Использование образовательной технологии "Развитие критического мышления" на уроках биологии при реализации ФГОС ООО
Автор: Неверова Александра Васильевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "Заостровская СШ" Населённый пункт: Архангельская область, Приморский район Наименование материала: статья Тема: Использование образовательной технологии "Развитие критического мышления" на уроках биологии при реализации ФГОС ООО Раздел: среднее образование
на уроках биологии при реализации ФГОС ООО
Переход на стандарты второго поколения в основной школе заставляет
задуматься
над особенностями
и
подходами
формирования
универсальных
учебных
действий
(УУД).
В
фундаментальном
ядре содержания
общего
образования
в
составе
основных
видов
универсальных
учебных
действий,
диктуемом ключевыми целями общего образования выделено четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
В
школьном
естественнонаучном
образовании
в
большей
степени
формируются познавательные
УУД.
В
блоке
универсальных
действий
познавательной направленности различаются общеучебные, включая знаково-
символические; логические, действия постановки и решения проблем.
При изучении курса биологии в основной школе преобладает изучение
организменного
уровня
(растения,
бактерии,
грибы,
животные,
человек)
на
понятийном
уровне,
а
на
ступени
среднего
(полного)
общего
образования
изучаются
закономерности
организации,
функционирования
и
развития
биологических систем различного уровня организации от клетки до биосферы.
Для формирования универсальных учебных действий у учащихся
основной ступени наиболее эффективной, как мне кажется, является технология
развития
критического
мышления.
Технология
развития
критического
мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения
истинных
знаний,
учит
ученика
самостоятельно
мыслить,
осмысливать,
структурировать и передавать информацию.
Критическое
мышление –
способность
анализировать
информацию
с
позиции
логики,
умение
выносить
обоснованные
суждения,
решения
и
применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным
ситуациям, вопросам и проблемам
Критическое
мышление
–
самонаправляемое,
самодисциплинируемое,
самооценивающее и самокорректирующее мышление.
В основе данной технологии лежит работа с информацией, осмысление
её,
сопоставление
различных
точек
зрения,
оценивание.
Процесс
развития
критического мышления на уроках биологии немыслим без самостоятельной
исследовательской
работы
учащихся
с
дополнительными
источниками,
энциклопедическим материалом, высказываниями ученых и их биографией.
Специфика
технологии развития
критического
мышления
состоит
в
организации процесса обучения в трехфазной структуре
1.
Вызов
Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного
этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают
предположения),
систематизируют
информацию
до
её
изучения,
задают
вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели
2.
Осмысление
Учащиеся
занимаются
новым
материалом,
которому
посвящен
урок:
читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные
методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления
новой
информации,
отслеживают
понимание
при
работе
с
изучаемым
материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения
3.
Рефлексия
Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной,
используя
знания,
полученные
на
стадии
осмысления.
Производят
отбор
информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также
наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной
цели
учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами,
самостоятельно выстаивают причинно – следственные связи.
Приемы технологии развития критического мышления
1.
Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
Цель его – развитие рефлексии в процессе познания. Учащиеся учатся
соотносить
известное
и
новое,
определять
свои
познавательные
запросы,
обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В
начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по
данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы
получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то,
что узнали. Данный прием может использоваться на уроках биологии в 5 классе
при изучении таких тем как: Многообразие живых организмов; Биология —
наука о живых организмах; Разнообразие биологических наук; Царства живой
природы:
Бактерии,
Грибы,
Растения,
Животные;
Охрана
живой
природы;
Растения и животные разных материков; Жизнь в морях и океанах; Важнейшие
экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с
уничтожением
лесов
и
опустыниванием,
защита
планеты
от
всех
видов
загрязнений. Учебно-методический комплекс: Биология. Введение в биологию.
5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков.
2) Прием «толстые» и «тонкие» вопросы
Данный
прием можно использовать на любой фазе урока. «Тонкими»
вопросами
называют
простые,
односложные
вопросы,
требующие
простого
ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на
более
высокий
уровень
мышления:
сравнение,
анализ,
синтез,
оценку.
Систематическое
применение
данного
приема
учит
обучающихся
грамотно
задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.
3) Прием «синквейн»
Используется
на
стадии
рефлексии.
Позволяет
учащимся
проявить
творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких
предложениях, состоит из 5 строк:
На первой строчке записывают одно слово – существительное. Это и есть
тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему
синквейна.
На
третьей
строчке
записывают
три
глагола,
описывающих
действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из
четырех слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
Последняя
строчка
–
это
слово
–
резюме,
которое
дает
новую
интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Данный прием может использоваться для контроля и оценивания знаний
учащихся по биологии в 5 классе при изучении определенного раздела.
4.
Прием «Кластер»
Графическая
систематизация
материала.
Предполагает
выделение
смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в
виде грозди. Прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии
рефлексии.
5. Прием « Верите ли вы ?»
Используется на стадии вызова с последующим установлением истины на
стадии рефлексии. Придает занятию определенную «интригу», способствует
формированию критически оценивать результат. Используется для проверки
знаний и самопроверки.
6.
Прием «INSERT»
Звуковой аналог английского сокращения: - интерактивная система записи
эффективного
чтения
и
размышления.
Особая
маркировка
текста
при
его
прочтении. Предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с
последующим
её
заполнением
относить
фрагменты
текста,
его
абзацы
к
следующим категориям:
«V» - уже знал
«+» - новое
«- « - думал иначе
«?» - не понял, есть вопрос
Затем
в
парах,
группах,
фронтально
осуществляется
обсуждение
отдельных категорий таблицы
7) Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки –
основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на
вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова
или
фразы,
отражающие
суть.
Может
использоваться
при
изучении
тем
содержащих понятия и биологические термины.
Технология
критического
мышления оказывает
результативное
воздействие
на
мыслительный
процесс
и способствует
самореализации
личности
учащихся. От механического, а порой даже и бездумного усвоения
учебного текста необходимо перейти к его критическому осмыслению. Способы
познавательной деятельности школьников, направленные на логический анализ
представленной информации (планы, логические схемы, таблицы), постепенно
дополняются методическими приемами и средствами, дополняющими не только
содержание,
но
и
критерии
его
отбора,
и
принципы
изложения.
Приемы
технологии развития критического мышления, основанные на работе с текстом
учебника, эффективно позволят формировать УУД у обучающихся 5 классов
при реализации ФГОС ООО.
Литература
1 . Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и
применяем: учеб.-мет. пособие АОИППК РО, 2009.
2.Заир-Бек,.Муштавинская
И.В.
Развитие
критического
мышления
на
уроке: Пособие для учителя / С.И. - М.: Просвещение, 2004 г.
3. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации:
Педагогика. – 2005 – №5.
4. Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?» газета «Русский
язык» №29, 2002 г
5. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе»
№16, 2011г.