Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: Конспек урока литературы в 8 классе
Тема: "Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического"
Раздел: среднее образование
Конспект урока литературы в 8 классе по
теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор".
Приемы создания комического»
Автор: учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана
Лепешкина Лариса Елизаровна
Эпиграфы к уроку:
- *&►
1) ... С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык, он
нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью,
поразительной бойкостью и близостью к натуре.
В. Стасов
2) Небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду
еще никому не известный юмор.
В. Стасов
Оборудование: портрет
Н.В.
Гоголя,
мультимедийная
презентация, выставка книг о творчестве писателя, произведения
Н.В. Гоголя, словари фразеологизмов, крылатых слов
Цели:1) вспомнить приемы создания комического эффекта, найти их в
пьесе Н.В.Гоголя, определить роль в комедии;
2) показать учащимся, в чем заключаются особенности
драматургического
мастерства
Н.В.Гоголя,
его
неповторимая
манера
письма;
3)прививать интерес к творчеству писателя, воспитывать
внимательного, любознательного читателя.
1. Вступительное слово учителя:
Русский писатель Н.В. Гоголь неповторим. Войти в его мир, понять его
-
значит
удивиться
его
мастерству.
Он,
как
и
всякий
классик,
необыкновенный мастер слова, кого ни с кем не спутаешь. Особенно
гениален писатель в языке. Хочу напомнить известные слова Гоголя о
русском
языке.
Он
восклицал:
"Перед
нами
громада
-
русский
язык.
Наслаждение
глубокое
зовет
нас,
наслаждение
погрузиться
во
всю
неизмеримость его и изловить чудные законы его". И сам он дал нам
возможность
увидеть
эту
громаду,
возможность
наслаждаться
неизмеримостью языка в своих произведениях, в частности, при чтении
его пьесы "Ревизор". Вот как охарактеризовал язык
Гоголя один из
крупнейших критиков 19 века В. Стасов: " С Гоголем водворился на Руси
совершенно новый язык; он нам безгранично нравится своей простотой,
силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре ".
-
О
каком
новом
языке
говорит
В.
Стасов?
(мультимедийная
презентация, слайд, портрет критика)
-
В
чем
особенности
языка
произведений
Н.В.
Гоголя?
На
эти
вопросы
попытаемся хотя бы частично ответить сегодня, так как
увидеть
и
осмыслить
мастерство
писателя
на
одном
уроке
невозможно. Эта работа нам предстоит и в дальнейшем.
2. Проверка домашнего задания.
Прочитайте выписанные из текста комедии фразеологизмы. С какой целью
они употреблены Гоголем? (Они делают язык афористичным, богатым,
красочным,
эмоциональным,
позволяют
писателю
кратко
и
точно
выразить мысль и чувства). Но в тексте комедии они выполняют и роль
приема создания комического эффекта.
— Вспомните и другие приемы создания комического, знакомые вам по
предыдущим урокам. (Учащиеся называют эти средства, говорят о том, в
каких произведениях они встречаются: создание комической ситуации в
рассказах А.П. Чехова, гипербола и гротеск в романе Ф.Рабле " Гаргантюа
и
Пантагрюэль",
в
"Повести
о
том,
как
один
мужик
двух
генералов
прокормил"
М.Е.Салтыкова
-
Щедрина,
"говорящие
фамилии"
в
пьесе
Д.И.Фонвизина "Недоросль") и др. (слайды)
а) "Говорящие фамилии", роль этого приема в пьесе Гоголя "Ревизор"
(проверка домашнего индивидуального задания)
3. Освоение нового материала
- А теперь
попытаемся найти примеры использования этих средств в
пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор", определим их роль. Эту работу вы будете
выполнять в группах в течение 10 минут. Перед тем, как вы начнете искать
нужные примеры - приемы создания комического, повторите определения
этих понятий по литературоведческому словарю (учащиеся работают со
словарями).
Итак, вы можете приступать:
1 группа ищет в тексте приемы использования гротеска и гиперболы
2 группа - примеры использования приема несоответствия
группа - примеры использования иронии.
Когда вы называете пример из текста, то остальные учащиеся каждой
группы определяют роль вами названного средства.
Выступают представители от групп. В момент обсуждения примеров из
текста
учитель
оказывает
необходимую
помощь
учащим ся.
(мультимедийная презентация, слайды)
Называя примеры, которые были найдены в тексте, учащиеся
определяют
роль
этих
средств,
их
назначение
в
раскрытии
идейного
содержания пьесы Н.В.Гоголя "Ревизор", в характеристике персонажей.
4.Подведение итогов.
Заключительное
слово
учителя:
«Гоголь
использовал
многообразные
формы создания комического, в этом вы убедились сами. Вы помните
слова писателя о том, что смех - единственный положительный герой в
пьесе Гоголя " Ревизор". Гоголь верил во врачующую силу смеха, с этой
верой он и создавал свое произведение»
—
Прочитайте
второе
высказывание
В.
Стасова,
взятое
в
качестве
эпиграфа. Как вы его понимаете? Как оно непосредственно с содержанием
комедии. (Юмор не просто заставляет смеяться, он заставляет задуматься
над тем отрицательным, что есть в каждом из нас, порождает стремление
стать лучше).
5. Домашнее задание для учащихся (по выбору):
1.Напишите сочинение – миниатюру о том, как
помогли в пьесе Н.В.
Гоголя "Ревизор" названные вами средства создания комического раскрыть
характер какого - либо героя (по вашему выбору);
2. Согласны ли вы со словами критика В. Стасова: "С Гоголем водворился
на Руси совершенно новый язык; он нам безгранично нравится своей
простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к
натуре ". Напишите сочинение – рассуждение.
3. Попробуйте создать мультимедийную презентацию по теме «Средства
создания
комического
в
произведениях
А.П.
Чехова,
Н.В.Гоголя»
(для
сильных учащихся).