Автор: Асанова Эльмаз Эминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8 "Василек"
Населённый пункт: город Симферополь Республика Крым
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с искусством в группах старшего дошкольного возраста.
Тема: "Знакомство детей с картинами русских художников. Художник-маринист И. К. Айвазовский"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №8 «Василёк» Муниципального
образования городской округ Симферополь Республики Крым
Конспект
интегрированного занятия по ознакомлению с
искусством в группах старшего дошкольного
возраста.
Тема: Знакомство детей с картинами русских
художников. Художник-маринист И. К. Айвазовский
Цель: Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в
процессе единого восприятия музыкальных и художественных произведений.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с творчеством
И.К. Айвазовского;
научить
понимать
содержание
картин
через
знакомство
с
творчеством
и
музыкальной
культурой
Н.А.
Римского-Корсакова
(произведения
«Море»,
«Море и корабль Синдбада»), дать понятие о жанре живописи «марина».
Развивающие:
п р од ол жат ь
р а зв и ват ь
с вя зн у ю
р еч ь ,
п о бу ж д ат ь
использовать в своей речи эпитеты и сравнения.
Воспитательные: вызывать активный интерес к живописи, эмоциональный
отклик
на
художественные
произведения,
желание
рассматривать
картины;
желание слушать музыку.
Интеграция образовательных областей:
художественно – эстетическое развитие, физическое развитие,
познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие.
Словарная работа:
Маринист, штиль, девятый вал, поверье.
Оборудование:
1.Портрет художника И.К. Айвазовского.
2. Репродукция картины «Девятый вал», «Штиль».
3. Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова
4. Аудиозапись Н.А. Римского-Корсакова «Море и корабль Синдбада» (из
симфонической сюиты «Шехерезада»).
5. Использование видео ролика «Уроки тетушки Совы. Всемирная картинная
галерея. Художник Иван Айвазовский».
5. Использование слайдов с изображением картин И.К. Айвазовского.
Предварительная работа.
1. Подбор иллюстраций картин русских художников.
2. Подбор фотографий художников.
3. Монтаж видео ролика «Уроки тетушки Совы. Всемирная картинная галерея.
Художник Иван Айвазовский».
4. Монтаж слайдов с изображением картин И.К Айвазовского.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня
я
хочу
вас
познакомить
с
творчеством
замечательного
русского
художника
–
мариниста
Ивана
Константиновича
Айвазовского.
Это
художник
«маринист».
Кто
знает,
что
это
значит
«маринист»? (отв. детей) Всем знакомо имя Марина? Это имя переводится
как «морская», художников изображающих «марины» - морские пейзажи,
называют
«маринистами».
Давайте
повторим
это
слово
и
попытаемся
запомнить. Художник- маринист это художник пишущий морские пейзажи.
Слайд 1 Портрет художника
И.К. Айвазовский один из самых знаменитых художников-маринистов.
Мало кто из художников умел так писать море как он. Художник написал
несколько тысяч картин, изображающие море, и все они разные. Это море в
шторм, в грозу, в штиль, т.е в тихую спокойную погоду. Море утром и ярким
днем. Море при закате солнце и при лунном свете. Это кораблекрушение и
бои на море. Морские походы парусных кораблей, их проводы и встречи.
Всего и не перечислишь.
А сейчас, ребята, мы переместимся с вами в картинную галерею И.К.
Айвазовского.
Видео ролик «Уроки тетушки Совы. Всемирная картинная галерея.
Художник Иван Айвазовский»
Воспитатель:
- Понравился вам рассказ тетушки Совы?
- Какие картины вам запомнились?
- Почему?
Ребята, я предлагаю вам приподняться со своих стульчиков и отправиться к
морю (под музыку дети выходят на ковер и выполняют физминутку).
Физминутка «Прогулка к морю»
Что мы видим на просторе?
(Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь
вдаль)
Волны плещут в Черном море.
(Волнообразные движения руками с покачиванием туловища)
Вот и мачты кораблей.
(Встать на носки, вытянуть руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(Приветственные махи руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем.
(Ходьба на месте)
Что-то жарко стало, братцы,
Не пора ли искупаться.
(Обмахивание руками)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Гребем руками и ногами.
Кто угонится за нами?
(Имитация плавательных движений)
Все. На берег вылезаем
И на песочке отдыхаем.
(Сесть на ковер)
Ракушки ищем мы в песке.
Их сжимаем в кулаке.
(Наклоны из положения сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака)
Дети останавливаются перед экраном с изображением картины «Штиль»
Слайд 2 картина «Штиль»
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались возле моря. Давайте же рассмотрим
его.
- Какое оно?
- Как его изобразил художник?
Муз. рук.: Дети, а знаете ли вы, что море можно изобразить не только с
помощью кисти и красок, но и с помощью музыки оно может быть
спокойным или бушующим. И сейчас я предлагаю вам послушать
произведение Римского-Корсакова «Море»
(звучит произведение)
- Какое море изобразил композитор?
- Почему вы так считаете? (спокойное, зеркально гладкое, ласковое, нежное,
прозрачное)
Воспитатель: Давайте же с вами посмотрим еще картину. Называется она
«Девятый вал»
Слайд 3 «Девятый вал»
Воспитатель: Перед нами одна из самых знаменитых картин из русской
живописи «Девятый вал» Ивана Константиновича Айвазовского .
- Расскажите что вы видите на картине? (отв дет) Художник-маринист
изобразил бурю на море. Катятся огромные волны, набегая друг на друга они
пенятся, разбиваются на тысячи брызг.
- Какие тона использовал художник для передачи бушующего моря? (отв дет)
(зеленовато-синие).
- В открытом море потерпел крушение корабль. Наверное, он был разбит
штормовыми волнами. Мы видим осколок мачты, на которой спаслись люди,
они вцепились в дерево мачты чтоб спастись. Этим людям очень страшно
ведь они остались наедине с разбушевавшейся стихией. Только пять человек
смогли спастись из всей команды. Моряки с надеждой смотрят на то что их
ждет впереди, а ведь впереди самое страшное испытание «Девятый вал» .
- Что это такое? (отв дет)
По поверьям моряков каждая девятая волна набирает особую силу и высоту,
именно оная является самой сильной, роковой и губительной для моряков.
- Как вы думаете какую музыку может написать композитор, когда увидит эту
картину? (отв дет)
Муз. рук: Я хочу вам предложить послушать музыку русского композитора
Николая Андреевича Римского-Корсакова «Море и корабль Синдбада» (из
симфонической сюиты «Шехерезада»).
(звучит музыкальное произведение)
- Как вы думаете, предает ли музыка те чувства, тот страх, который
испытывают «моряки». Передает ли музыка настроение моря? (бушующее,
губительное, страшное) Как звучит музыка? (отв дет).
Воспитатель: Момент ожидания страшного события изобразил художник.
Момент ожидания той самой страшной, губительной, девятой волны. Я
также хочу обратить ваше внимание на то как музыка может усилить
впечатления, заставить нас еще больше сопереживать героям картины, как бы
оказаться в глубине этой картины. Это говорит о том что, искусство связано
между собой.
Рисование «Морской пейзаж»
Давайте же и мы с вами попробуем себя в роли художников-маринистов. Мы
уже умеем рисовать море и небо акварельными красками. Теперь вам
предстоит завершить свой морской пейзаж. Я предлагаю вам изобразить
бушующие море с помощью цветных салфеток.
(коллективная работа детей)