Автор: Шадрина Вера Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №115" Населённый пункт: грод Братск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Активные методы обучения" Раздел: дошкольное образование
Активные методы обучения в детском саду.
На современном этапе развития России происходят изменения в
системе образования: внедрение федеральных государственных
образовательных стандартов. В свою очередь вносит свои
коррективы в содержание образовательной программы, акцентируя
внимание педагогов дошкольного образования на развитие
социально-коммуникативных, художественно-эстетических,
познавательных, речевых способностей детей, а также физической
сферы; на смену традиционным методам приходят активные
методы обучения и воспитания, направленные на активизацию
познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях
педагогу дошкольного образования необходимо уметь
ориентироваться в многообразии интегративных подходов к
развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Сущность современных педагогических технологий выражается в
организации индивидуально-ориентированного образовательного
процесса, предложении новых форм и методов формирования и
развития профессиональных знаний и умений педагога.
Сегодня я хотела бы привлечь внимание коллег к АМО – активным
методам обучения и воспитания детей старшего дошкольного
возраста
Активные методы обучения – это система методов,
обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и
практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.
Как известно к активным методам обучения относятся:
проблемные ситуации,
обучение через деятельность,
групповая и парная работа,
драматизация,
театрализация,
«Мозговой штурм»,
дискуссия,
метод проектов,
метод эвристических вопросов,
имитационный тренинг,
организационно-мыслительные игры и другие.
У активных методов обучения имеются свои отличительные
особенности это:
групповая форма организации работы участников образовательного
процесса;
использование деятельностного подхода к обучению;
практическая направленность деятельности участников
образовательного процесса;
игровой и творческий характер обучения;
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в
разных аспектах:
• формирование положительной учебной мотивации;
• повышение познавательной активности детей;
• активное вовлечение детей в образовательный процесс;
• стимулирование самостоятельной деятельности;
• развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
• эффективное усвоение большого объема информации;
• развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
• развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности
ребенка;
• раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого
ребенка;
• развитие навыков самостоятельного умственного труда;
Активные методы обучения
Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных
условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют
проработать и сопоставить несколько возможных вариантов.
Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация,
азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика
сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют
отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты
коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС -
сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!»
Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий
развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку
сформировать уверенность в собственных возможностях. Он
предусматривает такую систему обучения, когда дети получают
знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы
спланированных практических заданий. Это обучение через
деятельность
Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в
группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время
занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная
игра.
Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм
(мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ
продуцирования новых идей для решения научных и практических
проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной
деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой
активности.
Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и
мысленных представлений ребенок пытается «переселиться» в
изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться
в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других
образовательных объектов помогает применение словесных
предписаний типа: «Представьте себе, что вы, то растение.
Растение стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище —
стебель, руки — листья, ноги — корни…»
Формы и методы эвристического обучения — это те, основной
задачей которых является создание учащимися новых
образовательных результатов: идей, сочинений, исследований,
поделок, конкурсов, художественных произведений и др. -
придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный,
словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты;
перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку,
определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску,
математическую фигуру, геометрический сад, вышивку,
фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;
Примеры:
Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает,
какие грибы съедобные, а какие нет.
Тема: «Транспорт» Животные Африки просят Айболита о помощи,
но Айболит не знает на чём к ним добраться.
Таким образом, использование активных методов обучения в
образовательном процессе дошкольного образовательного
учреждения способствует успешному освоению образовательной
программе. В основе обучения лежат требования ФГОС, созданию
в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной
атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной
активности.