Автор: Галкина Надежда Андреевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Октябрьская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Октябрьское, Оренбургская область Наименование материала: методическая разработка урока Тема: "Написание "не" с наречиями" Раздел: среднее образование
«Написание НЕ с наречиями»
Урок разработан на основе УМК «Русский язык», авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.
Капинос и др. для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений.
Цель урока : формирование умения определять слитное и раздельное написание не с наречиями
на -О, -Е.
Задачи урока:
Учебные: а) закрепить сведения о слитном и раздельном написании не с разными частями речи,
полученные учащимися ранее;
б) познакомить учащихся с написанием не с наречиями на - О, - Е;
в) сформировать умение определять слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - О, - Е
Развивающая – развитие логического мышления, внимания, орфографической зоркости.
Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культу-
ры, трудолюбия, интереса к русскому языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер .
Ход урока
1.
Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, я очень рада вас видеть. Надеюсь, что у вас тоже
хорошее настроение. У нас в начале урока попросил минутку доктор, который хотел бы проверить
вашу готовность к уроку, организованность и собранность. Пожалуйста, доктор.
Доктор (переодетый уч-ся из класса):
Здравствуйте. Встаньте ровно , быстро поднимите руки вверх,
Медленно опустите руки вниз, ещё медленнее ,
Низко присядьте,
Дружно встаньте,
Глубоко вдохните, тихо сядьте, поставьте ноги прямо ,
Спину держите ровно .
- Ну что? Диагноз: дети здоровы, полны сил. Мои рекомендации: плодотворно трудиться на уроке.
Учитель: Спасибо, доктор.
Доктор: Всего доброго.
2. Актуализация знаний
- Вы внимательно и правильно выполняли команды. Скажите, слова какой части речи звучали
чаще? НАРЕЧИЕ
- Назовите наречия места. ВВЕРХ, ВНИЗ.
- Назовите наречие в сравнительной степени. МЕДЛЕННЕЕ.
-Назовите наречия образа действия. РОВНО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, НИЗКО, ДРУЖНО, ГЛУ-
БОКО, ТИХО, ПРЯМО, РОВНО. Молодцы.
Запишем число, классная работа
- Подчеркните в записанном одной чертой глухие согласные.
Отступив одну строку ( для темы) , запишите некоторые наречия на –О, -Е из тех, с которыми ра-
ботали в начале урока, в столбик:
Ровно
Быстро
Тихо
- Это наречия на -О, -Е. От чего образованы наречия на - О, -Е? ОТ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛА-
ГАТЕЛЬНЫХ.
Проверка дом задания
1 уч-ся у доски. Разбор примеров (4-ёх) образования наречий на –О, -Е от качественных прилага-
тельных.
Вывод: наречия на –О, -Е образованы от качественных прилагательных с помощью суффиксов –
О, -Е
- Что можете сказать о правописании наречий на – О, - Е? (Правописание наречий на –О, -Е похо -
же, а в отдельных случаях зависит от правописания КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ )
- Что такое наречие? Назовите главный морфологический признак наречия.
3
Формулировка темы и цели урока
- Что обозначают все названные нами наречия? ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ
- Главное действие, которое вы выполняете на любом уроке, обозначаем каким глаголом? УЧИТЬ-
СЯ
- Выберите наречия из списка на доске, расскажите, как будем сегодня учиться.
ВМЕСТЕ, ГРУСТНО, БЕЗ УСТАЛИ, ЛЕНИВО, ПОТИХОНЬКУ, ДРУЖНО, (НЕ)СКУЧНО
Замечательная
задача
урока
получилась:
УЧИТЬСЯ
ВМЕСТЕ,
БЕЗ
УСТАЛИ,
ДРУЖНО,
(НЕ)СКУЧНО
Если так будем учиться, урок получится эффективным.
-А чему будем учиться? Нет ли подсказки на доске? УЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ НЕ С НА-
РЕЧИЯМИ
-Сформулируйте тему урока. Я уточню, скорректирую тему: « Написание НЕ с наречиями»
Запишем ее в пропущенную строку.
-Наша цель сегодня
1. Сформулировать правило по теме
2. Научиться применять правило для грамотного письма.
4. Повторение пройденного
- Итак, тема урока «Написание НЕ с наречиями». Написание не с какими частями речи мы уже
знаем? ( Сущ., прил., гл, дееприч, прич.)
- Как может писаться не с этими частями речи? (Слитно, раздельно)
-Сформулируйте правило раздельного написания с гл, дееприч; причастием; существит, прил-ым.
- Повторим слитное и раздельное написание НЕ с другими словами на примерах экзаменационно-
го материала. Выполните 2 тестовых задания.
Подготовка к РЭ:
А7 1)В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?
1) Даже за час до ночи вы (не)чувствуете сырости.
2) Мальчики с (не)доумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет.
3) В воздухе, еще светлом, хотя (не)озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали
густеть и разливаться холодные тени.
4) Уже (не)стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, я пошел себе
прямо, по звездам – наудалую...
2) В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
1) Мгновение она сидела в (не) большом кресле, безвольно опустив руки.
2 ) Дождь, (не)прекращавшийся всю ночь, к утру размыл дороги.
3) (Не)навижу сырость, слякоть, холод.
4) Рыболов снова погружается в безмолвное созерцание (не)подвижного поплавка.
ПРОВЕРКА. Аргументация выбранного ответа
5.Открытие нового знания
Учитель: Посмотрите на экран, сможете на основе примеров сформулировать правило написания
НЕ с наречиями на –О, -Е?
Не друг, а враг
Не глубокий, а мелкий
Не поздно, а рано
Далеко не красавица
Ничуть не веселый
Отнюдь не стандартно
Ненастье
Нерадивый
Нестерпимо
Сказать неправду (ложь)
Неженатый человек (холостой)
Ехать небезопасно (опасно)
- Сформулируйте правило написания НЕ с наречиями. Что получилось? НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО
С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И НАРЕЧИЯМИ НА –О, -Е, ЕСЛИ…ПИ-
ШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО,ЕСЛИ…
Учитель: Итак, правило готово. Нам осталось разобрать случаи раздельного написания НЕ с на-
речиями, не подпадающими под это правило.
НЕ с наречиями пишется РАЗДЕЛЬНО: (примеры - в тетрадь, с пояснением)
Наречие не на –О, -Е (не очень, не по-весеннему)
Наречие в сравнительной, превосходной степени (рассказал не интереснее)
Физминутка
- Давайте вспомним упражнение, которое нам порекомендовал доктор и выполним его, чтобы
отдохнуть.
Встаньте ровно , быстро поднимите руки вверх,
Медленно опустите руки вниз, ещё медленнее ,
Низко присядьте,
Дружно встаньте,
Глубоко вдохните, тихо сядьте, поставьте ноги прямо ,
Спину держите ровно .
6. Первичное закрепление
Орфографическая работа
Теперь вернёмся к наречиям, которые записали в начале урока (Помним, что это наречия на –О,
-Е). Во второй столбик запишите эти слова в составе словосочетаний:
- 1 вариант слитно с НЕ, с пояснением
- 2 вариант – РАЗДЕЛЬНО с НЕ, с пояснением. ( По одному уч-ся от каждого варианта у доски )
1 вариант
Ровно – начертил не ровно, а криво (противопост а)
Быстро – выполнил совсем не быстро (слово СОВСЕМ НЕ)
Тихо – повторяли не тихо, а громко (противопост а)
Доп задание: - Выполните словообразовательный разбор наречий . Определите, каким способом
образованы наречия нетихо, быстро.
- Выполните морфемный разбор этих наречий
7. Тренировочные упражнения
Объяснительный диктант
Задание: 1уч-ся у доски, остальные в тетради. Записать слова, объяснить правописание НЕ с на -
речиями.
Говорил не вежливо, а грубо; нередко случается; выглядит нелепо; учиться далеко не скучно; по-
нял не сразу; идут не медленнее других; вовсе не правильно; улыбаться неискренне.
Графический диктант с взаимопроверкой по эталону.
Задание : графически обозначьте: слитно (+) или раздельно (-) пишется слово с НЕ.
1 Неясно мыслит; 2 не замеченный никем; 3 немало испытал; 4 ничуть не глубоко; 5 не друже-
любно, а враждебно; 6 неряшливо одет; 7 не по – зимнему теплый; 8 вовсе не глупо; 9 крикнул
(не)громко, а тихо; 10 искать не здесь; 11 не взглянув на друга; 12 не решаете проблему; 13 нена-
висть врага; 14 несвязно излагает; 15 отнюдь не талантливо; 16 сказать не сразу; 17 несправедли-
вое решение; 18 поступил не по – дружески; 19 очень некрасиво; 20 исполнил не хуже.
Взаимопроверка по эталону
Творческая работа ( в парах)
Задание: опишите работу портного – недоучки, составьте предложения, может быть, в виде не-
большого рассказа, подобрав глаголы к подходящим наречиям упр 253 и 254
Для справок : подложить, надеть, вышить, прикрепить, расположить, сложить, застегнуть, подко-
лоть, вывернуть, купить, отрезать, выглядеть, завязать.
Проверка : Работа 2 уч-ся - на проверку. 1 уч-ся из желающей ответить пары читает получившиеся
предложения, объясняет правописание НЕ с наречиями.
Одновременно с творческой работой Индивидуальная работа по карточке (для уч-ся группы
риска)
Буквенный диктант
Задание: указать Р, еслиНЕпишется раздельно , С – если слитно.
1
Взлететь (не)высоко, а низко
Есть противопоставление с А
2
Приезжал (не) часто
Заменить синонимом- редко
3
Писать (не) аккуратно
Заменить синонимом - грязно
4
Выглядеть (не)ряшливо
Не употребляется без НЕ
5
Ушёл (не)далеко от дома
Заменить синонимом -близко
6
Читать (не)громко, но выразительно
Нет противопоставления с А
7
Появиться (не)ожиданно
Заменить синонимом -мгновенно
8
Нисколько (не) трудно помочь
Есть слово Нисколько не
9
Вести себя (не)принуждённо
Заменить синонимом - свободно
10 Поступил отнюдь (не)красиво
Есть слово Отнюдь не
Итого ошибок:
Резерв
Самостоятельная работа
Задание: записать предложения, графически обозначить орфограмму «Слитное и раздельное на-
писание НЕ со словами разных частей речи»
1. (Не) долго той земле стоять, где начнут уставы ломать.
2. Я (не) навижу обман.
3. День был (не) жаркий, а прохладный.
4. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не) страшно.
5. Справа от нас, (не) далеко, а близко журчал ручеек.
6. На столе лежала (не) прочитанная мною книга.
7. Без труда (не) выловишь и рыбку из пруда
Подведение итогов урока.
- Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:
1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке? (Слитное и раздельное написание не с
наречиями).
2. Когда не с наречиями пишем слитно, а когда – раздельно?
Оценки
Рефлексия
Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я сегодня работал…
Молодцы, работали вместе, дружно, на совесть, без устали, надеюсь, нескучно .
Домашнее задание : п . 18, на «4» - упр 253 ( по аналогии работы в классе) или на «5» - упр
255
(списать текст, верно употребив НЕ с другими словами, графически обозначить орфограмму), Пе-
чатная тетрадь - тест 2 (вариант 1 и 2) задание 1,2