Напоминание

"Формирование классного коллектива через системно-деятельностный подход"


Автор: Абрасёва Оксана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: начальной школы-детский сад №9
Населённый пункт: г.Данилова Ярославской области
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Формирование классного коллектива через системно-деятельностный подход"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование сплочённого коллектива

через системно-деятельностный подход

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным

руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе,

другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она,

несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс.

Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения

между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать

заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать

коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором

деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный

руководитель.

Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся

.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека

определяют ориентированность на знания и использование новых технологий,

активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего

времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение,

эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для

взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-

деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход предъявляет новые требования к качествам

классного руководителя:

1. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном

процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных

контингентов детей и реагировать на их потребности.

2. Выступать в роли инструктора, наставника, консультанта, занимать позицию

куратора, управленца, помощника.

3. Готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию, применять

полученные знания в профессиональной деятельности. Владеть современными

образовательными технологиями, в том числе ИКТ.

Помочь ребенку и научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего,

классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по

организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

-открытость - совместное планирование (классный руководитель + обучающиеся +

родители);

-привлекательность будущего дела;

-деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;

-свобода участия (учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном

мероприятии);

-обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

-сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по

выполняемому делу;

-Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

В 2013 учебном году я пришла в школу №9 учителем и классным руководителем в

моем 1 классе. И первым вопросами с ними были для меня следующие: « Сложится

ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». Для меня

они

были

совершенно

незнакомые

дети.

Как

работать

с

детьми

младшего

школьного

возраста,

ведь

до

4-х

летнего

декретного

отпуска

я

работала

в

Хабаровской школе с учениками с 5-9 классы.

Ко мне дети приходили со своими правилами и законами, это уже был сплочённый

классный коллектив, со своими классными традициями и совместными делами, а

мне оставалось продолжать начатую работу в иных для детей условиях. Поэтому я

взяла тему самообразования классного руководителя «Формирование сплочённого

коллектива младших школьников», над которой я работала в 1,2 классе. Прежде

всего, я постарался определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу

собрать

их

в

единый

классный

«кулачок».

Мне

очень

хотелось,

чтобы

они

раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом

для меня оставался один: «Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

Одной

из

основных

задач

классного

руководителя

является

воспитание

в

коллективе и через коллектив.

Перед собой я поставил ряд задач, это, прежде всего:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно – ценностных взглядов учащихся.

4.

Организация

всех

видов

деятельности,

которые

помогли

бы

раскрыться

индивидуальностям в моём классе

Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать

разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных

бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих

выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию

праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. На Схеме №1 Вы можете

увидеть разнообразие форм и методов работы классного руководителя.

Схема №1

Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере

того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив,

складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи,

устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. Свою

деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько

стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций,

установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь

учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и

других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа

класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.

Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил

жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений.

Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для

ребёнка.

Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе

воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой

индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация

самоуправления.

Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их

собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои

классные дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива.

Подведение итогов пребывания в начальной школе.

В большинстве литературы выделяют следующие пути сплочения коллектива.

Пути сплочения коллектива

1.

Цель коллектива (перспектива)

У разных классов слишком разные перспективы – это то, к чему стремится

приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к

себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся

деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижению общей цели должна быть

обязательно совместной и увлекательной во всех смыслах.

А.С. Макаренко выбор цели считал особенно важным. Практическую цель, которая

способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он

исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является

завтрашняя радость». Выделяют перспективы близкая, средняя, далёкая.

2.Самоуправление

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно

не может создаваться «сверху», т.е., начиная с создания органов, оно естественно

должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При

этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической

системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким

алгоритмическим действиям:

-разделению конкретного дела на законченные части и объемы;

-формированию микрогрупп соответственно частям и объемам;

-выбору ответственных за каждый участок деятельности;

-объединению ответственных в единый орган самоуправления;

-выбору главного, ответственного лица.

Таким образом, органы самоуправления и их количество в школе формируются в

зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в

реализацию которых включены школьники на данный момент. Другими словами,

многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда

не формируются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл,

позволяющий варьировать отношения руководства – подчинения.

На первом классном часу мною было предложено ребятам выбрать какое–то дело

по душе. Кто-то захотел ухаживать за цветами, а кто-то стать командиром класса.

Регулярно проводились беседы о значимости этой работы для всего класса, о желании

или нежелании продолжать эту работу детьми. В конце полугодия дети подводили

итоги, и лучшие ребята за свой труд награждались. Так постепенно сложились

поручения в классе, и круг обязанностей для каждого члена классного коллектива.

Позже на классных собраниях каждый из ребят уже высказали не только своё мнение о

том, в каком секторе он хочет работать, но и в каком из секторов мог бы работать его

одноклассник. Нередко дети сами находили себе полезное дело для блага всего класса.

На слайде вы видите основные центры, выбранные ребятами в классе.

Дети в классе очень активные, все стремятся в лидеры. Центры, которые были

созданы, являлись и временными, созданными на какое-то конкретное дело, и

постоянные. В течение трех лет некоторые поручения изжили себя, на их место

пришли новые.

В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует

развитию активности, инициативы.

Как учитель, классный руководитель, хочу отметить, что такая организация труда в

классе несет мне огромную помощь в работе, а дети, понимая значимость своего

дела, получают удовольствие от своего труда.

3.Включение детей в совместную деятельность

Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их

совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение,

общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по

художественному творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является объективным

фактором формирования коллектива.

Интересными, на мой взгляд, методами являются: метод проекта, коллективно-

творческого

дела,

деятельностные

и

игровые

методы.

Основными

формами

организации

внеурочной

воспитательной

работы

в

классе

являются:

праздник,

тематический

классный

час,

интеллектуальные

игры,

научно-исследовательские

работы, беседы, экскурсии, организация и проведение праздников.

Организация и проведение праздников – одна из форм воспитательной работы. Я

старалась, чтобы каждый ребенок принимал участие в этих совместных мероприятиях,

потому что это значимо как для самого ребенка, так и для его родителей.

Первым коллективным делом стал праздник в 1 классе «Прощание с Букварём»,

как

результат

совместной

работы

с

родителями,

которые

помогали

детям

в

оформлении работ, подборке материалов для праздника, родители были сказочными

героями, которые проводили экзамены для детей.

«Летопись добрых дел»

Одной из форм воспитательной работы является общественно-полезный труд.

Ребята регулярно следили за чистотой в классе, с удовольствием участвовали в уборке

школьной территории.

Коллективно-творческие дела позволяют создать во взводе широкое игровое

творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в

ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

Учащиеся

приобретают

навыки

общения,

учатся

работать,

делить

успех

и

ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут

два

важных

процесса

одновременно

-

формирование

и

сплочение

классного

коллектива, и развитие личности учащегося на основе усвоения способов

4.Традиции коллектива

Работая в 3-4 классах я изменила тему на «Формирование сплоченного коллектива

через традиции класса и школы»

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив

большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной

жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные

переживания, украшают жизнь.

Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом,

новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными –

это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они

вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.

Принципы формирования традиций в детском коллективе:

Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.

Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные

действия.

Использование чувство юмора как неотъемлемого методического средства в работе с

учащимися.

Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив -

это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности

после большой трудной работы собраться всем вместе.

Если у детей нет праздника, то

его надо придумать.

А еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами,

плакатами с хорошими, добрыми словами, готовят праздничное угощение и ждут

гостей, чтобы поделиться радостью, своими успехами в работе, услышать слова

благодарности. Так зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и

передается из года в год. Традиционными у нас стали День матери России,

праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, Новый год,

День юмора и другие).

Жизнь коллектива учащихся украшают традиции. Классный руководитель помогает

школьникам постепенно установить свои традиции: отмечать знаменательные даты,

проводить вечера любимых героев, писателей, праздновать дни рождения учащихся и

т.д.

Традиции класса должны не идти вразрез с общешкольными традициями, а дополнять

их. Традиции школы связывают духовными нитями первичные коллективы.

На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую

очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль

на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным

коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение

имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс, на мой взгляд, успешен на

пути поиска своего место в общешкольном коллективе, ребята участвуют в подготовке

и проведении всех общешкольных мероприятий (конкурсы, праздники, научно-

практические конференции, шефская работа в начальной школе и т.д.).

В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный

подход, важной задачей которого является формирование активной жизненной

позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему

классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить

возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать возможность

получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать условия для

раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и

содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент

времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал

усилия для ее осуществления.

Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет

семейных традиций - у вас нет семьи. И это не елка на Новый Год, не кулич на Пасху –

а свои собственные, неповторимые традиции.

Праздники не только помогают совместными усилиями решить поставленные

задачи,

но

и

даёт

бесценную

информацию

классному

руководителю

о

детско-

родительских отношениях, о потенциале семьи, о возможностях личностного развития

для каждого члена семьи.

Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить

полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка,

впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому

большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания

должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая

эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса,

выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий,

поездок, походов, встреч с интересными людьми. Благодаря этому, каждый родитель

понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий.

И в заключении хочется сказать, что ребята мне помогли понять: главное не

воспитывать, а прожить с ними тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе.

При этом к воспитанникам относиться так, как хочу, чтобы они относились ко мне.

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь

характер - пожнешь судьбу».

Можно

с

уверенностью

сказать,

что

деятельностный

подход

во

внеурочной

деятельности

позволяет

не

только

ученику

начальной

школы

найти

себя,

самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он

будет

уверен

в

себе,

сможет

самостоятельно

применять

полученные

знания,

без

помощи

взрослых,

что

позволит

ему

ещё

больше

преуспеть

в

учёбе

и

даст

возможность найти себя ещё и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше

всего интересно. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он

получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд,

деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые

технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши ученики.



В раздел образования