Автор: Фурсова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Самарской области "Нефтегорский государственный техникум"
Населённый пункт: г. Нефтегорск Самарской области
Наименование материала: педагогический проект
Тема: Cоздание сценария по рассказу В.М. Шукшина "Письмо"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области «Нефтегорский государственный техникум»
Педагогический проект
Cоздание сценария по рассказу
В.М. Шукшина «Письмо»
Преподаватель русского языка
и литературы «НГТ»
Фурсова Татьяна Ивановна
г. Нефтегорск, 2016 г.
Название проекта: «Cоздание сценария по рассказу В.М. Шукшина
«Письмо»».
Проблема: в программе общеобразовательной учебной дисциплины
«Литература» недостаточное количество часов на изучения творчества В.М.
Шукшина при большом объеме программы. А ведь изучение литературы –
это, прежде всего, чтение художественных произведений, чтение
неторопливое, вдумчивое, осознанное.
Цель проекта: выбрать такую форму занятия, которая привлечет
обучающихся к чтению произведений В.М.Шукшина.
Задачи
:
1.
Прочитать произведения Шукшина.
2.
Проанализировать их.
3.
Выбрать произведение для инсценировки.
4.
Составить сценарий.
5.
Распределить роли.
Актуальность проекта: возникает насущная потребность в
расширении методического потенциала в целом и в активных формах
обучения.
Новизна проекта
:
форма - спектакль - активная форма занятия,
которая позволяет сделать интересным и увлекательным работу
обучающихся на творческом уровне, всем желающим принять участие в
этом действе найдется занятие по вкусу: режиссеры, мастера по костюмам,
художники и декораторы. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее
важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу,
заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые
события.
Срок реализации:
№ Этапы
Срок
Содержание
1.П Прочитать произведения
Неделя
Дать список литературы
у
2.
Проанализировать
Неделя
Составить вопросы,
приготовить кабинет для
обсуждения
3.
Выбрать произведение
для инсценировки
2 часа
Организовать дискуссию,
приготовить аргументы
4.
Составить сценарий
2 недели
Наметить план работы,
определить этапы,
консультация
5.
Распределить роли
2 часа
Организовать распределение
ролей
Этапы проекта и деятельность:
Первый этап (организационный)
- прочтение предложенных произведений;
- отбор художественных произведений;
- разработка направлений деятельности по проекту;
Второй этап (основной)
- составление сценария;
- распределение ролей;
- репетиции;
- запись музыкального сопровождения;
- изготовление декораций;
- подбор костюмов.
Третий этап (заключительный)
Подведение итогов реализации проекта: показ спектакля.
Ожидаемые результаты: развитие мотивации к изучению творчества
В.М.Шукшина; способствовать формированию коммуникативной культуры.
Возможность риска: обучающиеся не смогут понять время, в которое
происходят события, далеки от истории нашей страны.
Продукт: сценарий к спектаклю, программа
Защита: спектакль
СЦЕНАРИЙ РАССКАЗА В.М. Шукшина «Письмо»
АВТОР:
Старухе Кандауровой приснился сон: молится будто бы она богу,
усердно молится, а – пустому углу: иконы-то в углу нет. И вот молится
она, а сама думает: «Да где же у меня бог-то?» Проснулась в страхе, до
утра больше не заснула, обдумывала сон. Страшный сон. К чему?.. Не с
дочерью ли чего? Дочь старухина, младшая, жила в городе, работала в
хорошем месте, продавцом. Она славная, дочь, всей родне слала посылки:
кофточки импортные, шали, даже машины стиральные. Не за так,
конечно, деньги ей, конечно, высылали, но… Иди нынче допросись и за
деньги-то купить: все некогда им, вечно они там заняты. А эта находила
время… Нет, она хорошая, Катерина, только с мужем неважно живут. Черт
его знает, что за мужик попался: приедет – молчит целыми днями…
Костлявый какой-то. Все думает чего-то, газетами без конца шуршит,
зевает. Ни поговорить, ни пошутить… Как лесина сухая. Дочь жаловалась
на него матери.
Плетень, утварь, рушники, глиняный кувшин
Утром старуха собралась и пошла к Ильичихе. Ильичиха
разгадывала сны.
ИЛЬИЧИХА:
– И-и, матушка, – запела богомольная Ильичиха, – дак, а у тя
иконка-то есть ли?
КАНДАУРОВА
– Есть. Она, правда, в шифонере…
ИЛЬИЧИХА:
- Вы-ынь, вынь, матушка, грех. Чего же ее впотьмах держать? Вынь
да повесь, куда положено. Как же ты так?..
КАНДАУРОВА
– Да жду своих, Катьку-то, сулилась… А зять-то партейный, ну-ко
да коситься начнет.
ИЛЬИЧИХА:
– Плюнь! Кому како дело? Нонче нет такого закону…
КАНДАУРОВА
– Да закону-то нет, а… И так-то живут неважно, а тут я ишо…
ИЛЬИЧИХА:
– Не гневи бога, Кузьмовна, не гневи. Кому како дело? У меня их
вон сколь висит, кому како дело?! А ты ее в шифонер запятила!
Бесстыдница.
КАНДАУРОВА
– Да не ездит никто, оно и дела никому нет, – с сердцем сказала
Кузьмовна. – Не все так-то живут. Ко мне люди ездиют, я не одинокая.
ИЛЬИЧИХА:
– Знамо, татаркой-то не живу, – обиделась Ильичиха. – К ей люди
ездиют!.. Гляди-ко, наездили: раз в год приедут, так она из-за этого икону
в шкап запятила! Ни стыда, ни совести у людей.
КАНДАУРОВА
– Ты не кричи, чего ты рот-то разинула? Чего ты всех созываешь-то?
Припадошная. Кто тебе виноватый, что не рожала? А теперь зло берет.
Надо было рожать.
ИЛЬИЧИХА:
– Да вы вон нарожали их, а толку-то?
КАНДАУРОВА
– Как это «толку»? Вот те раз! Да у меня же смысел был, я их
ростила да учила старалась… А ты-то зачем жила? Прокуковала весь свой
век, а теперь злится. Нечего и злиться теперь.
ИЛЬИЧИХА:
– Это вы – наплодили их да поете ходите: «Ванька не пишет, Колька
денег не шлет, окаянный…» Зачем тада и рожать? Лучше не рожать – не
гневить бога после. Не было у меня условиев, я и не рожала. Не все
подкулачники-то были… Куркули.
КАНДАУРОВА
– Знамо, лодыри, они куркулями никогда не живут. Где эт ты
куркулей-то увидела?
ИЛЬИЧИХА:
– Да вас же на волосок только не раскулачили в двадцать девятом
годе! Ты забыла? Какая у тебя память-то дырявая. Мой же брат, Аркашка,
заступился за вас. Забыла? А кому потом ваш отец три овечки ночью
пригнал? Забыла? Короткая же у тебя память!
КАНДАУРОВА
– А ты че гордисся, что в бедности жила? Ведь нам в двадцать
втором годе землю-то всем одинаково дали. А к двадцать девятому – они
уж опять бедняки! Лодыри! Ведь вы уж бедняки-то советские сделались, к
коллективизации-то нам землю-то поровну всем давали, на едока.
ИЛЬИЧИХА:
– А вы!..
КАНДАУРОВА
– А вы!..
АВТОР:
Поругались старушки. И ведь вот дурная деревенская привычка:
двое поругаются, а всю родню с обеих сторон сюда же пришьют. Никак не
могут без этого! Всех помянут и всех враз сделают плохими – и живых, и
покойных, всех.
Деревенская комната, деревянный стол, скатерть, лампа, на
окошке занавески, фикусы в горшке, тетрадь, ручка.
Домой старуха Кандаурова шла расстроенная. Болела душа за
Катьку. Неладно у нее, неладно – сердце чует.
Вечером старуха села писать письмо дочери. Решила написать
большое письмо, поучительное.
КАНДАУРОВА
"Добрый день, дочь Катя, а также зять Николай Васильич и ваши
детки, Коля и Светычка, внучатычки мои ненаглядныи. Ну, када жа вы
приедете, я уж все глазыньки проглядела – все гляжу на дорогу: вот,
может, покажутся, вот покажутся. Но нет, не видать. Катя, доченька,
видела я этой ночий худой сон. Я не стану его описывать, там и
описывать-то нечего, но сон шибко плохой. Вот задумылась: может, у вас
чего-нибудь? Ты, Катерина, маленько не умеешь жить. А станешь учить
вас, вы обижаитись. А чего же обижатца. Надо, наоборот, мол, спасибо,
мама, что дала добрый совет. Мы тоже када-то росли у отца с матерей,
тоже, бывало, не слушались ихного совета, а потом жалели, но было
поздно. Ты подскажи свому мужу, чтоб он был маленько
поразговорчивей, поласковей.
АВТОР: Старушка задумалась, глядя в окно. Вечерело. Где-то
играли на (ИГРА) гармошке. Старуха вспомнила себя, молодую, своего
нелюбимого мужа… Муж ее, Кандауров Иван, был мужик работящий,
честный, но бука несусветная. За всю женатую жизнь он всего два или три
раза приласкал жену. Не обижал, нет, но и не замечал. Старухе жалко
стало себя, свою жизнь…
КАНДАУРОВА: Если б я послушалась тада свою мать, я б сроду
не пошла за твово отца. Я тоже за свою жизнь ласки не знала. Но тада
такая жизнь была: вроде не до ласки, одна работа на уме. А если так-то
разобраться-то – пошто? Ну, работа работой, а человек же не каменный.
Да если его приласкать, он в три раза больше сделает. Любая животная
любит ласку, а человек – тем боле. Ты, скажи, сам угрюмый ходишь, и, на
тебя глядя, сын тоже станет задумыватца. Они, маленькие-то, все на отца
глядят: как отец, так и они – походить стараютца. А тебе зятёк я вот , что
скажу, послушай меня, я век прожила с таким, как ты: нехорошо так,
чижало. Чижало так жить! Она мне дочь родная, у меня душа болит, мне
тоже охота, чтоб она порадовалась на этом свете. И чего ты, журавь, все
думаешь-то? Получаешь неплохо, квартирка у вас хорошая, деточки
здоровенькие… Я вот жду вас, жду не дождусь, а если ты опять приедешь
такой задумчивый, огрею шумовкой по голове, у тебя мысли-то
перестроютца. Это я пошутила, конечно, но, правда, возьми себя в руки.
Приезжайте скорей, у нас тут хорошо, лучше всяких курортов. Не серчай
на меня. Я вас очень жду. Вся душа изболелась, истосковалась, как вы
там.
Городская квартира, два кресла, газета в руках у мужа.
ЖЕНА:
Что сидишь молчишь, о чем думаешь. Ладно бы думал – додумался
большим начальником был бы, а то так себе – сбоку припека.
МУЖ:
Ну что - ты, опять заводишься.
ЖЕНА:
Надоело все, сидеть и заглядывать тебе в глаза, живешь, как сыч,
сыч и есть. Я же не кривая, не горбатая – сидеть-то возле тебя. Я вот
сейчас приоденусь да на танцы уйду, будешь знать. Да сударчика себе
найду. Пропади ты. Наряду – то у меня много.
МУЖ:
Да, набила полные сундуки и рада, что добро лежит мертвым
грузом.
ЖЕНА:
А для кого - это я набила, для себя что –ли, столб ты грустный, для
детей же берегу, да для тебя сыча. Надоело все, не изменишь своего
характера – вон тебе дверь, выметайся на все четыре стороны! Там читай
газеты и шелести ими, и молчи, сколько влезет. Господи, да за что же ты
меня наказал, послал мне журавля задумчивого, убила бы тебя.
МУЖ:
Эх, стукнуть бы тебя, да не могу, женщина все – таки.
ЖЕНА:
А ты попробуй я тебя сразу хвост прижму. Посажу, не посмотрю,
что ты сам милиционер, сейчас не те времена.
АВТОР:
Чувствовало сердце матери, что дети живут плохо, но помочь
ничем не могла. На улице играла гармонь, хорошо играла и ей подпевал
негромко незнакомый женский голос. (ПЕСНЯ)
КАНДАУРОВА:
Господи, хорошо, хорошо на земле. Господи, жить, да радоваться, а
они… Ну, приезжайте. Катя, поедете, купи мне ситцу на занавески, у нас
его нету. Купи голубенького. Я повешу, утром проснетесь, а в горнице
такой свет хороший.
Петя пишет, что не сможет этим летом приехать. А Егор, может,
приедет. Здоровье у него неважное. Коля, внучек мой милый, скажи папке
и мамке, чтоб ехали. Тут велики хорошие продают. Будешь на велике
ездить. И рыбачить будешь ходить. Давеча шла, видела, ребятишки по
целой сниске чебаков несли. Приезжайте, дорогие мои. Жду вас, как
Христова дня. Жить мне осталось мало, я хоть порадываюсь на вас.
Одной-то шибко плохо, время долго идет. Приезжайте. Целую вас всех.
Баба Оля".
АВТОР:
Старуха отодвинула письмо в сторонку и опять стала смотреть в
окно. А за окном уже ничего почти не видать. Только огоньки в окнах…
Теплый, сытый дух исходил от огородов, и пылью пахло теплой,
остывающей.
Вот тут, на этих улицах, прошла её жизнь. А давно ли?.. Давно ли
еще была молодой. Вон там, недалеко, и теперь закоулочек сохранился:
там Ванька Кандауров сказал ей, чтоб выходила за него… Еще бы раз все
бы повторилось! Черт с ним, что угрюмый, он не виноват, такая жизнь
была: работал мужик, не пил зряшно, не дрался – хороший. Квасов, тот
побойчей был, зато попивал. Да нет, чего там!.. Ничего бы другого не
надо бы. Еще бы разок все с самого начала…
Старуха и не заметила, что плачет. Поняла это, когда слезинка
защекотала щеку. Вытерла глаза концом косынки, встала и пошла
разбирать постель – поспать, а там – еще день будет. Может, правда
приедут – все скорей.
КАНДАУРОВА:
– Старая! – сказала она себе. – Гляди-ко, ишо раз жить собралась!..
Видали ее!