Напоминание

"Написание "не" с наречиями"


Автор: Галкина Надежда Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Октябрьская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Октябрьское, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Написание "не" с наречиями"
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока русского языка в 7 классе по теме:

«Написание НЕ с наречиями»
Урок разработан на основе УМК «Русский язык», авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений.
Цель урока
: формирование умения определять слитное и раздельное написание
не
с наречиями на -О, -Е.
Задачи урока:
Учебные: а) закрепить сведения о слитном и раздельном написании не с разными частями речи, полученные учащимися ранее; б) познакомить учащихся с написанием
не
с наречиями на - О, - Е; в) сформировать умение определять слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - О, - Е Развивающая – развитие логического мышления, внимания, орфографической зоркости. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культу- ры, трудолюбия, интереса к русскому языку.
Оборудование:
мультимедийная презентация, компьютер
.

Ход урока

1.

Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, я очень рада вас видеть. Надеюсь, что у вас тоже хорошее настроение. У нас в начале урока попросил минутку доктор, который хотел бы проверить вашу готовность к уроку, организованность и собранность. Пожалуйста, доктор. Доктор (переодетый уч-ся из класса): Здравствуйте. Встаньте
ровно
,
быстро
поднимите руки
вверх,

Медленно
опустите руки
вниз,
ещё
медленнее
,
Низко
присядьте,
Дружно
встаньте,
Глубоко
вдохните,
тихо
сядьте, поставьте ноги
прямо
, Спину держите
ровно
. - Ну что? Диагноз: дети здоровы, полны сил. Мои рекомендации: плодотворно трудиться на уроке. Учитель: Спасибо, доктор. Доктор: Всего доброго.
2. Актуализация знаний
- Вы внимательно и правильно выполняли команды. Скажите, слова какой части речи звучали чаще? НАРЕЧИЕ - Назовите наречия места. ВВЕРХ, ВНИЗ. - Назовите наречие в сравнительной степени. МЕДЛЕННЕЕ. -Назовите наречия образа действия. РОВНО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, НИЗКО, ДРУЖНО, ГЛУ- БОКО, ТИХО, ПРЯМО, РОВНО. Молодцы.
Запишем число, классная работа

-
Подчеркните в записанном одной чертой глухие согласные. Отступив одну строку (
для темы)
, запишите некоторые наречия на –О, -Е из тех, с которыми ра- ботали в начале урока, в столбик:
Ровно

Быстро


Тихо
- Это наречия на -О, -Е. От чего образованы наречия на - О, -Е? ОТ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛА- ГАТЕЛЬНЫХ.
Проверка дом задания
1 уч-ся у доски. Разбор примеров (4-ёх) образования наречий на –О, -Е от качественных прилага- тельных.
Вывод:
наречия на –О, -Е образованы от качественных прилагательных с помощью суффиксов – О, -Е - Что можете сказать о правописании наречий на – О, - Е? (Правописание наречий на –О, -Е похо - же, а в отдельных случаях зависит от правописания КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ) - Что такое наречие? Назовите главный морфологический признак наречия.
3

Формулировка темы и цели урока
- Что обозначают все названные нами наречия? ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ - Главное действие, которое вы выполняете на любом уроке, обозначаем каким глаголом? УЧИТЬ- СЯ - Выберите наречия из списка на доске, расскажите, как будем
сегодня
учиться. ВМЕСТЕ, ГРУСТНО, БЕЗ УСТАЛИ, ЛЕНИВО, ПОТИХОНЬКУ, ДРУЖНО, (НЕ)СКУЧНО Замечательная задача урока получилась: УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ, БЕЗ УСТАЛИ, ДРУЖНО, (НЕ)СКУЧНО Если
так
будем учиться, урок получится эффективным. -А чему будем учиться? Нет ли подсказки на доске? УЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ НЕ С НА- РЕЧИЯМИ -Сформулируйте тему урока. Я уточню, скорректирую тему: «
Написание НЕ с наречиями»

Запишем ее в пропущенную строку.
-Наша
цель
сегодня 1. Сформулировать правило по теме 2. Научиться применять правило для грамотного письма.
4. Повторение пройденного

-
Итак, тема урока «Написание НЕ с наречиями». Написание
не
с какими частями речи мы уже знаем? ( Сущ., прил., гл, дееприч, прич.)
-
Как может писаться
не
с этими частями речи? (Слитно, раздельно) -Сформулируйте правило раздельного написания с гл, дееприч; причастием; существит, прил-ым. - Повторим слитное и раздельное написание НЕ с другими словами на примерах экзаменационно- го материала. Выполните 2 тестовых задания.
Подготовка к РЭ:

А7 1)В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?

1) Даже за час до ночи вы (не)чувствуете сырости.
2)
Мальчики с (не)доумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет. 3) В воздухе, еще светлом, хотя (не)озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени. 4) Уже (не)стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, я пошел себе прямо, по звездам – наудалую...
2) В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
1) Мгновение она сидела в (не) большом кресле, безвольно опустив руки.
2
) Дождь, (не)прекращавшийся всю ночь, к утру размыл дороги. 3) (Не)навижу сырость, слякоть, холод. 4) Рыболов снова погружается в безмолвное созерцание (не)подвижного поплавка. ПРОВЕРКА. Аргументация выбранного ответа
5.Открытие нового знания

Учитель:
Посмотрите на экран, сможете на основе примеров сформулировать правило написания НЕ с наречиями на –О, -Е? Не друг, а враг Не глубокий, а мелкий Не поздно, а рано Далеко не красавица Ничуть не веселый Отнюдь не стандартно Ненастье Нерадивый Нестерпимо Сказать неправду (ложь) Неженатый человек (холостой) Ехать небезопасно (опасно)
- Сформулируйте правило написания НЕ с наречиями. Что получилось? НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И НАРЕЧИЯМИ НА –О, -Е, ЕСЛИ…ПИ- ШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО,ЕСЛИ…
Учитель:
Итак, правило готово. Нам осталось разобрать случаи раздельного написания НЕ с на- речиями, не подпадающими под это правило. НЕ с наречиями пишется РАЗДЕЛЬНО: (примеры - в тетрадь, с пояснением)  Наречие не на –О, -Е (не очень, не по-весеннему)  Наречие в сравнительной, превосходной степени (рассказал не интереснее)
Физминутка
- Давайте вспомним упражнение, которое нам порекомендовал доктор и выполним его, чтобы отдохнуть. Встаньте
ровно
,
быстро
поднимите руки
вверх,

Медленно
опустите руки
вниз,
ещё
медленнее
,
Низко
присядьте,
Дружно
встаньте,
Глубоко
вдохните,
тихо
сядьте, поставьте ноги
прямо
, Спину держите
ровно
.
6. Первичное закрепление

Орфографическая работа
Теперь вернёмся к наречиям, которые записали в начале урока (Помним, что это наречия на –О, -Е). Во второй столбик запишите эти слова в составе словосочетаний: - 1 вариант слитно с НЕ, с пояснением - 2 вариант – РАЗДЕЛЬНО с НЕ, с пояснением. (
По одному уч-ся от каждого варианта у доски
)
1 вариант

Ровно –
начертил неровно ( синоним криво)
Быстро –
выполнил небыстро (синоним медленно)
Тихо –
повторяли нетихо (синоним громко)
2 вариант

Ровно –
начертил не ровно, а криво (противопост а)
Быстро –
выполнил совсем не быстро (слово СОВСЕМ НЕ)
Тихо –
повторяли не тихо, а громко (противопост а)
Доп задание: -
Выполните словообразовательный разбор наречий
.
Определите, каким

способом образованы наречия
нетихо, быстро.
- Выполните морфемный разбор этих наречий
7. Тренировочные упражнения

Объяснительный диктант


Задание:
1уч-ся у доски, остальные в тетради. Записать слова, объяснить правописание НЕ с на - речиями. Говорил не вежливо, а грубо; нередко случается; выглядит нелепо; учиться далеко не скучно; по- нял не сразу; идут не медленнее других; вовсе не правильно; улыбаться неискренне.
Графический диктант
с взаимопроверкой по эталону.
Задание
: графически обозначьте: слитно (+) или раздельно (-) пишется слово с НЕ. 1 Неясно мыслит; 2 не замеченный никем; 3 немало испытал; 4 ничуть не глубоко; 5 не друже- любно, а враждебно; 6 неряшливо одет; 7 не по – зимнему теплый; 8 вовсе не глупо; 9 крикнул (не)громко, а тихо; 10 искать не здесь; 11 не взглянув на друга; 12 не решаете проблему; 13 нена- висть врага; 14 несвязно излагает; 15 отнюдь не талантливо; 16 сказать не сразу; 17 несправедли- вое решение; 18 поступил не по – дружески; 19 очень некрасиво; 20 исполнил не хуже.
Взаимопроверка по эталону

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

-

+

-

Выставление оценки: 20-18 – «5» 17-15 – «4» 14-11 – «3»

Творческая работа (
в парах)
Задание:
опишите работу портного – недоучки, составьте предложения, может быть, в виде не- большого рассказа, подобрав глаголы к подходящим наречиям упр 253 и 254
Для справок
: подложить, надеть, вышить, прикрепить, расположить, сложить, застегнуть, подко- лоть, вывернуть, купить, отрезать, выглядеть, завязать.
Проверка
: Работа 2 уч-ся - на проверку. 1 уч-ся из желающей ответить пары читает получившиеся предложения, объясняет правописание НЕ с наречиями. Одновременно с творческой работой
Индивидуальная работа по карточке (для уч-ся группы

риска)

Буквенный диктант



Задание:
указать
Р,
еслиНЕпишется раздельно
, С
– если слитно. 1 Взлететь (не)высоко, а низко Есть противопоставление с А 2 Приезжал (не) часто Заменить синонимом- редко 3 Писать (не) аккуратно Заменить синонимом - грязно 4 Выглядеть (не)ряшливо Не употребляется без НЕ 5 Ушёл (не)далеко от дома Заменить синонимом -близко 6 Читать (не)громко, но выразительно Нет противопоставления с А 7 Появиться (не)ожиданно Заменить синонимом -мгновенно 8 Нисколько (не) трудно помочь Есть слово
Нисколько не
9 Вести себя (не)принуждённо Заменить синонимом - свободно
10 Поступил отнюдь (не)красиво Есть слово
Отнюдь не
Итого ошибок:
Резерв

Самостоятельная работа

Задание:
записать предложения, графически обозначить орфограмму «Слитное и раздельное на- писание НЕ со словами разных частей речи» 1. (Не) долго той земле стоять, где начнут уставы ломать. 2. Я (не) навижу обман. 3. День был (не) жаркий, а прохладный. 4. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не) страшно. 5. Справа от нас, (не) далеко, а близко журчал ручеек. 6. На столе лежала (не) прочитанная мною книга. 7. Без труда (не) выловишь и рыбку из пруда
Подведение итогов урока.

-
Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее: 1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке? (Слитное и раздельное написание
не
с наречиями). 2. Когда
не
с наречиями пишем слитно, а когда – раздельно?
Оценки

Рефлексия
Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение:
Я сегодня работал…
Молодцы, работали
вместе, дружно, на совесть, без устали, надеюсь, нескучно
.
Домашнее задание
:
п
. 18, на «4» -
упр 253
( по аналогии работы в классе) или на «5» -
упр

255
(списать текст, верно употребив НЕ с другими словами, графически обозначить орфограмму),
Пе-

чатная тетрадь
- тест 2 (вариант 1 и 2) задание 1,2


В раздел образования