Авторы: Варфоломеев Роман Ильич, Коркин Александр Дмитриевич
Должность: тренеры по тхэквондо
Учебное заведение: ГБУ ДО РС (Я) "РСДЮСШОР в г. Покровске"
Населённый пункт: г. Покровск
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация достижения успеха как условие результативности у юных спортсменов-тхэквондистов
Раздел: дополнительное образование
Мотивация достижения успеха как условие результативности у
юных спортсменов-тхэквондистов
Эверстов А.Н., ст. тренер-преподаватель,
Варфоломеев Р.И., Коркин А.Д., Бадаев А.К.,
тренеры-преподаватели по тхэквондо
В последние годы у нас в республике, да и везде в мире, стало «модным» вести
здоровый
образ
жизни,
заниматься
в
тренажерных
залах,
посещать
регулярно
плавательные бассейны и пр. Люди стали больше обращать внимание на свое питание,
стиль
жизни,
а
родители
стремиться,
как
можно
раньше
приобщить
своих
детей
к
занятиям спортом. Большинство родителей уверены, что спорт необходим их ребенку для
укрепления
здоровья,
для
развития
самодисциплины
и
чувства
ответственности.
Для
многих детей спорт важен как возможность избавиться от накопившейся энергии, дать
выход эмоциям, и только для некоторых - это способ самоутвердиться, достигнув каких-
либо успехов.
Встречается и такое, когда родителя приводят своих детей для удовлетворения
собственных амбиций или своих детских несбывшихся мечт и желаний. А хотят ли сами
дети заниматься тем или иным видом спорта? Многие из них уходят сразу после первых
поражений, от полученных физических или психологических травм.
Современный
спорт
немыслим
без жестокой
соревновательной
борьбы.
Соревнования
требуют
от спортсмена
мобилизации
всех
сил —
и физических,
и психических,
причем,
психических
прежде
всего,
так как участие
в соревнованиях
всегда
непросто
личное
дело
спортсмена,
а дело
высокой
общественной
значимости.
Степень
волнения
и опасения
за успех
в данном
соревновании
во многом
определяет
психическое
состояние
спортсмена
перед
выходом
на старт
и уровень
его мотивации.
Мотив
не только
определяет
поведение
спортсмена,
но и обусловливает
конечный
результат его деятельности.
В связи со спецификой тхэквондо как вида спорта и вероятными психологическими
проблемами, которые могут возникнуть в процессе занятий, стоит определить ключевые
компоненты в общей психологической подготовке бойцов, это:
- мотивация,
- волевая подготовка,
- эмоциональная подготовка,
- душевное равновесие,
- вера в себя,
- концентрация,
- визуализация.
Сегодня мы хотим остановиться подробнее на мотивации.
Мотивация
-
это
внутреннее
обоснование
человеком
той
или
иной
своей
деятельности; это душевная искра, побуждающая человека к совершению действия; это
запас психической энергии человека. Чем выше уровень мотивации, тем на большее
способен
спортсмен.
Поэтому
перед
каждым
тренером
и
спортсменом
стоит
задача
максимально мотивировать свою спортивную деятельность. «При отсутствии должной
мотивации
тренировочные
занятия
превратятся
в
механический
процесс,
который
не
может обеспечить прогрессирование спортсмена».
Выработка правильной мотивации - это долгий, многоступенчатый процесс, тесно
связанный со всей системой тренировки. Прежде всего, нужно определиться с целями. Их
должно быть несколько:
-
главная,
стратегическая
цель
(например,
стать
чемпионом
города,
страны,
континента, мира);
-
краткосрочные,
реально
достижимые
в
ближайшее
время
цели
(улучшить
конкретный удар, отработать серию, сбросить 5 килограмм лишней массы и т.п.).
Чтобы узнать, насколько мотивированы на успех наши воспитанники, нами было
дважды проведено тестирование по опроснику А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь
неудачи». В исследовании, которое было проведено в марте 2015 года, участвовали 73
воспитанника из группы начальной подготовки, но мы отобрали из них 56 ребят, которые
занимаются
и
сейчас,
но
уже
в
учебно-тренировочной
группе,
и
провели
повторное
тестирование этих же ребят в сентябре 2017 года.
Количество
набранных
баллов
Группа начальной подготовки
(март, 2017 г.)
Учебно-тренировочная группа
(сентябрь, 2017г.)
количество
в %
количество
в %
от 1 до 7
2
3,6
-
0
от 8 до 13
18
32,2
37
66
от 14 до 20
36
64,2
19
34
Исследование показало, что у детей группы начальной подготовки, в основном,
мотивация на успех относится к позитивной мотивации (64,2), но спустя полтора года эта
мотивация спустилась до 34%. При позитивной мотивации человек, начиная дело, имеет в
виду
достижение
чего-то
конструктивного,
положительного.
В
основе
активности
человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно
уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает
настойчивость в достижении цели.
Если
количество
набранных
баллов от
8
до
13,
то
следует
считать,
что
мотивационный полюс ярко не выражен. Как указано в таблице, этот уровень мотивации
заметно вырос к 3-му году тренировок, от 32,2 % до 66%. Это мы предполагаем, связано с
осмысленным отношением к тренировкам, а также учитываем возрастные особенности
воспитуемых:
в
учебно-тренировочные
группы
переходят,
как
правило,
дети
первого
периода подросткового возраста.
Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на
неудачу (боязнь неудачи). Боязнь неудачи составляет только 3,6 % в группе начальной
подготовки. Отметим, что негативная мотивация отсутствует в УТ группе. При данном
типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания,
наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея
негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи,
думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения
успеха.
Люди,
мотивированные
на
неудачу,
обычно
отличаются
повышенной
тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных
заданий,
а
при
необходимости
решения
сверхответственных
задач
могут
впадать
в
состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих
случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с
весьма ответственным отношением к делу.
Выводы:
Таким
образом,
из
всего
вышесказанного
мы
можем
сделать
вывод,
что
для
стабилизации и повышения уровня мотивации достижения успеха у юных спортсменов-
тхэквондистов необходим тщательный контроль адаптационного процесса.
Надо идти, добиваясь краткосрочных посильных целей, чем пытаться продвигаться
большими шагами. Когда пытаешься сделать слишком много сразу, часто терпишь неудачу
и теряешь веру в себя. Каждая из выполненных краткосрочных задач ведет к главной,
стратегической цели. В выборе главной цели многое зависит от совета тренера. Цель
обязательно должна быть реальной и отвечать природным данным спортсмена.
Хорошо, когда мотивация спортсмена включает не только личные, но социальные
установки: стремление укрепить престиж родной школы, города, республики, страны,
получить положительную общественную оценку удачного выступления. Положительны
также
случаи,
когда
мотивация
тхэквондиста
совпадает
с
поставленной
перед
соревнованием целью (цель занять первое место мотивируется именно этой установкой).
Несоответствие между мотивацией и целью может быть причиной снижения мотивации
при неудаче.
Тренер
должен
следить
за
уровнем
мотивации
спортсмена,
не
допуская
чрезмерного ее повышения. «Чрезмерно высокий уровень общей мотивации, созданный за
счет
усиления
мотивов,
направленных
на
предупреждение
неуспеха
в
выступлении,
способствует возникновению состояния тревоги и неуверенности. Тем самым снижаются
общий уровень мотивации достижения и эффективность боевых действий на даянге.
Однако высокий уровень мотива достижения успеха при малой силе нервной системы
также
может
привести
к
отрицательным
последствиям:
резкому
несвоевременному
повышению уровня эмоционального возбуждения и появлению состояния, близкого к
предстартовой
апатии.
В
то
же
время
низкий
уровень
общей
мотивации
также
не
позволяет настроиться на преодоление трудностей, возникающих в ходе соревнований.
Чрезмерно низкий уровень мотивации предупреждения неуспеха неблагоприятно влияет
на спортсмена, уменьшая для него значимость ряда существенных боевых трудностей и
снижая бдительность» (из литературы).
Список используемой литературы:
1.
Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -
176 с.
2.
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990
3.
Дмитриенкова
Л.П.
Сравнительная
характеристика
мотивов
достижения
в
различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. –
Смоленск, 1980
4.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.