Автор: Ибрагимова Антонина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Набережные Челны РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру"
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок «Русский язык», «Окружающий мир»
4 класс Бунеев Р.Н. Бунеева О.В.
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Цели:
-
ознакомление
с
обобщённым
лексическим
значением
имени
существительного;
- формирование понятия «имя существительное»;
- развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?», «что?»;
- развитие вербального мышления;
- уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек»;
- воспитание бережного отношения к природе
Оборудование: слайды о природе, звуки природы (аудио).
Ход урока
В
некотором
царстве,
которое
называется «Русский
язык» есть
город
морфология. В этом городе в большом районе живёт очень важный житель. А как
он называется, вы узнаете из телеграммы, в которой буквы зашифрованы (на
доске):
10 14 33 19 21 27 6 19 20 3 10 20 6 13 30 15 16 6
Попробуйте расшифровать (у каждого алфавит). Это имя существительное.
-
Что
это
такое?
А
какие
предметы
обозначает
имя
существительное?
Вопросы.
-Во время занятия мы будем продолжать учиться смотреть на мир глазами
души, а для этого я приглашаю вас на лесную поляну, где будет проходить наш
урок.
Дети просматривают слайды, зарисовки о природе. Звучит фонограмма
звуков природы.
- Назовите и запишите имена существительные, которые мы используем для
описания природы. Дети называют слова и записывают в тетради.
На доске учитель записывает их в графе «Природа»: цветы, солнце, деревья,
животные, горы …
- Докажите, что это имена существительные, какие орфографические задачи
вы решали при записи этих слов? (Учащиеся называют и доказывают признаки
имени существительного, написания орфограммы).
- Перечислите и запишите прекрасные явления, которые существуют в мире
природы.
-
На
уроках
внеклассного
чтения,
когда
речь
шла
о «словах,
творящих
праздник», мы говорили о словах, обозначающих прекрасные явления природы:
восход, закат, рассвет, гроза …
- Представьте картину по стихотворению «Утро» Никитина:
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка.
От зари алый свет разливается. (картинки)
- Как понять: «Ни свет, ни заря», «От зари до зари»
- Какие явления природы изображены на этих картинках? (гроза, снегопад,
закат, восход, рассвет…)
Учащиеся показывают и записывают явления природы. Учитель записывает
на доске предлагаемые существительные.
- Определите и запишите рядом с каждым словом грамматические признаки.
Грамматические
признаки
какого
слова
отличают
его
от
других? Учащиеся
исключают «лишнее слово» (определяют род, склонение).
-
Перечислите
и
запишите
существительные,
которые
относятся
к
миру
людей. Учащиеся называют слова, а учитель записывает некоторые из них на
доске: человек, поступок, мысль, душа, доброта, скромность…
- Можно ли эти слова использовать при описании природы? Что отличает
человека от других живых объектов природы?
Учащиеся:
1)
только человек может мыслить;
2)
только человек совершает поступки, связанные с этими мыслями;
3)
только у человека есть душа, а у животных инстинкты;
4)
доброта, скромность есть только у человека.
- Решите орфографические задачи, определите склонение существительных.
Физкультминутка
Имя
существительное
очень
удивительное.
На
вопросы
«кто?»
и
«что?»
отвечать оно должно.
- Если слово отвечает на вопрос «кто?» - поднимаем руки вверх, если отвечает
на вопрос «что?» - руки вперёд. Если встречаются другие части речи, то надо
приседать.
(луг,
небо,
солнце,
человек,
заяц,
лисица,
хитрая,
закат,
облако,
плывут,
голубые, спешат, ветер, медведь, багаж, летает, снегирь, порхает).
На доске: искусство, творчество, прогресс, наука, образование.
- К какой части речи они относятся? Что обозначают? В какую группу слов
(природа или человек) мы их запишем? Почему? Докажите.
Вывод: «Только человек может мыслить, создавать, творить».
Проблемная ситуация
-
Прочитайте
и
запишите
следующую
группу
слов: рождение,
любовь,
красота, верность, жизнь.
- Определить группу, решить орфографические задачи. Доказать правильность
своего ответа.
Учащиеся делают вывод: «Эти слова относятся как к миру природы, так и к
миру человека». Доказывают:
«Человек – это часть природы, значит, человек и
природа взаимосвязаны».
-
По
каким
признакам
мы
можем
классифицировать
существительные,
с
которыми мы работали на уроке? Почему? Сделайте вывод, обобщите.
Дети:
1)
Все
эти
слова
–
имена
существительные,
потому
что
обозначают
предмет;
2)
Имена существительные обозначают не только предмет, но и явления,
события, абстрактные понятия – об этом мы узнали на уроке.
На доске: восход, рассвет, утро, цветок, снегопад.
Найдите слова, соответствующие схемам:
- Антонимы: утро, рассвет.
- Образовать прилагательные от существительных: цветок и глагол.
- К какому миру слов они относятся?
- Составьте и запишите предложения по его началу.
«Природа плачет, когда…»
Примерные ответы детей:
1)когда человек загрязняет водоёмы;
2)когда человек убивает животных;
3)когда человек уничтожает леса.
- Как это можно записать одним предложением? Учащиеся: «Природа плачет,
когда человек нарушает гармонию в природе».
Учащиеся называют варианты предложений, доказывают, приходят к общему
выводу. Учитель делает обобщение, записывает новые предложения.
-
Составьте
и
запишите
ещё
одно
предложение
по
его
началу: «Природа
радуется, когда…».
Примерные ответы детей:
1)
когда человек высаживает новые деревья;
2)
когда человек создаёт заповедники;
3)
когда человек слышит и понимает язык природы.
«Природа радуется, когда человек её любит» (картинки)
Плакат с напечатанным текстом:
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.Тютчев
Итог урока (аудио-звуки природы).
Делаем вывод об отношении к природе.
Домашнее задание: Написать, что в природе тебя радует больше всего.
Основная
задача
интеграции
(установление
межпредметных
связей)
заключается
в
том,
чтобы
качественно
поднять
уровень
знаний,
умений
и
развития
учащихся
путём
более
глубокого
проникновения
в
объективные
существующие закономерные связи природы и общества.
И н т е г р и р о в а н н ы е
у р о к и
п о в ы ш а ю т
и н т е р е с ,
с п о с о б с т в у ю т
совершенствованию учебного процесса, обеспечивают развитие и воспитание
личности школьников.
Учитель высшей категории муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучение
предметов»
Ибрагимова Антонина Ивановна
адрес: город Набережные Челны, пр-т Х.Туфана, д. 34 кв. 38
тел.: (8552) 52-84-80
с.тел.: 8-965-615-77-21