Напоминание

"Масленица"


Автор: Сергеева Марьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г.Грязи"
Населённый пункт: город Грязи Липецкая область
Наименование материала: Конспект интегрированного урока-развлечения для детей 3 класса с УО.
Тема: "Масленица"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект интегрированного урока-развлечения для 3 класса с УО.

Тема: «Масленица»

Цели:

Познакомить детей с народным праздником Масленица.

Упражнять в словообразовании.

Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.

Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Оборудование:

Девять кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов.

Детские сковороды с кругом в середине, крупа.

Деревянные ложки.

Готовые блины, начинка для блинов.

Фартуки.

Аудиозаписи: народные.

Ход урока.

I Организационный момент.

( СЛАЙД № 1 )

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать.

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Эмоциональный настрой ( СЛАЙД №2 )

Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете,

почему? ( ответы детей)

_ Да, всё, что вы сказали, верно:

и на улице потеплело, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А

ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий

на нашем уроке…

( СЛАЙД № 3)

Давайте поприветствуем друг- друга. Потрите ладошки. Вы почувствовали

тепло? (ответы детей)

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.

1

Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.

А теперь за работу!

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

_ Ребята, отгадайте загадку.

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

(Весна)

Ш_ Давайте в окошко мы посмотрим, и приметы весны поищем.

(Беседа о весне)

(Слайд № 4) Пальчиковая игра «Весна».

III. Основная часть

( Слайд № 5)

1.

Беседа о русских традициях;

( Слайд № 6)

Этот ребус, друзья, разгадайте.

Тему урока сами узнайте.(ответы детей)

Да, правильно. Тема урока « Масленица»

(Слайд № 7)

Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,

но так полюбился людям , что его празднуют до сих пор. Масленица

продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели

празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются

солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и

посвящен этот праздник.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не

ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся

вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все

соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их

столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь

блинов-солнышек? Тоже семь.

(Слайд №8) Презентация со звуком на тему: «Масленица».

(Слайд №9) Поздравление с Масленицей.

(Слайд № 10)

Из презентации мы узнали, что начинается празднование в первый день

недели- понедельник, его называют «встреча». В этот делают куклу-чучело и

строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.

Вот и вам вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж,

постарайтесь, испеките его до готовности- добавьте в тесто крупу так, чтобы

было похоже на готовый вкусный блинчик.

2

(Детям предлагается засыпать крупой круг в центре (блин)).

Масленицу широкую открываем,

Веселье начинаем!

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте.

(Слайд № 11) Исполнение русской народной песни «Ой, блины, блины,

блины!»

Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные

крепости для игр.

(Слайд №12)

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»(Слайд № 13)

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами.

слушайте внимательно. подсказывайте старательно:

На тарелке он один - называем просто ... (блин).

Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).

Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).

Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).

Огромный, как домище - назовем ... (блинище).

- Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

Лежит на блюде вкусный блин

И грустно ждёт начинки интересной.

Остался он из стопочки один,

Такой несчастный, тоненький и пресный

Ждёт он пока неловкая рука

Нальёт сгущёнки или мёда смело…

И будто бы потом решится он

Съесть его умело. (Слайд № 14)

(Каждому

ребёнку

предлагается

начинить

свой

готовый

длин

разной

начинкой)

-Четвёртый

день-«разгул»,самый весёлый день. Возят чучело на колесе,

катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по

дворам, петь весёлые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

А сейчас вам нужно отгадать загадку.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня… (весна)

3

-К Масленице мы готовы пора и весну звать:

Начинайте , дети

Весну закликати.

Рано, рано

Весну закликати

Зиму провожати.

(дети хором произносят народную закличку)

Приди к нам весна,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

С рожью зернистой,

С пшеничкой золотистой,

С овсом кудрявым,

С ячменём кучерявым!

(Слайд № 15)

Весна:

Ребята, здравствуйте родные!

Я очень рада видеть вас.

Теплу дорогу я открыла

Хочу услышать ваш рассказ,

Поведайте ребята мне-

О том, как рады вы весне.

Учитель:

К весне скорее выходите, и песни вы о ней начните. (Слайд № 16)

( Детьми исполняется песня « А весной» Насауленко)

Весна:

За то, что обычаи старины помните, да встретили меня.

Дарю вам Масленицу.

Она вас напоит, накормит, развеселит.

Душа ль ты, моя Масленица.

Сахарные твои уста, сладкая твоя речь,

Приезжай к нам в гости на широкий двор.

На конях покататься, в блинах поваляться.

Сердцем потешится.

(Слайд № 17)

( под весёлую музыку входит Масленица)

Масленица:

Здравствуйте, дети! Здравствуйте гости!

Я Масленица!

Учитель:

-Наша Масленица ты широка,

В школу к нам пришла

И веселья принесла.

Весна:

Дорогая Масленица, ты надолго к нам пришла?

4

Масленица:

Всего на 7 дней. Мой первый день-встреча, седьмой проводы.

Учитель:

Наша Масленица дорогая,

Ненадолго к нам пришла,

Мы думали на 7 недель,

Оказалось на 7 дней.

Весна:

-А с чем пришла ты Масленица?

Масленица:

Встречайте меня сытостью и довольством.

Чем богаче Масленицу отпразднуете –

Тем богаче год будет.

Учитель:

Пятый день праздника-«вечерки», шестой «посиделки». В субботу ходят друг

к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и

окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был

хороший урожай. Последний день Масленицы – «проводы».

Масленица:

Вы давно блинов ни ели?

Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов,

Румяных да горячих!

Учитель:

А у нас блины с картошкой,

а у нас блины с морошкой,

со сметанкой и вареньем-

это просто объеденье!

Блинчик в ротик отправляем,

Сладким чаем запиваем.

Всю неделю мы должны

Есть румяные блины!

А ещё нам бабушки,

Испекут оладушки!

(Слайд № 18)

(детьми исполняется танец «Бабушка, бабушка испеки оладушки.»)

IV Закрепление пройденного материала.

Масленица:

Молодцы, удальцы!

Таланты показали,

Покажите разум!

Ответьте мне:

-Сколько дней длится Масленица?

-Когда отмечают Масленицу?

-Почему называют праздник Масленицей?

5

-Как нужно готовиться к Масленице?

- Чем сопровождается праздник?

- Когда сжигают соломенную куклу?

- Что считается символом Масленицы?

Молодцы.

Я гуляла с вами, пела и плясала

Весело мне стало

Вы со мной проститесь,

Блинами угоститесь!

Учитель:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Масленицу провожаем, весну оставляем!

Погостила ты у нас, до свиданья, в добрый час!

Масленица, прощай, и наш класс не забывай!

Пусть Весна -Красна принесёт нам тепла!

(Слайд № 19 ,20) Танец с ложками «Прощай Масленица».

V Итог урока.

А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать.

Блины, блины, блины,

Только что испечены,

С пыла, с жара-

Гривенник пара.

Блинчики, блинчики,

Блинчики-оладушки,

Кушайте, кушайте,

Кушайте, ребятушки!

(Слайд № 21)

6



В раздел образования