Напоминание

Метапредметный подход в организации образовательного процесса


Автор: Мудрова Галина Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: г. Североморск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Метапредметный подход в организации образовательного процесса
Раздел: полное образование





Назад




Г.А. Мудрова, учитель биологии,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1

г. Североморск

Метапредметный подход в организации образовательного процесса

в профильных классах

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное

же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов

развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще

не знает. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным

учителям, но и футурологам. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно

больший

багаж

знаний,

сколько

обеспечить

его

общекультурное,

личностное

и

познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути,

это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать

развивающий потенциал общего среднего образования. [2]

Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с

оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на

развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено

в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов.

Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся

в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. В 1930

году, как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили.

Советская

школа

вернулась

к

дореволюционной

методике,

в

основе

которой

лежало

предметное обучение.

Сегодня мы говорим

о метапредметном подходе и метапредметных результатах в

обучении

в

связи

с

формированием

универсальных

учебных

действий

как

собственно

психологической составляющей фундаментального ядра образования.

В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка

к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения

нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий проявляется в том,

что

они

носят

надпредметный,

метапредметный

характер,

обеспечивают

целостность

общекультурного

личностного

и

познавательного

развития

и

саморазвития

ребенка,

обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе

организации

и

регуляции

любой

деятельности

ученика

независимо

от

ее

специально-

предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и

формирования психологических особенностей учащегося. Они тесно связаны с достижением

метапредметных

результатов,

то

есть

таких

способов

действия,

когда

учащиеся

могут

принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных

жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются

мобильность,

креативность,

способность

применять

свои

знания

на

практике,

умение

мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока,

традиционных педагогических технологий . [1]

Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем: научить

учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,

в том числе

определять

цели

познавательной

деятельности,

выбирать

необходимые

источники

информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать

полученные

результаты,

организовывать

свою

деятельность,

сотрудничать

с

другими

учениками.

Какие же цели может гарантировать школа (естественно, при определённой познавательной

активности самого ученика и ряда других условий).

Можно выделить четыре вида целей.

1. Цели, моделирующие метапредметные результаты, которых можно достичь при

взаимодействии

ряда

предметов

(например,

формирование

общеучебных

умений

и

навыков,

коммуникативных

и

других

ключевых

навыков,

некоторых

функциональных

навыков).

Реалии

жизни

общеобразовательной

школы

сегодня

таковы,

что

большинство

ее

выпускников планирует продолжать обучение в высших учебных заведениях. Очевидно, что

устремленность молодых людей к получению высшего образования требует изменений в

деятельности

образовательной

системы.

Необходимо

перестроить

учебный

процесс

в

старших классах общеобразовательной школы, сделать его переходным звеном, «мостиком»

между школой и высшим учебным заведением. А для этого нужно изменить не только

методику

проведения

учебных

занятий,

но

и

их

форму.

Вместо

традиционного

комбинированного урока необходимо вводить такие формы учебных занятий, которые учили

бы ученика учиться.

Наиболее подходящей для внесения системных изменений в практику организации

учебного процесса в старшей школе в целом и учебного занятия, в частности, нам показалась

цельно-блочная

технология

В.В.

Гузеева,

которая

позволяет

не

только

оптимизировать

организационную

структуру

учебного

процесса,

но

и

отказаться

от

«особенности»

традиционной, урочной, методики проведения учебного занятия - ориентированности на

среднего ученика.

Ценность предложенной технологии заключается в том, что она предлагает системный

подход к изучаемым объектам, выработку у учащихся умений систематизации и обобщения

логических зависимостей в содержании учебного материала. Кроме того, цельно-блочная

технология позволяет осуществлять обучение старшеклассников общеучебным умениям и

навыкам, необходимым им для успешного овладения различными дисциплинами в высших

учебных заведениях.

2. Цели, определяющие метапредметные результаты, которых можно достичь в

рамках предмета, но можно использовать при изучении других предметов или в иных

видах деятельности.

Вторым

важным

аспектом

в

формировании

метапредметных

навыков

у

старшеклассников является формирование исследовательских умений.

Исследовательская деятельность связана с решением

творческой, исследовательской

задачи

с

заранее

неизвестным

решением

отличие

от

практикума,

служащего

для

иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов,

характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории,

связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими,

сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. [3]

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности,

нормой ее проведения.

Формирование исследовательских навыков у обучающихся 10профильных классов

ведется в рамках элективного курса «Основы исследовательской деятельности учащихся».

Автор программы кандидат педагогических наук А.В. Масленникова.

Очень

важным

аспектом

в

формировании

исследовательских

навыков

является

выполнение практической части программы. Так в соответствии с примерной программой

для среднего полного общего образования на профильном уровне, в 10 классе проводятся

около 25 практических и лабораторных работ по биологии. Само название этих работ

«Наблюдение

клеток

растений,

животных,

бактерий

под

микроскопом,

их

изучение

и

описание»,

«Сравнение

строения

клеток

растении,

животных,

грибов

и

бактерий»,

«Сравнение процессов брожения и дыхания», «Анализ и оценка этических аспектов развития

некоторых

исследований

в

биотехнологии»

отражает

научные

способы

познания.

Выполнение этих работ позволяет

формировать не только предметные умения и навыки,

которые являются специфическими для данной учебной дисциплины, но и универсальные

для многих школьных предметов способы получения и применения знаний.

3.

Цели,

ориентированные

на

усвоение

знаний

и

умений,

обеспечивающих

общекультурную

компетентность

учащихся,

их

способность

разбираться

в

определённых проблемах и объяснять определённые явления действительности.

Проектная деятельность отличается четко обозначенным с самого начала результатом

деятельности

участников

проекта.

Причем

этот

результат

обязательно

ориентирован

на

социальные интересы самих участников.

В

основе

метода

проектов

лежит

креативность,

умение

ориентироваться

в

информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.

Целью проектной деятельности являются:

повышение личной уверенности

каждого участника проектной деятельности, его

самореализации и рефлексии;

развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения

результатов в процессе выполнения творческих заданий;

развитие исследовательских умений. [1]

Обучающиеся старших классов гимназии №1 г. Североморска участвуют в различных

проектах.

Международные с

участием учеников из Виллем Людовик

гимназии

г. Гронингена

(Нидерланды).

Эти

проекты

представляют

исключительный

интерес,

поскольку

фактически

в

них

реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными,

культуроведческими аспектами. Ученики принимали участие в проектах по следующим

темам: «Алкоголь, человек, общество» (2002 год), «Наркотики и табакокурение»(2003 год),

«Региональные ресурсы»(2004 год), «Война и мир» ( 2005 год), «Движение и здоровье»(2006

год), «Климат» ( 2007 год), «Культура и искусство» (2008 год), «Метаморфозы» (2009 год),

«Вода» ( 2010 год).

Монопроекты по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или

темы

программы.

Разумеется,

работа

над

монопроектами

предусматривает

подчас

применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама

проблема

лежит

в

одной

предметной

области.

Например,

«Развитие

организмов

и

окружающая

среда»,

«История формирования сообществ живых организмов. Основные

биомы суши и Мирового океана», «Основные черты эволюции животного и растительного мира»

(биология), «Многогранники в окружающем нас мире» (математика)

Межпредметные проекты.

Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три

предмета,

или

достаточно

объемные,

продолжительные,

общешкольные,

планирующие

решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта

(например, такие проекты, как: «Радиация и здоровье», «Иррациональность в архитектуре»,

«Алкоголь. Здоровье. Общество».

4.

Цели, ориентированные на усвоение знаний и умений, имеющих опорное значение

для профессионального образования определённого профиля.

Профильное обучение

- это система обучения, направленная на развитие специальных

способностей учеников и дальнейшее развитие у них интереса к определенной области

профессиональной деятельности; выбор учебного заведения для продолжения образования,

приобретение способности ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и

в

системе

профессионального

образования,

в

собственных

интересах

и

возможностях,

экономических условиях; подготовленность

к условиям обучения в профессиональном

учебном заведении.

Реализации этой цели в гимназии способствует:

учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие

специализацию каждого конкретного профиля обучения;

элективные

курсы,

способствующие

осуществлению

профессиональной

направленности обучения;

• психологическая

служба

гимназии

осуществляют

психологическое

сопровождение

учащихся, родителей, педагогов ОУ в образовательном процессе.

Таким образом, общие цели школьного образования нельзя представить как простую

совокупность целей изучения учебных предметов. Образовательный процесс включает в себя

и

учебный

процесс,

и

дополнительное

образование

детей,

и

их

социально-творческую

деятельность, и практику повседневной школьной жизни.

Только такой метапредметный

подход

будет

способствовать

формированию

личности

учащихся,

овладение

ими

универсальными

способами

учебной

деятельности,

обеспечивающими

успешность

в

познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Список литературы

1.

Концепция федеральных образовательных стандартов общего

образования:проект/

Р о с .

а к а д .

о б р а з о в а н и я ;

п о д

р е д .А.М.Кондакова,

А.А.Кузнецова.-М.:

Просвещение,2008.-39с.

2.

Лебедев О.Е.

Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии.-

2004.-№5.-С.3-12.

3.

Леонтьева

А.В.

Проектно-исследовательская

деятельность

как

форма

развития

творческого потенциала школьников / А.В. Леонтьева // Биология в школе.-2010.-

№1.-С.53-57.

4.

Полат Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат// Новые педагогические и информационные

технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.

Петров;

под

ред.

Е.С.

Полат.-

4-е

изд.,

стер.

-

М.:

Издательский

центр

«Академия»,2009.- С.65- 144.



В раздел образования