Напоминание

"Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру"


Автор: Ибрагимова Антонина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Набережные Челны РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру"
Раздел: начальное образование





Назад




Интегрированный урок «Русский язык», «Окружающий мир»

4 класс Бунеев Р.Н. Бунеева О.В.

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Цели:

-

ознакомление

с

обобщённым

лексическим

значением

имени

существительного;

- формирование понятия «имя существительное»;

- развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?», «что?»;

- развитие вербального мышления;

- уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек»;

- воспитание бережного отношения к природе

Оборудование: слайды о природе, звуки природы (аудио).

Ход урока

В

некотором

царстве,

которое

называется «Русский

язык» есть

город

морфология. В этом городе в большом районе живёт очень важный житель. А как

он называется, вы узнаете из телеграммы, в которой буквы зашифрованы (на

доске):

10 14 33 19 21 27 6 19 20 3 10 20 6 13 30 15 16 6

Попробуйте расшифровать (у каждого алфавит). Это имя существительное.

-

Что

это

такое?

А

какие

предметы

обозначает

имя

существительное?

Вопросы.

-Во время занятия мы будем продолжать учиться смотреть на мир глазами

души, а для этого я приглашаю вас на лесную поляну, где будет проходить наш

урок.

Дети просматривают слайды, зарисовки о природе. Звучит фонограмма

звуков природы.

- Назовите и запишите имена существительные, которые мы используем для

описания природы. Дети называют слова и записывают в тетради.

На доске учитель записывает их в графе «Природа»: цветы, солнце, деревья,

животные, горы …

- Докажите, что это имена существительные, какие орфографические задачи

вы решали при записи этих слов? (Учащиеся называют и доказывают признаки

имени существительного, написания орфограммы).

- Перечислите и запишите прекрасные явления, которые существуют в мире

природы.

-

На

уроках

внеклассного

чтения,

когда

речь

шла

о «словах,

творящих

праздник», мы говорили о словах, обозначающих прекрасные явления природы:

восход, закат, рассвет, гроза …

- Представьте картину по стихотворению «Утро» Никитина:

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка.

От зари алый свет разливается. (картинки)

- Как понять: «Ни свет, ни заря», «От зари до зари»

- Какие явления природы изображены на этих картинках? (гроза, снегопад,

закат, восход, рассвет…)

Учащиеся показывают и записывают явления природы. Учитель записывает

на доске предлагаемые существительные.

- Определите и запишите рядом с каждым словом грамматические признаки.

Грамматические

признаки

какого

слова

отличают

его

от

других? Учащиеся

исключают «лишнее слово» (определяют род, склонение).

-

Перечислите

и

запишите

существительные,

которые

относятся

к

миру

людей. Учащиеся называют слова, а учитель записывает некоторые из них на

доске: человек, поступок, мысль, душа, доброта, скромность…

- Можно ли эти слова использовать при описании природы? Что отличает

человека от других живых объектов природы?

Учащиеся:

1)

только человек может мыслить;

2)

только человек совершает поступки, связанные с этими мыслями;

3)

только у человека есть душа, а у животных инстинкты;

4)

доброта, скромность есть только у человека.

- Решите орфографические задачи, определите склонение существительных.

Физкультминутка

Имя

существительное

очень

удивительное.

На

вопросы

«кто?»

и

«что?»

отвечать оно должно.

- Если слово отвечает на вопрос «кто?» - поднимаем руки вверх, если отвечает

на вопрос «что?» - руки вперёд. Если встречаются другие части речи, то надо

приседать.

(луг,

небо,

солнце,

человек,

заяц,

лисица,

хитрая,

закат,

облако,

плывут,

голубые, спешат, ветер, медведь, багаж, летает, снегирь, порхает).

На доске: искусство, творчество, прогресс, наука, образование.

- К какой части речи они относятся? Что обозначают? В какую группу слов

(природа или человек) мы их запишем? Почему? Докажите.

Вывод: «Только человек может мыслить, создавать, творить».

Проблемная ситуация

-

Прочитайте

и

запишите

следующую

группу

слов: рождение,

любовь,

красота, верность, жизнь.

- Определить группу, решить орфографические задачи. Доказать правильность

своего ответа.

Учащиеся делают вывод: «Эти слова относятся как к миру природы, так и к

миру человека». Доказывают:

«Человек – это часть природы, значит, человек и

природа взаимосвязаны».

-

По

каким

признакам

мы

можем

классифицировать

существительные,

с

которыми мы работали на уроке? Почему? Сделайте вывод, обобщите.

Дети:

1)

Все

эти

слова

имена

существительные,

потому

что

обозначают

предмет;

2)

Имена существительные обозначают не только предмет, но и явления,

события, абстрактные понятия – об этом мы узнали на уроке.

На доске: восход, рассвет, утро, цветок, снегопад.

Найдите слова, соответствующие схемам:

- Антонимы: утро, рассвет.

- Образовать прилагательные от существительных: цветок и глагол.

- К какому миру слов они относятся?

- Составьте и запишите предложения по его началу.

«Природа плачет, когда…»

Примерные ответы детей:

1)когда человек загрязняет водоёмы;

2)когда человек убивает животных;

3)когда человек уничтожает леса.

- Как это можно записать одним предложением? Учащиеся: «Природа плачет,

когда человек нарушает гармонию в природе».

Учащиеся называют варианты предложений, доказывают, приходят к общему

выводу. Учитель делает обобщение, записывает новые предложения.

-

Составьте

и

запишите

ещё

одно

предложение

по

его

началу: «Природа

радуется, когда…».

Примерные ответы детей:

1)

когда человек высаживает новые деревья;

2)

когда человек создаёт заповедники;

3)

когда человек слышит и понимает язык природы.

«Природа радуется, когда человек её любит» (картинки)

Плакат с напечатанным текстом:

Не то, что мните вы, природа.

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.Тютчев

Итог урока (аудио-звуки природы).

Делаем вывод об отношении к природе.

Домашнее задание: Написать, что в природе тебя радует больше всего.

Основная

задача

интеграции

(установление

межпредметных

связей)

заключается

в

том,

чтобы

качественно

поднять

уровень

знаний,

умений

и

развития

учащихся

путём

более

глубокого

проникновения

в

объективные

существующие закономерные связи природы и общества.

И н т е г р и р о в а н н ы е

у р о к и

п о в ы ш а ю т

и н т е р е с ,

с п о с о б с т в у ю т

совершенствованию учебного процесса, обеспечивают развитие и воспитание

личности школьников.

Учитель высшей категории муниципального бюджетного образовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучение

предметов»

Ибрагимова Антонина Ивановна

адрес: город Набережные Челны, пр-т Х.Туфана, д. 34 кв. 38

тел.: (8552) 52-84-80

с.тел.: 8-965-615-77-21



В раздел образования