Автор: Абрасёва Оксана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: начальной школы-детский сад №9
Населённый пункт: г.Данилова Ярославской области
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Формирование классного коллектива через системно-деятельностный подход"
Раздел: начальное образование
Формирование сплочённого коллектива
через системно-деятельностный подход
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным
руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе,
другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она,
несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс.
Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения
между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать
заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать
коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором
деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный
руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся
.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека
определяют ориентированность на знания и использование новых технологий,
активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего
времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение,
эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для
взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-
деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход предъявляет новые требования к качествам
классного руководителя:
1. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном
процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных
контингентов детей и реагировать на их потребности.
2. Выступать в роли инструктора, наставника, консультанта, занимать позицию
куратора, управленца, помощника.
3. Готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию, применять
полученные знания в профессиональной деятельности. Владеть современными
образовательными технологиями, в том числе ИКТ.
Помочь ребенку и научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего,
классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по
организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:
-открытость - совместное планирование (классный руководитель + обучающиеся +
родители);
-привлекательность будущего дела;
-деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;
-свобода участия (учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном
мероприятии);
-обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);
-сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по
выполняемому делу;
-Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
В 2013 учебном году я пришла в школу №9 учителем и классным руководителем в
моем 1 классе. И первым вопросами с ними были для меня следующие: « Сложится
ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». Для меня
они
были
совершенно
незнакомые
дети.
Как
работать
с
детьми
младшего
школьного
возраста,
ведь
до
4-х
летнего
декретного
отпуска
я
работала
в
Хабаровской школе с учениками с 5-9 классы.
Ко мне дети приходили со своими правилами и законами, это уже был сплочённый
классный коллектив, со своими классными традициями и совместными делами, а
мне оставалось продолжать начатую работу в иных для детей условиях. Поэтому я
взяла тему самообразования классного руководителя «Формирование сплочённого
коллектива младших школьников», над которой я работала в 1,2 классе. Прежде
всего, я постарался определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу
собрать
их
в
единый
классный
«кулачок».
Мне
очень
хотелось,
чтобы
они
раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом
для меня оставался один: «Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Одной
из
основных
задач
классного
руководителя
является
воспитание
в
коллективе и через коллектив.
Перед собой я поставил ряд задач, это, прежде всего:
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно – ценностных взглядов учащихся.
4.
Организация
всех
видов
деятельности,
которые
помогли
бы
раскрыться
индивидуальностям в моём классе
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать
разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных
бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих
выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию
праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. На Схеме №1 Вы можете
увидеть разнообразие форм и методов работы классного руководителя.
Схема №1
Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере
того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив,
складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи,
устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. Свою
деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько
стадий, которые взаимосвязаны между собой.
Стадии формирования классного коллектива:
I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций,
установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь
учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и
других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа
класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.
Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил
жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений.
Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для
ребёнка.
Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе
воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой
индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация
самоуправления.
Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их
собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои
классные дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива.
Подведение итогов пребывания в начальной школе.
В большинстве литературы выделяют следующие пути сплочения коллектива.
Пути сплочения коллектива
1.
Цель коллектива (перспектива)
У разных классов слишком разные перспективы – это то, к чему стремится
приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к
себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся
деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижению общей цели должна быть
обязательно совместной и увлекательной во всех смыслах.
А.С. Макаренко выбор цели считал особенно важным. Практическую цель, которая
способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он
исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является
завтрашняя радость». Выделяют перспективы близкая, средняя, далёкая.
2.Самоуправление
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно
не может создаваться «сверху», т.е., начиная с создания органов, оно естественно
должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При
этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической
системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким
алгоритмическим действиям:
-разделению конкретного дела на законченные части и объемы;
-формированию микрогрупп соответственно частям и объемам;
-выбору ответственных за каждый участок деятельности;
-объединению ответственных в единый орган самоуправления;
-выбору главного, ответственного лица.
Таким образом, органы самоуправления и их количество в школе формируются в
зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в
реализацию которых включены школьники на данный момент. Другими словами,
многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда
не формируются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл,
позволяющий варьировать отношения руководства – подчинения.
На первом классном часу мною было предложено ребятам выбрать какое–то дело
по душе. Кто-то захотел ухаживать за цветами, а кто-то стать командиром класса.
Регулярно проводились беседы о значимости этой работы для всего класса, о желании
или нежелании продолжать эту работу детьми. В конце полугодия дети подводили
итоги, и лучшие ребята за свой труд награждались. Так постепенно сложились
поручения в классе, и круг обязанностей для каждого члена классного коллектива.
Позже на классных собраниях каждый из ребят уже высказали не только своё мнение о
том, в каком секторе он хочет работать, но и в каком из секторов мог бы работать его
одноклассник. Нередко дети сами находили себе полезное дело для блага всего класса.
На слайде вы видите основные центры, выбранные ребятами в классе.
Дети в классе очень активные, все стремятся в лидеры. Центры, которые были
созданы, являлись и временными, созданными на какое-то конкретное дело, и
постоянные. В течение трех лет некоторые поручения изжили себя, на их место
пришли новые.
В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует
развитию активности, инициативы.
Как учитель, классный руководитель, хочу отметить, что такая организация труда в
классе несет мне огромную помощь в работе, а дети, понимая значимость своего
дела, получают удовольствие от своего труда.
3.Включение детей в совместную деятельность
Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их
совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение,
общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по
художественному творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является объективным
фактором формирования коллектива.
Интересными, на мой взгляд, методами являются: метод проекта, коллективно-
творческого
дела,
деятельностные
и
игровые
методы.
Основными
формами
организации
внеурочной
воспитательной
работы
в
классе
являются:
праздник,
тематический
классный
час,
интеллектуальные
игры,
научно-исследовательские
работы, беседы, экскурсии, организация и проведение праздников.
Организация и проведение праздников – одна из форм воспитательной работы. Я
старалась, чтобы каждый ребенок принимал участие в этих совместных мероприятиях,
потому что это значимо как для самого ребенка, так и для его родителей.
Первым коллективным делом стал праздник в 1 классе «Прощание с Букварём»,
как
результат
совместной
работы
с
родителями,
которые
помогали
детям
в
оформлении работ, подборке материалов для праздника, родители были сказочными
героями, которые проводили экзамены для детей.
«Летопись добрых дел»
Одной из форм воспитательной работы является общественно-полезный труд.
Ребята регулярно следили за чистотой в классе, с удовольствием участвовали в уборке
школьной территории.
Коллективно-творческие дела позволяют создать во взводе широкое игровое
творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в
ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.
Учащиеся
приобретают
навыки
общения,
учатся
работать,
делить
успех
и
ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут
два
важных
процесса
одновременно
-
формирование
и
сплочение
классного
коллектива, и развитие личности учащегося на основе усвоения способов
4.Традиции коллектива
Работая в 3-4 классах я изменила тему на «Формирование сплоченного коллектива
через традиции класса и школы»
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив
большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной
жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.
Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные
переживания, украшают жизнь.
Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом,
новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными –
это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.
Традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они
вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.
Принципы формирования традиций в детском коллективе:
Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.
Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные
действия.
Использование чувство юмора как неотъемлемого методического средства в работе с
учащимися.
Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив -
это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности
после большой трудной работы собраться всем вместе.
Если у детей нет праздника, то
его надо придумать.
А еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами,
плакатами с хорошими, добрыми словами, готовят праздничное угощение и ждут
гостей, чтобы поделиться радостью, своими успехами в работе, услышать слова
благодарности. Так зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и
передается из года в год. Традиционными у нас стали День матери России,
праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, Новый год,
День юмора и другие).
Жизнь коллектива учащихся украшают традиции. Классный руководитель помогает
школьникам постепенно установить свои традиции: отмечать знаменательные даты,
проводить вечера любимых героев, писателей, праздновать дни рождения учащихся и
т.д.
Традиции класса должны не идти вразрез с общешкольными традициями, а дополнять
их. Традиции школы связывают духовными нитями первичные коллективы.
На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую
очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль
на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным
коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение
имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс, на мой взгляд, успешен на
пути поиска своего место в общешкольном коллективе, ребята участвуют в подготовке
и проведении всех общешкольных мероприятий (конкурсы, праздники, научно-
практические конференции, шефская работа в начальной школе и т.д.).
В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный
подход, важной задачей которого является формирование активной жизненной
позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему
классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить
возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать возможность
получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать условия для
раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и
содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент
времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал
усилия для ее осуществления.
Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет
семейных традиций - у вас нет семьи. И это не елка на Новый Год, не кулич на Пасху –
а свои собственные, неповторимые традиции.
Праздники не только помогают совместными усилиями решить поставленные
задачи,
но
и
даёт
бесценную
информацию
классному
руководителю
о
детско-
родительских отношениях, о потенциале семьи, о возможностях личностного развития
для каждого члена семьи.
Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить
полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка,
впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому
большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания
должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая
эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса,
выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий,
поездок, походов, встреч с интересными людьми. Благодаря этому, каждый родитель
понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий.
И в заключении хочется сказать, что ребята мне помогли понять: главное не
воспитывать, а прожить с ними тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе.
При этом к воспитанникам относиться так, как хочу, чтобы они относились ко мне.
Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь
характер - пожнешь судьбу».
Можно
с
уверенностью
сказать,
что
деятельностный
подход
во
внеурочной
деятельности
позволяет
не
только
ученику
начальной
школы
найти
себя,
самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он
будет
уверен
в
себе,
сможет
самостоятельно
применять
полученные
знания,
без
помощи
взрослых,
что
позволит
ему
ещё
больше
преуспеть
в
учёбе
и
даст
возможность найти себя ещё и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше
всего интересно. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он
получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд,
деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые
технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши ученики.