Напоминание

Глагол (понятие). Значение и употребление.


Автор: Хамидова Аминат Мутелиповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №53"
Населённый пункт: г. Грозный, Чеченская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Глагол (понятие). Значение и употребление.
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок в 4 «в» классе

Тема урока: Глагол ( понятие ). Значение и употребление.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной

информации по теме « Глагол», применяя её в знакомой и новой учебной ситуации.

Задачи:

1.

Образовательные: Создать условия для:

осознания

и

осмысления

детьми

задач,

приводящих

к

формированию

понятия

«глагол»;

углубления

представлений

учащихся

о

роли

в

нашем

языке

слов,

обозначающих

действия предметов;

распознавания учащимися новой части речи;

закрепления умения правильно ставить вопросы к словам.

2. Развивающие: Создать условия для:

1) расширения зоны ближайшего развития учащихся;

2) развития:

мыслительных

операций

классификации,

анализа,

сравнения,

обобщения;

познавательных способностей учащихся;

навыков грамотного письма;

коммуникативных и рефлексивных навыков.

3. Воспитательные: Создать условия для воспитания:

интереса к предмету;

учебной активности;

культуры труда на уроке;

4. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся

через:

эмоциональный настрой на урок;

гимнастику для пальчиков и гимнастику для глаз;

оздоровительные упражнения для снятия утомляемости;

наблюдение за правильной посадкой учащихся.

Методы ведения урока:

частично-поисковый;

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная;

парная;

групповая

индивидуальная.

Приёмы активизации познавательной деятельности:

самоцелеполагание;

самоконтроль;

самооценка и взаимооценка;

самокоррекция.

Средства

обучения:

А.В.

Полякова

«Русский

язык»

учебник

для

2

класса,

тетради,

компьютер, проектор

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

1. Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать,

Красиво, грамотно писать.

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям.

- Пусть этот урок станет уроком хорошего настроения. А с хорошим настроением нам всё

по плечу!

II. Актуализация опорных знаний.

- Итак, урок русского языка.

1. Подготовим к работе руку. Гимнастика для пальчиков

(массажные мячики)

-Спасибо!

-А какое у нас есть ещё важное правило на уроках русского языка? /Как сижу, так и

пишу./

- Проверьте: ноги, спина, кулачок, локотки.

3. Оформление работы.

4. Минутка чистописания. Мотивация. ( слайд)

то тер тув ве ва вы яв

-Что написано? Докажите, что это слоги.

-Выпишите только слоги, где есть буквы, обозначающие мягкие согласные.

-Составьте слово. Ветер

-Что означает это слово? (Явление природы, движение воздуха)

-Составьте словосочетания. Предложение к данной схеме.

Где? Что делает? Какой? Что? (В поле дует холодный ветер.)

-Запишите предложение с комментированием.

-Оцените себя, зажгите в тетради личные огоньки успеха.

III. Изучение нового материала.

1. Введение в тему урока.

-Какую большую тему изучаем?

-Сегодня мы продолжим открывать тайны великого русского языка. Определить тему

сегодняшнего урока нам поможет следующее задание. Глядя на картинки, назовите

слова,обозначающие действия. ( слайд)

2. Целеполагание и мотивация.

-Сформулируйте тему урока. (Алгоритм)

-Поставим задачи на урок.

Узнать …

Учиться …

Применять …

-А хотите узнать, для чего нужны глаголы в речи?

-Тогда приступаем к выполнению 1 задачи урока, узнать, что такое глагол?

IV. Первичное освоение материала.

1. – Посмотрите на экран, что обозначают вставленные нами слова?(слайд 13)

- Какие же слова называются глаголами?

- Сравним наши предположения с правилом из учебника.

- Постарайтесь запомнить это правило и приведите свои примеры глаголов.

2. Продолжаем узнавать новое, на какие вопросы отвечают глаголы?

- Поставьте вопросы к словам. (3 вопроса устно)

- Следующие слова с вопросами запишем в тетради. (Три)

Сделайте вывод, на какие вопросы отвечает глагол?

- Давайте сравним наши выводы с информацией из учебника на с.6

- На какие ещё вопросы отвечают глаголы? (Алгоритм)

3. А сейчас перечитайте ещё раз все правило и постарайтесь его запомнить.

- Расскажите правило, пользуясь алгоритмом. (2-3 чел., затем хором)

-

Попытайтесь

рассказать

правило

друг

другу.

парах

/

Можно

пользоваться

алгоритмом.

4. Самооценка.(слайд 15)

- На полях зажгите огонёк успеха:

красный – Я молодец! Уже запомнил правило!

зелёный – Уже хорошо! Постараюсь запомнить ещё лучше!

5. А сейчас минутка отдыха.

Я буду показывать картинки, вы должны оживить их (птица, лягушка, рыба, медведь,

солдат, заяц) (картинки на экране)

-С помощью какой части речи вы оживляли картинки?

-Повторите правило. Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечает?

V. Осознание и осмысление учебного материала.

1. Продолжим наблюдать за словами, учиться находить глаголы в тексте, ставить

к ним вопросы. В этом нам поможет упр.248.

Прочитайте задание.

О ком текст? Как догадались?

Выписать глаголы. (С доской)

Образец: Васька (что делает?) выгибает, виляет, …

Взаимопроверка, взаимооценка. (По образцу на доске)

- Зажгите на полях огонёк успеха:

Красный – если все глаголы выписаны;

зелёный – если допустили одну ошибку.

- Встаньте те, кем мы можем гордиться.

- Справились со второй задачей урока.

2. А сейчас еще одна минутка отдыха. Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг

YI. Проверка уровня усвоения знаний.

1. Возвращение к учебно-познавательным задачам урока.

- И сейчас вас ждёт маленькое испытание. Я хочу проверить полученные вами знания по

теме. Поработаем в группах. Эта работа поможет вам найти ответ на вопрос: для чего

нужны глаголы в речи.

1 группа: Подобрать слова, подходящие по смыслу со значением действия

…морозная зима. … холодный ветер. …пушистые снежинки. ….яркое солнце.

2 Группа: Вставить слова, подходящие по смыслу со значением действия

…морозная зима. … холодный ветер. …пушистые снежинки. ….яркое солнце.

3 Группа: Подчеркнуть глаголы двумя чертами.

Пришла морозная зима. Дует холодный ветер. Падают пушистые снежинки. Светит

яркое солнце.

2. Самоконтроль и самооценка, самоанализ и самокоррекция. /по образцу на экране/

Так для чего же нужны глаголы в речи? ( для передачи действий)

Оцените свою работу в группе.

- Зажгите на полях огонёк успеха:

- Кто доволен своей работой?

- В чём причина неудачи у …?

- Что ему (ей) посоветуем?

YII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Подведём итоги.

-Что нового узнали на уроке?

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам …( рисунок)

Один художник (Татьяна Геннадьевна Рик) изобразила глагол вот так.

Он делает так много дел сразу, что кажется у него несколько рук и ног.

2. Оцените себя.

- У кого горят четыре огонька успеха?

- Значит, вы смогли справиться со всеми поставленными задачами урока.

- Я рада за вас! Вы хорошо усвоили программный материал!

3. Домашнее задание.



В раздел образования