Автор: Абрасёва Оксана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: начальной школы-детский сад №9
Населённый пункт: г.Данилова Ярославской области
Наименование материала: методическая разработка к уроку литературного чтения в 3 классе
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Начальная общеобразовательная школа – детский сад №9
г.Данилова Ярославской области.
Конспект урока - литературное чтение 3класс
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».
Разработала учитель
начальных классов Абрасёва
Оксана Анатольевна
.
2016
Схема конспекта урока
Учитель: Абрасёва Оксана Анатольевна
Предмет - литературное чтение.
Класс 3
Тема урока: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».
Цель: Создать условия для знакомства с произведением детской классической литературы.
Задачи:
-Совершенствовать умение правильного, осознанного, беглого чтения.
-Способствовать повышению уровня восприятия учащимися литературного произведения.
-Развивать творческое воображение, память, речь учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, заготовки для модели обложки, иллюстрации природы.
Цели:
1.
расширить знания о творчестве писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка;
2.
способствовать
развитию
умения
анализировать
прочитанное
и
давать
свою
оценку
авторским
мыслям,
делиться
своими
впечатлениями по поводу прочитанного;
3.
способствовать обогащению словарного запаса учащихся, показать пути поиска нужной информации;
4.
выяснить степень усвоения знаний по прочитанным ранее произведениям;
5.
способствовать развитию представлений о неразрывной связи человека с природой, формировать желание и стремление беречь и
уважать природу;
6.
формировать умение правильно произносить слова и выразительно читать текст.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки
при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р – формулирование учебной
задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по
изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, К – ответы
на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
личностные: привитие
нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим)
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
Организационный момент
Самоопределение деятельности.
Цель для учащихся: подготовиться
к продуктивной работе.
Цель для учителя на данном этапе:
способствовать подготовке
учащихся к продуктивной работе.
Задачи:- создать психологический
настрой на урок, подготовить
речевой аппарат уч-ся.
Методы: словесный
беседа с элементами
занимательности, наглядность.
Методы организации деятельности
- упражнение, проговаривание.
Ребята, хороший результат можно получить только тогда,
когда в классе тишина, а на рабочем месте полный порядок.
- Проверим своё рабочее место.
1.
Учебник «Литературное чтение» (рабочая тетрадь)
2.
Дневник
3.
Лист ответов для выполнения заданий.
4.
Письменные принадлежности.
Замечательно. Все дети готовы
.
Садитесь
Урок литературного чтения, словно приключение,
С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь,
И много узнаешь,
О жизни животных,
О пользе растений,
При чтении литературных произведений.
Начинаем наш урок с минутки чтения.
(Слайд 2).
- Будем тренироваться читать быстро, правильно, чётко, красиво,
выразительно без ошибок. Работаем дружно!
Прочитайте про себя.
А теперь я начну читать – а вы продолжите.
- Проверим?
Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых - работа.
Самая лучшая работа та, которую ты любишь.
1 мин
1-2 мин
Чтение по
листочку
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.
- Какое хорошее слово – ЛЮБОВЬ. Сможете ли вы объяснить,
что такое любовь?
Такое прекрасное слово и чувство. А сколько можно много
вложить в него! Наш урок посвящается ещё и одному важному,
нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в
стихотворении. Послушайте его.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
-Что такое доброта?
Доброта – это богатство, щедрость души человека.
(это все хорошее, доброе, красивое)
-Что такое доброта? Какие слова у вас ассоциируются со
2-3 мин
словом доброта?
- Это все хорошее, доброе, красивое.
- Это весна, солнце, мама, улыбка…
- Что есть зло? Какие слова у вас ассоциируются со словом
зло?
- Это беда, ненависть, вражда, зависть…
Коль существует на планете добро и зло, значит, люди могут
творить и злые, и добрые дела.
- Какого человека можно назвать добрым?
- Добрый человек - это тот, кто любит детей, людей, готов в
трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит
природу, бережет её. Добрый человек любит птиц и зверей,
помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Как вы думаете, ребята, о чем
мы будем говорить на
сегодняшнем уроке? О доброте, о любви.
2.
Актуализация изученного
материала
.
Цель для уч-ся: продемонстрировать
знания по пройденному материалу.
Цель для учителя: организовать работу
по проверке пройденного материала,
осуществить связь с материалом данного
урока.
Методы контроля и устной проверки,
карточки.
-Ребята, мы с вами уже прочитали много произведений, чтобы вы
их вспомнили, я вам предлагаю поиграть в игру «Вспомни и
назови».
-Прочитайте отрывки из произведения, назовите автора и
название произведения (дети выбирают произвольную карточку с
текстом).
1 карточка
«Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось
под ним и покачивало его…» (Л.Н. Толстой «Лебеди»)
2 карточка
«Я придвинулся ниже к перепёлке, она неподвижно лежала на
ладони отца…» ( И. С. Тургенев «Перепёлка»)
Групповая
работа по
карточкам
2-3 мин
3
Постановка учебной задачи.
Цель для учащихся:
Познакомиться с автором и
произведением, над которым будут
работать на уроке.
Цель для учителя:
Организовать работу для
знакомства с новым автором и его
произведением.
Метод: словесный
сообщение
проблемный вопрос.
3 карточка
«Наконец щенок утомился и охрип…» (А. П. Чехов «Белолобый»)
1.
автор
2.
название
3.
жанр
4.
тема (о чём?)
-Что объединяет этих писателей? (писали рассказы, о природе,
животных, для детей)
- А чем мы сегодня, ребята, с вами на уроке будем заниматься?
Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением русского
писателя, который писал о природе, животных.
портрет Мамина - Сибиряка.
-Это Д. Н. Мамин - Сибиряк. - У меня есть помощники,
которые готовы рассказать о биографии писателя.
- А что такое биография? Описание чьей – либо жизни.
Немного о нём нам расскажет (сообщение подготовленного
учащегося - несколько предложений).
1. Настоящая фамилия писателя
Мамин
.
Дмитрий Наркисович
Мамин - Сибиряк родился в семье священник
а
и сельской
учительницы
.
Детские годы его прошли в маленьком посёлке на
Урале. Он рос в бедной семье. В доме на счету была каждая
копейка.
2. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика
любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым
и Некрасовым.
3. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал
десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью
изображал в них простой народ и красоту уральской природы.
Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для
Сообщение
учеников
3 мин
4
Открытие новых знаний.
Цель для учителя: организовать
работу по восприятию текста.
Цель для учащихся:
детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.
4. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За
рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин -
Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье
писать для детей",- говорил он.
5. Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал
своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно
умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо.
Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь.
Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал "
Алёнушкины сказки".
–Она очень нравится всем детям. Прелестью данной книги
является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев
меньших".
Вывод: Мамин - Сибиряк любил природу. Судьба его связана
с Уралом. И в своих рассказах он часто описывает богатую
природу Урала. Поэтому его часто называют певцом Урала.
Простые, добрые, скромные герои его книг, с прекрасной
душой помогают понять и полюбить природу.
- Может быть такой человек злым?
- А какие произведения может написать этот человек?
(добрые, хорошие).
- Прочитайте с каким произведением мы познакомимся
сегодня на уроке. (Приёмыш).
-Какая тема нашего урока? Д.Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш»
План работы
Познакомиться с новым
произведением.
Методы: словесный, работа с
книгой.
Беседа,
прогнозирование на основе
названия.
-Словарная работа.
Цель для учителя: организовать
работу по объяснению смысла
непонятных слов.
Цель для учащихся:
Познакомиться со значением
незнакомых слов.
Методы: частично – поисковый,
работа со словарём, объяснение
учителя.
Прочитав произведение,
- познакомиться с героями
- определить, кто такой Приёмыш
- охарактеризовать главных героев
- выяснить главную мысль
- высказать своё отношение
-Как вы думаете, что обозначает слово – приёмыш?
+Сирота, которого взяли на воспитание чужие люди
-Какие чувства у вас вызывает это слово?
+Жалость, сочувствие, доброта, милосердие
-Ребята, можете вы по названию определить, о чём пойдёт
речь в произведении?
+Кого-то взяли на воспитание, приняли в свою семью.
-Давайте проверим, верны ли ваши предположения.
-Ребята, читать мы будем по частям.
-При чтении, вам встретятся трудные слова
Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то
Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение
Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма
Сайма - рыбацкая стоянка
Заводь - небольшой залив в реке или озере с за-
медленным течением
жил бобылём - одиноко, без родных, без жены;
перемерли – по очереди умерли;
эвон – устаревшее (вот);
ужасно доволен – употребляется в разговорной речи, т.е. очень.
Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания
Бобылём - в одиночестве
Увечить - физически расправляться, калечить
Хиреет - болеет, чахнет
Божья тварь - всё живое, созданное Богом
Лебедь – птица.
3 мин
5
-Вопросы на выявление
первичного восприятия текста.
Цель для учителя:
Проверить осознанность
изученного материала.
Цель для учащихся:
Ответить на поставленные
вопросы.
Методы:
Беседа после прочтения .
Упражнение «Спринт»
-Вопросы на восприятие
Заводь – небольшой залив,
жил бобылём – одинокий человек, божья тварь – всё живое,
невод - сеть для ловли рыбы,
особняком учат – отдельно от других,
сгрудятся в стадо - соберутся,
грезилось по ночам – снилось, казалось.
Лодка «Душегубка»- узкая неустойчивая лодка, обычно выдалбливаемая из
одного куска дерева.
Используя упражнение «Спринт», прочитайте 1 часть
рассказа
«Приготовиться! Внимание! Начали!» «Быстрей, быстрей,
ещё быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно всё».
ПАМЯТКА
1.
Плотно сожми губы и зубы.
2.
Читай только глазами.
3.
Читай как можно быстрей.
4.
Ответь на вопросы к тексту.
Ответьте на вопросы:
1)
От чьего имени ведётся рассказ?
2)
Где происходят события?
3)
Кто герои произведения?
4)
Что доказывает, что автор и раньше посещал
жилище охотника?
(знает название озера, кличку собаки, в избушке нашел
всё необходимое, чтоб вскипятить чай).
Можете ли вы ответить на вопрос кто является приемышем?
Как бы вы озаглавили эту часть? +Лебедь, на Светлом озере.
б) Вторую часть будем читать, используя упражнение «Разведка».
Откройте стр.20
Памятка для чтения «Разведчик».
5 мин
Запись на доске
5 мин
6
прочитанной упражнением
«Разведка» 2 части.
Физминутка.
1.
Плотно сожми зубы и губы
2.
Поставь пальцы на начало и конец строки .
3.
читай всю страницу.
4.
За время чтения найди ответы на вопросы.
-
Найдите и прочитайте отрывок, в котором
описывается, как лебедь оказался у старика.
- Как старик говорил о лебеде? Как его называл?
- Найдите и прочитайте эпизод, в котором
рассказывается об отношении птицы и собаки.
- Что предложил Тарасу сделать с лебедем зашедший к
нему охотник?
-
- Упражнение «
Чтение со счётом слов».
Ваша задача читая глазами,
сосчитать сколько слов в этом абзаце и одновременно читать глазами
и ответить на вопросы:
-как автор-рассказчик относится к Тарасу?
-сколько лет прожил Тарас на озере?
- Как Тарас жил на озере?
ПАМЯТКА
Плотно сожми зубы и губы.
Читай только глазами.
Считай как можно быстрей.
Ответь на вопросы к тексту.
Найдите на с.21 2 и 3-й абзацы сверху
«Я…».
-Как вы думаете скучно ли жилось Тарасу одному в лесу?
Давайте, найдем в тексте слова. (
Жил один, любил природу,
понимал её).
- Какое настроение у вас появилось во время чтения этой
части о судьбе Лебедя? Грустное, потому что лебедь остался
один. Радостное, потому что его нашёл Тарас.
-Какое бы название подошло к этой части?
Запись на доске
Лебедь и
Соболько.
+Дружба.
1 мин
7
-Вопросы на восприятие текста.
Прогнозирование.
Цель для учителя:
Развивать мышление, речь
учащихся.
Цель для учащихся:
Высказать свою точку зрения
Продолжение работы над
восприятием текста.
Цель для учащихся:
Высказывать своё мнение,
анализировать.
Цель для учителя: организовать
работу по выявлению понимания
учащимися текста, побуждать
учащихся к обсуждению
прочитанного.
Методы: словесный
Беседа по прочитанному, анализ.
+Лебедь и Соболько, Дружба.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
(посмотреть вправо, влево)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложим назад.
А теперь ребята, представьте, что вы
писатели. Как бы вы закончили этот
рассказ?
Прочитав 3 часть рассказа, сравните свою версию, с версией
автора. (Это и будет вашим домашним заданием).
-Как вы думаете, каким будет конец истории? Лебедь улетит
от Тараса. Лебедь останется с Тарасом, и они будут жить
вместе.
-Я буду читать, а вы подумайте, совпало ли ваше
предположение с текстом.
-Совпало ли ваше предположение с текстом?
Как назовем эту часть?
-Ребята, я записывала название частей текста на доску,
прочитайте, что у нас получилось? План текста.
-Для чего мы составили план. С помощью этого плана будет
легче пересказывать дома.
5-7 мин
8
Работа в парах.
Цель для учащихся: схематически
изобразить обложку рассказа
(автор, жанр, название)
Цель для учителя: проверить
осознанность прочитанного
произведения
Методы: практическая работа
Составление модели обложки к
произведению.
Беседа-связь с настоящим
временем.
Цель для учителя:
Воспитывать милосердие, любовь к
животным.
- Понравилось ли вам это произведение?
-Какие чувства вызвала у вас эта история? (Грусть, жалость)
-Соответствует ли название его содержанию? Почему?
(Соответствует, так как рассказывалось о лебеде, которого
взял к себе Тарас, Тарас взял к себе лебедя и ухаживал за ним).
-Верны ли, оказались, ваши предположения Приемышем
оказался лебедь? (Да, верны)
-Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать в парах, как
сидите.
-Составьте модель обложки этого произведения (заготовки
частей модели лежат на партах, работают в парах,
анализируют и выбирают нужные части)
-Проверьте, правильно ли выполнили задание (слайд).
-Почему прямоугольник коричневого цвета? (рассказ о
животных)
-Ребята, подойдите к окну посмотрите, какие птицы остались
зимовать? (Воробьи, голуби, сороки, прилетели синицы).
-Сейчас зима, много ли корма есть для птиц? (Нет)
–Чем мы им можем помочь? (Развесить кормушки).
-А нужно ли помогать птицам, животным? Для чего?
(Заботиться о них. Проявлять милосердие).
5 мин
9
10
Обобщение полученных знаний.
Дифференциация.
Цель для учащихся:
Выполнить работу самостоятельно,
при работе над небольшим текстом
учиться высказывать своё мнение.
Цель для учителя: подвести итог
всему сказанному на уроке.
Рефлексия.
Цель для учащихся: осознать свою
учебную деятельность.
Информация о домашнем задании.
Выставление отметок.
-Вспомните и расскажите, как лебедь оказался у Тараса?
+Лебедя с лебёдушкой застрелили, Тарас взял к себе маленького
лебедя.
-Почему Тарас решил приютить лебедя?
-Как вы считаете, правильно поступил Тарас?
+Да, о животных нужно заботиться.
-Как бы вы поступили на его месте?
+Если родители разрешат, возьму к себе и буду заботиться.
-С каким произведением познакомились на уроке?+Приёмыш.
- Кто автор рассказа?+Д. Н. Мамин – Сибиряк.
-Чему учит нас рассказ?+Доброте, заботе о животных.
+Милосердию к птицам зимой
В начале урока мы говорили о добре и зле.
Какие же добрые дела совершил главный герой рассказа.
А зло было в рассказе.
- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно
иметь?
( добрую душу и доброе сердце)
Чему учит этот рассказ? (добру, отзывчивости, любить и
защищать природу).
Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что
если он оставит Приёмыша у себя , то тот умрёт от тоски. Мы знаем,
что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде,
зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный
путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так
как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но
здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Давайте
пожелаем Приёмышу счастливого пути.
Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым
и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое
притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает
к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг
Тараса
собрались
лебедь,
собака.
Давайте
попробуем
составить
характеристику героям произведения лебедю, Соболько, Тарасу. Какие
черты характера присущи обитателям, живущим на Светлом озере.
Тарас - умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый,
Лебедь – умный, вольный, особенный, благодарный, добрый.
Соболько – ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный,
бескорыстный.
Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.
Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки не сделает зла.
Задача,
которую
решал
Дмитрий
Наркисович
Мамин
–
Сибиряк
в
данном произведении -
показать положительный поступок старого
рыбака
Тараса
и
выразить
симпатии
к
обитателям,
живущим
на
Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай,
помогающий
нам
разглядеть
в
старом
рыбаке
Тарасе
огромное
заботливое
сердце
настоящего
героя.
В
окружающей
нас
действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы
хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому -
то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать
«безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не
очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы
ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы
должны
вырасти
настоящими
людьми.
А
это
значит:
отзывчивыми,
вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово.
И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.
Вывод: Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё
должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные
птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего
любимого
или
любимой,
они
жертвуют
своей
жизнью.
Такой
любви, надо учиться у лебедей - нам, людям.
•
Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…
•
Рассказ помог понять…
•
Для меня было сложным…
•
Мне понравилось…
Дома вы перескажите рассказ по составленному плану.
Ребята придумают продолжение рассказа, пытаясь ответить на
вопрос «Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?
-Оцените свою работу, и работу товарищей аргументируя своё
решение.
№
п/п
Слова
Тарас
Лебедь
Собака
1
Пёстрая
2
Умная
3
Лучший друг человека
4
Гуляка
5
Бобыль
6
Князь князем
7
Божья тварь
8
Гордая
9
Настоящая
10
Царская
11
Старый
12
Утомлённый
13
Дряхлый
14
Жалкий
В какое время года происходили
события, описываемые автором?
Зимой
Весной
Осенью *
Как называется озеро?
Синее
Светлое *
Грязное
Как звали старика?
Иван
Семён
Тарас *
Сколько лет жил Тарас на озере?
10
40*
5
С кем жил старик на озере?
С собакой*
С курицей
С лисой
Как звали собаку?
Тузик
Соболько *
Шарик
Какую птицу приютил Тарас?
Лебедя *
Утку
Индюка
Как старик назвал птицу?
Прикормыш
Выкормыш
Приёмыш *
Где Тарас запер птицу?
В сундуке
В ящике
В избушке*
Для чего старик запер птицу?
Чтобы не улетел*
Чтобы никто его
не увидал
Чтобы не играл с
собакой
Как сложилась дальнейшая
судьба лебедя?
Остался жить с
Тарасом
Улетел в лес
Улетел в тёплую
сторону*
Используемая литература:
Учебник – литературное чтение -3 класс .Автор Л. А. Ефросинина , издательство Вентана- Граф. Начальная школа 21
век.
Рабочая тетрадь - литературное чтение 3 класс №2. Л. А. Ефросинина, издательство Вентана- Граф