Напоминание

"Создание психологически безопасной образовательной среды для эффективной адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования"


Автор: Аминова Анагиз Камалутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 44 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югры
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание психологически безопасной образовательной среды для эффективной адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска д/с №44 «Золотой ключик»

Статья

Тема: Создание психологически безопасной образовательной среды для

эффективной адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования

Выполнила воспитатель: Аминова Анагиз

Камалутдиновна

Нижневартовск, 2017

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ

БЕЗОПАСНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

ДЛЯ

ЭФФЕКТИВНОЙ

АДАПТАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В

УСЛОВИЯХ

ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.......................................................................................................6

1.1.Инклюзивное

образование

в

РФ:

основные

понятия

и

общая

характеристика.........................................................................................................6

1.2.

Понятие

и

содержание

психологически

безопасной

образовательной

среды....................................................................................................................... 12

1.3.

Проблемы

адаптации

обучающихся

в

условиях

инклюзивного

образования............................................................................................................ 16

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ

БЕЗОПАСНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

ДЛЯ

ЭФФЕКТИВНОЙ

АДАПТАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В

УСЛОВИЯХ

ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.....................................................................................................25

2.1. Опыт создания психологически безопасной образовательной среды для

эффективной адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования

................................................................................................................................. 25

2.2. Опыт создания психологически безопасной образовательной среды в

рамках инклюзивного образования в ХМАО-Югре...........................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................38

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что социально-

экономические

преобразования,

происходящие

в

стране,

обусловили

радикальные перемены в системе образования. Приоритетным направлением

модернизации

современного

общего

и

специального

образования

и

изменяющейся

России

выступает

инклюзивное

образование.

Инклюзия

глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и

оказание ему поддерживающих услуг

С

каждым

годом

увеличивается

число

детей

с

легкой

патологией,

которые

обучаются

в

массовой

школе.

С

целью

помощи

таким

детям

организуются классы коррекционно-развивающего обучения, однако в силу

ряда

причин

количество

таких

классов

в

настоящее

время

явно

недостаточное.

Целью

данной

работы

является

описать

особенность

создания

психологически

безопасной

образовательной

среды

для

эффективной

адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования.

Для

достижения

этой

цели

в

работе

решаются

следующие

промежуточные задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме

исследования;

рассмотреть

проблемы

адаптации

обучающихся

в

условиях

инклюзивного образования;

изучить

опыт

создания

психологиче ски

б е з о п а с н о й

образовательной среды для эффективной адаптации обучающихся в условиях

инклюзивного образования в России и ХМАО-Югре.

Предметом

исследования

являются

инклюзивная

образовательная

среда, как система, реализующая равный доступ к образованию и развитию

различных категорий детей в общеобразовательной среде.

Объектом исследования образовательная инклюзия.

4

Структура работы определяется целью и задачами исследования.

Работа состоит из введения, основной части работы, заключения, списка

источников использованной литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ

БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ

АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1.1.Инклюзивное образование в РФ: основные понятия и общая

характеристика

Инклюзивное образование – это термин, используемый для описания

процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных

(массовых)

школах.

Инклюзивное

образование

образование,

которое

каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные,

социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности.

Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ

29.12.2012 года. Согласно этому

закону , каждый ребенок имеет право

обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все

дети имеют равный доступ к

образованию , причем это не зависит от их

особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Современная

система

образования

рассчитана

на

детей

со

стандартными возможностями. Общепринятым считается, что инклюзивное

образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий

доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию

детям с особыми потребностями.

Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с

ограниченными

возможностями

за

счет

адаптации

образовательного

5

пространства, школьной среды. Большинство современных исследований в

области педагогики строятся на емких и в то же время взаимообогащающих

друг друга научных подходах.

Для педагогики

инклюзии

предлагаемая интегративная социально-

педагогическая парадигма оказывается ценной, прежде всего, с точки зрения

изучения

и

объяснения

способов

и

механизмов

построения

социального

пространства отношений как фактора воспитания и социализации детей с

учетом

их

особенностей

и

возможностей.

В

качестве

базисного

методологического конструкта

инклюзии

может выступать философско-

антропологический подход. Антропологический подход в педагогике - это

такой

философско-методологический

принцип,

в

соответствии

с

которым

исследование

осуществляется

с

учетом

достижений

комплекса

наук

о

человеке с целью получения целостного системного знания о человеке в

условиях развития и саморазвития образовательновоспитательных систем.

Построение педагогического процесса как диалога между участниками

образовательного

пространства

предполагает

высокий

уровень

профессиональной компетентности педагога, поэтому особую ценность для

исследования

и

моделирования

инклюзивных

процессов

приобретает

компетентностный подход в образовании.

В определении сущности, целей, характера, принципов, механизмов и

основ построения и движения инновационной теории и практики указанные

подходы, на наш взгляд, выступают наиболее ценными в образовательном

процессе.

Таким образом, инклюзивное образование - обучение лиц с особыми

возможностями в обычных образовательных учреждениях в одном классе

(группе) с обычными

людьми. Инклюзивные процессы в

образовании

становятся объектом междисциплинарных исследований.

6

1.2. Проблемы адаптации обучающихся в условиях инклюзивного

образования

Адаптация

это

процесс

приспособления

к

новым

условиям

жизнедеятельности, новой социальной ситуации [21, с.75].

Среди

актуальных

аспектов

современной

проблемы

взаимодействия

личности

и

социума

одним

из

наиболее

значимых

является

вопрос

своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных

способностей.

О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией

ребенка

в

школе,

говорит

особое

внимание,

обращаемое

на

него

отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Ситуация

новизны является для любого человека в определенной степени тревожной.

Ребенок

переживает

эмоциональный

дискомфорт

прежде

всего

из-за

неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и

условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и

пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности,

настороженности[10, с.42].

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным,

может

привести

к

школьной

дезадаптации:

ребенок

становится

недисциплинированным,

невнимательным,

безответственным,

отстает

в

учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети

(а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются

наиболее подверженными дезадаптации.

Индикатором

трудности

процесса

адаптации

к

школе

служат

изменения

в

поведении

детей.

Это

может

быть

следующие

проявления:

заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все

изменения

в

поведении

ребенка

отражают

особенности

психологической

адаптации к школе.

7

Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными

возможностями

здоровья.

Эти

дети

испытывают

особые

трудности

в

достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности

предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при

общении

со

сверстниками.

Младшие

школьники

часто

акцентируют

внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут

сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.

Инклюзивное образование предполагает «включение» ребенка с

ОВЗ в общество здоровых сверстников как равного, но с учетом его

особых

потребностей

в

организации

жизненного

пространства.

Деятельность

по

адаптации

ребенка

необходимо

вести

в

нескольких

направлениях:

Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в

общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения

различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка

в общении.

Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации

ложится на педагогов начальной школы.

Классному

руководителю

следует

встретиться

с

«новенькими»

до

начала учебного года, до первого сентября. Найти схему, приемы по поводу

усвоения знаний

Находить каждому ребенку то задание, которое находится в зоне его

«ближайшего развития».

Создание ситуации успеха для ребенка с ОВЗ.

Создание условий для принятия (здоровые дети к детям с ОВЗ).

Проведение тренинга по сплочению.

Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с

разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями.

При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ

всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной

организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный

8

класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких

необходимых

навыков

и

личностных

качеств

всех

обучающихся,

как:

социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных

проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных

мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое

мнение,

отстаивать

свою

точку

зрения,

разрешать

конфликты

путем

переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они понимают, что

у каждого человека есть право быть «другим». Дети осознают, что «мы

разные, но не чужие».

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ

БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ

АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Опыт создания психологически безопасной образовательной среды для

эффективной адаптации обучающихся в условиях инклюзивного

образования

Характерной чертой сети ресурсного центра является принципиально

сетевой характер взаимодействия.

В

инклюзивном

образовании

в

качестве

ресурсных

центров

могут

выступать

образовательные

учреждения

разного

типа

-

как

специальные

(коррекционные) образовательные учреждения, так и учреждения системы

общего образовани.

Основными

задачами

взаимодействия

учреждений

специального

и

общего образования стали:

создание

системы

консультационных

пунктов

и

сетевого

сообщества

на

базе

ресурсного

центра

-

учреждения

специального

(коррекционного) образования;

9

подготовка

и

реализация

индивидуальных

образовательных

программ учащихся в соответствии с индивидуальными

повышение

профессиональной

компетентности

педагогов,

работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных школах.

Основная

цель

ресурсного

центра,

созданного

в

Калининградской

области,

-

формирование

общего

образовательного

пространства,

внутри

которого

возможно

оказание

дополнительной

коррекционно-развивающей

помощи

в

любом

образовательном

учреждении

на

основе

сетевого

взаимодействия образовательных учреждений различных типов. Ресурсными

центрами были определены специальные (коррекционные) школы-интернаты

различного

профиля

( для

детей

с

нарушениями

слуха,

зрения,

с

интеллектуальными особенностями).

Задачи ресурсного центра:

обеспечение

сопровождения

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья по профилю ресурсной школы-интерната (зрение,

слух, интеллектуальные трудности) в общеобразовательных учреждениях;

научно-методическая

и

консультационная

поддержка

общеобразовательных школ, реализующих интегрированное обучение детей

с ОВЗ;

обеспечение

информационно-психологического

сопровождения

семьи,

воспитывающей

ребенка

с

особыми

образовательными

потребностями.

Модель

деятельности

территориального

ресурсного

центра

развития

инклюзивного образования в Москве разрабатывалась при непосредственном

руководстве

Департамента

образования

и

Московского

государственного

психолого-педагогического университета.

Основные

направления

деятельности

территориального

(городского)

ресурсного центра:

1. Координационно-организационная деятельность;

10

2.

Разработка

технологий

психолого-педагогического

сопровождения

инклюзивных

процессов

в

образовании,

в

том

числе

методическое

сопровождение инклюзивных ОУ;

3. Мониторинг состояния и условий инклюзивной практики в ОУ города

Москвы;

4. Разработка программ повышения профессиональной компетенции и

повышения

квалификации,

участие

в

подготовке

кадров

для

системы

инклюзивного образования города Москвы.

2.2. Опыт создания психологически безопасной образовательной среды в

рамках инклюзивного образования в ХМАО-Югре

Перепланировка школ для создания доступной образовательной среды –

это

важная,

но

лишь

паллиативная

мера.

Дети-инвалиды,

включая

колясочников, уже вошли в массовые школы.

Никто

не

сомневается

в

необходимости

оснащения

учебных

зданий

пандусами и лифтом, специальными гигиеническими комнатами и учебным

оборудованием.

В

образовательном

пространстве

Тюменской

области,

ХМАО-Югры

профессиональное педагогическое сообщество последовательно взвешенно

подходит

к

минимизации

проблемных

зон

«особого

детства»,

решению

сложнейших

вопросов

организации

взаимодействия

детей-инвалидов

со

здоровыми сверстниками.

Особую

роль

играют

медико-психолого-педагогические

консилиумы,

традиционно проводимые в еженедельном режиме в 1, 5, 10-х классах на

протяжении первой четверти и в последующие периоды по необходимости. В

процессе

работы

консилиума

активизированы

выше

представленные

механизмы. Чрезвычайно важно рассмотрение всех процессов в динамике, т.е.

фиксирование произошедшего с анализом вероятности множества версий

причинности возникшего. Заинтересованность в обмене мнениями со своих

11

педагогических позиций, коллегиальность в принятии решений с учётом

мнения детей и их родителей – гаранты успеха инклюзивного образования.

Ведущим принципом по-прежнему остаётся «Не навреди!».

Итак, специальное образование в России в настоящее время обязательно

должно

соответствовать

нормам

действующего

международного

права,

российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой

модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и

общего образования для организации более эффективного и качественного

сопровождения обучения детей в интегрированных /инклюзивных формах.

Образования

детей

с

различными

вариантами

особых

образовательных

потребностей для нашей страны является инновационным проектом. Это

определяет

насущную

потребность

и

актуальность

создания

как

общей

методологии продвижения инклюзивных процессов в образовании, так и

конкретных

разработок

организационно-содержательных

компонентов

системы,

технологий,

методического,

технического,

информационного

обеспечения и сопровождения.

ВЫВОД

Реализуя цель исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет

полнее

удовлетворять

права

детей

с

особыми

образовательными

потребностями на образование, социальное развитие и достойную жизнь.

Особое

место

в

развитии

инклюзивного

образования

принадлежит

образовательной среде, в широком смысле слова.

2. Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные

подходы,

должно

стать

нормой,

знаком

современного

уровня

развития

образовательной системы. Но это не означает, что система специального

(коррекционного)

образования

должна

быть

упразднена.

Данная

система

12

обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям

право

выбора

образовательного

учреждения.

Кроме

того,

огромный

потенциал

системы

специального

образования

является

важным

информационными методическим ресурсом для системы общего образования,

переходящей на принципы инклюзии.

3. Специальное образование в России в настоящее время обязательно

должно

соответствовать

нормам

действующего

международного

права,

российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой

модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и

общего образования для организации более эффективного и качественного

сопровождения обучения детей в интегрированных /инклюзивных формах.

4. Образования детей с различными вариантами особых образовательных

потребностей для нашей страны является инновационным проектом. Это

определяет

насущную

потребность

и

актуальность

создания

как

общей

методологии продвижения инклюзивных процессов в образовании, так и

конкретных

разработок

организационно-содержательных

компонентов

системы,

технологий,

методического,

технического,

информационного

обеспечения и сопровождения.



В раздел образования