Напоминание

"Реализация компетентностного подхода в преподавании предметов музыка, искусство через применение информационно-коммуникативных технологий"


Автор: Срудилина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ Озёрская СОШ
Населённый пункт: Алтайский край, Тальменский район, с.Озёрки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Реализация компетентностного подхода в преподавании предметов музыка, искусство через применение информационно-коммуникативных технологий"
Раздел: среднее образование





Назад




«Реализация компетентностного подхода в преподавании предметов музыка, искусство через применение информационно-коммуникативных технологий» Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. На уроках музыки ведётся целенаправленная, последовательная работа над формированием базовых компетентностей учащихся -общекультурной; -учебно- познавательной; -коммуникативной; -информационной; -личностного самосовершенствования Общекультурные компетенции многогранны, основной, на своём уроке, считаю музыкально- творческую компетенцию - мотивационно-творческая активность в единстве с развитием музыкальных способностей, которые позволяют ей достигнуть социально и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Информационно коммуникативные технологии сочетают в себе много компонентов, необходимых для развития ключевых компетенций. Использование ИКТ на уроках музыки, искусства делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету, делает для учащихся более интересным процесс проверки знаний. Занятия в компьютерном классе позволяет мне использовать на своих уроках:  видеоматериалы (музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей и т.д.)  демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки.  Фрагменты уроков, на которых используются тематические мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (привлекательности)  Творческие задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации - направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля, диагностики, за успешностью развития музыкальной культуры школьника Звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»). Готовое сопровождение (минусовки) способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их исполнительских способностей. Даже эпизодически используемый в работе микрофон становится мощным дополнительным стимулом для музыкальных занятий. Клипы к песням делают их ярче и интереснее Второй год работаю по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной эта программа предполагает работу с учебниками, тетрадями (начальное звено) это способствует развитию учебно- познавательной компетенции, а так же позволяет вспомнить пройденный на уроках материал, активно участвовать в «словесном» сочинении музыки, разгадывать кроссворды и т. д Как продолжение изучения предмета в 8-9 классах введён предмет искусство, где учащиеся выполняют более сложные художественно-творческие задания: «Подготовьте компьютерную презентацию по теме…», «Разработать и выполнить оформление для компакт-диска любимой группы, афиши для конкурса, кино» и т.д. Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, получать в диалоге необходимую информацию, а на уроках музыки – это еще и искусство общения с музыкальными произведениям. Результат коммуникативного общения это воспринятый, осмысленный, осознанный, художественно исполненный музыкальный материал. Учащиеся его могут представить в виде рисунка, (используя программы PowerPoit) сообщения, сочинения сказки или стихотворения, письма адресованного «глухому человеку», в результате чего у детей появляется возможность проявить творчество, отстаивать свое мнение, аргументировать свой ответ, дискутировать. Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков, в начальных классах, играет, по моему мнению, исполнение песен с движениями. Это развивает чувство ритма,
координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса. Придумываем вместе с учениками небольшие музыкально-ритмические номера на песни с ярким, образным содержанием. Развитие информационной компетенции, на моём уроке, проявляется в поиске нужной информации по тематике урока, в различных источниках, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы. Например, опережая тему, даю домашнее задания («Что такое мюзикл», «Найдите авторов песни…., «Современные муз инструменты это…» ) Развитие компетенции личностного совершенствования, на моём уроке, неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей на уроке, имеет создание комфортной здоровьесберегающей среды. В начальной школе, основным, во время проведения уроков являются музыкальные физминутки, дети импровизируют при выполнении движений. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных произведений на мозг ребенка(А. Вивальди, В. А.Моцарт, П.И.Чайковский.) Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности любых уроков, по - этому щедро делюсь с коллегами нашей школы и коллегами района, методическими наработками и различным музыкальным материалам. Считаю что современные, педагогические технологии, методы и приемы создают благоприятные условия для достижения высокого уровня развития ключевых компетенций на уроках музыки. Каждый урок – это поиск получения навыков компетенции ученика, он продолжается и думаю, что даст свои результаты не только учащемуся, но и мне как учителю, лично заинтересованному в этом. Для дальнейшего развития компетенций учащихся ставлю перед собой задачи: - Заинтересовать больше детей проектной деятельностью на уроках музыки искусства. - Расширить фонотеку кабинета «Музыки» - Освоить новые программы для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки; - Укомплектовать кабинет мультимедийным оборудованием и ноутбуком. Имея 24-летний стаж работы учителя музыки, я наблюдаю, повышенный интерес к предмету «Музыка», и связываю, прежде всего это с использование музыкально-компьютерных технологий в преподавании. Но это все только первые шаги и предстоит еще многое переосмыслить и сделать, чтобы предмет «Музыка» занял свое достоянное место в общеобразовательном процессе школы Поэт, художник, музыкант- Такими сразу не родятся. В любом из них зарыт талант- Лишь стоит только покопаться. Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их, совершенствуйте.


В раздел образования