Напоминание

Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б"].


Автор: Архипова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: поселка им. М. Горького
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б"].
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

учитель начальных классов

Архипова Татьяна Николаевна

МБОУ СОШ №8 пос. им. М.Горького,

Кавказского района, Краснодарского края

Тема урока: Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б'].

УМК: Школа России.

Авторы учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Азбука: уче6. для 1 кл./. – 2-е изд.

– М.: Просвещение, 2011 г.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Б, б, развития речи, логического

мышления, памяти

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты

(предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами,

чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют бережное отношение к окружающей природе, готовность заботиться о животных

Универсальные учебные

действия

(метапредметные)

Регулятивные: отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: общеучебные – отличают новое знание от уже известного; логические – характеризуют

звуки [б], [б’] и буквы Б, б.

Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают художественный текст

Основное содержание

темы, понятия и термины

Согласные буквы Б, б; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова,

предложение, рассказ

Образовательные

ресурсы

Шнурок (нитка). Предметные картинки с изображением зебры и голубей,

учебник «Азбука» (авторы: Горецкий В.Г.,

Кирюшкин В.А., Шанъко А. Ф., Берестов В.Д., 2011г.); детские рисунки; сборник басен И.А.Крылова.

рабочая тетрадь по чтению; набор карточек с буквами и слогами; наборное полотно;

цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов; слайдовая презентация «Буквы

Б, б. Звуки [б], [б']»; компьютер; проектор; экран.

Ход

урока

Этапы урока

Формы,

методы,

методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация

начала урока.

Проверка

готовности класса и

оборудования;

эмоциональный

настрой на урок

Фронтальная.

Словесный.

Слово

учителя

Приветствие учащихся.

– Дорогие ребята, сядьте

удобно. Потрите ладошки.

Вы почувствовали тепло?

(Да.)

– Прикоснитесь ладошками

друг к другу и передайте его.

Приветствуют

учителя. Организуют

свое рабочее место,

проверяют наличие

индивидуальных

учебных

принадлежностей на

столе

Проявляют

эмоциональную

отзывчивость на

слова учителя

Фронтальный.

Наблюдение

учителя

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Пусть на уроке вам будет

также тепло и уютно. А

теперь за работу!

Проверим

готовность

к

уроку

IIАктуализация

знаний учащихся.

Проверка

домашнего

задания

- На картинках

нарисованы животные.

Назовите первый звук каж-

дого слова. Охарактеризуйте

его.

1.

Выставка

рисунков

2.

Работа

с

лентой

букв.

II. Речевая

разминка

Коллективная

1)Дыхательна

я гимнастика.

2)Артикуляци

онная

разминка

3)Работа над

дикцией.

1)Упражнение

«33

Егорки»

Сделать

глубокий

вд ох

носом. На выдохе произнести

скороговорку: «Как на горке,

н а

п р и г о р к е

с т о я т

3 3

Егорки».

Вновь

с д е лат ь

глубокий вдох и продолжить:

«Раз

Егорка,

два-Егорка,

три-Егорка» И так далее пока

хватит набранного воздуха.

2)Упражнение «Заведем

моторчик» Губы сомкнуты и

расслаблены. На выдохе

выполнить вибрацию губ со

звуком: «бр-р-р»,

имитирующим работающий

двигатель.

3)Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

С л е д и т ь

з а

т е м ,

ч т о б ы

д е т и

н е

добирали воздух.

Презентация – слайд

2

Готовят

артикуляционный

аппарат к чтению

Коллективный.

Правильное

произношение

звуков

Скороговорка

4) Чтение

слогов

разным

темпом

5) Игра

«Лото»

6) Игра

«Наоборот»

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

6)Маленький - …. (большой)

Чёрный - …. (белый)

Медленный - ….. (быстрый)

Порядок -….. (беспорядок)

Презентация – слайд

3

Презентация

слайд

4

III. Постановка

учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Слово

учителя

– Какой первый звук вы

сейчас произносили, когда

называли слова наоборот?

– Давайте сформулируем

учебную задачу урока

– [б’].

– Познакомимся со

звуками [б], [б’] и

буквой, обозначающей

их на письме

Вместе с учителем

формулируют

учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Усвоение новых

знаний и способов

деятельности

1. Слого-звуковой

анализ слов

(учебник, с. 97)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа,

анализ слов

На доске предметные

картинки, изображающие

зебру и голубей.

– Что изображено на

картинках?

– Выполните слого-звуковой

анализ слов зебра, голуби.

– Выделите согласные звуки

– Зебра, голуби.

Рассматривают

картинки, работают

со схемами слов,

отвечают на вопросы

учителя, выполняют

Выделяют новые

звуки из слов,

характеризуют их,

сравнивают

Фронтальный.

Устные ответы

[б] и [б’].

– Звуки [б] и [б’] – звонкие

слого-звуковой анализ

слов.

– В слове зебра звук

[б] твердый, в слове

голуби звук [б’]

мягкий

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

2. Знакомство с бук-

вой Б

Фронтальная.

Словесный,

практический

Беседа,

моделировани

е буквы

– Какой буквой

обозначаются звуки [б] и [б’]

на письме?

– На что похожа буква (бэ) Б?

Буква Б проснется рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

– Выложите букву Б из

шнурка или нитки

Находят букву Б на

«ленте букв».

Высказывают свои

предположения.

Из шнурка или нитки

выкладывают букву Б

Находят букву Б на

«ленте букв».

Моделируют ее из

шнурка или нитки

Фронтальный.

Устные ответы,

моделирование

Физкультминутка

Коллективная

Практически

й

Презентация – слайд 5.

Выполняют движения

по тексту

Осуществляют

профилактику

утомления

Коллективный.

Правильное

выполнение

движений

3. Чтение слогов-

слияний и слов

(учебник, с. 97)

Коллективная

,

индивидуальн

ая.

Словесный,

практический

. Чтение,

беседа

– Прочитайте слоги.

– В каких слогах звук [б’] –

мягкий, а в каких слогах [б] –

твердый?

– Прочитайте слова

Хором читают слоги.

Называют слоги с

мягким звуком [б’] и

твердым звуком [б].

Читают слова

Читают слоги-

слияния.

Характеризуют звуки

[б] и [б’], определяют,

какие гласные

указывают на

твердость и мягкость

согласного звука

Коллективный.

Чтение, устные

ответы

4. Дидактическая

игра «Потопаем,

похлопаем»

Коллективная

-Если

услышите в

начале слова

[б] -

Булка, бензин, бинокль,

банан, бинт, бант, болт, беда,

бык, болото, бегемот

Учитель читает слова,

дети отгадывают:

топают, хлопают.

Внимательно

слушают, определяют

мягкость и твердость

звуков [б], [б’]

Коллективный.

Игра

потопайте,

если звук [б’]

- похлопайте

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

5. Работа с

иллюстрацией,

чтение

стихотворения

(учебник,

с. 96)

Фронтальная,

индивидуальн

ая.

Словесный,

практический

. Чтение,

беседа

– Рассмотрите иллюстрацию.

– К какой сказке

иллюстрация?

– Кто написал эту сказку?

– Кто живет под елью?

– Что делает белка?

– Какие она грызет орешки?

– Кто стережет белку?

– Выразительно прочитайте

стихотворение.

– Выучите стихотворение

наизусть

Рассматривают

иллюстрацию.

– Сказка о царе

Салтане.

– А. С. Пушкин.

– Белка.

– Песенки поет и

орешки все грызет.

– Все скорлупки

золотые, Ядра –

чистый изумруд.

– Слуги стерегут.

Выразительно читают

и заучивают

стихотворение,

рассказывают его

Формулируют ответы

на вопросы, опираясь

на иллюстрацию и

имеющиеся знания

сказки. Выразительно

читают

стихотворение,

понимают его смысл,

заучивают

стихотворение

наизусть

Фронтальный.

Устные ответы,

выразительное

чтение наизусть

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Круг вперёд, другой – вперёд,

А потом наоборот.

(Руки к плечам, вращение

вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(Дети садятся за парты.)

V. Закрепление

знаний и способов

действий.

1. Работа с текстом

и иллюстрацией

(учебник, с. 97)

3.

Игра

«Полсловечка за

вами»

Фронтальная.

Словесный.

Беседа,

чтение,

рассказ

– Прочитайте текст.

– Где были дети?

– Что видели в парке?

– Что делала белка?

– Что белка брала из рук

детей?

– Озаглавьте текст.

– Рассмотрите картинку.

– Видели ли вы когда-нибудь

белку?

– Расскажите о ней

а)Бал – (-да, -ка, -кон)

б) * + кА (добавьте первый

слог, чтобы образовались

слова, обозначающие:

- стеклянный сосуд;

-помещение, где парятся по

русскому обычаю;

- её пекут из белой муки

подают к чаю;

-пушной зверек в дупле;

- она задерживает мяч в

Читают текст по

предложению.

Рассматривают

картинку. Отвечают

на вопросы.

Озаглавливают текст.

Составляют рассказ

Презентация – слайд

6

Читают текст вслух,

определяют основную

мысль,

озаглавливают.

Формулируют ответы

на вопросы,

используя текст.

Придумывают свой

рассказ, соблюдая

логику повествования

Фронтальный.

Устные ответы,

рассказ

4.

Игра «Составь

имя»

5.

Ребусы.

воротах;

-её увидишь на любом

дереве;

-домик для птички в твоей

квартире.

- Составь имя сказочного

героя из первых звуков

каждого слова.

1)Работа над значением слова

– изба (деревянный

крестьянский дом)

Не красна изба углами, а

красна пирогами (посл)

Избушка, избенка, избяной.

2) Работа над

многозначностью слов:

баранки, бабочка.

Презентация – слайд

7

Презентация – слайды

8,9,10

Физкультминутка

Коллективная

Практически

й

Презентация – слайд 11.

Бабочка

Спал цветок и вдруг

проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь

проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Выполняют движения

по тексту

Осуществляют

профилактику

утомления

Коллективный.

Правильное

выполнение

движений

IVПродолжение

Чтение и

– Где были дети?

Краткое сообщение

Читают текст по

Фронтальный.

работы по теме

урока 2. (Работа с

текстом на стр. 101)

анализ текста

«В

библиотеке»

– Какие книги им показали?

– Знакомы ли вы с писателем

Крыловым?

- Какие басни Крылова вы

знаете?

- К каким басням нарисованы

эти иллюстрации?

учителя о

баснописце.

Презентация – слайд

12

Демонстрация

сборника басен

И.А.Крылова и

чтение учителем

басни «Ворона и

лисица»

Презентация –

слайд13

Презентация – слайд

14.

предложению.

Рассматривают

картинку.

Устные ответы,

рассказ

3. Развитие памяти,

мышления, внимания

- Угадайте,

какой звук

обозначает

заблудившаяс

я буква?

Неизвестно, как случилось,

только буква заблудилась:

заскочила в чей-то дом

и хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Жучка будку (булку) недоела

Неохота, надоело!

Ехал дядя без жилета

(билета)

Заплатил он штраф за это.

На остров налетел ураган,

Презентация – слайд

15/, 16, 17.

4. Игра «Рассеянный

наборщик»

5. Игра «Доскажи

словечко»

- Правильно

расставь

буквы и

получи

названия

животных

- Чем похожи

слова? Чем

интересны

эти

животные?

- Какое

животное

можно

назвать

лишним?

Почему?

- Какое слово

можно

назвать

лишним?

Почему?

- Составь у

доски из

разрезных

карточек

схему слова

На пальме остался последний

баран (банан)

Собака – 3 слога, белка -

[б’]

мягкий)

Презентация – слайд

18

Презентация – слайд

Составляют

полученные слова на

наборном полотне из

разрезных слогов и

букв и записывают в

тетрадь.

«березка» и

нарисуй

схему в

тетради.

19

VI. Рефлексивно-

оценочный

Фронтальная,

индивидуальн

ая.

Словесный.

Беседа

– Что нового вы узнали на

уроке?

– Что особенно вам

понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение?

Почему?

– Какие знания, умения,

навыки помогали нам сегодня

на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы

учителя

Устанавливают

причинно-

следственные связи.

Отвечают на итоговые

вопросы урока.

Оценивают свою

работу на уроке

Индивидуальны

й, фронтальный.

Оценка своей

деятельности



В раздел образования