Автор: Кузнецова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Артикуляция как важнейший компонент выразительности пения в условиях работы детской вокально-эстрадной студии."
Раздел: дополнительное образование
МАОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»
муниципального образования города Чебоксары
- столицы Чувашской Республики
Артикуляция как важнейший компонент
выразительности пения в условиях работы
детской вокально-эстрадной студии
Методические рекомендации
Автор: педагог дополнительного образования
Кузнецова Елена Александровна
Чебоксары 2017
1
Печатается
по
решению
научно-методического
совета
Дворца
детского
и
юношеского творчества города Чебоксары – столицы Чувашской Республики.
Рецензент: Баженова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры сольного
пения музыкально-педагогического факультета ГОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им.И.Я.Яковлева».
Предлагаемая методическая разработка является методической рекомендацией для
преподавания вокала в работе с детьми. В ней обобщен опыт деятельности детской
вокально-эстрадной студии, руководитель которой основывается на своем опыте, а также
других
частных
методиках
российских
и
зарубежных
специалистов.
Здесь
объемно,
доступно
и
систематизировано
раскрываются
методы
и
приемы
работы
педагога по
развитию артикуляционного аппарат у детей и улучшению дикции.
Не
претендуя
на
универсальность,
методические
рекомендации
могут
стать
полезным
пособием
для
начинающих
педагогов,
работающих
с
детьми.
Для
более
опытных коллег эти материалы помогут частично пополнить имеющийся методический
арсенал новыми приемами работы, более рационально организовывать учебный процесс.
Методическая разработка так же может быть рекомендована широкому кругу лиц —
всем тем, кто желает развить свой артикуляционный аппарат и улучшить дикцию.
©
«Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования
города Чебоксары - столицы Чувашской Республики
2017.
2
Оглавление
От автора……………………………………………………………………………………..4
1. Артикуляция — как важнейший компонент в работе над выработкой дикционных,
выразительных качеств вокалиста………………………………………………………….5
2. Артикуляционная гимнастика…………………………………………………………....5
2.1. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики….5
2.2. Организация проведения артикуляционной гимнастики……………………....6
2.3. Комплекс упражнений, направленный на развитие артикуляционного
аппарата………………………………………………………………………………..6
2.3.1. Упражнения для губ………………………………………………………6
2.3.2. Упражнения для развития подвижности губ……………………………7
2.3.3. Упражнения для щек……………………………………………………...8
2.3.4. Упражнения для развития мышц языка.....................................................8
2.3.5. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти…………….9
2.3.6. Освобождение челюстей от зажима……………………………………..10
2.3.7. Тренировка мышц глотки и мягкого неба……………………………….11
3. Упражнения для тренировки речевого аппарата……………………………………….12
4. Скороговорки……………………………………………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………………………..16
Библиографический список………………………………………………………………...17
3
От автора
Ежегодно
десятки
девочек
и
мальчиков
приходят
в
учреждения
дополнительного
образования, чтобы научиться петь. Многие из них мечтают о сцене, а некоторые даже о
певческой карьере. В последние 13-15 лет можно отметить значительный рост числа
детских вокальных коллективов, за счет распространения такой формы музыкального
воспитания, как детские вокально-эстрадные студии. Интерес детей, родителей, наконец,
зрительской аудитории к этому виду художественного творчества чрезвычайно велик.
Свидетельство тому – множество детских эстрадных концертных программ, конкурсов
юных
исполнителей
эстрадной
песни,
где
со
всей
очевидностью
проявляются
как
несомненные
успехи
в
развитии
жанра,
так
и
некоторые
негативные
тенденции
в работе педагогов.
Прислушиваясь к манере пения и характеру звучания голоса у детей, нетрудно
заметить, что одним из основных дефектов является дикция (вялая дикция, утрированная
дикция). Эти ошибки, как правило, связаны с дефектами вокального воспитания. Одной из
причин этого следует назвать недостаточное внимание педагогов (особенно, работающих в
эстрадном
жанре)
к
проблеме развития
артикуляционного
аппарата
у
детей
и
формирования у них правильной дикции.
4
Что отличает пение человека от пения птиц? Слово. Слова, соединенные с музыкой в
единое целое могут сильнее воздействовать на слушателя, чем одна музыка.
Слово должно
быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким. Произнесение
слов в пении столь же важно, как и вокал. Поэтому, обучаясь вокалу, не стоит забывать о
такой полезной вещи, как дикция. Вокальная дикция не меньше важна, чем разговорная. В
обычной жизни люди с хорошей дикцией обращают на себя внимание, внушают большее
доверие, лучше налаживают контакт с собеседником. Тоже и в вокале. Только здесь ваш
собеседник
–
слушатель.
Певец
гораздо
выразительнее
и
интереснее,
если
хорошо
«подает»
текст.
Плохая
дикция
певца
даже
раздражает
ухо.
Занимаясь
вокалом,
тренируйте хорошее произнесение слов. Это отлично поможет вам наладить дикцию и в
разговорной речи.
Дикция
является
средством
донесения
текстового
содержания
произведения,
и
одним из важнейших средств художественной выразительности пения.
Под дикцией
(от лат. dictio)
понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех
звуков с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз.
Четкое
и
ясное
произнесении
слов
обеспечивается
за
счет
правильной
артикуляции
каждого звука.
Артикуляция (
о т
л а т.
articulatio) -
работа
органов
речи,
необходимая
для
произнесения звуков речи. Артикуляция — важнейшая часть всей вокальной работы. Она
тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Только при
хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя.
Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки
речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. К артикуляционному
аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка,
гортань.
Артикуляционный аппарат у детей нуждается в развитии. Необходимо проводить
специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при
пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней
челюсти, свободное расположение языка во рту, — все это влияет на качество детского
исполнения.
Комплекс
упражнений,
направленный
на
развитие
артикуляционного
аппарата,
называется артикуляционной гимнастикой.
Цель
артикуляционной
гимнастики -
выработка
полноценных
движений
и
определенных
положений
органов
артикуляционного
аппарата,
необходимых
для
правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у
детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения в начале занятия по 3-5 минут.
2 .
К а ж д о е
у п р а ж н е н и е
в ы п о л н я е т с я
п о
5 - 7
р а з .
3.
При
отборе
упражнений
для
артикуляционной
гимнастики
надо
соблюдать
определенную
последовательность,
идти
от
простых
упражнений
к
более
сложным.
П р о в о д и т ь
и х
л у ч ш е
э м о ц и о н а л ь н о ,
в
и г р о в о й
ф о р м е .
4. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для
повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно
5
хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
Д л я
е г о
з а к р е п л е н и я
м о ж н о
п р и д у м а т ь
н о в ы е
и г р о в ы е
п р и е м ы .
5.
Ребенок
должен
хорошо
видеть
лицо
взрослого,
а
также
свое
лицо,
чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок
и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед
настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом
(примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к
н
е
м
у
.
6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый,
проводящий
артикуляционную
гимнастику,
должен
следить
за
качеством
выполняемых
ребенком
движений:
точность
движения,
плавность,
темп
выполнения,
устойчивость,
переход
от
одного
движения
к
другому.
Также
важно
следить,
чтобы
движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой
и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает
с в о е й
ц е л и .
4 .
П о д х о д и т ь
к
в ы п о л н е н и ю
у п р а ж н е н и й
т в о р ч е с к и .
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений
органов
артикуляционного
аппарата.
Постепенно
напряжение
исчезает,
движения
с т а н о в я т с я
н е п р и н у ж д е н н ы м и
и
в м е с т е
с
т е м
ко о р д и н и р о в а н н ы м и .
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией
и включает в себя комплекс упражнений, направленный на развитие артикуляционного
аппарата.
В комплекс упражнений входят:
- Упражнения для губ.
- Упражнения для развития подвижности губ.
- Упражнения для щек.
- Упражнения для развития мышц языка
.
- Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
- Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как
статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической
координации речевых движений.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
6
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
7. Уточка.
Вытянуть губы вперед как можно сильнее, стремясь изобразить клюв уточки.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Почесывание.
На счет «раз» — нижние зубы почесывают верхнюю губу.
На счет «два» — верхние зубы почесывают нижнюю губу.
Упражнение
можно
делать
довольно
быстро,
если
проводить
зубами
по
губе
одним
почесывающим движением, с быстрой сменой губ.
3. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
4. Уголки.
Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно, как для поцелуя).
На счет «раз» — «пятачок» двигается вправо.
На счет «два» — «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремится то к правому, то к
левому уголкам губ.
5. Вертикаль.
На счет «раз» — «пятачок» двигается вверх, к носу.
На счет «два» — пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения
по вертикали.
6. Крест.
На счет «раз» — «пятачок» двигается вверх.
На счет «два» — пятачок двигается вниз.
На счет «три» — «пятачок» двигается влево.
На счет «четыре» — «пятачок» двигается вправо.
7. Круги.
Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой
стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.
8. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
9. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы
при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
10. Шторки.
На счет «раз» — верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.
На счет «два» — губа возвращается на место.
На счет «три» — нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы.
На счет «четыре» — губа возвращается на место.
Движения
губ
напоминают
движение
шторок,
которые
поочередно
открываются
и
закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе.
11. Жвачка.
Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.
12. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут
вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Если губы совсем слабые:
7
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для щек.
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой
и шумом.
Артикуляционная гимнастика для языка.
Упражнения помогут вам выработать полноценные движения языка, необходимые для
правильного произношения звуков.
1. Часовая стрелка.
Вращать языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке. Челюсти разомкнуты. Язык
по кругу гладит верхние и нижние десны. Вращать языком за губами против часовой
стрелки.
2. Жало.
Узкий язык высунуть как можно дальше изо рта. Кончик языка должен быть острым.
На счет «раз» — острым языком «ужалить» противника.
На счет «два» — язык убрать в глубь рта.
3. Шпага.
Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней
стороны.
На счет «раз» — «укол» в правую щеку.
На счет «два» — «укол» в левую щеку.
4. Чашечка.
Рот раскрыть. Широкий язык высунуть изо рта и поднять кверху. Подержать язык в таком
положении 8-10 секунд и убрать в рот.
5. Качели.
Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.
На счет «раз» — язык тянется к носу.
На счет «два» — язык тянется к подбородку.
6. Горка.
Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным
зубам. Широкий язык (или спинку языка) «выкатывать» вперед горкой и убирать в глубь
рта.
На счет «раз» — спинка языка выкатывается.
На счет «два» — спинка языка убирается назад.
Рот открыт и зафиксирован в одном положении.
7. Цоканье.
8
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, сильно отрывая язык со звуком. Рот широко
открыть. Тянуть подъязычную связку, «поцокать», убыстряя темп.
8. Поглаживание.
Рот приоткрыт. Язык начинает поглаживающее движение от верхних зубов к альвеолам,
далее по твердому нёбу и, загибаясь вовнутрь, гладит мягкое нёбо. Возвращается по нёбу
к зубам.
На счет «раз» — язык двигается от зубов к мягкому нёбу.
На счет «два» — язык двигается от мягкого нёба к зубам.
Упражнение способствует хорошей растяжке подъязычной связки.
9. Пулемет.
Рот приоткрыт. Кончик языка касается корней верхних зубов. Строчить языком как из
пулемета со звуками т-т-т-т-т-т, затем со звуками д-д-д-д-д-д.
10.Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
11. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз
нижнюю челюсть.
12. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого
нёба.
13. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
14. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается
примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не
высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на
счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" -
челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в
обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и
осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и
мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным
произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх,
поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот.
Расслабиться.
7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под
челюстью ребенка).
8. . Дразнилки.
9
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.
9. . Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
10. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
11. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
12. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными
звуками, требующими широкого раскрытия рта.
- Мал, да удал.
- Два сапога - пара.
- Нашла коса на камень.
- Знай край, да не падай.
- Каков рыбак, такова и рыбка.
- Под лежачий камень вода не течет.
- У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась
свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Освобождение челюстей от зажима.
Нижняя челюсть прикрепляется к верхней челюсти очень сильными мышцами. Эти
мышцы находятся около ушей, и их движение можно проконтролировать с помощью
указательных пальцев.
Мягкое и свободное движение нижней челюсти играет большую роль в процессе
говорения. Если рот хорошо открывается, то улучшается звучание голоса и повышается
разборчивость речи. Если челюсти зажаты, то человек говорит сквозь зубы, как будто
«цедит» слова, и производит неприятное впечатление на собеседников.
Чтобы
освободить
нижнюю
челюсть
от
зажимов,
полезно
делать
следующие
упражнения:
1. Ямки.
10
Мягко опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока указательные пальцы рук не ощутят
околоушные впадины или ямки, которые образуются перед козелком (небольшим
отростком, находящимся перед входом в ухо). При хорошем расслаблении мышц пальцы
легко попадают в ямки.
На счет «раз» — медленно опускать челюсть, погружая кончики указательных пальцев в
образовавшиеся ямки.
На счет «два» — поднять челюсть, убрав указательные пальцы из ямок.
2. Ленивый алфавит.
Мягко,
лениво
опускать
нижнюю
челюсть,
контролируя
указательными
пальцами
появление околоушных ямок. При движении челюсти вниз произносить согласные звуки в
алфавитном порядке с добавлением гласного «а».
Алфавит произносить протяжно, лениво, негромко.
Ба-а-а Па-а-а Жа-а-а Ма-а-а Са-а-а Ца-а-а Ва-а-а За-а-а На-а-а Та-а-а
Ча-а-а Га-а-а Ка-а-а Фа-а-а Ша-а-а Да-а-а Ла-а-а Ра-а-а Ха-а-а Ща-а-а
3. Кивающая голова.
Мягко наклоняем голову вперед. Пальцы рук сплетены за головой, ладони обхватывают
шею сзади. Медленно откидывая голову назад, расцепляем пальцы и поглаживающим
движением задней и боковых частей шеи снимаем руки. Затем — кивок вперед.
При каждом откидывании головы назад произносим звуки ленивого алфавита:
Ба-о, Ва-о, Га-о, Да-о, Жа-о, За-о, Ка-о, Ла-о, Ма-о, На-о,
Па-о, Ра-о, Са-о, Та-о, Фа-о, Ха-о, Ца-о, Ча-о, Ша-о, Ща-о
Упражнение снимает зажимы с затылочных мышц и мышц, держащих нижнюю челюсть.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту.
8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на
затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
9. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется
от звука "а" паузой.
11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
11
Упражнения для тренировки речевого аппарата.
Энергично произнесите:
1. П-Б, П-Б, П-Б…
Т-Д, Т-Д, Т-Д…
К-Г, К-Г, К-Г…
Ф-В, Ф-В, Ф-В…
2. ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ…(2-4 раза подряд)
БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ…(2-4 раза подряд)
ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ
БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ
ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ
БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ
КУ-КО-КА-КЭ-КИ-КЫ…(2-4 раза подряд)
ГУ-ГО-ГА-ГЭ-ГИ-ГЫ…(2-4 раза подряд)
КУ-КО-КА-КЭ-КИ-КЫ
ГУ-ГО-ГА-ГЭ-ГИ-ГЫ
КУ-КО-КА-КЭ-КИ-КЫ
ГУ-ГО-ГА-ГЭ-ГИ-ГЫ
ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ
БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ
КУ-КО-КА-КЭ-КИ-КЫ
ГУ-ГО-ГА-ГЭ-ГИ-ГЫ
ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТИ-ТЫ…(2-4 раза подряд)
ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДИ-ДЫ…(2-4 раза подряд)
ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТИ-ТЫ
ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДИ-ДЫ
ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТИ-ТЫ
ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДИ-ДЫ
ФУ-ФО-ФА-ФЭ-ФИ-ФЫ…(2-4 раза подряд)
ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВИ-ВЫ…(2-4 раза подряд)
ФУ-ФО-ФА-ФЭ-ФИ-ФЫ
ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВИ-ВЫ
ФУ-ФО-ФА-ФЭ-ФИ-ФЫ
ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВИ-ВЫ
12
ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТИ-ТЫ
ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДИ-ДЫ
ФУ-ФО-ФА-ФЭ-ФИ-ФЫ
ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВИ-ВЫ
3. РЛУ-РЛО-РЛА-РЛЭ-РЛИ-РЛЫ…(2-4 раза подряд)
ЛРУ-ЛРО-ЛРА-ЛРЭ-ЛРИ-ЛРЫ…(2-4 раза подряд)
РЛУ-РЛО-РЛА-РЛЭ-РЛИ-РЛЫ
ЛРУ-ЛРО-ЛРА-ЛРЭ-ЛРИ-ЛРЫ
РЛУ-РЛО-РЛА-РЛЭ-РЛИ-РЛЫ
ЛРУ-ЛРО-ЛРА-ЛРЭ-ЛРИ-ЛРЫ
ТРУ-ТРО-ТРА-ТРЭ-ТРИ-ТРЫ…(2-4 раза подряд)
РТУ-РТО-РТА-РТЭ-РТИ-РТЫ…(2-4 раза подряд)
ТРУ-ТРО-ТРА-ТРЭ-ТРИ-ТРЫ
РТУ-РТО-РТА-РТЭ-РТИ-РТЫ
ТРУ-ТРО-ТРА-ТРЭ-ТРИ-ТРЫ
РТУ-РТО-РТА-РТЭ-РТИ-РТЫ
и т. д.
СТУ-СТО_СТА-СТЭ-СТИ-СТЫ
ЗДУ-ЗДО-ЗДА-ЗДЭ-ЗДИ-ЗДЫ
ПТУ -ПТО- ПТА -ПТЭ- ПТИ- ПТЫ
ХТУ -ХТО- ХТА -ХТЭ-ХТИ –ХТЫ
КТУ-КТО -КТА - КТЭ-КТИ –КТЫ
НТУ-НТО -НТА - НТЭ-НТИ -НТЫ
МТУ-МТО -МТА - МТЭ-МТИ -МТЫ
ФТУ-ФТО -ФТА - ФТЭ-ФТИ -ФТЫ
4. ПКТУ-ПКТО-ПКТА-ПКТЭ-ПКТИ-ПКТЫ
КПТУ-КПТО-КПТА-КПТЭ-КПТИ-КПТЫ
ДБГУ-ДБГО-ДБГА-ДБГЭ-ДГБИ- ДГБЫ
БГДУ-БГДО-БГДА-БГДЭ-БГДИ-БГДЫ
ДБГУ- БГДУ-ДБГО- БГДО- ДБГА- БГДА-ДБГЭ- БГДЭ- ДГБИ- БГДИ- ДГБЫ-БГДЫ
13
Выполняя эти упражнения, вы тренируете весь речевой аппарат, постепенно
развиваете мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок),
необходимых для произнесения звуков.
Для тренировки голосового аппарата вокалиста очень хороши скороговорки.
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно
использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных
для
произношения.
Чтение
скороговорок
следует
начинать
в
замедленном
темпе,
отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп,
но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Вот небольшая подборка скороговорок, используемая на занятиях с детьми в студии:
Шла кукушка мимо сада, поклевала всю рассаду.
Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку.
Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор.
Опять пять ребят нашли пять опят.
Батон, бублик, баранку пекарь испек спозаранку.
Купили нашей Вареньке варежки и валенки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Хохлатые хохотушки хором хохотали.
Сорока и ворона варили макароны.
Кузьма Кузьмич продавал кирпич, Илья Ильич покупал кирпич.
Слишком много ножек у сороконожек.
У елки иголки колки.
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
У Саши в каше, сыворотка из-под простокваши.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Ужа жалила ужица, ужу с ужицей не ужица.
Вот Кондрат, так Кондрат, зуб сломал об мармелад.
Спит спокойно сытый сом, смотрит сладко сотый сон.
14
Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
Как сверлом, сверлил сверчок, просверлил – и вдруг молчок…
Почему сверлить не стал? Может быть, сверло сломал?
Как на горке, на пригорке встали двадцать два Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка – и т.д.
Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это
улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не
тяжелить, а активизировать. Постепенно старайтесь произносить скороговрки на одном
дыхании
.
Вокальную
дикцию
можно
совершенствовать
и
при
помощи
«вокальных
скороговорок». Это скороговорки соединенные с мелодией, которые можно спеть.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух и «про
себя» поэтических и прозаических текстов.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и
свободно, без особого напряжения
.
Аналогичная работа проводится и при работе над текстом песни.
15
Заключение
После
всех
этих
советов
и
упражнений
делаем
вывод,
подводим
итог:
чтобы добиться хороших результатов в произношении, надо работать над развитием и
усовершенствованием артикуляционного
аппарата,
разрабатывать
его
технические
возможности.
В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный
контроль, внимание. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов
определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И
наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.
Артикуляция в пении — один из важных компонентов в работе над выработкой
дикционных, выразительных качеств вокалиста. Это не только правильное выговаривание
гласных и согласных, отдельных слогов и звуков, их вокальность, умение жестко или
мягко
произносить
их,
переносить
по
особому,
не
грамматическому,
а
вокальному
принципу.
Артикуляция
вокалиста
-
это
высокая
культура
обращения
со
словом,
с
поэтическим
текстом,
уважение
к
нему,
выстраивание
такой
концепции
вокального
искусства, когда слово и мелодия равнозначны, различимы, звучат слитно.
Внятное, разборчивое исполнение вокального произведения — это вежливость
любого
поющего
по
отношению
к
слушателю.
Навыки
правильной
артикуляции
необходимо
формировать с самых первых занятий.
В детском вокальном коллективе трудно
добиваться
артикуляционного,
образного
единства,
без
которого
невозможно
совершенство дикции. Но тем и «вкуснее»
детский коллектив, чье исполнение полно
артистизма и выразительности, а хорошее произношение помогает глубокому раскрытию
художественного образа.
Регулярно
занимаясь
с
детьми
по
изложенной
системе,
вы
разовьете
артикуляционный аппарат у детей, добьетесь отличной дикции, а пение, будь то сольное
или ансамблевое, станет намного выразительнее. Главное – желание и трудолюбие!
16
Список литературы:
1.
Алферова
Л.Д. Речевой
тренинг: дикция
и
произношение.
(Пособие
для
самостоятельной работы) – СПб., 2003.
2.
Варламов А.Е. Полная школа пения. – СПб.: Планета музыки, 2008.
3.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. – Изд. 4-е. –
Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4.
Емельянов Е. Развитие голоса. СПб.: Лань, 2010.
5.
Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. Музыка: искусство, наука,
мастерство. №7. М.: Ленанд, 2016.
6.
Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. –
М.: АСТ: Астрель, 2007.
7.
Маркуорт Линда. Самоучитель по пению: пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
8.
Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие. – СПб.: Издательство
«Лань», 2007.
9.
Сафронова О. Распевки. Хрестоматия для вокалистов. – СПб.: Лань, 2009.
17