Автор: Демидова Юлия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПбГБУСО приют для детей "Транзит"
Населённый пункт: Санкт Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в приобщении детей к декоративно-прикладной деятельности
Раздел: среднее профессиональное
Роль педагога в приобщении детей к декоративно-
прикладной деятельности.
Будучи включенным в декоративно-прикладную деятельность любой
ребёнок имеет возможность проявлять свои творческие способности и
самовыражаться.
Важную роль в приобщении детей к декоративно-прикладному творчеству
играют творческие занятия. Именно в условиях занятий возможно
целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и
самостоятельности детей, что является залогом формирования определенных
наклонностей и способностей. Занятия декоративно-прикладным
творчеством позволяют, одновременно с формированием эстетического
вкуса, вооружать детей техническими знаниями, развивать у них трудовые
умения и навыки.
Задача педагога, используя определённые приёмы и методы, вовлечь
ребёнка в увлекательный процесс создания полезных и красивых изделий.
При этом необходимо:
1. Соблюдаются некоторые правила:
*виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми,
направлены на реализацию личных интересов членов группы;
*необходимо учитывать основные черты коллективной и индивидуальной
деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и
педагога;
*деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей и
должна быть организованна по принципу «от простого к сложному».
2. Использовать различные виды деятельности:
*Игра - влияет на формирование произвольности психических процессов.
Так, включая в трудовую деятельность игровые моменты, у детей начинает
развиваться произвольное внимание и интерес. В условиях игры дети
сосредоточиваются лучше, запоминают больше и работают с интересом.
*Труд – формирует привычку к трудовому усилию, умение довести дело до
конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и
стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества.
Согласованность и точность движений в труде, полученный результат
формируют умение создавать и ценить полученный результат, развивает
трудовые умения и навыки.
*Учение - способствует умственному развитию, умению анализировать,
сравнивать, обобщать, а также развивать потребность получать новые
знания, овладевать умениями и навыками.
*Общение - устанавливает и развивает контакты между ребёнком и
педагогом (межличностное общение) и детьми и педагогом (межгрупповое
общение). Порождает потребность совместной деятельности и включает в
себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен
информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию
(восприятие и понимание партнера)
.
Без общения невозможна ни какая
деятельность.
*Творчество - одновременно с формированием эстетического вкуса,
раскрывает разнообразные стороны окружающего мира, развивает
творческое воображение, мышление.
3. Учитывать следующие принципы:
*объекты труда не должны требовать значительных материально-
технических затрат, техническое оснащение должно быть подготовлено
заранее;
*задания должны носить прикладной, утилитарный характер и могут
выполняться детьми для собственных нужд, что стимулирует интерес к
работе;
*дети в праве по собственному усмотрению выбирать изделия, их
композицию, цветовую гамму и т.п., что способствует развитию
самостоятельности и творческого начала;
* начинать занятия необходимо с показа больших, красочных, производящих
впечатление иллюстрации или образцов, выполненных либо самим
педагогом, либо другими детьми;
* важно на занятиях рассказывать детям об истории того или иного вида
декоративно-прикладного творчества, использовать стихи, загадки и т.п.. Это
всегда интересно, а интерес на занятии – залог успешной работы.
*организовывать выставки творческих работ, создавать атмосферы
состязательности между детьми, что может стимулировать высокие
результаты итогов обучения различным видам декоративно – прикладного
творчества.
Работа педагога начинается с пробуждения у ребёнка интереса к
декоративно-прикладной деятельности и создания внутреннего настроя на
выдумку и наилучшее выполнение дела. Затем ребёнок включается в
трудовую деятельность, проявляя и реализуя свои фантазию, умения и
творческие способности.
Роль педагога сделать занятие увлекательным, насыщенным действиями,
давать простор детской инициативе, самостоятельности. Из процесса занятий
следует исключить всякого рода принуждение, нужно очень деликатно влиять
на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и
воображения. Только при таком руководстве занятия проходят успешно,
результативно, в доброжелательной и творческой обстановке.