Автор: Аминова Анагиз Камалутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 44 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югры
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание психологически безопасной образовательной среды для эффективной адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска д/с №44 «Золотой ключик»
Статья
Тема: Создание психологически безопасной образовательной среды для
эффективной адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования
Выполнила воспитатель: Аминова Анагиз
Камалутдиновна
Нижневартовск, 2017
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ
БЕЗОПАСНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
ДЛЯ
ЭФФЕКТИВНОЙ
АДАПТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В
УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.......................................................................................................6
1.1.Инклюзивное
образование
в
РФ:
основные
понятия
и
общая
характеристика.........................................................................................................6
1.2.
Понятие
и
содержание
психологически
безопасной
образовательной
среды....................................................................................................................... 12
1.3.
Проблемы
адаптации
обучающихся
в
условиях
инклюзивного
образования............................................................................................................ 16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ
БЕЗОПАСНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
ДЛЯ
ЭФФЕКТИВНОЙ
АДАПТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В
УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.....................................................................................................25
2.1. Опыт создания психологически безопасной образовательной среды для
эффективной адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования
................................................................................................................................. 25
2.2. Опыт создания психологически безопасной образовательной среды в
рамках инклюзивного образования в ХМАО-Югре...........................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................38
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что социально-
экономические
преобразования,
происходящие
в
стране,
обусловили
радикальные перемены в системе образования. Приоритетным направлением
модернизации
современного
общего
и
специального
образования
и
изменяющейся
России
выступает
инклюзивное
образование.
Инклюзия
–
глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и
оказание ему поддерживающих услуг
С
каждым
годом
увеличивается
число
детей
с
легкой
патологией,
которые
обучаются
в
массовой
школе.
С
целью
помощи
таким
детям
организуются классы коррекционно-развивающего обучения, однако в силу
ряда
причин
количество
таких
классов
в
настоящее
время
явно
недостаточное.
Целью
данной
работы
является
описать
особенность
создания
психологически
безопасной
образовательной
среды
для
эффективной
адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования.
Для
достижения
этой
цели
в
работе
решаются
следующие
промежуточные задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме
исследования;
рассмотреть
проблемы
адаптации
обучающихся
в
условиях
инклюзивного образования;
изучить
опыт
создания
психологиче ски
б е з о п а с н о й
образовательной среды для эффективной адаптации обучающихся в условиях
инклюзивного образования в России и ХМАО-Югре.
Предметом
исследования
являются
инклюзивная
образовательная
среда, как система, реализующая равный доступ к образованию и развитию
различных категорий детей в общеобразовательной среде.
Объектом исследования образовательная инклюзия.
4
Структура работы определяется целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, основной части работы, заключения, списка
источников использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ
БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ
АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Инклюзивное образование в РФ: основные понятия и общая
характеристика
Инклюзивное образование – это термин, используемый для описания
процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных
(массовых)
школах.
Инклюзивное
образование
–
образование,
которое
каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные,
социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности.
Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ
29.12.2012 года. Согласно этому
закону , каждый ребенок имеет право
обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все
дети имеют равный доступ к
образованию , причем это не зависит от их
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Современная
система
образования
рассчитана
на
детей
со
стандартными возможностями. Общепринятым считается, что инклюзивное
образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий
доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию
детям с особыми потребностями.
Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с
ограниченными
возможностями
за
счет
адаптации
образовательного
5
пространства, школьной среды. Большинство современных исследований в
области педагогики строятся на емких и в то же время взаимообогащающих
друг друга научных подходах.
Для педагогики
инклюзии
предлагаемая интегративная социально-
педагогическая парадигма оказывается ценной, прежде всего, с точки зрения
изучения
и
объяснения
способов
и
механизмов
построения
социального
пространства отношений как фактора воспитания и социализации детей с
учетом
их
особенностей
и
возможностей.
В
качестве
базисного
методологического конструкта
инклюзии
может выступать философско-
антропологический подход. Антропологический подход в педагогике - это
такой
философско-методологический
принцип,
в
соответствии
с
которым
исследование
осуществляется
с
учетом
достижений
комплекса
наук
о
человеке с целью получения целостного системного знания о человеке в
условиях развития и саморазвития образовательновоспитательных систем.
Построение педагогического процесса как диалога между участниками
образовательного
пространства
предполагает
высокий
уровень
профессиональной компетентности педагога, поэтому особую ценность для
исследования
и
моделирования
инклюзивных
процессов
приобретает
компетентностный подход в образовании.
В определении сущности, целей, характера, принципов, механизмов и
основ построения и движения инновационной теории и практики указанные
подходы, на наш взгляд, выступают наиболее ценными в образовательном
процессе.
Таким образом, инклюзивное образование - обучение лиц с особыми
возможностями в обычных образовательных учреждениях в одном классе
(группе) с обычными
людьми. Инклюзивные процессы в
образовании
становятся объектом междисциплинарных исследований.
6
1.2. Проблемы адаптации обучающихся в условиях инклюзивного
образования
Адаптация
–
это
процесс
приспособления
к
новым
условиям
жизнедеятельности, новой социальной ситуации [21, с.75].
Среди
актуальных
аспектов
современной
проблемы
взаимодействия
личности
и
социума
одним
из
наиболее
значимых
является
вопрос
своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных
способностей.
О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией
ребенка
в
школе,
говорит
особое
внимание,
обращаемое
на
него
отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Ситуация
новизны является для любого человека в определенной степени тревожной.
Ребенок
переживает
эмоциональный
дискомфорт
прежде
всего
из-за
неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и
условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и
пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности,
настороженности[10, с.42].
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным,
может
привести
к
школьной
дезадаптации:
ребенок
становится
недисциплинированным,
невнимательным,
безответственным,
отстает
в
учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети
(а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются
наиболее подверженными дезадаптации.
Индикатором
трудности
процесса
адаптации
к
школе
служат
изменения
в
поведении
детей.
Это
может
быть
следующие
проявления:
заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все
изменения
в
поведении
ребенка
отражают
особенности
психологической
адаптации к школе.
7
Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными
возможностями
здоровья.
Эти
дети
испытывают
особые
трудности
в
достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности
предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при
общении
со
сверстниками.
Младшие
школьники
часто
акцентируют
внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут
сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
Инклюзивное образование предполагает «включение» ребенка с
ОВЗ в общество здоровых сверстников как равного, но с учетом его
особых
потребностей
в
организации
жизненного
пространства.
Деятельность
по
адаптации
ребенка
необходимо
вести
в
нескольких
направлениях:
Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в
общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения
различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка
в общении.
Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации
ложится на педагогов начальной школы.
Классному
руководителю
следует
встретиться
с
«новенькими»
до
начала учебного года, до первого сентября. Найти схему, приемы по поводу
усвоения знаний
Находить каждому ребенку то задание, которое находится в зоне его
«ближайшего развития».
Создание ситуации успеха для ребенка с ОВЗ.
Создание условий для принятия (здоровые дети к детям с ОВЗ).
Проведение тренинга по сплочению.
Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с
разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями.
При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ
всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной
организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный
8
класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких
необходимых
навыков
и
личностных
качеств
всех
обучающихся,
как:
социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных
проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных
мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое
мнение,
отстаивать
свою
точку
зрения,
разрешать
конфликты
путем
переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они понимают, что
у каждого человека есть право быть «другим». Дети осознают, что «мы
разные, но не чужие».
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ
БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ
АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Опыт создания психологически безопасной образовательной среды для
эффективной адаптации обучающихся в условиях инклюзивного
образования
Характерной чертой сети ресурсного центра является принципиально
сетевой характер взаимодействия.
В
инклюзивном
образовании
в
качестве
ресурсных
центров
могут
выступать
образовательные
учреждения
разного
типа
-
как
специальные
(коррекционные) образовательные учреждения, так и учреждения системы
общего образовани.
Основными
задачами
взаимодействия
учреждений
специального
и
общего образования стали:
создание
системы
консультационных
пунктов
и
сетевого
сообщества
на
базе
ресурсного
центра
-
учреждения
специального
(коррекционного) образования;
9
подготовка
и
реализация
индивидуальных
образовательных
программ учащихся в соответствии с индивидуальными
повышение
профессиональной
компетентности
педагогов,
работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных школах.
Основная
цель
ресурсного
центра,
созданного
в
Калининградской
области,
-
формирование
общего
образовательного
пространства,
внутри
которого
возможно
оказание
дополнительной
коррекционно-развивающей
помощи
в
любом
образовательном
учреждении
на
основе
сетевого
взаимодействия образовательных учреждений различных типов. Ресурсными
центрами были определены специальные (коррекционные) школы-интернаты
различного
профиля
( для
детей
с
нарушениями
слуха,
зрения,
с
интеллектуальными особенностями).
Задачи ресурсного центра:
обеспечение
сопровождения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья по профилю ресурсной школы-интерната (зрение,
слух, интеллектуальные трудности) в общеобразовательных учреждениях;
научно-методическая
и
консультационная
поддержка
общеобразовательных школ, реализующих интегрированное обучение детей
с ОВЗ;
обеспечение
информационно-психологического
сопровождения
семьи,
воспитывающей
ребенка
с
особыми
образовательными
потребностями.
Модель
деятельности
территориального
ресурсного
центра
развития
инклюзивного образования в Москве разрабатывалась при непосредственном
руководстве
Департамента
образования
и
Московского
государственного
психолого-педагогического университета.
Основные
направления
деятельности
территориального
(городского)
ресурсного центра:
1. Координационно-организационная деятельность;
10
2.
Разработка
технологий
психолого-педагогического
сопровождения
инклюзивных
процессов
в
образовании,
в
том
числе
методическое
сопровождение инклюзивных ОУ;
3. Мониторинг состояния и условий инклюзивной практики в ОУ города
Москвы;
4. Разработка программ повышения профессиональной компетенции и
повышения
квалификации,
участие
в
подготовке
кадров
для
системы
инклюзивного образования города Москвы.
2.2. Опыт создания психологически безопасной образовательной среды в
рамках инклюзивного образования в ХМАО-Югре
Перепланировка школ для создания доступной образовательной среды –
это
важная,
но
лишь
паллиативная
мера.
Дети-инвалиды,
включая
колясочников, уже вошли в массовые школы.
Никто
не
сомневается
в
необходимости
оснащения
учебных
зданий
пандусами и лифтом, специальными гигиеническими комнатами и учебным
оборудованием.
В
образовательном
пространстве
Тюменской
области,
ХМАО-Югры
профессиональное педагогическое сообщество последовательно взвешенно
подходит
к
минимизации
проблемных
зон
«особого
детства»,
решению
сложнейших
вопросов
организации
взаимодействия
детей-инвалидов
со
здоровыми сверстниками.
Особую
роль
играют
медико-психолого-педагогические
консилиумы,
традиционно проводимые в еженедельном режиме в 1, 5, 10-х классах на
протяжении первой четверти и в последующие периоды по необходимости. В
процессе
работы
консилиума
активизированы
выше
представленные
механизмы. Чрезвычайно важно рассмотрение всех процессов в динамике, т.е.
фиксирование произошедшего с анализом вероятности множества версий
причинности возникшего. Заинтересованность в обмене мнениями со своих
11
педагогических позиций, коллегиальность в принятии решений с учётом
мнения детей и их родителей – гаранты успеха инклюзивного образования.
Ведущим принципом по-прежнему остаётся «Не навреди!».
Итак, специальное образование в России в настоящее время обязательно
должно
соответствовать
нормам
действующего
международного
права,
российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой
модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и
общего образования для организации более эффективного и качественного
сопровождения обучения детей в интегрированных /инклюзивных формах.
Образования
детей
с
различными
вариантами
особых
образовательных
потребностей для нашей страны является инновационным проектом. Это
определяет
насущную
потребность
и
актуальность
создания
как
общей
методологии продвижения инклюзивных процессов в образовании, так и
конкретных
разработок
организационно-содержательных
компонентов
системы,
технологий,
методического,
технического,
информационного
обеспечения и сопровождения.
ВЫВОД
Реализуя цель исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет
полнее
удовлетворять
права
детей
с
особыми
образовательными
потребностями на образование, социальное развитие и достойную жизнь.
Особое
место
в
развитии
инклюзивного
образования
принадлежит
образовательной среде, в широком смысле слова.
2. Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные
подходы,
должно
стать
нормой,
знаком
современного
уровня
развития
образовательной системы. Но это не означает, что система специального
(коррекционного)
образования
должна
быть
упразднена.
Данная
система
12
обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям
право
выбора
образовательного
учреждения.
Кроме
того,
огромный
потенциал
системы
специального
образования
является
важным
информационными методическим ресурсом для системы общего образования,
переходящей на принципы инклюзии.
3. Специальное образование в России в настоящее время обязательно
должно
соответствовать
нормам
действующего
международного
права,
российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой
модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и
общего образования для организации более эффективного и качественного
сопровождения обучения детей в интегрированных /инклюзивных формах.
4. Образования детей с различными вариантами особых образовательных
потребностей для нашей страны является инновационным проектом. Это
определяет
насущную
потребность
и
актуальность
создания
как
общей
методологии продвижения инклюзивных процессов в образовании, так и
конкретных
разработок
организационно-содержательных
компонентов
системы,
технологий,
методического,
технического,
информационного
обеспечения и сопровождения.