Автор: Кутовая Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: Центр содействия семейного воспитания "Южное Бутово" для умственно-отсталых детей Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Занятие по лепке в рамках обучения воспитанников Центра содействия семейного воспитания Тема: "Яблоки с листочками" Раздел: среднее профессиональное
Образовательная: ознакомление воспитанников с основными свойствами и
приёмами работы с пластилином ;формирование основных знаний по приёмам
ручной работы с пластилином (приёмы подготовки пластилиновой массы к
работе ,приёмы лепки).
Развивающая: развитие художественно-эстетических способностей у детей ,
самостоятельности воспитанников , вызвать интерес к созданию пластической
композиции, развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.
Воспитательная : воспитание культуры труда, формирование понятия о красоте и
гармонии, воспитание аккуратности.
Коррекционная: коррекция мелкой моторики ,трудовых умений; мыслительной
деятельности, пространственной ориентировки, внимания ,памяти, связанной
речи, терпения в работе.
Тип занятия: комбинированный.
Основной метод проведения занятия: словесный ,наглядный ,практический.
Оборудование: красные ,жёлтые, зелёные яблоки; коричневые лепестки, зелёные
листочки, пластилин ,инструменты для лепки ,подкладные доски ,губки ,стеки
,ёмкости с водой ,салфетки бумажные.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы работ воспитанников ,
наглядные пособия.
Словарная работа: зима, холодно, декабрь, январь, февраль, снег, мороз,
яблоко, зелёное, жёлтое, красное, круглое, лепить, шар, пластилин, листик,
веточка, черенок.
Предварительная работа: рассмотрение иллюстраций, изучение частей
композиции «яблоко с листочками» (яблоко, черенок, листочек), беседа «Яблоки в
саду».
План занятия:
1.
Организационный момент. Календарь.
2.
Сообщение темы. Правила безопасной работы.
3.
Повторение познавательных сведений.
4.
Этап обучения с использованием наглядного материала.
5.
Чтение стихотворения.
6.
Пальчиковая гимнастика.
7.
Рассмотрение образца. Определение последовательности работы.
8.
Физкультурная минутка.
9.
Работы детей. Индивидуальная работа педагога с детьми.
10.
Оценка качества изделия.
11.
Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент. Календарь.
-Доброе утро, ребята! Давайте скажем вместе: «Доброе утро». Сегодня 27 января.
-Какой сегодня день недели? (День недели среда)
-Назовите время суток. (Время суток утро)
-Какое сейчас время года? (Сейчас время года зима)
-Назовите, какой сейчас месяц? (Январь)
Педагог выборочно спрашивает у детей название зимних месяцев, дети
перечисляют их. Затем воспитатель обращает внимание ребят на иллюстрации с
изображением зимы. Глядя на них, дети перечисляют признаки зимы: «Зимой
очень холодно, часто бывают сильные морозы, идёт снег, вся земля укрыта
снегом.»
-Мы с вами вспомнили признаки зимы, назвали зимние месяцы, показали по
картинке изменения в природе зимой. Молодцы.
2. Сообщение темы занятия. Правила безопасной работы.
-Ребята, сегодня на занятии мы будем лепить «яблоки с листочками», угощать
яблоками наших кукол, послушаем стихотворение, поиграем.
-Давайте вспомним правила безопасной работы на занятиях по лепке:
1.Будь внимателен! Во время работы не отвлекайся.
2.Соблюдай порядок на рабочем месте.
3.Работай только исправными инструментами.
4.Вытирай руки бумажными салфетками.
-Теперь мы знаем как нужно себя вести , выяснили что будем делать сегодня на
занятии.
3. Повторение познавательных сведений.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации.
- Что изображено на плакате? (Яблоко, груша, апельсин, банан, слива)
-Как одним словом назвать яблоки, груши, апельсины, бананы, сливы? (Фрукты)
- Давайте покажем и назовём фрукты на плакате. (Дети показывают и называют
фрукты)
-Какого цвета яблоко? (Жёлтое, зелёное, красное)
-Какой формы яблоко? (Круглое)
-Что ещё есть у яблока? (Листик и маленькая веточка)
-Маленькая веточка у яблока коричневого цвета называется черенок.
- Из чего мы будем лепить яблоко? (Из пластилина)
-Как слепить шарик? (Дети показывают круговые движения ладошками вперёд-
назад)
-Как слепить колбаску (жгутик)? (Дети показывают движения ладошками вперёд-
назад)
-Что лепят из жгутика? (Черенок)
-Как лепят листочки? (Дети показывают )
-Каким цветом листочки? (Зелёные)
-Мы показали и назвали фрукты на плакате, выяснили как и какими
приёмами будем лепить яблоко с листочком. Молодцы!
4.Этап обучения с использованием наглядного материала.
Воспитатель обращает внимание детей на готовые образцы работ и предлагает
сравнить их:
- это яблоко зелёное, оно ещё не созрело, кислое, листочки крепко сидят на
веточке, в разные стороны смотрят;
-это яблоко красное, сочное, листочки устали, отдыхают, вниз смотрят;
- а это яблоко жёлтое, спелое, большое, листочек ели держится на веточке.
-Мы посмотрели, какие яблоки можно слепить. Теперь знаем, что яблоки бывают
зелёные, красные, жёлтые.
5.Чтение стихотворения.
-А сейчас послушайте стихотворение «Яблоко» П.Мумина
…С ветки яблоко упало - в руки мальчику попало:
До чего душист и ярок старой яблони подарок!
Всё в полосках, в ярких блесках яблоко, яблоко.
С красным боком, сладким соком – яблоко, яблоко…
Было вкусным, было сочным яблоко, яблоко.
Всем досталось по кусочку яблока, яблока!
-Вот какое красивое стихотворение я вам прочитала. Вы внимательно слушали.
Молодцы!
6.Пальчиковая гимнастика.
А теперь давайте разомнём свои пальчики.
У дороги яблонька стоит,
А на ветке яблочко висит.
Сильно яблоньку потряс-
Вот и яблочко у нас!
В сладко яблочко вопьюсь-
Ох, какой приятный вкус!
-Вам понравилось играть? (Да)
-Вы все были увлечены игрой. Молодцы.
7.Рассмотрение образца. Определение последовательности выполнения
работы.
-Ребята, из скольких частей состоит композиция «яблоко с листочками» ?
Из трёх частей: яблока, черенка, листика.
-Какие геометрические формы используются для выполнения композиции?
Шар (он лежит в основе композиции), овалы (из них сделаны лепестки) и толстая
линия, которая соединяет яблоко с листочками.
-В какой последовательности будем выполнять работу?
Сначала лепим яблоко в виде шара, чуть сплющиваем; затем жгутик-колбаску и
овалы для листиков.
-После того как слепим все детали, необходимо соединить их вместе.
-Чтобы листочки были более выразительными, стеком на листиках изобразим
линии.
- Мы выяснили из каких частей состоит композиция «яблоко» , какие
геометрические формы используются для выполнения работы и в какой
последовательности будем выполнять работу.
8.Физкультурная минутка.
Давайте поиграем :
Ты подпрыгни столько раз, сколько яблочек у нас.
Сколько яблочек зелёных, столько выполним наклонов.
Сколько красных соберём, столько раз поднимем руки.
-Вы всегда играете с удовольствием. Молодцы!
9.Работы детей. Индивидуальная работа с детьми.
-Итак, комок пластилина разминаем, раскатываем шар в ладошках- вот так
(круговыми движениями ладоней); шар сверху и снизу чуть сплющиваем
(сдавливаем).
Дети выполняют работу вместе с воспитателем. У кого не получается педагог
оказывает помощь ребёнку.
-Теперь раскатываем в ладошках черенок- колбаску , который соединяет яблочко с
листочком.
-Затем отщипнём от большого комка пластилина маленькие кусочки и раскатаем
пальчиками овалы; сплющиваем в лепёшку (сдавливаем ладошками – вот –так).
-Листики яблока держатся на черенке. Соединяем их вот- так.
-Теперь соединим яблоко с листиками на черенке.
Воспитатель контролирует выполнение работы детьми, помогает в выполнении
деталей композиции.
-Мы с вами сначала слепили шар, затем вылепили колбаску и овалы для
лепестков. Далее готовые детали соединили. Молодцы ребята!
9.Оценка качества изделия.
Оценивается воспитателем.
-Дети, сравните свою работу с образцом. (Дети сравнивают)
-Что получилось? (Воспитатель помогает перечислить достоинства работы)
-Что не получилось? (Воспитатель помогает перечислить ошибки в работе)
-Дети, как много яблок мы слепили. Я вами довольна. Давайте угостим наших
кукол яблоками. Молодцы!
10.Итог занятия.
Проверка долговременной памяти.
-Какие фрукты мы сегодня лепили? (Яблоки)
-Каким цветом у нас яблоки? (Зелёные, красные, жёлтые)
-Из чего мы лепили яблоки? (Из пластилина)
-Для кого мы лепили яблоки? (Для кукол)
-Вспомните и назовите последовательность лепки яблока с листочками. (Яблоко,
черенок, листочки)
На следующем занятии мы будем лепить вазу с фруктами. Подумайте, какие
фрукты вы бы хотели ещё слепить.