Напоминание

"Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками"


Автор: Ежикова Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Ханты - Мансийский автономный округ г Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками"
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимодействие

классного

руководителя с

учителями-предметниками

Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками состоит в

объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для

индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения

Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность,

целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с

ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие

образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности,

творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.

Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов,

работающих с учениками конкретного класса.

Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате,

который можно повысить, если объединить их скоординировать свои усилия с действиями

коллег. Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса

является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-

предметниками решает следующие задачи:

- изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей

в организации воспитательной работы с детьми;

- изучение особенностей преподавательской деятельности

учителя его контактов, отношений с детьми;

- регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между

педагогами и родителями;

- определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;

- педагогически целесообразное использование возможностей

педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.

Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию

общих целей и задач в работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися,

определению путей, основных педагогических средств, обеспечивающих достижение

намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе,

координирует действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом

и отдельными учащимися.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:

- взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях,

об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

- взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;

- заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;

- совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия,

совместная работа по реализации намеченных задач;

- совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических

проблем, полученных результатов;

- совместное определение перспектив в работе классным

коллективом, отдельными учащимися.

Однако многое осуществляется классным руководителем и учителями в повседневном

общении и требует наибольших затрат времени, окупающихся значительным

повышением качества педагогической работы. При этом обе стороны, помогая, друг

другу, помогают и себе.

Я работаю во 2В классе и в 4А: по результатам 1 четверти во 2 классе на 4и5 обучаются 17

уч-ся, а в 4 классе 15 уч-ся. В 4 классе с «3» 3 уч-ся и резервистами считаются Журенко А

(анг. яз) Потатуев А (русский яз), Зверев Е (русский яз)

Из опыта своей педагогической работы я выделяю несколько форм взаимодействия

классного руководителя и учителя предметника. Это:

-знакомство с требованиями к изучаемому предмету;

классный руководитель получает памятку ,которую он раздаёт родителям:

-главное назначение домашнего задания…;

-как готовить домашнее задание…;

-метод ключевых слов (для изучения большого по объему текста);

- перечень практических работ …. в данном классе

-изучение отношения учащихся к учебному предмету;

- совместно с учителем предметником провожу анкетирование, мониторинг, определяю

рейтинг учащихся по предмету

-контроль за успеваемостью учащихся по предмету;

-провожу каждую четверть мониторинг успеваемости и анализ.

По просьбе классного руководителя, учитель проводит дополнительную беседу и

опрос учащихся имеющих одну «3 », «4»

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников,

обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к

воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется

всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о

психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных

способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений

за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения

возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком. Основной формой

работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые

возникают по мере необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не

упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить

возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные

размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

К решению проблем ребенка активно привлекаю специалистов по ППМС сопровождения

(соц. педагога, психолога, учителя логопеда). В данном направлении определяем проблему

ребенка, которая может быть связана с социальной ситуацией развития, семейным

неблагополучием, с психологически неприятной обстановкой в семье, взаимоотношениях

с ровесниками. Ежегодно в сентябре составляю соц. паспорт класса, в котором отражаю

социальную и семейную ситуацию развития каждого ребенка. Проводим совместные

консультации, социально-психологические диагностики как отдельных уч-ся, так и класса

в целом, психолого-педагогический практикум с детьми и их родителями, где

обсуждаются вопросы нравственного развития детей, их причины и пути преодоления.

Можно выделить такие ключевые слова, которые объединяют деятельность соц. педагога и

классного руководителя.

ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование.

УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.

ПОМОЧЬ: в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии.

Психолог проводит диагностику «уровня воспитанности» у 2- ых классов, а у 4-ых

методику уровня интеллектуального развития младшего школьника. По результатам

диагностики дает рекомендацию по дальнейшему сопровождению и проводит

коррекционные занятия с детьми.

Учитель логопед проводит речевую диагностику и обследование письменной речи. После

проведения знакомит учителя нач. классов с результатами диагностики, раскрывает

педагогу особенности речевого развития ребенка, его потенциальные возможности, а так

же возможные сложности в обучении. Так же на этом этапе логопед знакомит учителя с

направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем,

изучаемых по программе письма и русского языка. По результатам обследования

формируются группы детей имеющих нарушение речи и письма. Из 2В класса посещают 6

уч-ся у которых отмечены специфические ошибки на письме. В течение 1 и 2 четверти

ведутся занятия и наблюдения. Наблюдается динамика продвижении уч-ся. Казанцева С и

Новак Б имеют 4 по русскому яз. В резерве Сергиенко А.

Хотелось бы отметить, что проблем во взаимодействии со специалистами ППМС

сопровождения не возникает, вовремя разрешаются ситуации, которые способствуют

решению проблем ребенка. Состоящих на профилактических учетах из числа моих уч.ся

нет.

В настоящее время работаем со специалистами над реализацией проекта по ППМС

сопровождения уч-ся испытывающих трудности в освоении основных

общеобразовательных программ при переходе из начального звена в среднее.

(мы прошли этап диагностики в 4а классе и формируем группы для психологического и

социально педагогического сопровождения)



В раздел образования