Напоминание

"Педагог и родители как правильно строить взаимодействие"


Автор: Варшавская Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - д/с №22 "Клеверок"
Населённый пункт: п. Красная Пойма, Луховицкий район, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Педагог и родители как правильно строить взаимодействие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22 «Клеверок»

Доклад

«Педагог и родители как правильно строить

взаимодействие»

Подготовила воспитатель:

Варшавская Ольга Николаевна

Обострившиеся

социальные

проблемы

общества

неотвратимо

оказывают

негативное

влияние на семейное воспитание. Родители, занятые решением наболевших вопросов

обустройством быта, материального благополучия, а порой и просто выживанием семьи,

все меньше уделяют внимание проблемам воспитания детей.

Чаще всего воспитание детей родители перекладывают на детский сад, школу, телевизор,

компьютер.

Как помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья в

будущее своего ребенка, как помочь родителям в воспитании их детей?

Белинский В.Г. писал «На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность

сделать

своих

детей

человеками,

обязанность

же

учебных

заведений

сделать

их

учеными, гражданами государства на всех его ступенях. Кто не сделался, прежде всего

человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей

человеками. Хорошие дети – хорошая старость, плохие дети – плохая старость. Так

думают о будущем, а будущее – это наши дети».

Детский

сад

и

школа

во

все

времена

стремились

к

взаимодействию

с

семьей.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и детских учреждений ни когда не

ставилась

под

сомнение.

Это

два

социальных

института,

от

согласования

действий,

которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Однако семья, именно она,

по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания детей.

Поэтому работа с семьей – одна из главных задач воспитателей и учителей. И конечно

эффективность такой работы во многом будет зависеть от педагога и родителей: от их

взаимоотношений в постановке целей и задач воспитания, установления отношений друг с

другом.

Я считаю, что педагог обязан знать методы и формы воспитания детей в семье, а так же

научиться правильно, организовать работу с семьей, привлечь внимание родителей к

проблемам детского сада и группы.

Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой

связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Это

колыбель духовного развития человека.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Влияние

семьи,

особенно

в

начальный

период

жизни

ребенка

превышает

другие

воспитательные воздействия.

Определяющая

роль

семьи

обусловлена

ее

глубоким

влиянием

на

весь

комплекс

физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Семейное воспитание

общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других

членов семьи с целью достижения желаемого результата. Семья должна вооружить

ребенка человеческими ценностями, умениями устоять перед трудностями, сделать его

неуязвимым против дурного влияния.

Мы педагоги, должны хорошо знать как формируется ребенок в семье, а следовательно, мы

должны хорошо знать семью, знать причины неудовлетворительного воспитания детей.

Педагог должен выявит веские причины неудовлетворительного воспитания детей в семье,

чтобы

оказать

помощь

детям. Причины

неудовлетворительного

воспитания

могут

быть следующими:

1.

Невысокий экономический уровень, когда основное время тратится на добывание

средств к существованию.

2.

Низкая педагогическая культура.

3.

Двойная нагрузка на мать (семья и работа).

4.

Высокий

процесс

разводов,

который

является

следствием

социально-бытовых

и

моральных

причин.

Развод

это

всегда

проблема

воспитания

детей

(неполная

семья).

5.

Неблагополучные семьи – пьющие родители.

К сожалению, эффективность работы с родителями чаще всего страдает от того, что мы,

воспитатели,

не

знаем

эти

причины,

не

знаем

проблемы

конкретной

семьи,

ее

психологическое состояние, особенности родительского отношения к детям. Между тем

существует много способов, форм и методов воспитания детей в семье на которые мне

хотелось бы обратить внимание.

Несмотря

на

многообразие

особенностей

воспитания

можно

выделить

типичные

отношения между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени

напряженности и последствиями негативного влияния на воспитание детей.

1.

Семьи,

уважающие

детей. Детей

в

таких

семьях

любят,

уважают

их

мнение,

переживания, стараются им тактично помочь. Родители развивают способности детей. Это

наиболее благополучные для воспитания семьи. Отношение родителей характеризуется

общей

нравственной

атмосферой

семьи:

порядочностью,

откровенностью,

взаимным

доверием.

2.

Отзывчивые

семьи. Отношения

между

родителями

и

детьми

нормальные,

но

существует

определенная

дистанция,

которую

ни

дети,

ни

родители

стараются

не

нарушать. Дети знают свое место, повинуются родителям. Родители сами решают, что

нужно детям. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные сокровенные

связи могут нарушиться.

3.

Материально-ориентированные

семьи. Семьи,

где

главное

внимание

уделяется

материальному

благополучию.

Детей

в

таких

семьях

с

раннего

детства

приручают

смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и

детей в таких семьях обеднен. В надежде предостеречь детей от опасностей, осчастливить

их

будущее,

родители

фактически

обрекают

своего

ребенка

на

неправомерные

ограничения.

Но

все

же,

естественная

привязанность,

любовь

остаются,

и

дети

испытывающие

желание

делиться

успехами

с

ограничениями

знают,

что

родители

остаются в душе их искренними доброжелателями.

4.

Враждебные

семьи. Детям в таких семьях плохо, здесь преобладает неуважение к

детям,

слежка,

телесные

наказания,

они

в

дальнейшем

растут

недружелюбными,

скрытными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не

любят школу, могут уходить из семьи.

5.

Антисоциальные

семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей,

которых здесь не ждали и не любят. Родители, как правило, ведут аморальный образ

жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьют, воруют, дерутся. Детей из таких

семей обычно берет под свою опеку государство.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд условий:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что

читают,

чем

интересуются,

какие

поручения

выполняют,

какие

трудности

испытывают, какие отношения с детьми и педагогами, что больше ценят в людях.

Чтобы знать насколько хорошо владеют родители этими знаниями, я провожу тест-

опросник

"Каков

ваш

ребенок",

который

помогает

наиболее

глубоко

изучить

личностные взаимоотношения между взрослыми и детьми. Это позволит мне дать

методические

рекомендации,

советы

как

организовать

родителям

свою

воспитательную деятельность. Так же провожу анкетирование "Знаете ли вы своего

ребенка?". Организую выставку рисунков детей "Моя семья".

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление

воспитывать личным примером, так же сказывается на выборе методов. Эта группа

родителей выбирает обычно наглядные методы. А в выборе правильного метода

родителями так же может помочь проведение и анализ анкетирования на тему

"Какие вы родители?".

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то в такой семье

обычно

превалируют

практические

методы.

Интенсивное

общение

во

время

совместного

труда,

просмотров

телепередач,

походов,

прогулок

дают

хорошие

результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их.

Но, на мой взгляд, одним из главных условий является педагогическая культура

родителей, которая оказывает решающее влияние на правильный выбор методов,

средств,

форм

воспитания.

И

именно

в

этом

просвещении

неоценима

помощь

педагога! А, следовательно, именно мы должны подсказать родителям, какие формы

и

методы

способствуют

правильному

воспитанию

их

детей,

познакомить

с

существующими формами и методами воспитания детей в семье, используя для

педагогического

просвещения

родительские

собрания,

лектории,

конференции,

диспуты, часы общения, круглые столы, консультации, беседы и т.д. На какие же

формы методы воспитания детей следует обратить внимание родителей:

1. Методы родительского обсуждения.

Методы

увлечения

радостной

перспективой

доброго

дела,

творческого

поиска,

увлечение красивым и прекрасным, необычным, таинственным и веселым.

Методы родительского поощрения: одобрение словом, мимикой, жестом, взглядом,

рассуждением.

Методы родительского требования, контроля. Напоминания, осуждения.

Методы

доверия

ребенку,

родительского

внушения,

обращения

к

ребенку

за

помощью.

2.

Методы

родительского

убеждения. В

эту

группу

входят

методы

убеждения

на

собственном

опыт,

короткое

разъяснение,

беседы

размышление,

обсуждение

собственного опыта и опыта других с извлечения уроков на будущее, спор, основанный на

взаимоуважении и взаимной требовательности.

3.

Методы

родительского

приучения. В

эту

группу

входят

оптимальный

режим

и

микроклимат в семье, поручения, семейные традиции.

Родители

должны

помнить,

что

методы

семейного

воспитания

несут

на

себе

яркий

отпечаток

личности

родителей

и

неотделимы

от

них.

Сколько

родителей,

столько

разновидностей

методов.

Методы

очень

зависят

от

установленных

родителями

воспитательных приоритетов: одни хотят воспитывать послушание, и поэтому их методы

нацелены

на

то,

чтобы

ребенок

безотказно

выполнял

требования

взрослых.

Другие

считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и,

естественно, находят для того необходимые методы.

Я думаю, что нет, наверное, таких родителей, которые хотели бы, чтобы их дети выросли

грубыми и злыми. Но, к сожалению, все же, так случается. Следовательно, необходимо

дать возможность родителям задуматься. Может они сами, попросту не понимают порой,

откуда берутся доброта, эгоизм, честность, искренность и т.д.? Ведь ход воспитательного

процесса в семье определяется характером жизни, сложившейся в семье. Родители несут в

свою семью мудрость общения, которая перешла к ним из глубоких поколений, из их

собственного детства. И зачастую в своих действиях родители почти всегда воспроизводят

педагогический опыт, который приобрели, невольно подражая своим матерям, отцам,

бабушкам и дедушкам.

Следует еще раз подчеркнуть, чтобы знать какие формы и методы семейного воспитания

преобладают в той или иной семье, каждому руководителю семьи своих воспитанников.

Для

этого

прежде

всего необходимо

создать

в

детском

коллективе

нормальную

доверительную обстановку между педагогами и детьми, педагогами и родителями.

Эффективность этой работы будет зависеть от взаимопонимания и взаимодействия.

На

первом родительском собрании стараюсь сразу же заинтересовать родителей жизнью

детского сада и группы, проводя для них открытые мероприятия, на которых родители

могут увидеть, как вовлечь ребенка в учебный процесс, комфортно ли ему в детском

коллективе, как активен он на занятиях. Такие мероприятия способствуют еще и тому, что

родители налаживают контакт между собой и педагогом.

Говоря о способах налаживания контакта с родителями, можно использовать и такую

традиционную форму, как посещение детей на дому. Но, следуя этическим правилам, я

заранее предупреждаю родителей о цели своего посещения. Эти посещения помогают

лучше изучить семью, понять их стиль жизни, ознакомиться с домашними условиями.

Профессор Н.Е. Шуркова советует педагогам строить свои взаимоотношения с родителями

на основе таких основополагающих принципов, как: обращение к родительской любви;

умение разглядеть в каждом ребенке положительные черты; уважение личности отца и

матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Следуя этим принципам, я привлекаю своих родителей к проведению бесед перед детьми,

участие их на спортивных мероприятиях, субботниках. Так были проведены беседа с

детьми на тему "Профессии наших родителей", конкурс к 8 марта "Я и мамочка моя",

организовываются смотр-конкурсы поделок из природного материала к праздникам по

временам года, поделки изготавливаются совместно детьми и их родителями. И еще очень

много интересных мероприятий. Это все вызывает у детей чувство гордости за своих

родителей, а родителей принимать участие в жизни детского коллектива.

И конечно, огромное значение имеют консультации родителям. Но следует учесть, давая

советы родителям, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательное

воздействие родителей на ребенка, нужно помнить что прямое нетактичное вмешательство

во внутренние дела семьи может вызвать протест, ведь каждый родитель воспитывает

своих

детей,

так,

как

считает

нужным

исходя

из

своих

знаний,

умений,

чувств

и

убеждений.

Я

думаю,

что

со

мной

согласитесь,

что

опыт

семейного

воспитания

собирается

по

крупицам. В одной семье на первом плане физическое воспитание, в других семьях

внимание

уделяется

эстетическому

и

трудовому

воспитанию

и

т.д.

Чтобы

обменятся

опытом

работы,

были

проведены

консультации

для

родителей

моей

группы,

семьи

обменялись опытом семейного воспитания по следующим темам "Эстетическое и трудовое

воспитание детей в семье," "Воспитывающая роль книги для растущего человека," "Роль

бабушек и дедушек в воспитании внуков" и др. Анализ проведения консультаций показал,

что такие собрания по обмену опытом семейного воспитания необходимы. Они позволяют

родителям иначе взглянуть на некоторые методы и формы воспитания своих детей, что-то

перенять, что-то откорректировать.

Следует подчеркнуть, что трудовое и эстетическое воспитание безусловно имеет огромное

значение.

В

труде

формируются

такие

качества,

как

дисциплинированность,

ответственность,

инициатива,

самостоятельность,

стремление

преодолевать

трудности.

Трудясь

ребенок

учится

самостоятельно

принимать

решение,

планировать

свою

деятельность,

выделять

главное,

проектировать,

предвидеть

свои

результаты.

Труд

формирует

культурные

навыки

и

доставляет

детям

эстетическое

удовлетворение.

Правильно

поступают

те

родители,

которые

умело

принимают

эту

форму

работы

в

воспитании своих детей.

Встреча с книгой создает в семье нравственно-эмоциональный климат, формируется общая

духовная культура. Хорошо, когда встреча с книгой превращается в праздник. Родителям

должно быть известно, что чтение книг способствует формированию культуры речи,

развитию речи, умственному развитию детей. Поэтому в своей работе с родителями я

большое внимание уделяю этим вопросам.

А.С. Макаренко писал: "Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей

жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности

и

глубине

впечатлений,

по

частоте

и

красоте

волевых

напряжений

детская

жизнь

несравнимо богаче взрослой".

Идеальная цель, к которой мы должны стремиться – это воспитание социально зрелой

личности,

культурного,

высоконравственного,

творческого,

способного

адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях человека.

В

заключении

хотелось

бы

отметить,

что

семья

продолжает

оставаться

основным

институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-

экономических

отношений

к

совершенно

противоположным

вызывает

у

многих

родителей, неуверенность в своем будущем и будущем своего ребенка. Тем не менее,

необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его

индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в

его

достижениях,

вместе

с

тем

требовательности

и

последовательности

в

воспитательных

воздействиях,

а

не

распадающимся

на

мелкие

педагогические

мероприятия.



В раздел образования