Напоминание

"Использование рифмовок на уроках английского языка при обучении детей с нарушениями зрения"


Автор: Мамышева Римма Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Специальная коррекционная школа-интернат для детей с нарушениями зрения"
Населённый пункт: г. Абакан, республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование рифмовок на уроках английского языка при обучении детей с нарушениями зрения"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование рифмовок на уроках английского языка при обучении

детей с нарушениями зрения

Начиная заниматься иностранным языком, дети испытывают огромное желание

заговорить с первых минут на этом языке. В целях сохранения этой сильной мотивации к

изучению языка детям необходимо приблизить перспективу «говорения» и поддержать их

первоначальное стремление немедленно вступить в процесс коммуникации. Но при

нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение,

мышление, память). В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у

слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, которое не укладывается в

обычные возрастные границы и выражается в особенности речи (нарушение словарно-

семантической стороны). Речевые нарушения у детей с нарушениями зрения встречаются

значительно чаще, чем у зрячих, так как зрительный дефект становится первичным,

влияющим на формирование речевых функций.

Именно рифмовка облегчит процесс заучивания первоначального блока необходимых

для общения фраз и сложной для запоминания лексики.Рифмовка усваивается детьми быстро

наиболее быстро и легко, обладает такими признаками, как краткость, ритмичность, звуковая

повторяемость. Заучивание рифмовок доставляет им удовольствие. А то, что пережито

эмоционально положительно, надолго остается в памяти маленького человека, оставляя след

в его сознании. Лексико-грамматические структуры легко актуализируются в устной речи

благодаря рифме стихотворения. Рифмовка как заученный блок создает чувство уверенности

в себе.

Рифмовки играют огромную роль как средство развития речи и таких ее компонентов,

как дыхание, дикция, слух, темп, умение регулировть силу голоса. Рифмовки формируют

выразительность и эмоциональность речи. Через чтение рифмовок дети передают различные

чувства и переживания, и поэтому должны правильно использовать интонационные средства.

Звуковой повтор в рифмовке способствует выработке правильного произношения отдельных

звуков, слов и даже фраз в целом. Разучивание рифмовок обеспечивает быстрое их

запоминание, что в свою очередь способствует развитию такой психической функции, как

память.

Основные этапы работы с рифмовками

При заучивании рифмовок с детьми перед учителем встает несколько задач: вызвать

интерес к рифмовке, желание знать её, понять помочь содержание в целом, помочь запомнить

нужный элемент наизусть, научить выразительно читать, обеспечить запоминание всей

рифмовки.

С целью обеспечения всех этих задач предлагается следующий порядок разучивания

рифмовок.

1.

Выбирая рифмовку, учитель определяет в ней главный объект отработки (звук,

лексика, лексико-грамматическая структура и т. д.).

2.

Сообщает название рифмовки, переводит или семантизирует при помощи

наглядности.

3.

Объясняет задание детям.

4.

Знакомит учеников с рифмовкой, прочитывая её два раза.

5.

Доводит содержание рифмовки до сознания детей (объясняет общий смысл,

преводит; читая, показывает на картинку, просит детей догадаться, о чем идет

речь, корректирует их ответы и т. д.).

6.

Проводит отработку наиболее трудных слов, словосочетаний, структур.

7.

Организует индивидуальное повторение слов, структур за учителем.

8.

Обеспечивает хоровое повторение рифмовки построчно за учителем два раза,

при необходимости бльше.

9.

Проводит одновременное декламирование учителем и детьми рифмовки в

целом.

На уроке, на котором вводится рифмовка, индивидуальное ее прочтение каждым

учеником не рекомендуется. Поскольку с третьего раза чтения рифмовки внимание детей

ослабевает, а текст еще не разучен, учитель меняет форму повторения. Он может предложить

встать и повторять за ним стоя. При следующем прчтении учитель делит детей на две группы

. Каждая группа по очереди проговаривает строчку за строчкой, или соревнуется - «чей

шепот четче». Поскольку произнесение шепотом требует более четкой артикуляции звуков,

такой прием способствует лучшему запоминанию.

Во время чтения рифмовок учитель с первых уроков уделяет внимание невербальным

компонентам общения (мимике, жестам, позе). Учитель объясняет детям, что читая он не

должен волноваться; декламируя, следует обращаться не только к педагогу, но и ко всем

одноклассникам. Следует обратить внимание ребенка на осанку, выражение лица,

направление взгляда, громкость - «чтобы все услышали».

Для того, чтобы развить чувство темпа-ритма, учителю необходимо включать задания

на размеренное чтение рифмовок и их хоровое исполнение в заданном темпе (медленно -

умеренно — быстро).

Есть рифмовки, которые можно не переводить детям(времена года, мой Джэк и т. д.).

Учителю достаточно выставить на доску картинку, соответствующую содержанию рифмовки

(чтение с опорой на наглядность). После такого чтения учитель обращается к ученикам с

вопросом: «О чем шла речь в рифмовке?» Такая работа ведет к развитию способности

соотносить звучащее слово с наглядным образом, понимания английской речи на слух,

языковой догадки.

Существуют различные виды рифмовок.

1.

Фонетические рифмовки (для отработки определенного звука)

Peter Piper picked a pack

Of pickled pepper.

A pack of pickled pepper

Peter Piper picked.

2.

Зарядки (особенно актуальны при обучении детей с нарушениями зрения так как они

быстро утомляются и отличаются неустойчивостью внимания)

Hands up,

Hands down,

Hands on hips,

Sit down.

Stand up,

Hands to the sides,

Bend left,

Bend right,

Hands on hips,

One, two, three, hop,

One, two, three, stop,

Stand still.

3.

Грамматические рифмовки

Например: структура с глаголом «to be»

Look at the mouse!

It is in the house.

Look at the fox!

It is in the box.

4.

Считалки

One, one, one,

Little dog, run.

Two, two, two,

Cats see you.

Three, three, three,

Birds in the tree.

Four, four, four,

Rats on the floor.

5.

Советы

Learn your lessons

As well as you can.

Be tidy like Nick,

Not dirty like Dan.

6.

Лексические рифмовки

Через чтение и запоминание рифмовок расширяется словарный запас, и при особых формах

работы слова переходят в активный словарь.

I have a little dog,

His name is Jack.

His head is white,

His ears are black.

7.

Рифмовки к праздникам

New Year Day!

New Year Day!

Let us sing

And let us play!

8.

Рифмовки-диалоги

How is your father? - He is fine, thanks.

How is your mother? - She is fine, thanks.

9.

Рифмовки-загадки

Отгадывание загадок предполагает знание особенностей предметов, умение сравнивать

предметы, видеть в них общее. Чтобы построить работу в этом направлении, необходимо:

1) Обеспечить активное мышление ученика;

2) Сформировать умение сопоставлять;

3) Научить детей проводить сравнение предметов.

Данную работу можно построить в двух направлениях.

1. Учитель задает загадки на русском языке, ответы дети дают на английском:

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками (a hedgehog)

2. Учитель задает загадки на английском языке о знакомых предметах, при этом ему

необходимо проконтролировать понимание учениками сло в рифмовке.

What is it?

It is red and sweet,

And it's good to it (an apple).

Приходится учитывать, что дети с нарушениями зрения больше времени тратят на то,

чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам, поэтому темп на уроке

должен быть несколько снижен. Ученикам с нарушением зрения требуется больше времени

для заучивания рифмовок.

Систематическое использование рифмовок на уроках английского языка дает

положительные результаты. У школьников обогащается словарный запас, улучшается

произношение английских звуков, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается

умение правильно строить предложения.



В раздел образования