Автор: Гришина Ольга Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Цнинская СОШ №1"
Населённый пункт: п.Строитель Тамбовского района Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность".
Раздел: полное образование
Активные методы обучения –
методы, стимулирующие познавательную деятельность
Хороших методов
существует столько,
сколько существует
хороших учителей.
Д.Пойя
В период модернизации школы возрастает роль активных форм и ме-
тодов обучения на уроках истории, обществознания и других предметов гу-
манитарного цикла. Необходимость этого связана с потребностью общества
воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать,
вести дискуссию, дебаты.
Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих
доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление
этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обуче-
ния на уроке.
Особенность обучения истории заключается в том, что она призвана
не только передавать знания, но и обеспечивать воспитание нравственности
и исторической культуры. Практика преподавания истории и обществозна-
ния в школе показывает, что усвоение школьниками наиболее эффективно
когда используются активные и интерактивные формы проведения уроков.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие по-
знавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге,
предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или
иной проблемы. Активные методы обучения, в отличии от традиционных,
предполагают непосредственное участие обучаемых в формировании необ-
ходимых знаний, навыков и умений. Основной формой работы становится
групповая. Возможности различных методов обучения в смысле активизации
учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от
природы и содержания соответствующего метода, способов их использова-
ния, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его при-
меняет.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности уча-
щихся в процессе освоения учебного материала.
К числу активных методов можно отнести:
метод конкретных ситуаций;
метод инцидента;
метод мозговой атаки;
челночный метод предполагает решение учебной проблемы;
метод деловой ( ролевой) игры;
Метод погружения предполагает непосредственное соприкосно-
вение учащихся с традициями, обычаями, документами изучае-
мого периода истории.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
1.
Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая
игра,
урок-соревнование,
урок-семинар,
урок-экскурсия,
интегриро-
ванный урок , урок-суд и другие.).
2.
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегриро-
ванные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбиниро-
ванные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
3.
Использование игровых форм.
4.
Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
5.
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситу-
ации и др.).
6.
Использование различных форм учебной работы (групповые, парные,
индивидуальные, фронтальные и др.).
7.
Использование
дидактических
средств
(тесты,
терминологические
кроссворды и др.).
8.
Внедрение развивающих дидактических приемов ( речевых оборотов
типа «Хочу спросить …», «Для меня сегодняшний урок …», «Я бы
сделал так …», «Я думаю, что …» ит.д.; художественное изображение с
помощью схем, символов, рисунков и др.).
9.
Интерактивные
методы
обучения
(репродуктивный,
частично-
поисковый, творческий и др.).
10.
Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познаватель-
ных, социальных и др.).
11.
Различные виды домашней работы (групповые, творческие,
деффиренцированные)
12.
Деятельностный подход в обучении.
Вот некоторые примеры из опыта работы:
Импровизированные дебаты. 10 класс. Урок обществознания.
«Я-избиратель».
Цель: воссоздать некоторые элементы избирательной кампании в иг-
ровой форме. В выборах участвуют лидеры трёх партий. Им придётся побо-
роться за голоса избирателей. Избирателям необходимо оценить те меры, ко-
торые предлагают партии для изменения ситуации в различных сферах жиз-
ни общества. («Лидеры партий» представляют свою партию, тезисы, про-
граммы, лозунг, эмблему).
Прослушав выступления лидеров партии, их помощников, избиратели
делают свой выбор. Заполнить бюллетени. Отдать свой голос одному из кан-
дидатов, поставив в соответствующей клетке любой знак. Независимая ко-
миссия проведёт подсчёт голосов.
Дискуссия.
Задача: заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои
умственные
способности для
необходимого
доказательства.
Обсуждается
сложная и противоречивая проблема, мнения участников уже чётко опреде-
лены и резко отличаются. Участники дискуссии должны суметь привести ар-
гументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонен-
тов а правильности своей позиции.
Темы дискуссий по истории. 11 класс.
1.«Противоречия НЭПа».
Темы дискуссий по обществознанию. 11 класс.
2. Безработица – это полезное явление для общества.
Для стимулирования познавательной деятельности в своей работе
я часто применяю задания креативного характера:
- предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже извест-
но, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию;
составление кроссворда, игры, викторины, родословной,;
Нестандартная
форма
( урок
защиты
творческих
работ,
проек-
тов; урок творческого обобщения, урок-конференция; урок-зачет («Вели-
кая
Отечественная
война»,
11
кл.); урок-путешествие
(«Путешествие
в
древнюю Грецию», 5 кл);
Урок –суд « Опричнина» ( 10 класс)
Урок исторический проект « Движение декабристов» ( 8 класс)
(Группы защищают свои проекты по теме.)
Урок обществознания (защита проектов 10 класс профильный уро-
вень «Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный
выбор»).
Урок-суд, урок –лекция: « 30-годы: трагедия и символ» 11 класс.
Проблемный урок « Усиление политических репрессий в 1945-1953
гг». 11 класс.( проблемный вопрос : « Была ли альтернатива ужесточению
сталинского политического режима после окончания войны»).
Проблемный урок – один из стимулов для развития креативного мыш-
ления.
Урок « Мозговая атака», « Мозговой штурм» ( применяется в любой
возрастной группе).
Эссе – этот метод оценивания исторических событий и общественных
явлений формирует креативное мышление, гражданскую позицию, заставля-
ет задуматься о судьбе Родины и человечества. ( «Судьба России – моя судь-
ба»).
Таким образом, применение активных форм работы на уроке способ-
ствует активизации деятельности учащихся, развивает критическое мышле-
ние, коммуникативные навыки, формирует умение корректно оппонировать,
отстаивать свою точку зрения.
В заключении хочу отметить, что все рассмотренные методы обучения будут
реально приносить плоды только в том случае, если педагог будет выполнять
свою работу с любовью и уважением к детям, всячески поддерживать и раз-
вивать в них трудолюбие, тягу к знаниям и творческие возможности. Только
если учитель сам заинтересован в результатах своего труда, возможен про-
цесс обучения и воспитания подрастающего поколения.
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать
самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ
преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для
учеников. Только тот образ преподавания верен, которым
довольны ученики».
Л. Н. Толстой