Напоминание

"Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Югова Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 29 "Аист"
Населённый пункт: г. Ишимбай Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного

возраста».

В настоящее время сложившаяся социальная и экологическая обстановка

вызывает

беспокойство

у

людей

всей

планеты.

Особую

тревогу

мы

испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама

жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей

основам

безопасности

жизнедеятельности.

В

условиях

социального,

природ ного

и

экологич е с кого

не бла гополуч ия

е с т е с т в е н н а я

любознательность

ребенка

в

познании

окружающего

мира

может

стать

небезопасной

для

него. Этот

удивительный

мир

природы:

мир

красок,

превращений

и

неожиданностей.

Ребенку

интересно

абсолютно

все:

ему

хочется

попробовать,

потрогать,

почувствовать,

увидеть,

услышать.

Как

различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?

Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет

взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы

сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности

и

безопасности

окружающих,

воспитывать

готовность

к

эффективным,

обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

В

педагогической

деятельности

воспитатели

используют

различные

парциальные программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.

Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,К.Ю. Белая,

В.Н.Зимонина

«Как

обеспечить

безопасность

докольников»,

Попова

Т.И.

«Мир вокруг нас» и др. Среди основных тематических разделов работы по

формированию

ОБЖ

дошкольников

большое

внимание

уделяется

блоку

«Ребенок и природа» и называется «Азбука безопасности в природе».

Цель

работы

по

данной

теме

познакомить

детей

с

элементарными

правилами

безопасного

поведения

в

природе;

сформировать

умение

самостоятельно применять их в жизни.

Основные направления работы этого блока:

1.

Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)

2.

Охрана природы

3.

Съедобные и несъедобные грибы

4.

Лекарственные и ядовитые растения

5.

Контакты с насекомыми, животными

Формирование

понятия

взаимосвязи

и

взаимодействия

всех

природных

объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы

в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины

мира,

о

человека,

как

части

природы,

рассказывать,

что

к

природным

опасностям

относятся

стихийные

явления,

которые

представляют

непосредственную

угрозу

для

жизни

и

здоровья

людей.

Некоторые

природные

опасно сти

нарушают

или

затрудняют

но рма льно е

функционирование систем и органов человека.

Многочисленные

факторы

нарушения

равновесия

в

природе

связаны

с

деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения

окружающей

среды,

объяснять,

как

ухудшение

экологических

условий

сказывается на человеке и живой природе.

Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к

природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию

умения

различать

лекарственные

и

ядовитые

растения,

съедобные

и

несъедобные грибы.

Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с

насекомыми

и

животными,

формировать

представления

о

правилах

поведения при встрече с ними.

Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах

безопасности

в

природе

важно

начать

с

выявления

уровня

знаний

и

интересов, степени сформированности практических умений и навыков при

помощи:

беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и других;

различных

видов

игровой

деятельности:

сюжетно-ролевых,

дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;

тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и другие;

разбора проблемных ситуаций

С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности

в

природе

особое

внимание

было

уделено

организации

предметно-

развивающей

среде

в

группе.

Был

создан

уголок

безопасности,

который

содержит

материалы:

тематические

альбомы

«Лекарственные

растения»,

«Ядовитые

растения»,

«Грибы»,

«Домашние

животные»,

«Насекомые»;

плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема

микрорайона,

в

котором

находится

д\сад,

с

отметкой

опасных

участков;

дидактические

игры

«Опасно

-

не

опасно»,

«Четвертый

-

лишний»;

развивающие

настольно-печатные

игры

«Азбука

безопасности»,

«Лото

туриста»;

художественная

и

познавательная

литература;

фотоальбомы

и

иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа

по

формированию

ОБЖ

проводится

через

рекомендованные

следующие формы организации детей:

специально

организованную

деятельность

детей

непосредственно

образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают

теоретические

знания

по

изучению

правил

поведения

в

экстремальных

условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги,

чтение

художественной

литературы,

заучивание

правил

безопасного

поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения,

игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится

в

форме

занимательной,

увлекательной

игры

с

использованием

игровых

персонажей.

Игра

дает

возможность

быть

ребенку

самостоятельным,

углублять

свои

знания

и

умения,

прививает

прочные

навыки

«Азбуки

безопасности»,

каждое

последующая

образовательная

деятельность

опирается на знания и опыт детей.

Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что

форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает

желание

заниматься

разными,

не

похожими

друг

на

друга

видами

деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой,

двигательной. На таких занятиях достигается главное – дети не только знают

на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать,

объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Для

благополучия

ребенка

очень

важно

выбрать

четкую

линию

сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с

безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада.

Поэтому

необходим

те сный

контакт

с

родителями,

ведь

они

заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по

данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить актуальность,

важность

проблемы

безопасности,

повысить

образовательный

уровень

родителей

по

данной

проблеме,

обозначить

круг

правил,

с

которыми

необходимо знакомить прежде всего в семье.



В раздел образования