Автор: Архипова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: поселка им. М. Горького
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б"].
Раздел: начальное образование
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
учитель начальных классов
Архипова Татьяна Николаевна
МБОУ СОШ №8 пос. им. М.Горького,
Кавказского района, Краснодарского края
Тема урока: Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б'].
УМК: Школа России.
Авторы учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Азбука: уче6. для 1 кл./. – 2-е изд.
– М.: Просвещение, 2011 г.
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Б, б, развития речи, логического
мышления, памяти
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты
(предметные)
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами,
чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Личностные результаты
Проявляют бережное отношение к окружающей природе, готовность заботиться о животных
Универсальные учебные
действия
(метапредметные)
Регулятивные: отличают верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: общеучебные – отличают новое знание от уже известного; логические – характеризуют
звуки [б], [б’] и буквы Б, б.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают художественный текст
Основное содержание
темы, понятия и термины
Согласные буквы Б, б; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова,
предложение, рассказ
Образовательные
ресурсы
Шнурок (нитка). Предметные картинки с изображением зебры и голубей,
учебник «Азбука» (авторы: Горецкий В.Г.,
Кирюшкин В.А., Шанъко А. Ф., Берестов В.Д., 2011г.); детские рисунки; сборник басен И.А.Крылова.
рабочая тетрадь по чтению; набор карточек с буквами и слогами; наборное полотно;
цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов; слайдовая презентация «Буквы
Б, б. Звуки [б], [б']»; компьютер; проектор; экран.
Ход
урока
Этапы урока
Формы,
методы,
методические
приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I. Организация
начала урока.
Проверка
готовности класса и
оборудования;
эмоциональный
настрой на урок
Фронтальная.
Словесный.
Слово
учителя
Приветствие учащихся.
– Дорогие ребята, сядьте
удобно. Потрите ладошки.
Вы почувствовали тепло?
(Да.)
– Прикоснитесь ладошками
друг к другу и передайте его.
Приветствуют
учителя. Организуют
свое рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость на
слова учителя
Фронтальный.
Наблюдение
учителя
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Пусть на уроке вам будет
также тепло и уютно. А
теперь за работу!
–
Проверим
готовность
к
уроку
IIАктуализация
знаний учащихся.
Проверка
домашнего
задания
- На картинках
нарисованы животные.
Назовите первый звук каж-
дого слова. Охарактеризуйте
его.
1.
Выставка
рисунков
2.
Работа
с
лентой
букв.
II. Речевая
разминка
Коллективная
1)Дыхательна
я гимнастика.
2)Артикуляци
онная
разминка
3)Работа над
дикцией.
1)Упражнение
«33
Егорки»
Сделать
глубокий
вд ох
носом. На выдохе произнести
скороговорку: «Как на горке,
н а
п р и г о р к е
с т о я т
3 3
Егорки».
Вновь
с д е лат ь
глубокий вдох и продолжить:
«Раз
–
Егорка,
два-Егорка,
три-Егорка» И так далее пока
хватит набранного воздуха.
2)Упражнение «Заведем
моторчик» Губы сомкнуты и
расслаблены. На выдохе
выполнить вибрацию губ со
звуком: «бр-р-р»,
имитирующим работающий
двигатель.
3)Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
С л е д и т ь
з а
т е м ,
ч т о б ы
д е т и
н е
добирали воздух.
Презентация – слайд
2
Готовят
артикуляционный
аппарат к чтению
Коллективный.
Правильное
произношение
звуков
Скороговорка
4) Чтение
слогов
разным
темпом
5) Игра
«Лото»
6) Игра
«Наоборот»
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
6)Маленький - …. (большой)
Чёрный - …. (белый)
Медленный - ….. (быстрый)
Порядок -….. (беспорядок)
Презентация – слайд
3
Презентация
–
слайд
4
III. Постановка
учебной задачи
Фронтальная.
Словесный.
Слово
учителя
– Какой первый звук вы
сейчас произносили, когда
называли слова наоборот?
– Давайте сформулируем
учебную задачу урока
– [б’].
– Познакомимся со
звуками [б], [б’] и
буквой, обозначающей
их на письме
Вместе с учителем
формулируют
учебную задачу
Фронтальный.
Устные ответы
IV. Усвоение новых
знаний и способов
деятельности
1. Слого-звуковой
анализ слов
(учебник, с. 97)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа,
анализ слов
На доске предметные
картинки, изображающие
зебру и голубей.
– Что изображено на
картинках?
– Выполните слого-звуковой
анализ слов зебра, голуби.
– Выделите согласные звуки
– Зебра, голуби.
Рассматривают
картинки, работают
со схемами слов,
отвечают на вопросы
учителя, выполняют
Выделяют новые
звуки из слов,
характеризуют их,
сравнивают
Фронтальный.
Устные ответы
[б] и [б’].
– Звуки [б] и [б’] – звонкие
слого-звуковой анализ
слов.
– В слове зебра звук
[б] твердый, в слове
голуби звук [б’]
мягкий
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
2. Знакомство с бук-
вой Б
Фронтальная.
Словесный,
практический
Беседа,
моделировани
е буквы
– Какой буквой
обозначаются звуки [б] и [б’]
на письме?
– На что похожа буква (бэ) Б?
Буква Б проснется рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
– Выложите букву Б из
шнурка или нитки
Находят букву Б на
«ленте букв».
Высказывают свои
предположения.
Из шнурка или нитки
выкладывают букву Б
Находят букву Б на
«ленте букв».
Моделируют ее из
шнурка или нитки
Фронтальный.
Устные ответы,
моделирование
Физкультминутка
Коллективная
Практически
й
Презентация – слайд 5.
Выполняют движения
по тексту
Осуществляют
профилактику
утомления
Коллективный.
Правильное
выполнение
движений
3. Чтение слогов-
слияний и слов
(учебник, с. 97)
Коллективная
,
индивидуальн
ая.
Словесный,
практический
. Чтение,
беседа
– Прочитайте слоги.
– В каких слогах звук [б’] –
мягкий, а в каких слогах [б] –
твердый?
– Прочитайте слова
Хором читают слоги.
Называют слоги с
мягким звуком [б’] и
твердым звуком [б].
Читают слова
Читают слоги-
слияния.
Характеризуют звуки
[б] и [б’], определяют,
какие гласные
указывают на
твердость и мягкость
согласного звука
Коллективный.
Чтение, устные
ответы
4. Дидактическая
игра «Потопаем,
похлопаем»
Коллективная
-Если
услышите в
начале слова
[б] -
Булка, бензин, бинокль,
банан, бинт, бант, болт, беда,
бык, болото, бегемот
Учитель читает слова,
дети отгадывают:
топают, хлопают.
Внимательно
слушают, определяют
мягкость и твердость
звуков [б], [б’]
Коллективный.
Игра
потопайте,
если звук [б’]
- похлопайте
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
5. Работа с
иллюстрацией,
чтение
стихотворения
(учебник,
с. 96)
Фронтальная,
индивидуальн
ая.
Словесный,
практический
. Чтение,
беседа
– Рассмотрите иллюстрацию.
– К какой сказке
иллюстрация?
– Кто написал эту сказку?
– Кто живет под елью?
– Что делает белка?
– Какие она грызет орешки?
– Кто стережет белку?
– Выразительно прочитайте
стихотворение.
– Выучите стихотворение
наизусть
Рассматривают
иллюстрацию.
– Сказка о царе
Салтане.
– А. С. Пушкин.
– Белка.
– Песенки поет и
орешки все грызет.
– Все скорлупки
золотые, Ядра –
чистый изумруд.
– Слуги стерегут.
Выразительно читают
и заучивают
стихотворение,
рассказывают его
Формулируют ответы
на вопросы, опираясь
на иллюстрацию и
имеющиеся знания
сказки. Выразительно
читают
стихотворение,
понимают его смысл,
заучивают
стихотворение
наизусть
Фронтальный.
Устные ответы,
выразительное
чтение наизусть
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
Круг вперёд, другой – вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение
вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)
V. Закрепление
знаний и способов
действий.
1. Работа с текстом
и иллюстрацией
(учебник, с. 97)
3.
Игра
«Полсловечка за
вами»
Фронтальная.
Словесный.
Беседа,
чтение,
рассказ
– Прочитайте текст.
– Где были дети?
– Что видели в парке?
– Что делала белка?
– Что белка брала из рук
детей?
– Озаглавьте текст.
– Рассмотрите картинку.
– Видели ли вы когда-нибудь
белку?
– Расскажите о ней
а)Бал – (-да, -ка, -кон)
б) * + кА (добавьте первый
слог, чтобы образовались
слова, обозначающие:
- стеклянный сосуд;
-помещение, где парятся по
русскому обычаю;
- её пекут из белой муки
подают к чаю;
-пушной зверек в дупле;
- она задерживает мяч в
Читают текст по
предложению.
Рассматривают
картинку. Отвечают
на вопросы.
Озаглавливают текст.
Составляют рассказ
Презентация – слайд
6
Читают текст вслух,
определяют основную
мысль,
озаглавливают.
Формулируют ответы
на вопросы,
используя текст.
Придумывают свой
рассказ, соблюдая
логику повествования
Фронтальный.
Устные ответы,
рассказ
4.
Игра «Составь
имя»
5.
Ребусы.
воротах;
-её увидишь на любом
дереве;
-домик для птички в твоей
квартире.
- Составь имя сказочного
героя из первых звуков
каждого слова.
1)Работа над значением слова
– изба (деревянный
крестьянский дом)
Не красна изба углами, а
красна пирогами (посл)
Избушка, избенка, избяной.
2) Работа над
многозначностью слов:
баранки, бабочка.
Презентация – слайд
7
Презентация – слайды
8,9,10
Физкультминутка
Коллективная
Практически
й
Презентация – слайд 11.
Бабочка
Спал цветок и вдруг
проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь
проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Выполняют движения
по тексту
Осуществляют
профилактику
утомления
Коллективный.
Правильное
выполнение
движений
IVПродолжение
Чтение и
– Где были дети?
Краткое сообщение
Читают текст по
Фронтальный.
работы по теме
урока 2. (Работа с
текстом на стр. 101)
анализ текста
«В
библиотеке»
– Какие книги им показали?
– Знакомы ли вы с писателем
Крыловым?
- Какие басни Крылова вы
знаете?
- К каким басням нарисованы
эти иллюстрации?
учителя о
баснописце.
Презентация – слайд
12
Демонстрация
сборника басен
И.А.Крылова и
чтение учителем
басни «Ворона и
лисица»
Презентация –
слайд13
Презентация – слайд
14.
предложению.
Рассматривают
картинку.
Устные ответы,
рассказ
3. Развитие памяти,
мышления, внимания
- Угадайте,
какой звук
обозначает
заблудившаяс
я буква?
Неизвестно, как случилось,
только буква заблудилась:
заскочила в чей-то дом
и хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Жучка будку (булку) недоела
Неохота, надоело!
Ехал дядя без жилета
(билета)
Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган,
Презентация – слайд
15/, 16, 17.
4. Игра «Рассеянный
наборщик»
5. Игра «Доскажи
словечко»
- Правильно
расставь
буквы и
получи
названия
животных
- Чем похожи
слова? Чем
интересны
эти
животные?
- Какое
животное
можно
назвать
лишним?
Почему?
- Какое слово
можно
назвать
лишним?
Почему?
- Составь у
доски из
разрезных
карточек
схему слова
На пальме остался последний
баран (банан)
Собака – 3 слога, белка -
[б’]
мягкий)
Презентация – слайд
18
Презентация – слайд
Составляют
полученные слова на
наборном полотне из
разрезных слогов и
букв и записывают в
тетрадь.
«березка» и
нарисуй
схему в
тетради.
19
VI. Рефлексивно-
оценочный
Фронтальная,
индивидуальн
ая.
Словесный.
Беседа
– Что нового вы узнали на
уроке?
– Что особенно вам
понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение?
Почему?
– Какие знания, умения,
навыки помогали нам сегодня
на уроке?
– Спасибо за урок
Отвечают на вопросы
учителя
Устанавливают
причинно-
следственные связи.
Отвечают на итоговые
вопросы урока.
Оценивают свою
работу на уроке
Индивидуальны
й, фронтальный.
Оценка своей
деятельности