Автор: Жгун Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 35 - образовательный центр "Галактика"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Письменное сложение двузначных чисел без перехода через десяток"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет: Математика Класс 2 Учебник (УМК): Математика Л.Г.Петерсон 2 класс
Составитель: Жгун Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №35 – образовательный центр
«Галактика»» города Казани.
Тема урока:
ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
.
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организа
ции
совзаимо
д
ействия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Проме
жуточн
ый
контрол
ь
1
2
3
4
5
6
7
I.
Организ
ационн
ый
момент
Эмоциональная,
психологическая
подготовка
к уроку
Приветствие учащихся, проверка готовности к
уроку
Демонстрируют
готовность
к уроку
Фронтал
ьная
Регулятивные: контролируют свои
действия
Наблюд
ение
II.
Каллигр
афическ
ая
минутка
Правильное
написание числа,
знание цифр,
необходимых для
записи числа
Прописывает образец на доске:
47 47 47 47 47…
58 58 58 58 58…
– Что вы заметили?
– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях
Слушают учителя,
отвечают
на вопросы,
записывают число
в тетради
Фронтал
ьная
Регулятивные: контролируют свою
деятельность и оценивают ее.
Познавательные: выделяют необходимую
информацию.
Коммуникативные: умеют слушать
и слышать, достаточно точно выражать свои
мысли.
Личностные: принимают и осваивают
социальную роль обучающегося
Уст-
ные
ответы,
наблюд
ение
III. Уст-
Развитие
1. «Собери число». Учи.ру.
Слушают учителя;
Фронтал Регулятивные: принимают и сохраняют
Уст-
ный
счет
навыков устного
счета
считают устно,
выполняя
арифметические
действия сложения
ьная
учебную задачу; осуществляют контроль
своей деятельности и деятельности
партнеров; при необходимости
корректируют собственную деятельность и
деятельность одноклассников.
ные
ответы
2. Вставьте правильно числа. Учи.ру.
и вычитания;
анализируют,
обосновывают
свою точку зрения;
составляют
равенства
Познавательные: владеют
математическими терминами: уменьшить,
увеличить, прибавить, вычесть, порядок
возрастания; знают таблицу сложения и
вычитания в пределах 20
IV.
Подготов
ка к
восприя
тию
нового
материа
ла.
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
к усвоению
изучаемого
материала
Предлагает найти значение суммы 73 + 21
(с подробным объяснением).
О б ъ я с н е н ие: представим число 21 в виде
суммы разрядных слагаемых 20 и 1. Удобно к
первому слагаемому семьдесят три прибавить
двадцать, а затем к полученному результату
прибавить один.
73 + 21 = 73 + (20 + 1) = (73 + 20) + 1 =
Познавательная:
слушают учителя.
Коммуникативная:
вступают
в диалог с
учителем и
одноклассниками.
Регулятивная:
Фронтал
ьная
Регулятивные: под руководством учителя
формулируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель;
осознанно строят речевое высказывание в
устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать,
слышать и понимать партнера по диалогу,
Уст-
ные
ответы
Сообще
ние
темы
и целей
= 93 + 1 = 94.
– До сих пор мы с вами пользовались различными
устными приемами сложения двузначных чисел.
Сегодня вы узнаете один из письменных приемов
сложения двузначных чисел, научитесь складывать
числа, используя данный прием
выделяют и
осознают то, что
знают и что предстоит
усвоить
доносить свои мысли до всех участников
образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его; имеют
желание учиться; проявляют интерес к
изучаемому предмету
V. От-
крытие
новых
знаний
Знакомство
с новым приемом
сложения
Предлагает рассмотреть запись на доске:
Учи.ру
Наблюдают,
логически
рассуждают,
обобщают, делают
выводы
Фронтал
ьная
Регулятивные: контролируют свою
деятельность и деятельность
одноклассников, при необходимости вносят
корректировки.
Познавательные: анализируют
Уст-
ные
ответы
– Рассмотрите внимательно запись.
– Вы заметили, что в ней тоже записана сумма
чисел 73 и 21?
– Расскажите, как это сделано.
– Как расположены единицы слагаемых?
(Единицы расположены под единицами.)
– Как расположены десятки? (Десятки
расположены под десятками.)
– Где стоит знак действия? (Слева от слагаемых.)
– Что в записи заменяет знак равенства? (Черта.)
и сравнивают объекты, делают вы-
воды.
Коммуникативные: знают правила ведения
диалога; уважают в общении как партнеров,
так и самих себя.
Личностные: принимают и осваивают
социальную роль обучающегося
– Как располагается значение суммы? (Под
чертой; единицы записаны под единицами,
десятки под десятками.)
Далее поясняет, что при сложении в столбик
вычисления начинают делать с единиц
VI.
Первично
е
закрепл
ение
знаний
Отработка
изученного
приема
сложения.
Задание 1
(с. 4 учебника, ч.
2).
С целью отработки приема сложения двузначных
чисел в столбик предлагает выполнить задание 1.
Приглашает одного ученика выполнить работу на
доске (с подробным объяснением).
Слушают учителя,
выполняют
необходимые
действия,
логически
рассуждают.
Фронтал
ьная.
Познавательные: создают алгоритм
деятельности; структурируют знания.
Коммуникативные: слушают, слышат и
понимают партнеров по речевому общению;
уважают всех участников образовательного
процесса.
Личностные: понимают важность
приобретаемых знаний и умений.
Уст-
ные
ответы.
Наблюд
ение.
Самостоятельная
работа:
задание
«Проверь себя»
(с. 4 учебника, ч.
2).
Предлагает обучающимся самостоятельно
с последующей взаимопроверкой выполнить
задание «Проверь себя».
Работают
самостоятельно,
осуществляют
взаимоконтроль.
Индивид
уальная,
парная.
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу; осуществляют контроль,
корректировку и оценивание своей
деятельности и деятельности партнера.
Наблюд
ение.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора
Выполняют
элементарные
физические
упражнения
(в соответствии в
текстом
стихотворе-
ния), повторяя их
за учителем
Фронтал
ьная
Регулятивные: контролируют свои
действия, соотнося их с действиями учителя
и одноклассников
Наблюд
ение
II. Ра-
бота над
задачам
и
Решение задач
изученных
видов.
Задача 2 (с. 4
учебника, ч. 2)
– Прочитайте текст задачи 2.
– Что в задаче известно?
– О чем спрашивается?
– Какая это задача: простая или составная?
– Назовите данные и искомое числа.
– Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает
на доску различные схемы задач).
– Есть ли среди них та, которая соответствует
прочитанной вами задаче?
– Запишите задачу кратко.
Слушают учителя,
отвечают
на вопросы,
доказывают,
почему данный
текст является
задачей; соотносят
текст задачи со
схемой; выполняют
краткую запись;
Фронтал
ьная
Индивид
уальная
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу; осуществляют контроль
своей деятельности и деятельности
партнеров по образовательному процессу,
при необходимости корректируют
собственную деятельность и деятельность
одноклассников; способны к саморегуляции.
Познавательные: создают алгоритмы
деятельности; устанавливают причинно-
следственные связи,
Уст-
ные
ответы,
наблюд
ение
– Решите задачу по действиям, с пояснениями.
Р е ш е н и е :
1) 4 – 3 = 1 (м) – на передник;
2) 4 + 1 = 5 (м) – всего.
– Запишите решение задачи выражением.
4 + (4 – 3) = 5.
– Сформулируйте и запишите ответ задачи
объясняют, каким
образом следует
выполнить
решение,
обосновывают
выбор
арифметических
действий для
решения задачи;
записывают
решение, дают
ответ на
поставленный
вопрос
строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слушать,
слышать и понимать партнера по речевому
высказыванию, обосновывать свою точку
зрения; при возникновении спорных
ситуаций не создают конфликтов.
Личностные: имеют мотивацию
к учебной деятельности; осознают важность
получаемых знаний и приобретаемых
умений
VIII. Ра-
бота
с
геометр
ическим
материа
лом
Распознавание и
изображение
геометрических
фигур
– Начертите в тетрадях прямоугольник
со сторонами 4 и 2 сантиметра.
– Как найти периметр прямоугольника?
– Найдем периметр данного прямоугольника.
– Начертите треугольник, имеющий такой же
периметр.
– Каковы стороны вашего треугольника?
Под руководством
учителя учащиеся
записывают
данную
геометрическую
задачу; чертят
заданную фигуру;
повторяют понятие
периметра,
Фронтал
ьная.
Индивид
уальная
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу; осуществляют контроль
своей деятельности и деятельности
партнера; при необходимости корректируют
деятельность, выделяют то, что уже
усвоено, и то, что необходимо усвоить.
Познавательные: анализируют объекты,
выделяя их существенные признаки;
моделируют.
Наблюд
ение
самостоятельно
находят периметр
многоугольника
Коммуникативные: владеют
диалогической речью; уважают в
сотрудничестве как партнера, так и самого
себя; не создают конфликтов.
Личностные: принимают и осваивают
социальную роль обучающегося; стремятся
развивать самостоятельность, внимание,
наблюдательность
IX. Ре-
шение
выраже
ний
Развитие
навыков счета.
Работа в парах:
Учи.ру.
Предлагает обучающимся работать в парах. На
данном этапе урока можно предложить выполнить
задание с сайта Учи.ру., которое способствует
развитию навыков счета, закреплению изученных
школьниками приемов сложения и вычитания.
Решают числовые
выражения
в парах;
осуществляют
взаимоконтроль и
взаимопроверку
Группова
я (пар-
ная)
Регулятивные: прогнозируют результаты
собственной деятельности, контролируют и
оценивают себя; способны к мобилизации
волевых усилий.
Познавательные: строят логическую
цепочку рассуждений, доказывают.
Коммуникативные: умеют полно и
грамотно выражать свои мысли, правильно
строить речевое высказывание.
Личностные: осознают важность
полученных знаний; приобретают
мотивацию к учебной деятельности;
овладевают начальными навыками
адаптации в обществе
Наблюд
ение
X. Ре-
флексия
учебной
деятель
ности
Обобщение
полученных
на уроке
сведений,
оценивание
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Все ли вам было понятно?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднения?
– Как вы сегодня работали?
Отвечают на
вопросы, делают
выводы,
обобщения.
Определяют свое
эмоциональное
состояние на уроке
Фронтал
ьная
Уст-
ные
ответы