Автор: Югова Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 29 "Аист"
Населённый пункт: г. Ишимбай Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного
возраста».
В настоящее время сложившаяся социальная и экологическая обстановка
вызывает
беспокойство
у
людей
всей
планеты.
Особую
тревогу
мы
испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама
жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей
основам
безопасности
жизнедеятельности.
В
условиях
социального,
природ ного
и
экологич е с кого
не бла гополуч ия
е с т е с т в е н н а я
любознательность
ребенка
в
познании
окружающего
мира
может
стать
небезопасной
для
него. Этот
удивительный
мир
природы:
мир
красок,
превращений
и
неожиданностей.
Ребенку
интересно
абсолютно
все:
ему
хочется
попробовать,
потрогать,
почувствовать,
увидеть,
услышать.
Как
различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?
Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет
взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы
сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности
и
безопасности
окружающих,
воспитывать
готовность
к
эффективным,
обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
В
педагогической
деятельности
воспитатели
используют
различные
парциальные программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.
Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,К.Ю. Белая,
В.Н.Зимонина
«Как
обеспечить
безопасность
докольников»,
Попова
Т.И.
«Мир вокруг нас» и др. Среди основных тематических разделов работы по
формированию
ОБЖ
дошкольников
большое
внимание
уделяется
блоку
«Ребенок и природа» и называется «Азбука безопасности в природе».
Цель
работы
по
данной
теме
–
познакомить
детей
с
элементарными
правилами
безопасного
поведения
в
природе;
сформировать
умение
самостоятельно применять их в жизни.
Основные направления работы этого блока:
1.
Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
2.
Охрана природы
3.
Съедобные и несъедобные грибы
4.
Лекарственные и ядовитые растения
5.
Контакты с насекомыми, животными
Формирование
понятия
взаимосвязи
и
взаимодействия
всех
природных
объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы
в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины
мира,
о
человека,
как
части
природы,
рассказывать,
что
к
природным
опасностям
относятся
стихийные
явления,
которые
представляют
непосредственную
угрозу
для
жизни
и
здоровья
людей.
Некоторые
природные
опасно сти
нарушают
или
затрудняют
но рма льно е
функционирование систем и органов человека.
Многочисленные
факторы
нарушения
равновесия
в
природе
связаны
с
деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения
окружающей
среды,
объяснять,
как
ухудшение
экологических
условий
сказывается на человеке и живой природе.
Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к
природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию
умения
различать
лекарственные
и
ядовитые
растения,
съедобные
и
несъедобные грибы.
Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с
насекомыми
и
животными,
формировать
представления
о
правилах
поведения при встрече с ними.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах
безопасности
в
природе
важно
начать
с
выявления
уровня
знаний
и
интересов, степени сформированности практических умений и навыков при
помощи:
беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и других;
различных
видов
игровой
деятельности:
сюжетно-ролевых,
дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и другие;
разбора проблемных ситуаций
С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности
в
природе
особое
внимание
было
уделено
организации
предметно-
развивающей
среде
в
группе.
Был
создан
уголок
безопасности,
который
содержит
материалы:
тематические
альбомы
«Лекарственные
растения»,
«Ядовитые
растения»,
«Грибы»,
«Домашние
животные»,
«Насекомые»;
плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема
микрорайона,
в
котором
находится
д\сад,
с
отметкой
опасных
участков;
дидактические
игры
«Опасно
-
не
опасно»,
«Четвертый
-
лишний»;
развивающие
настольно-печатные
игры
«Азбука
безопасности»,
«Лото
туриста»;
художественная
и
познавательная
литература;
фотоальбомы
и
иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа
по
формированию
ОБЖ
проводится
через
рекомендованные
следующие формы организации детей:
специально
организованную
деятельность
детей
–
непосредственно
образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают
теоретические
знания
по
изучению
правил
поведения
в
экстремальных
условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги,
чтение
художественной
литературы,
заучивание
правил
безопасного
поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения,
игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится
в
форме
занимательной,
увлекательной
игры
с
использованием
игровых
персонажей.
Игра
дает
возможность
быть
ребенку
самостоятельным,
углублять
свои
знания
и
умения,
прививает
прочные
навыки
«Азбуки
безопасности»,
каждое
последующая
образовательная
деятельность
опирается на знания и опыт детей.
Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что
форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает
желание
заниматься
разными,
не
похожими
друг
на
друга
видами
деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой,
двигательной. На таких занятиях достигается главное – дети не только знают
на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать,
объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.
Для
благополучия
ребенка
очень
важно
выбрать
четкую
линию
сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с
безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада.
Поэтому
необходим
те сный
контакт
с
родителями,
ведь
они
заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по
данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить актуальность,
важность
проблемы
безопасности,
повысить
образовательный
уровень
родителей
по
данной
проблеме,
обозначить
круг
правил,
с
которыми
необходимо знакомить прежде всего в семье.