Напоминание

"Работа концертмейстера в классе сольного пения"


Автор: Поликарпова Ирина Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО АР "ДШИ п.Рассвет"
Населённый пункт: Ростовская область,Аксайский район,п.Рассвет
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Работа концертмейстера в классе сольного пения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Аксайского района ДШИ п. Рассвет

Доклад на тему:

«Основные принципы работы концертмейстера».

Выполнила концертмейстер МБУ ДО АР «ДШИ п. Рассвет»

Поликарпова Ирина Викторовна.

2016 г.

1

Содержание доклада

Введение………………………………………………….………3

1 часть. Функции и обязанности концертмейстера.…….…….4

2 часть. Работа над вокальным произведением.…….…………7

Заключение……………………………………………………...12

Список используемой литературы……………………………..13

2

Введение.

Концертмейстерская работа в классе сольного пения детской музыкальной

школы имеет большое значение.

В профессиональной деятельности концертмейстера – пианиста важное

место занимает работа в вокальном классе.

Концертмейстер - неотъемлемая часть самого певца, так как человеческий

голос инструмент ансамблевый, выявить его красоту помогает

инструментальное сопровождение.

Концертмейстер, наравне с педагогом, участвует в процессе обучения,

помогает в выборе программы с учетом индивидуальности каждого ученика.

При этом критериями отбора репертуара для учащегося - вокалиста

становятся его индивидуальные данные, интересы, диапазон его голоса

артистичность, а так же задачи, которые ставит педагог перед учеником.

Солист и концертмейстер в художественном смысле являются членами

единого, целостного музыкального организма. Более того,

концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно

требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и

особого призвания. В обширном поле деятельности пианиста-

концертмейстера работа в детской музыкальной школе и школе искусств

занимает почетное место. Работа концертмейстера, в связи с возрастными

особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных

сложностей и особой ответственностью. Методической литературы,

освещающей подробно данные вопросы не много.

Цель работы – осветить основные требования к работе концертмейстера

класса сольного пения, выявить особенности работы с юными вокалистами.

Думаю, что данная работа сможет помочь начинающим педагогам –

концертмейстерам в работе с начинающими певцами.

3

1 часть.

Функции и обязанности концертмейстера.

Деятельность концертмейстера включает в себя: разучивание с солистами

их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их

исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в

исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или

иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера

объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их

трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных

ситуациях.

Таким образом, функции концертмейстера носят и педагогический

характер. Эта сторона требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского

опыта, ряда специфических навыков и знаний.

В обязанности концертмейстера вокального класса входит не только

непосредственно аккомпанирование солисту на концертах, экзаменах, но и

подбор и подготовка нового репертуара. Это, своего рода, педагогическая

сторона концертмейстера, требующая от него не только пианистических

навыков и аккомпаниаторского опыта, но и ряда специфических умений. Для

этого он должен быть знаком с основами вокала - особенностями певческого

вокала, правильной артикуляцией, характерной для голосов тесситурой,

диапазоном голосов. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть

не только в музыкальную суть, но и в художественный текст сочинения. Ведь

эмоциональный настрой, и характер произведения раскрываются не только

через музыку, но и через слово.

Для достижения хороших результатов работы с юными солистами

концертмейстер должен обладать рядом обязательных качеств. Прежде всего,

он должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном

плане. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение

арсеналом пианистического мастерства, и множеством дополнительных

умений, как :

4

-навык сорганизовать партитуру,

-«выстроить вертикаль»,

-выявить индивидуальную красоту солирующего голоса,

-обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую

сетку и т. п.

Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной

одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением

охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом,

способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном

исполнении. В работе с солистами разных возрастов большое значение имеет

не только умение аккомпанировать пению, но и «повести» юного музыканта,

снять волнение и нервное напряжение солиста перед выступлением, вовремя

подхватить ребенка в случае растерянности или если тот спутал текст. Воля

и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При

возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших во время

выступления, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни

поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на

ошибку мимикой или жестом.

Функции концертмейстера, работающего с юными солистами, носят в

значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются,

главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара.

Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста,

помимо опыта аккомпаниатора, ряда специфических навыков и знаний из

области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья

и такта.

Концертмейстеру класса сольного пения, помимо владения навыком чтения

с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую

тональность. Умение транспонировать входит в число непременных условий,

определяющих его профессиональную пригодность. Концертмейстеру класса

сольного пения часто приходиться играть аккомпанемент не в той

5

тональности, в которой написано произведение в нотах. Это объясняется

тесситурными возможностями голосов, а также состоянием голосового

аппарата детей на данный момент. Для успешного аккомпанемента в

транспорте пианист должен хорошо усвоить курс гармонии и иметь навыки

исполнения гармонических последовательностей на фортепиано в различных

тональностях. Необходимо также практическое знание аппликатурных

формул диатонических и хроматических гамм, арпеджио, аккордов.

Специфика концертмейстерской работы в классе сольного пения ДМШ

требует от концертмейстера гибкого отношения к исполняемой фактуре,

умения ее удобно аранжировать. Способность подбирать сопровождение,

аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера

импровизационных умений.

Педагогическая задача концертмейстера состоит в разучивании и

подготовке нового репертуара, что требует от него ряда специфических

знаний и навыков, умения корректировать певца в отношении точности

интонирования, и других качеств исполнительства.

Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в

музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй, и

образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через

музыку, но и через слово.

Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер

наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он

должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и

ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной

фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого

концертмейстер должен быть знаком с основами вокала - особенностями

певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов,

характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания

и т.д.

6

2 часть

Работа над вокальным произведением.

Перед началом работы над любым вокальным сочинением или программой

стоит вопрос выбора. Концертмейстер должен знать обширный репертуар и

уметь его продемонстрировать. Очень важной особенностью

концертмейстера в этом случае является способность читать с листа

вокальную литературу. Можно продемонстрировать сочинение в ансамбле с

преподавателем или самостоятельно, прочитав три строчки вместе с

вокальной партией на инструменте. Этот навык очень полезен и незаменим в

работе. Чем лучше развит этот навык, тем ближе к стилю и образу удастся

исполнить выбираемое сочинение.

Работа над новым вокальным сочинением обязательно должна начинаться

с показа, с возможности услышать произведение в целом. Произведение

лучше исполнить несколько раз, чтобы ученик с первого же урока понял

замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Важно

увлечь и заинтересовать певца музыкой и поэтическим текстом,

возможностями их вокального воплощения.

Следующим этапом работы является разбор вокальной партии с учеником.

Им сложно самостоятельно разучить свою партию.

Если учащийся не обладает навыками сольфеджирования по нотам,

пианист должен продемонстрировать мелодию на инструменте и попросить

воспроизвести ее певца. Лучше разделить вокальную партию на фразы,

предложения, периоды и последовательно разучивать нотный текст.

Разучивая с учеником произведение, пианист четко следит за выполнением

певцом указаний педагога по вокалу - за точностью воспроизведения

звуковысотного и ритмического рисунка, продуманной фразировкой,

целесообразной расстановкой дыхания, четкостью произношения.

Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому

исполнителю, необходимо менять план ведения занятия, методы работы над

7

сочинением в зависимости от способностей певца, строения певческого

аппарата , физического состояния и т.д.

Одной из серьезных проблем для начинающего певца часто является

ритмическая сторона исполнения.

Большинство учеников сложные ритмические рисунки и размеры не

понимают и не знают. Грамотность концертмейстера помогает им

восполнить этот пробел. Пианист и педагог в классе должны объяснить

теоретически ритмические рисунки и счет, и добиться на практике

исполнения правильного ритма. Необходимо развивать у ученика умение

самостоятельно считать и дирижировать.

Ученик недостаточно осознает, что ритмическая четкость и ясность

определяет смысл и характер музыки. Воспринимая мелодию на слух, певец

порой приблизительно поет ритмически сложные места. Необходимо чтобы

точки, паузы, ферматы и другие ритмические моменты стали для певца

необходимой принадлежностью исполняемой музыки, средствами ее

выразительности. Если ученик не сразу полностью воспринимает сложный

ритмический рисунок , он обязательно должен считать вслух или про себя, а

не только запоминать музыку на слух. Привычка запоминать на слух, без

сознательного анализа, часто подводит. Для лучшего освоения ритмической

стороны иногда полезно дирижировать, чтобы почувствовать сильную долю

такта, основной пульс произведения, добиться ритмической ровности.

Концертмейстер должен остерегать певца от ненужных жестов во время

исполнения. Как правило, это показатель скованности и напряженности

певца, поэтому нужно вовремя их пресекать, пока они не перешли в

привычку. Чем меньше жестикуляций, тем уместнее для вокалиста.

Пианист должен чутко следить за дыханием певца, избегать

«поверхностного дыхания», следить за протяженностью гласных. Солист

должен пропивать гласную до последнего момента, а согласную относить к

следующей гласной. Это помогает развить legato в пении, однако дикция в

этот момент страдает. Но это нужно пройти с учеником как этап обучения.

8

Начинающие вокалисты порой думают, что чем громче они поют, тем

красивее звучит их голос. Концертмейстер должен напоминать солисту, какой

красочности и выразительности он добьется, разнообразя силу и окраску

звука. Тут возникает опасность при пении piano – мелкое дыхание и звук «без

опоры».

Типичная ошибка певцов без опыта петь последние тянущиеся ноты фразы

громко. Это, конечно, неграмотно и пианист должен указывать и неустанно

следить за этим.

Концертмейстеру необходимо помочь маленькому певцу в нужном стиле и

музыкальном штрихе исполнить сольную партию. Очень важно умение петь

легато на фоне стаккатного аккомпанемента. При плавном певучем

аккомпанементе слияние одинаковых намерений помогает певцу, облегчает

его задачу.

В процессе работы с певцом пианист должен четко контролировать

звучность фортепианной партии. Ведь грубое, жесткое звучание вызывает у

вокалиста желание форсировать звук. А мягкое ведение приучает его к

правильному звукоизвлечению. И тут же нужно опасаться слишком

приглушенной звучности, которая толкает неопытного певца снять звук «с

опоры».

При работе с юными дарованиями нужно учитывать индивидуальные

особенности каждого. Нельзя обозначить единый для всех план занятий.

Концертмейстер должен помнить, как пел на прошлом занятии учащийся,

заранее запланировать задачи следующего урока. В случае, если ученик

пришел на занятие утомленным, требуется сменить ход урока, выбирая

направление, требующее наименьшую вокальную нагрузку. Занятия строятся

по-разному, в зависимости от профессионализма певца, от особенностей

певческого голоса. Если певец творчески активен, за урок можно пройти

несколько произведений, при этом следить за качеством исполнения и

состоянию певческого аппарата. Порой целый урок можно посвятить одному

сочинению, что принесет больше пользы, чем работа над всей программой.

9

Также не стоит посвящать целое занятие чисткой фальшивых нот. Порой

неточная интонация у неопытных певцов может зависеть от незнания

элементарных навыков вокала. Задача пианиста - указать на ошибки и вместе

в тандеме устранить их. В каждом произведении можно найти себе

«помощников» для устранения фальши и для скорейшего запоминания

мелодии.

Пианист должен чутко следить за дыханием певца, избегать

«поверхностного дыхания, следить за протяженностью гласных. Солист

должен припевать гласную до последнего момента, а согласную относить к

следующей гласной.

Очень важен этап работы над текстом. Нужно чтобы осмысленный текст и

музыка друг друга дополняли. Чтобы песня не переходила в декламацию,

чтобы мелодия не была с набором бессмысленных слов и выражений.

Педагог и концертмейстер должны пробудить у ученика фантазию,

проникнуться образным содержанием.

Особенность вокальной литературы – наличие словесного текста. В работе

над текстом, надо почувствовать его основное настроение, выявить

отдельные фразы и слова, но их не должно быть слишком много, иначе они

могут отвлечь внимание от музыки, сделать ее неестественной. Педагог и

концертмейстер должны разбудить у ученика воображение, фантазию, помочь

ему проникнуть в образное содержание произведения, использовать

выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и

«окрашенного» настроением всего произведения.

Концертмейстер также должен быть знаком с особенностями голосового

аппарата. Не позволять певцу чрезмерной нагрузки, запретить работу в

больном состоянии, следить за правильно взятым дыханием. Ребенок не

должен петь «плоским» звуком. Важно объяснить динамику произведения,

подвести его к кульминационным нотам.

10

При исполнении произведения вместе с вокалистом, концертмейстер

должен дышать вместе с ним. Иногда, перед выходом на высокие ноты или

после них сделать люфт-паузу для сброса напряжения, не «гнать» его вперед.

И в работе, и на концертных выступлениях певец должен слышать

концертмейстера, но сам концертмейстер не должен заглушать певца, нужно

играть тем звуком, которым певец должен петь, то есть «на дыхании».

Движение вперед – основа любой музыки.

При работе над произведением концертмейстеру полезно познакомиться с

творчеством композитора, историей создания, спецификой жанра. В

обязанности концертмейстера входит объяснение ученику, в чем состоит

авторский замысел и что нужно сделать, чтобы его сохранить.

11

Заключение.

Из вышеизложенного можно сказать, что особенности работы

концертмейстера с вокалистами заключается в глубоком понимании природы

музыкального искусства и певческого голоса, специфики вокального пения,

секретов взаимодействия инструмента и голоса, в поиске разнообразных

методов педагогической работы.

Необходимо всегда помнить о том, что концертмейстерство – это

искусство, а концертмейстер в образовательной сфере – и пианист, и

аккомпаниатор, и исполнитель, и педагог.

12

Список используемой литературы:

1.

Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к

проблеме получения квалификации в Вузе// Проблемы музыкального

воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К.

Терентьева. – СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – Вып. 2.

2.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая

деятельность // Музыка в школе. – 2001. - №2.

3.

Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста

– концертмейстера // Музыка в школе. – 2001.

4.

Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и

хором // Музыка в школе. – 2001.

5.

Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на

МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя

музыки. – М., 1982

6.

Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента //

О мастерстве ансамблиста. Изд-во ЛОЛГК, 1986

13



В раздел образования