Напоминание

Диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы


Автор: Суховий Лариса Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: Диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тема: «Диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы»

(атеросклероз, гипертоническая болезнь, ИБС, стенокардия, острый

инфаркт миокарда и его осложнения)

Профессиональный модуль: ПМ.01 «Диагностическая деятельность»

Специальность: 31.02.01. «Лечебное дело»

Автор: Суховий Лариса Васильевна.

Санкт-Петербург

2017 год

Содержание:

1.

Пояснительная записка.

2.

Актуальность.

3.

Цель и требования к результатам освоения.

4.

Задания для студентов.

5.

Критерии оценки работ.

6.

Эталоны ответов к заданиям.

7.

Список литературы

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованием ФГОС СПО

по специальности 31.02.01. «Лечебное дело» по профессиональному модулю

ПМ.01.Диагностическая деятельность МДК 01.01. «Пропедевтика клинических дисциплин»,

раздел Р.01.01.01. «Пропедевтика в терапии» по теме: «Диагностика заболеваний сердечно-

сосудистой системы».

Пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов и

содержит: контрольные вопросы, задания, тесты, критерии оценки работы.

Данное учебно-методическое пособие поможет студентам закрепить пройденный

материал и подготовиться к практическому занятию.

Обоснование актуальности

К группе заболеваний ССС относятся такие, как атеросклероз, артериальная

гипертензия, ИБС и др.

Артериальная гипертензия в общей популяции составляет около 20%, среди людей

старше 65 лет – 50% и более.

Атеросклероз является основой развития ИБС, инсультов, нарушений сердечного

ритма, хронической недостаточности кровообращения и т.д.

ИБС является одним из самых распространенных заболеваний в экономически

развитых странах.

Заболевания этой группы очень актуальны, они снижают среднюю продолжительность

жизни, приводят к инвалидности пациентов и являются наиболее частой причиной смерти.

Для осуществления фельдшерской помощи необходимы знания причин патогенеза,

кинических проявлений, дополнительных методов обследования для выбора тактики ведения

и оказания неотложной помощи.

Цель занятия: закрепление теоретических знаний по данной теме, знакомство с

особенностями течения заболевания, методами обследования пациентов с заболеваниями

органов кровообращения, анализ полученных данных.

Требования к результатам освоения темы.

Студент должен знать:

- алгоритм исследования больных с заболеваниями органов кровообращения,

- методику опроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации,

- дополнительные методы исследования

- современные классификации заболеваний,

- основные симптомы и синдромы,

- тактику фельдшера при оказании скорой помощи больным при неотложных состояниях,

- правила этики и деонтологии при обследовании больных с заболеваниями сердечно-

сосудистой системы.

Студент должен уметь:

- выявлять жалобы больного,

- собрать анамнез заболевания и жизни,

- провести объективное обследование (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)

- давать интерпретацию полученных данных,

- обосновать и правильно построить предварительный диагноз,

- правильно интерпретировать данные дополнительных методов обследования,

- оформить (заполнить) историю болезни.

Инструкция

Уважаемые студенты! Прежде, чем приступить к изучению темы, используя учебник и

конспект лекций, Вам необходимо устно ответить на контрольные вопросы:

1.

Что можно увидеть при общем осмотре у больного с данным заболеванием?

2.

Как проводить осмотр области сердца и сосудов, анализ полученных данных.

3.

Какова техника пальпации в области сердца и сосудов?

4.

Какие изменения при перкуссии сердца можно выявить?

5.

Какие изменения можно выявить при аускультации сердца?

6.

Особенности пульса и артериального давления при данных заболеваниях?

7.

Дайте определение заболеванию.

8.

Какие современные классификации Вы знаете?

9.

Расскажите о патогенезе.

10. Основные клинические проявления.

11. Осложнения.

12. Какие неотложные состояния Вы знаете?

13. Их причины, классификации, клинические проявления.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы к практическому занятию

«Диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы» (атеросклероз,

гипертоническая болезнь, ИБС, стенокардия, острый инфаркт миокарда и его

осложнения)

Повторите материал по теме.

Задание 1 (в тестовой форме.)

Выберете правильный вариант ответа.

1.Малый круг кровообращения начинается:

а) аортой

б) верхней полой веной

в) легочной артерией

г) нижней полой веной

2. Симптомы заболевания сердца:

а) боль, отеки, раздражительность

б) сердцебиение, боль, сонливость

в) боль, сердцебиение, отеки

г) отеки, сердцебиение, анорексия

3. Скопление жидкости в брюшной полости – это:

а) гидроторакс

б) анасарка

в) гидроперикард

г) асцит

4. Точка выслушивания митрального клапана:

а) II межреберье справа

б) II межреберье слева

в) у основания мечевидного отростка

г) верхушка сердца

5. Точка выслушивания аортального клапана:

а) II межреберье справа

б) II межреберье слева

в) у основания мечевидного отростка

г) верхушка сердца

6. Пульсовое давление – это:

а) нижняя граница артериального давления

б) верхняя граница артериального давления

в) разность между систолическим и диастолическим артериальным давлением

г) верного ответа нет

7. Тахикардия – это:

а) урежение числа сердечных сокращений < 60

б) учащение числа сердечных сокращений > 80

в) перебои в работе сердца

г) дефицит пульса

8. Дефицит пульса:

а) преобладание пульсовых ударов над числом сердечных сокращений

б) преобладание числа сердечных сокращений над числом пульсовых ударов

в) отсутствие пульсовой волны на одной из конечностей

г) верного ответа нет

9.Экстрасистолия – это:

а) урежение ЧСС < 60

б) учащение ЧСС > 80

в) внеочередное сокращение сердца

г) верного ответа нет

10. Инструментальные методы исследования, применяемые в кардиологии

а) эхокардиография

б) велоэргометрия

в) рентгенография органов грудной клетки

г) все ответы верны

Задание 2

Найдите ответ (а-д) на вопросы (1-5)

1.

От чего зависят физиологические колебания АД?

2.

В каком количестве отведений регистрируется ЭКГ?

3.

В чем сущность метода реографии?

4.

На чем основан метод ЭХО-КС?

5.

При каких патологических состояниях повышается скорость кровотока?

а) 12 отведений

б) при лихорадке, анемии, тиреотоксикозе

в) от физической нагрузки, эмоционального напряжения, положения тела, времени приема

пищи и др.

г) метод исследования кровоснабжения органов

д) а регистрации отраженных ультразвуковых сигналов

Задание 3

Составьте словарь из 10 терминов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание 4

Найдите 4 ошибки в схеме объективного обследования пациента с заболеванием ССС.

1.Одышка экспираторная

2.Цианоз кожи

3.Отеки на лице утром

4.Набухание шейных

вен

1.Верхушечный толчок

2.Голосовое дрожание

3.Пульс

1.Границы

относительной

сердечной тупости

2.Нижняя граница

сердца по средне

ключичной линии

3. Границы абсолютной

сердечной тупости

1.Тоны

2.Шумы

3.Периодические волны

урчания

Задание 5

1.

Составьте графологические схемы (структуры) заболеваний и нарисуйте портрет

заболеваний.

Задание 6

Повторите алгоритм манипуляций по теме занятия из курса «Младшая медицинская сестра

по уходу за больными», продемонстрируйте на занятии.

Задание 7

Придумайте задание о нарушении принципов медицинской этики и деонтологии, расскажите

(продемонстрируйте) на занятии.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

АУСКУЛЬТАЦИЯ

ПЕРКУССИЯ

ПАЛЬПАЦИЯ

ОСМОТР

Критерии оценки к заданию № 1.

Оценка «отлично» - выставляется, если правильно отвечено на 10-9 вопросов.

Оценка «хорошо» - выставляется, если правильно отвечено на 8 вопросов.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется, если правильно отвечено на 7 вопросов.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется, если правильно отвечено на 6 вопросов.

Критерии оценки к заданию № 2.

Оценка «отлично» - выставляется, если правильно отвечено на 5 вопросов.

Оценка «хорошо» - выставляется, если правильно отвечено на 4 вопросов.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется, если правильно отвечено на 3 вопросов.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется, если правильно отвечено на 2 вопросов.

Критерии оценки к заданию № 3.

Оценка «отлично» - выставляется, если описаны все 10-9 терминов с подробной

характеристикой.

Оценка «хорошо» - выставляется, если описаны все 8 терминов с подробной

характеристикой.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется, если описаны все 7 терминов, ответ

недостаточен.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется, если описаны все 6 терминов, ответ

поверхностный.

Критерии оценки к заданию № 4.

Оценка «отлично» - выставляется, если найдено 4 ошибки.

Оценка «хорошо» - выставляется, если найдено 3 ошибки.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется, если найдено 2 ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется, если найдена 1 ошибка.

Критерии оценки к заданию № 5.

Оценка «отлично» - выставляется, если, составили 5 графологических структур с подробной

характеристикой.

Оценка «хорошо» - выставляется, если составили 4 графологические структуры с подробной

характеристикой.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется, если составили 3 графологические структуры,

ответ недостаточно полный.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется, если составили 2 графологические структуры,

ответ поверхностный.

Критерии оценки к заданию № 6.

Оценка «отлично» - рабочее место оснащено с соблюдением всех требований, практические

действия последовательны, соблюдаются требования к безопасности пациента и мед.

персонала, рабочее место убирается в соответствии с требованиями санитарно-

противоэпидемического режима, все действия обосновываются.

Оценка «хорошо» - рабочее место не полностью оснащено, практические действия не

уверенные, все действия обосновываются с уточняющими вопросами.

Оценка «удовлетворительно» - рабочее место не полностью оснащено, нарушена

последовательность действий, действия не уверены, рабочее место убирается с требованиями

санитарно- противоэпидемического режима.

Оценка «неудовлетворительно» - рабочее место не подготовлено, нарушается

последовательность, невозможность самостоятельных действий выполнить манипуляцию, не

соблюдение санитарно- противоэпидемического режима.

Критерии оценки к заданию № 7.

За создание и демонстрации задания выставляем оценку «отлично».

За участие в создании и неучастие в демонстрации задания выставляется оценка «хорошо».

За участие только в демонстрации задания выставляется оценка «удовлетворительно».

Список литературы для студентов:

1.

«Пропедевтика клинических дисциплин» под редакцией А.Н. Шишкина.

Москва, Издательский центр «Академия» изд-е 2е, 2012г. (серия СПО)

2.

Э.В. Смолева и др. под редакцией Э.М. Аванесьянца «Пропедевтика клинических

дисциплин» изд. 4е, Ростов-на-Дону, Феникс, 2009г.

3.

Э.В.Смолева, Е.А.Аподиакос «Пропедевтика клинических дисциплин» изд.10е,

Ростов-на-Дону, Феникс, 2012г.

4.

Н.А.Мухин, В.С. Моисеев, А.И. Мартынов «Внутренние болезни» - учебник для

студентов медицинских вузов – 2 тома – М, ГЭОТАР Медицина 2009г.



В раздел образования