Напоминание

"Особенности работы концертмейстера-баяниста в классе народного танца"


Автор: Хабибуллина Айгуль Зуфаровна
Должность: преподаватель по классу баяна,концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ с.Зирган
Населённый пункт: с.Зирган,Мелеузовский район,р.Башкортостан
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Особенности работы концертмейстера-баяниста в классе народного танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение Дополнительного образования «Детская школа

искусств» с. Зирган муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан

Методический доклад к открытому уроку

«Особенности работы концертмейстера-баяниста

в классе народного танца»

Подготовила: концертмейстер по классу хореографии Хабибуллина А.З.

с.Зирган 2017г.

Оглавление

Тема и план урока ………………………………… 3

Введение …………………………………………… 5

Знание специфики хореографического искусства

Педагогические функции концертмейстера ………………..8

Взаимодействие концертмейстера с хореографом ………. 10

Методы и приемы музыкального развития учащихся

на уроках хореографии …………………………………….. 11

Основные этапы музыкального сопровождения на уроках

народно-сценического танца ………………………………. 12

Основные свойства музыкальных фрагментов …………… 15

Признаки отбора музыкальных фрагментов ……………… 17

Знания, умения и навыки концертмейстера ………………. 21

Заключение ………………………………………………….. 24

Литература …………………………………………………… 25

Тема

урока:

«Особенности

работы

концертмейстера-баяниста в

классе

народного танца »

Класс: 7 класс отделения хореографии урок народного танца.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Цель урока: Обобщение творческой и педагогической деятельности

концертмейстера, определение основных профессиональных и

психологических качеств необходимых для полноценной работы

концертмейстера-народника на примере работы с 7 классом отделения

хореографии на уроке народного танца.

Задачи урока /хореографа/:

выработка умений самостоятельно применять знания в

комплексе, в новых условиях;

отработка основных движений русского, белорусского,

западноукраинского танцев в экзерсисе у станка и на середине, в

танцевальных композициях;

воспитание артистичности и музыкальности исполнения

движений

Задачи урока /концертмейстера/:

развитие музыкального восприятия метроритма;

ритмичное исполнение движений под музыку, умение

воспринимать их в единстве;

развитие умения согласовывать характер движения с

характером музыки;

эмоциональное восприятие народной музыки и чувства

ритма

План урока:

I.I Методический доклад

Введение

1.Знание специфики хореографического искусства

2. Педагогические функции концертмейстера

3

3.Взаимодействие концертмейстера с хореографом

4.1.Методы и приемы музыкального развития учащихся

на уроках хореографии

4.2.Основные этапы музыкального сопровождения на уроках

народно-сценического танца

4.3.Основные свойства музыкальных фрагментов

5. Признаки отбора музыкальных фрагментов

6. Знания, умения и навыки концертмейстера

Заключение

Литература

4

Введение

Народно-сценический

танец

является

одним

из

главных

предметов

специального цикла хореографических дисциплин. На уроках народно-

сценического

танца

дети

знакомятся

с

танцами

народов

различной

национальности,

основной

задачей

педагога

является

- научить

учащихся точно и выразительно передавать национальный характер

танца.

Народный танец органически связан с музыкой. Она сообщает

каждому

движению

выразительность,

законченность.

Основными

принципами

музыкального

оформления

урока

является

соответствие

музыки

характеру движения,

его

темпу,

ритму,

стилю.

Подбор

музыкальных

произведений

ведется

с

учетом

характера

движений.

Музыка сообщает каждому движению выразительность, законченность,

музыкальный

материал

яркий,

колоритный

и

ритмически

удобный,

соответствует движению по характеру, стилю, национальной окраске.

Оформление

урока

должно

прививать

учащимся

осознанное

отношение

к

музыкальному

произведению

умение

слышать

музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом

рисунке, динамике.

На занятиях народно-сценического танца, учащиеся, знакомясь

с танцами народов различной национальности, приобщаются к лучшим

образцам

народной

музыки,

таким

образом,

формируется

их

музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное

мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать

музыку и движение в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей

отличать характер музыкального произведения.

Знание

специфики хореографического искусства

Урок в хореографическом классе состоит из целого ряда

5

разнообразных движений, исполняющихся в порядке постепенно

возрастающих трудностей и повторяющихся по нескольку раз для развития

и

отработки

техники

исполнения. В

творческом

плане

урок

состоит

из

экспозиции,

кульминации

и

заключения.

Структура

урока

содержит

три

части:

экзерсис

(от

франц.

exercice

упражнение)

у

балетного

станка,

экзерсис на середине зала и Allegro. Экзерсис складывается из одних и тех же

танцевальных

движений,

следующих

в

определенном

и

установленном

порядке

от

простых

к сложным. Все движения урока, весь его учебный

материал озвучивается, оформляется музыкой.

В

работе

концертмейстера

всегда

есть

объективные сложности. Ему

приходится

работать

с

детьми

разного

возраста

(от

начинающих

школьников

до

выпускников),

с

педагогами

разных

танцевальных

направлений – классической хореографии, народного и современного

танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии

с

возрастом

танцоров,

репертуаром

данной

возрастной

категории

и

танцевальным

направлением,

не

просто.

Путь

один

постоянное

совершенствование,

серьезный

творческий

подход

к

работе.

Концертмейстер должен быть «универсальным» музыкантом.

Прежде

всего

концертмейстер-народник

должен

знать

специфику хореографического искусства.

Овладение танцевальной терминологией.

Необходимо

четко знать

о

каком

упражнении

идет

речь.

Му з ы ка л ь н ы е

т е рм и н ы

и т а л ь я н с ко го

п р о и с хож д е н и я ,

а

хореографические

французского.

Поэтому

концертмейстер

должен

понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное

сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi

plie,

Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях

разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание.

Значит, музыкальное сопровождение

6

плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4).

Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на

носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит

резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в

позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким.

Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4.

Знание исполнения того или иного упражнения.

Чтобы четко представлять себе структуру упражнения,

накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать

акцент, динамическими оттенками помогать движению.

Правильное соотношение, соответствие

упражнения с

музыкальным материалом. Уметь быстро ориентироваться в нотном

тексте.

Дело в том, что педагог может остановить занятие в любом

месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно.

И для этого концертмейстер должен знать, с какого места нотного

материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.

Знание исполнения всех хореографических упражнений,

которыми воспитанники овладевают на уроках.

Это необходимо для того, чтобы провести полноценное занятие

в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и

педагогические функции.

Работа концертмейстера

в ансамбле с танцорами.

Правильная работа в ансамбле – необходимое в

концертмейстерской практике качество. Играя, концертмейстер четко

осознает, что не является самостоятельным исполнителем, а

своей игрой помогает глубже проникнуть в эмоциональную структуру

танца. Во время исполнения учитываются и разные физические способности

7

воспитанников. Здесь выступает проблема темпового соответствия

хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У

каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами.

У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость,

у другого - великолепное равновесие, природная способность к высокому

прыжку. Выполняя одно движение, выполняют его по-разному, следовательно

концертмейстер передает агогические микроускорениях или замедления,

почти неуловимые градации, которые присутствуют в исполнении каждого

танцора.

Концертмейстер должен способствовать развитию

активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс

сотворчества.

Можно предложить детям две-три аналогичные темы

аккомпанемента на выбор и использовать тот материал, который им на

слух больше понравится.

Внимание концертмейстера.

Оно объемное. Объём внимания во многом зависит от знания

объектов и их связей друг с другом: работа рук, меха, музыкальный

материал, внимание на детей и педагога. Как помочь движению темпом,

акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в

поле зрения весь класс.

Работа с нотным материалом, подбор нотного материала

для народно-сценического экзерсиса,

концертных выступлений.

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по

следующим моментам: характер, темп, метроритм, форма музыкального

произведения.

Педагогические функции концертмейстера

В обязанности концертмейстера входит участие в решении

образовательных и воспитательных задач. Естественно образование в

8

классе хореографии невозможно без верного помощника педагога –

концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и

репетициях.

I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях

хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.

Музыкально-ритмические движения – вид деятельности, в

основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального

материала.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3

взаимосвязанных направления:

обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие

музыкального слуха;

усвоение музыкальных знаний;

формирование умений подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные

двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять

движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков.

Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а

музыкальную – концертмейстер.

II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ.

Движения под музыку способствуют усилению эмоционального

воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного

образа. Танец – создание художественного образа под музыку. Получается,

что роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать

музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу. Задача

занятий – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять

танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному

движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей

чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке

9

вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.

Совместно с преподавателем непосредственно участвует в

учебном процессе, музыкальном воспитании учащихся.

Осуществляет подготовительную работу для координации

действий на уроке.

Способствует развитию у учащихся художественного вкуса,

расширению музыкально-образных представлений, стимулируя развитие

творческой индивидуальности.

Осведомленность

об

основных

движениях,

умение

одновременно

играть и видеть танцующих.

Участвует в деятельности педагогических и иных советов

школы, в работе по проведению родительских собраний,

консультаций, воспитательных

и

других

мероприятий

предусмотренных программой деятельности школы, планами

работы.

Выполняет

обязанности

связанные

с

образовательным

процессом - подготовка и участие в конкурсах, концертах, семинарах и

т.п., организация и проведение культурно-массовых мероприятий.

Заменяет на уроках временно отсутствующего педагога.

Изучает опыт работы по эстетическому воспитанию детей в

хореографических коллективах других организаций.

Взаимодействие концертмейстера с хореографом.

Результативная работа в хореографических классах возможна только в

содружестве

педагога-хореографа

и

музыканта.

Педагог

и

концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте,

хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого

урока. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что

немалую

роль

играет психологическая

совместимость,

личностные

качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества

10

нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания.

Важно,

чтобы

концертмейстер

был

другом

и

партнером.

Только

с

позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь

высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся

хореографических классов.

Сотворчество

педагога-хореографа

и

концертмейстера

необходимо

во

всех

сферах:

планирование,

реализация

программ,

учебной

и

постановочной

работы.

От

концертмейстера

не

зависит

построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на

каком

эмоциональном

уровне

они

пройдут,

во

многом

зависит

от

музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.

Музыку

для

сопровождения

танцевальных

упражнений

необходимо

постоянно

пополнять

и

разнообразить,

руководствуясь

эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное

звучание на уроках одних и тех же произведений, ведет к механическому,

неэмоциональному

выполнению

упражнений.

Нежелательна

и

другая

крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание

учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

Методы и приемы музыкального

развития

учащихся на уроках хореографии

Первоисточником

получения

знаний

является

сама

музыка,

только

она

пробуждает

«музыкальные»

чувства

человека.

Вначале идет работа по накоплению опыта слушания музыки.

Вторым

источников

получения

знаний

является

слово

педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и

восприятию

музыкального

образа

конкретных музыкальных

произведений.

Третьим источником является непосредственно

11

музыкально-танцевальная деятельность самих детей.

Для

развития

«музыкальности»

исполнения

танцевального

движения применяются следующие методы работы:

наглядно-слуховой

(слушание

музыки

во

время

показа

движений педагогом)

словесный

(педагог

помогает

понять

содержание

музыкального

произведения,

пробуждает

воображение,

способствует проявлению творческой активности)

практический

(конкретная

деятельность

в

виде

систематических упражнений)

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это

мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же

характерная особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими

– это понятие метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в

музыке и в танце един. Все эти характеристики танцующие дети должны

знать, понимать, определять. А это уже основы музыкальной грамоты.

Ритм, мелодия, метр, гармония, тембр –

в совокупности

составляют

язык

музыки,

и

концертмейстер

учит

детей

понимать

его. Тонкое чувство восприятия музыки развивается у детей во время

органичного

соединения

движения

и

музыкальной

фразы

(начало

и

окончание).

Концертмейстер учит выполнению «команд»: начало мелодии –

начало

движения,

окончание

мелодии

окончание

движения.

Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.

Основные этапы музыкального сопровождения

на уроках народно-сценического танца.

Первый

этап –

первоначальное

знакомство

с

музыкальным

произведением.Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с

12

музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и

эмоционально откликаться на выраженные в них чувства, уметь

точно исполнять вступление.

В

процессе

освоения

нового

музыкального

материала

участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому

материал

дается

в

целостном

виде,

а

не

раздробленно.

Педагог-

хореограф

показывает

движения

под

музыкальное

сопровождение

(первый этап – одно-два занятия).

Второй

этап –

формирование

умений

в

о бл а с т и

музыкального

исполнения

движений,

восприятия

музыкального

сопровождения в единстве с движениями.

Здесь

ставятся

задачи:

умение

исполнять

движения

в

соответствии с характером музыки, углубленное восприятие и передача

настроения

музыки

в

движении,

координация

слуха

и

характера

движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении,

исправляются

ошибки,

постепенно

вырабатываются

оптимальные

приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается

длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала

для каждого движения в соответствии с предъявляемыми требованиями

(квадратность,

ритмический

рисунок,

характер

мелодии,

наличие

затакта, метроритмические особенности, темп, размер).

Третий

этап –

образование

и

закрепление

навыков,

то

есть

автоматизация

способов

выполнения

заданий

в

точном

соответствии

с

характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента.

Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное

выполнение

упражнений,

развитие

самостоятельной

творческой

активности

детей.

На

этом

этапе

закрепляется

все

то,

что

отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и

зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется

13

способ

выполнения

задания.

Учащиеся

сознательно

решают

поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки

слушания и танца.

В процессе систематической работы учащиеся приобретают

умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются

содержанием

произведения,

красотой

формы,

яркостью

образов.

У

детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные

образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.

Основные принципы подбора музыкального материала

для народно-сценического танца.

Изучение народно-сценического танца обычно начинается с

разучивания упражнений у станка. Подбор музыкального материала на

занятиях ведется концертмейстером в соответствии с программными

требованиями хореографа. Упражнения у станка состоят из конкретных

упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные

музыкальные требования.

На первом году обучения народно-сценическому танцу, детям даются

основные

начальные

представления

о

нем.

На

начальном

этапе

это

делается на знакомом или несложном музыкальном материале, чтобы

учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с

музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный

материал.

Музыкальное сопровождение уроков танца должно быть очень точным,

четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное

развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя

задачи каждого

года

обучения,

а

также

проявить

не

сухое

следование

рекомендациям

нотно-музыкальных

пособий

для

хореографии,

а

индивидуально-творческий

подход

в

подборе

музыкального

оформления

уроков.

14

Остановимся на принципах подхода концертмейстера к подбору

музыкальных фрагментов для упражнений у станка, которые на протяжении

всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из

года в год, но, по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются.

Музыкальное оформление уроков народно-сценического танца должно

быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов

часто меняется в ходе урока.

Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм

должен

быть

простым,

мелодия

- несложной,

доступной.

Затем,

в

процессе

работы,

музыкальный

материал

усложняется,

усложняется

ритмический

рисунок

внутри

такта,

изменяется

форма

и

размер

музыкального фрагмента.

Основные свойства музыкальных фрагментов

для работы у станка.

Квадратность

-

на

начальном

этапе

очень

важно,

чтобы

произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что

одно движение делается 4 раза: крестом – вперед, в сторону,

назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4.

В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп

ускоряется, но квадратность остается.

Определенный ритмический рисунок и темп.

Для исполнения таких движений, как медленные приседания,

круговые

движения

ногой

ритмический

рисунок

не

имеет

особого

значения,

но

имеет

значение

темп.

Он

должен

быть

медленным

и

мелодия

должна

быть

лирической,

так

как

движения

исполняются

плавно и медленно. Для исполнения упражнений на подвижности стопы

и маленьких бросков – необходим четкий ритмический рисунок, а также

присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет

15

в

быстром

темпе восьмыми

нотами, в

музыкальных

фрагментах

должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер

2/4 или 4/4 при медленном исполнении).

Наличие затактов - любой затакт имеет немаловажное значение в

исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего

упражнения. Любой затакт, помимо того, что определяет темп

упражнения,

делает

музыкальный

фрагмент

более

четким,

активизирует

упражнения,

акцентируя

слабую

долю.

Затакт

может быть использован во всех упражнениях, так как с него

легче начать исполнять движение.

Темповые

особенности

-

при

аккомпанементе

уроку

музыкальный

темп

определяется частотой совпадения пульсации с определенными моментами

движений.

Учащиеся

и

концертмейстер

заранее

знают

основной

темп

комбинации,

т.к.

характер

и

особенности

элементов

предполагают

определенный темп исполнения. Темп постоянно корректируется педагогом и

концертмейстером.

Наиболее

важным

для

концертмейстера

показателем

темпа являются движения ног, т.к. движения рук и головы чаще всего бывают

плавными, опережающими или запаздывающими.

Метроритмические

особенности

-

танцевальное

движение

при

необходимости можно представить в любом музыкальном метре. Важен лишь

типовой способ исполнения движения по отношению к сильной доле («из-за

такта» или «на раз»).

Двухдольные метры обладают такими свойствами, как четкость, упругость,

некоторая элементарность по сравнению с другими метрами. Трехдольные

метры

воспринимаются

как

более

пластичные,

мягкие.

Музыкальные

размеры 6/8 и 12/8, наряду с качествами, свойственными

16

трехдольным метрам, обладают размеренностью и способностью такта

делиться пополам, что очень удобно с точки зрения хореографического

счета.

Признаки

отбора музыкальных фрагментов

для основных упражнений у станка.

Приседания– размер 4/4, 3/4, 2/4 музыка плавная, темп – moderato.

Фрагмент

должен

быть

квадратным,

наличие

четного

ритмического

рисунка не имеет значения. Желательно наличие затакта.

Упражнения на развитие подвижности стопы – размер 2/4, 3/4

характер

музыки

-

четкий,

бодрый,

темп

allegro

или

allegretto.

Для

музыкального фрагмента желательна квадратность. Большое значение

имеет ритмический рисунок. Кроме того, имеет значение возможность

метроритмического разложения. На начальном этапе движение делается

на 2/4 и 4/4 в медленном темпе, затем на 2/4 в быстром темпе. Так же

большое

значение

имеет

затакт

и

его

акцентирование

для

точности

исполнения и передачи характера движения.

Маленькие броски – размер 2/4; темп - allegro, четкий ритмический

рисунок (по возможности, синкопированный). На начальном этапе имеет

значение квадратность, четкий ритм с акцентом на «и». Наличие затакта

н е о бход и м о

с

н ач а л ь н о го

м ом е н т а

и зу ч е н и я .

В о з м ож н о

метроритмическое разложение до четверти. На начальном этапе темп в

размере 2/4 медленный, затем быстрый.

Круговые движения ногой – размер 2/4, 4/4, 3/4; характер мелодии -

плавный, темп исполнения - умеренный, но по мере освоения движений

возрастает. Метроритмическое разложение требуется лишь на начальном

этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 – не обязательно). Одно движение

делается в этом случае на 1 такт, таким образом, замедляется темп. Если

подобран фрагмент на 2/4, то темп должен быть медленным, а если

размер 3/4 - более быстрым.

17

Каблучные упражнения - размер 2/4, Характер мелодии-яркий,

жизнерадостный, темп - allegro, необходим четкий ритмический рисунок.

Имеет значение квадратность,возможен затакт.

Низкие и высокие развороты ноги – размер 2/4, 4/4 и 3/4 характер

мелодии

плавный,

темп-

moderato.

На

начальном

этапе

требуется

квадратность, определенный ритмический рисунок не имеет значения,

возможен затакт. Метроритмическое разложение требуется на начальном

этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 – нет); в этом случае одно

движение делается на 1 такт, таким образом, замедляется темп.

Дробные выстукивания - размер 2/4, 3/4. Характер мелодии - яркий,

жизнерадостный,

темп

-

moderato,

необходим

четкий

ритм.

Имеет

значение квадратность. Возможен затакт.

Упражнения с ненапряженной стопой – размер 2/4; темп – moderato

четкий ритм. Квадратность имеет значение лишь на начальном этапе.

Ритмический рисунок желателен из мелких длительностей. Возможно

наличие затакта. Разложение ритмически требуется больше на начальном

этапе,

когда

темп

медленный,

чем

тогда,

когда

движение

уже

«выработано».

Подготовка к веревочке -

размер 2/4, темп - allegretto, moderato.

Характер

музыки

-

яркий,

жизнерадостный.

Ритмический

рисунок -

четкий. Следует подбирать квадратные музыкальные фрагменты.

Раскрывание ноги на 90 – размер 4/4, 3/4; характер музыки -

плавный,

спокойный,

темп

moderato,возможно

allegro

moderato.

Для

лучшего

усвоения

следует

подбирать

квадратные

музыкальные

фрагменты. Ритмический рисунок не имеет значения. Возможно начало

движения

с

затакта.

Метроритмическое

разложение

музыкального

материала не требуются.

Большие броски – размер 2/4, 3/4; характер музыкального фрагмента

- бодрый, энергичный; темп от allegretto до allegro moderato.

18

На начальном этапе необходим четкий квадрат. Ритмический рисунок

играет немаловажную роль. Необходимы акценты на сильную долю. В

размере

3/4

необходимо

присутствие

затакта.

Разложение

на

более

крупные длительности возможны на начальном этапе обучения; темп

варьируется в зависимости от технической «продвинутости» учащихся -

от медленного до быстрого.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать принципы, которыми

руководствуется

концертмейстер

при

выборе

музыкальных

фрагментов

к

упражнениям у станка.

На начальном этапе разучивания упражнения выполняются в медленном

темпе (одно движение на 1 такт).

Все движения упражнений у станка делятся на медленные и быстрые, с

четким ритмом, и плавно скользящие. Музыкальные фрагменты выбираются

поэтому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с синкопированным

ритмом (в размерах 2/4, 3/4, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4 и 3/4).

Необходимо помнить о квадратности, то есть одно движение делается

крестом на 4 такта. Музыкальный фрагмент делится на фразы, каждая из

которых

состоит

из

четырех

тактов.

Полная

комбинация

составляет

4

музыкальные фразы, и, таким образом, получается законченное музыкальное

предложение

из

32

тактов.

Когда

темп

увеличивается

и

одно

движение

делается на каждую долю, то фраза сокращается до 16 тактов, но при этом

она должна быть музыкально законченной.

Подготовка к каждому упражнению, на которое «открываются» руки,

называется вступление. На начальном этапе обучения этот раздел может быть

развернутым (8 тактов и более), а затем коротким (2 такта и 4 такта). Все

вступления следует исполнять точно в соответствии с темпом и характером

отобранной музыки. Обязательно должна быть люфт-пауза перед началом

выполнения упражнения (вздох).

На начальном этапе упражнения разучиваются на сильную долю.

19

А по мере их запоминания необходим затакт, особенно для упражнений на

развитие стопы и маленьких бросков. Поэтому сразу следует подбирать для

них два варианта музыки, с акцентом на сильную и слабую долю, с мелким

ритмическим рисунком .

К движениям, в которых акцентируется выброс ноги, подбираются

музыкальные фрагменты с акцентом на первую долю, или самостоятельно

можно ее акцентировать в процессе игры. Это относится в первую очередь к

большим броскам.

На начальном этапе обучения, когда берется музыкальный фрагмент на 2/4

с

мелким

ритмом,

имеет

значение разложение

его

до

более

крупных

длительностей, но чтобы при этом характер музыки не изменился.

Часто темп ускоряется за счет того, что вначале одно движение делается на

целый такт, затем только на сильные доли. Таким образом, под один и тот же

музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так и в

медленном темпе.

На простые комбинации следует давать простые музыкальные фрагменты с

ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим рисунком. В

тех случаях, когда используются более сложные размеры, комбинация по

квадратам

исполняется

на

3/4,

ускоряется

темп,

но

характер

музыки

соответствует движениям (плавный, лирический или острый).

Музыкальный материал на каждом году обучения постепенно усложняется.

На более позднем этапе обучения, когда для изучения предлагаются более

сложные варианты комбинации, концертмейстеру следует обратить внимание

на

то,

что

комбинации

могут

соединяться.

Например,

упражнения

на

развитие подвижности стопы комбинируется с маленькими бросками и др.

Существует

много

вариантов

подобных

объединений,

и

задача

концертмейстера

-

точно

подобрать

фрагмент,

чтобы

в

нем

музыкально

улавливалось

изменение

движения.

Для

этого

необходимо

помнить

о

квадратности, о темпе, размере, затакте, ритмическом рисунке.

20

При исполнении комбинаций большое значение приобретает тесная связь

музыки и движения. Плавная, певучая музыка сообщает особую

выразительность плавному, слитному движению. Веселый, живой четкий

ритм подчеркивает легкость, четкость, жизнерадостность движениям в

народном танце.

Итак, основным

принципом музыкального оформления урока

народно-

сценического танца является соответствие музыки характеру движения,

национальному колориту, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных

произведений грамотно ведется с учетом характера

движения и музыки.

Руководствуясь вышесказанным концертмейстер сделает правильный

выбор при музыкальном оформлении урока и тогда народный танец поможет

детям радоваться жизни и движению в ней и станет самым интересным и

веселым уроком.

Знания, умения и навыки

концертмейстера

Знание законодательных документов Российской Федерации по

вопросам образования, культуры и искусства, в том числе

Декларации о правах ребенка.

Знание методики преподавания, проведения занятий и

репетиций, знание и составление образовательных программ.

Участие в учебном процессе, музыкальном воспитании

учащихся.

Знание основ педагогики и психологии.

Разработка совместно с преподавателями специальных и

профилирующих дисциплин тематических планов и программ.

Знание основ хореографии, балетной терминологии

классического танца, народно-сценического танца, историко-

бытового, современного танца.

Знание музыкальной литературы, произведений разных эпох,

21

стилей и жанров, русской, советской, зарубежной литературы,

балетную и

инструментальную,

симфоническую,

оперную,

вокальную музыку.

Умение компоновать музыкальные фрагменты, подбор музыки к

отдельным

элементам

движения

с

учётом

индивидуальных

способностей и физических данных обучающихся.

Обеспечение

высокохудожественного

и

профессионального

исполнения

музыкального

материала,

на

уроках,

занятиях,

выступлениях.

Осуществление переложений

музыкальных

произведений

с

партитур,

аудиозаписей,

произведений

вокальной и

инструментальной музыки.

Беглое чтение с листа.

Транспонирование музыкальных произведений.

Владение элементарными навыками импровизации.

Составление целостных музыкальных композиций (по стилю,

эпохе,

жанрам)

для

постановок

в

старших

классах

по

всем

дисциплинам специального цикла.

Повышение профессионального мастерства.

Обновление репертуара один раз в год по запросу педагога-

хореографа.

Знание правил и норм охраны труда, внутреннего трудового

распорядка, техники безопасности и противопожарной защиты.

Обладает профессионально важными качествами: музыкальной

одаренностью; способностью долго и сосредоточенно работать,

а р т и с т и з м о м ,

в ы н о с л и в о с т ь ю ,

т е р п и м о с т ь ю ,

коммуникабельностью.

II. Выступление учащихся класса:

Поклон - в русском характере, торжественно не спеша

22

(тема А.Варламова «Красный сарафан)

Разминка на середине зала (Е.Карасев «Полька»)

Экзерсис

у станка:

Plie (Плие)- на мелодию русской народной песни «Белолица,

круглолица»,

Battementtendu

(Батман

тандю)

-на

тему

западно

укр.танца

«Коломийка».

Battementtendujete

(Батман

тандю

жете)-на

тему

белор.танца

«Бульба».

Каблучный вattement (Каблучный батман)- на тему В. Темнова

«Кадриль»

Rond de jambe parterre (Ронд де жамб партер)-на тему польского

танца «Мазурка»

Battementfondu(Батман фондю) -на тему венгерского танца.

Подготовка к "Верёвочке" –на тему р.н.т.»Барыня» 1 часть

Двойная "Верёвочка"- на тему р.н.т. «Гусачок»

Grandbattement (Гран батман) – тема у.н.т. «Гопачок»

Экзерсис на середине зала:

Вращение с остановкой – вар. на тему «Барыня» 1 ч.

Вращение в беге- вар. на тему «Барыня» 2ч.

"Блинчики" - тема р.н.п. «перевоз Дуня»

"Молоточки" - «Дробушки»

"Моталочка" - «Уральская плясовая»

Основной

ход

по

кругу

танцев.композиция

в

характере

русского танца «Яблочко»

Танцевальная композиция в характере татарского танца

Развёрнутая комбинация на основе мужских трюков - попурри

на русские народные мелодии.

Поклон учащихся.

23

Подведение итогов выступления.

Заключение

Обучающимся рекомендовано больше внимания уделять работе над

ансамблем, не останавливаться на достигнутом, всесторонне овладевать

разнообразной и сложной виртуозной техникой народного танца. И, конечно

же, принимать участие во многих концертах школы, села, района, в конкурсах

и фестивалях хореографического искусства.

Мастерство концертмейстера обладает глубокой специфичностью. Оно

требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних

музыкально- исполнительских дарований, отличного музыкального слуха,

специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию

различных партитур, по импровизационной аранжировке музыкального

материла.

Деятельность концертмейстера требует от музыканта применения

многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио,

полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера

предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности,

таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,

мобильность реакции и находчивость в нестандартных ситуациях, выдержка

и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер должен питать

бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего

успеха. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде

всего коллектива.

24

Используемая литература:

1.

Блок Л.Д. Классический танец и современность –М, 1987

2.

Безуглая, Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное

сопровождение урока классического танца.

3.

Работа с репертуаром: Учеб. пособие / Г. А. Безуглая.– СПб.:

Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2005.

4.

Крючков, Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения /

Н. А. Крючков.– Л.: Музгиз, 1961. 4. Музыкальные жанры / Общ.

ред. Т. В. Поповой.– М.: Музыка, 1968.

5.

Т.Ткаченко. Народные танцы. - М., 1975.

6.

Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.

7.

Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения

у станка. - М., 2002.

8.

Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца.

Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М.,

2004.

9.

Ревская, Н. Е. Классический танец: Музыка на уроке.

Экзерсис. Методика музыкального оформления урока

классического танца / Н. Е. Ревская.– СПб.: Композитор, 2005.

10.

Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: Учеб.

пособие / В. Н. Холопова.– 3- е изд.,

11.

Ярмолович, Л. И. Принципы музыкального оформления урока

классического танца / Л. И. Ярмолович; Под ред. В. М.

Богданова-Березовского– 2-е изд.– Л.: Музыка, 1968.

25



В раздел образования