителям,
воспитателям групп продленного дня, родителям). Произведение написано от
лица третьеклассника Коли в форме его раздумий о самом себе, о родителях и
учителях,
о
своих
друзьях,
о
жизни.
Эта
повесть
интонационно
близка
другим произведениям автора — «Магазин ненаглядных пособий», «Детская
библиотека», рассказывающим не только о военном детстве, но и о том
естественном
чувстве
ответственности
ребенка
за
свое
поведение,
возникающем в силу создаваемой жизненными обстоятельствами ситуации, в
которой он оказывается и действует. На это раннее чувство ответственности и
важно обратить внимание наших современных детей. Герои произведений
А.А.
Лиханова
отстаивают
не
только
право,
но
и
обязанность
каждого
человека на самоуважение, на высокое чувство собственного достоинства.
Такая
внутренне
осмысленная
позиция,
считает
писатель,
делает
людей
сильными, способными осознавать себя человеком.
Обсуждая
вместе
с
детьми
прочитанное,
взрослые
помогут
им
задуматься
над
истоками
вражды,
возникшей
между
одноклассниками
в
повести «Последние холода», над оценкой, анализом этой ситуации, а также
поступков
и
действий
главного
героя
произведения,
который
всегда
чувствовал себя человеком, в котором свое! временно развивалось чувство
собстве ного достоинства и потребность понимать других людей.
Эстетическое
восприятие
—
это
всегда
переживание:
соучастие,
сочувствие,
эмоционально
заинтересованное
принятие
или
непринятие
позиции
героя
произведения.
Однако
высшим
критерием
эстетического
восприятия
является
ощущение,
понимание
авторской
позиции,
умение
чувствовать ее и видеть, находить формы ее проявления в произведении.
Книги
А.А.
Лиханова
никого
не
оставляют
равнодушными.
Их
невозможно читать без волнения, а иногда и без слез, потому что написаны
они с сочувствием и любовью к человеку, который по возрасту зависит от
старших, нуждается в их поддержке и помощи, не всегда может постоять за
себя. Ведь «стены непонимания», о которых пишет прозаик в предисловии к
книге «Благие намерения», возникают не только как следствие эгоизма и
душевной
глухоты,
чаще
они
являются
признаком
незащищенности,
повышенной ранимости, неосознанной попыткой оградить себя от унижений
и обид. Вот почему писатель учит своих героев, а следовательно, и читателей
любви
и
внимательному
отношению
к
окружающим,
доверию
к
жизни,
противоборству злу. Безусловно, такая авторская позиция обостряет чувства
читателей и открывает их сердца для сострадания и пони! мания.
Воспитание творческого читателя, его эстетического вкуса, понимания
эстетической
сущности
и
ценности
произведений
литературы
имеет
несомненное значение для того, чтобы уберечь начинающих читателей от
«дурного чтива», повысить их интерес к тому, что составляет подлинное
богатство
духовной
культуры
народа,
усилить
ее
воздействие
на
формирование нравственно зрелой личности школьника читателя. И в этом
огромная роль принадлежит именно взрослым — родителям, учителям.