Напоминание

"Активные методы обучения"


Автор: Шадрина Вера Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №115"
Населённый пункт: грод Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Активные методы обучения в детском саду.
На современном этапе развития России происходят изменения в системе образования: внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. В свою очередь вносит свои коррективы в содержание образовательной программы, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие социально-коммуникативных, художественно-эстетических, познавательных, речевых способностей детей, а также физической сферы; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Сущность современных педагогических технологий выражается в организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, предложении новых форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений педагога. Сегодня я хотела бы привлечь внимание коллег к АМО – активным методам обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний. Как известно к активным методам обучения относятся: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, драматизация,
театрализация, «Мозговой штурм», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, имитационный тренинг, организационно-мыслительные игры и другие. У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это: групповая форма организации работы участников образовательного процесса; использование деятельностного подхода к обучению; практическая направленность деятельности участников образовательного процесса; игровой и творческий характер обучения; Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: • формирование положительной учебной мотивации; • повышение познавательной активности детей; • активное вовлечение детей в образовательный процесс; • стимулирование самостоятельной деятельности; • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления; • эффективное усвоение большого объема информации; • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
• развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка; • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка; • развитие навыков самостоятельного умственного труда; Активные методы обучения Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!» Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра. Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы, то растение. Растение стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…» Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. - придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы; изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту; Примеры: Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Тема: «Транспорт» Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться. Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программе. В основе обучения лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной
атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной активности.


В раздел образования