"Реализация компетентностного подхода в преподавании предметов музыка, искусство через применение информационно-коммуникативных технологий"
Автор: Срудилина Татьяна Юрьевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МКОУ Озёрская СОШ Населённый пункт: Алтайский край, Тальменский район, с.Озёрки Наименование материала: методическая разработка Тема: "Реализация компетентностного подхода в преподавании предметов музыка, искусство через применение информационно-коммуникативных технологий" Раздел: среднее образование
«Реализация компетентностного подхода в преподавании предметов музыка, искусство через
применение информационно-коммуникативных технологий»
Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим
требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства.
На уроках музыки ведётся целенаправленная, последовательная работа над формированием базовых
компетентностей учащихся
-общекультурной;
-учебно- познавательной;
-коммуникативной;
-информационной;
-личностного самосовершенствования
Общекультурные компетенции многогранны, основной, на своём уроке, считаю музыкально-
творческую компетенцию - мотивационно-творческая активность в единстве с развитием
музыкальных способностей, которые позволяют ей достигнуть социально и личностно значимых
творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Информационно коммуникативные технологии сочетают в себе много компонентов, необходимых
для развития ключевых компетенций. Использование ИКТ на уроках музыки, искусства делает
обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует
эмоционально положительное отношение к предмету, делает для учащихся более интересным
процесс проверки знаний.
Занятия в компьютерном классе позволяет мне использовать на своих уроках:
видеоматериалы (музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных
спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей и т.д.)
демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона
восприятия музыки.
Фрагменты уроков, на которых используются тематические мультимедийные презентации,
отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации
(привлекательности)
Творческие задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации -
направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля,
диагностики, за успешностью развития музыкальной культуры школьника
Звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»). Готовое
сопровождение (минусовки) способствует значительному расширению круга исполняемых
произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их
исполнительских способностей. Даже эпизодически используемый в работе микрофон становится
мощным дополнительным стимулом для музыкальных занятий. Клипы к песням делают их ярче и
интереснее
Второй год работаю по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной эта программа
предполагает работу с учебниками, тетрадями (начальное звено) это способствует развитию учебно-
познавательной компетенции, а так же позволяет вспомнить пройденный на уроках материал,
активно участвовать в «словесном» сочинении музыки, разгадывать кроссворды и т. д
Как продолжение изучения предмета в 8-9 классах введён предмет искусство, где учащиеся
выполняют более сложные художественно-творческие задания:
«Подготовьте компьютерную презентацию по теме…», «Разработать и выполнить оформление для
компакт-диска любимой группы, афиши для конкурса, кино» и т.д.
Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, получать в диалоге
необходимую информацию, а на уроках музыки – это еще и искусство общения с музыкальными
произведениям. Результат коммуникативного общения это воспринятый, осмысленный, осознанный,
художественно исполненный музыкальный материал. Учащиеся его могут представить в виде
рисунка, (используя программы PowerPoit) сообщения, сочинения сказки или стихотворения, письма
адресованного «глухому человеку», в результате чего у детей появляется возможность проявить
творчество, отстаивать свое мнение, аргументировать свой ответ, дискутировать.
Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков, в начальных
классах, играет, по моему мнению, исполнение песен с движениями. Это развивает чувство ритма,
координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса.
Придумываем вместе с учениками небольшие музыкально-ритмические номера на песни с ярким,
образным содержанием.
Развитие информационной компетенции, на моём уроке, проявляется в поиске нужной информации
по тематике урока, в различных источниках, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.
Например, опережая тему, даю домашнее задания («Что такое мюзикл», «Найдите авторов песни….,
«Современные муз инструменты это…» )
Развитие компетенции личностного совершенствования, на моём уроке, неразрывно связаны со
здоровьесберегающими технологиями. Большое значение для сохранения физического и
психологического здоровья детей на уроке, имеет создание комфортной здоровьесберегающей среды.
В начальной школе, основным, во время проведения уроков являются музыкальные физминутки,
дети импровизируют при выполнении движений.
Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки,
составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных
музыкальных произведений на мозг ребенка(А. Вивальди, В. А.Моцарт, П.И.Чайковский.)
Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить
методические возможности любых уроков, по - этому щедро делюсь с коллегами нашей школы и
коллегами района, методическими наработками и различным музыкальным материалам.
Считаю что современные, педагогические технологии, методы и приемы создают благоприятные
условия для достижения высокого уровня развития ключевых компетенций на уроках музыки.
Каждый урок – это поиск получения навыков компетенции ученика, он продолжается и думаю, что
даст свои результаты не только учащемуся, но и мне как учителю, лично заинтересованному в этом.
Для дальнейшего развития компетенций учащихся ставлю перед собой задачи:
- Заинтересовать больше детей проектной деятельностью на уроках музыки искусства.
- Расширить фонотеку кабинета «Музыки»
- Освоить новые программы для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки;
- Укомплектовать кабинет мультимедийным оборудованием и ноутбуком.
Имея 24-летний стаж работы учителя музыки, я наблюдаю, повышенный интерес к предмету
«Музыка», и связываю, прежде всего это с использование музыкально-компьютерных технологий в
преподавании. Но это все только первые шаги и предстоит еще многое переосмыслить и сделать,
чтобы предмет «Музыка» занял свое достоянное место в общеобразовательном процессе школы
Поэт, художник, музыкант-
Такими сразу не родятся.
В любом из них зарыт талант-
Лишь стоит только покопаться.
Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их, совершенствуйте.