Автор: Хамидова Аминат Мутелиповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №53"
Населённый пункт: г. Грозный, Чеченская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Глагол (понятие). Значение и употребление.
Раздел: начальное образование
Открытый урок в 4 «в» классе
Тема урока: Глагол ( понятие ). Значение и употребление.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной
информации по теме « Глагол», применяя её в знакомой и новой учебной ситуации.
Задачи:
1.
Образовательные: Создать условия для:
осознания
и
осмысления
детьми
задач,
приводящих
к
формированию
понятия
«глагол»;
углубления
представлений
учащихся
о
роли
в
нашем
языке
слов,
обозначающих
действия предметов;
распознавания учащимися новой части речи;
закрепления умения правильно ставить вопросы к словам.
2. Развивающие: Создать условия для:
1) расширения зоны ближайшего развития учащихся;
2) развития:
мыслительных
операций
классификации,
анализа,
сравнения,
обобщения;
познавательных способностей учащихся;
навыков грамотного письма;
коммуникативных и рефлексивных навыков.
3. Воспитательные: Создать условия для воспитания:
интереса к предмету;
учебной активности;
культуры труда на уроке;
4. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся
через:
эмоциональный настрой на урок;
гимнастику для пальчиков и гимнастику для глаз;
оздоровительные упражнения для снятия утомляемости;
наблюдение за правильной посадкой учащихся.
Методы ведения урока:
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
парная;
групповая
индивидуальная.
Приёмы активизации познавательной деятельности:
самоцелеполагание;
самоконтроль;
самооценка и взаимооценка;
самокоррекция.
Средства
обучения:
А.В.
Полякова
«Русский
язык»
учебник
для
2
класса,
тетради,
компьютер, проектор
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
1. Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать,
Красиво, грамотно писать.
-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям.
- Пусть этот урок станет уроком хорошего настроения. А с хорошим настроением нам всё
по плечу!
II. Актуализация опорных знаний.
- Итак, урок русского языка.
1. Подготовим к работе руку. Гимнастика для пальчиков
(массажные мячики)
-Спасибо!
-А какое у нас есть ещё важное правило на уроках русского языка? /Как сижу, так и
пишу./
- Проверьте: ноги, спина, кулачок, локотки.
3. Оформление работы.
4. Минутка чистописания. Мотивация. ( слайд)
то тер тув ве ва вы яв
-Что написано? Докажите, что это слоги.
-Выпишите только слоги, где есть буквы, обозначающие мягкие согласные.
-Составьте слово. Ветер
-Что означает это слово? (Явление природы, движение воздуха)
-Составьте словосочетания. Предложение к данной схеме.
Где? Что делает? Какой? Что? (В поле дует холодный ветер.)
-Запишите предложение с комментированием.
-Оцените себя, зажгите в тетради личные огоньки успеха.
III. Изучение нового материала.
1. Введение в тему урока.
-Какую большую тему изучаем?
-Сегодня мы продолжим открывать тайны великого русского языка. Определить тему
сегодняшнего урока нам поможет следующее задание. Глядя на картинки, назовите
слова,обозначающие действия. ( слайд)
2. Целеполагание и мотивация.
-Сформулируйте тему урока. (Алгоритм)
-Поставим задачи на урок.
Узнать …
Учиться …
Применять …
-А хотите узнать, для чего нужны глаголы в речи?
-Тогда приступаем к выполнению 1 задачи урока, узнать, что такое глагол?
IV. Первичное освоение материала.
1. – Посмотрите на экран, что обозначают вставленные нами слова?(слайд 13)
- Какие же слова называются глаголами?
- Сравним наши предположения с правилом из учебника.
- Постарайтесь запомнить это правило и приведите свои примеры глаголов.
2. Продолжаем узнавать новое, на какие вопросы отвечают глаголы?
- Поставьте вопросы к словам. (3 вопроса устно)
- Следующие слова с вопросами запишем в тетради. (Три)
Сделайте вывод, на какие вопросы отвечает глагол?
- Давайте сравним наши выводы с информацией из учебника на с.6
- На какие ещё вопросы отвечают глаголы? (Алгоритм)
3. А сейчас перечитайте ещё раз все правило и постарайтесь его запомнить.
- Расскажите правило, пользуясь алгоритмом. (2-3 чел., затем хором)
-
Попытайтесь
рассказать
правило
друг
другу.
/В
парах
/
Можно
пользоваться
алгоритмом.
4. Самооценка.(слайд 15)
- На полях зажгите огонёк успеха:
красный – Я молодец! Уже запомнил правило!
зелёный – Уже хорошо! Постараюсь запомнить ещё лучше!
5. А сейчас минутка отдыха.
Я буду показывать картинки, вы должны оживить их (птица, лягушка, рыба, медведь,
солдат, заяц) (картинки на экране)
-С помощью какой части речи вы оживляли картинки?
-Повторите правило. Что такое глагол?
-На какие вопросы отвечает?
V. Осознание и осмысление учебного материала.
1. Продолжим наблюдать за словами, учиться находить глаголы в тексте, ставить
к ним вопросы. В этом нам поможет упр.248.
Прочитайте задание.
О ком текст? Как догадались?
Выписать глаголы. (С доской)
Образец: Васька (что делает?) выгибает, виляет, …
Взаимопроверка, взаимооценка. (По образцу на доске)
- Зажгите на полях огонёк успеха:
Красный – если все глаголы выписаны;
зелёный – если допустили одну ошибку.
- Встаньте те, кем мы можем гордиться.
- Справились со второй задачей урока.
2. А сейчас еще одна минутка отдыха. Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг
YI. Проверка уровня усвоения знаний.
1. Возвращение к учебно-познавательным задачам урока.
- И сейчас вас ждёт маленькое испытание. Я хочу проверить полученные вами знания по
теме. Поработаем в группах. Эта работа поможет вам найти ответ на вопрос: для чего
нужны глаголы в речи.
1 группа: Подобрать слова, подходящие по смыслу со значением действия
…морозная зима. … холодный ветер. …пушистые снежинки. ….яркое солнце.
2 Группа: Вставить слова, подходящие по смыслу со значением действия
…морозная зима. … холодный ветер. …пушистые снежинки. ….яркое солнце.
3 Группа: Подчеркнуть глаголы двумя чертами.
Пришла морозная зима. Дует холодный ветер. Падают пушистые снежинки. Светит
яркое солнце.
2. Самоконтроль и самооценка, самоанализ и самокоррекция. /по образцу на экране/
Так для чего же нужны глаголы в речи? ( для передачи действий)
Оцените свою работу в группе.
- Зажгите на полях огонёк успеха:
- Кто доволен своей работой?
- В чём причина неудачи у …?
- Что ему (ей) посоветуем?
YII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Подведём итоги.
-Что нового узнали на уроке?
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам …( рисунок)
Один художник (Татьяна Геннадьевна Рик) изобразила глагол вот так.
Он делает так много дел сразу, что кажется у него несколько рук и ног.
2. Оцените себя.
- У кого горят четыре огонька успеха?
- Значит, вы смогли справиться со всеми поставленными задачами урока.
- Я рада за вас! Вы хорошо усвоили программный материал!
3. Домашнее задание.